Индивидуальный проект ученицы 9 класса по теме "Зачем нужны псевдонимы или кто скрывается под маской?"
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt.docx | 53.44 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города ОМСКА
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
Индивидуальный проект
Тема:
Зачем нужны псевдонимы или кто скрывается под маской?
Направленность проекта:
Литература, история
Тип проекта:
Исследовательский
Автор проекта:
Ермолович Анастасия Константиновна
93 класс
Руководитель:
Карант Софья Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
Сроки выполнения 2019 – 2021 гг.
Проект допущен к защите __________________________________
ФИО руководителя проекта подпись, число
Итоговая оценка за реализацию проекта: _______________________________
отметка/ зачет/ незачет
Председатель школьной
комиссии: ______________________/_______________________
подпись ФИО
Омск, 2021 год
Содержание
Введение 3
Глава 1. История псевдонимов 5
1.1 Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов 5
1.2 Когда появились псевдонимы 6
1.3 Зачем нужны псевдонимы? 7
1.4 Проба пера 8
1.5 Цензура 9
1.6 Сословные предрассудки 10
1.7 Другая профессия 10
1.8 Наличие однофамильцев 11
1.9 Неблагозвучность и обыденность 11
1.10 Определённые ассоциации 12
1.11 Комический эффект 13
1.12 Мистификация 14
1.13 Влияние интернета 14
1.14 Какие бывают псевдонимы? 16
1.15 Кто скрывается под маской? 20
Глава 2. Анкетирование 26
Заключение 27
Используемая литература 29
Интернет – источники 29
Приложение 30
ВВЕДЕНИЕ
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.
Актуальность проекта: заключается в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).
Цель проекта: познакомить с понятием «псевдоним», выяснить, почему творческие люди берут себе псевдонимы, проанализировать наиболее типичные случаи образования и функционирования псевдонимов.
Задачи проекта:
1.Собрать материал по теме.
2.Найти определение слова «псевдоним».
3.Проследить историю возникновения псевдонимов.
4.Исследовать способы и условия возникновения псевдонимов. Привести примеры псевдонимов
5.Сравнить и проанализировать собранные материалы.
6. Провести анкетирвание обучающихся 6-9 классов (выявление знаний о псевдонимах и их использовании в жизни школьников)
7.В результате исследования установить причины выбора псевдонимов.
Для достижения цели я использовала следующие методы:
- Изучение теоретического материала по теме;
- Анализ, обобщение и систематизация полученных сведений;
- Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.
Объект исследования - литературный псевдоним, потому что мне всегда было интересно, почему творческие люди часто берут себе псевдонимы.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПСЕВДОНИМОВ
1.1 Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов.
Псевдоним (pseudos-ложь,onyma- имя; греч.) – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое.
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Но прозвища еще древнее, чем псевдонимы. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов. Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, т. е.«муравейник» (на санскрите). Откуда такое странное прозвище? Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище…
Использование псевдонимов может быть обусловлено различными общественными и биографическими факторами: подчеркивание традиции, национальной принадлежности, творческие и человеческие качества. Первые труды, посвященные псевдонимам и их феномену, появляются в эпоху Возрождения. Приблизительно в 1652 году И. Сауэрсом был опубликован труд «О подписях и знаках, под которыми скрыты истинные имена».
Первые словари псевдонимов появились в 17 веке. Тогда же французом
Андриеном Байе был написан трактат, в котором впервые описывались причины замены писателями своих имен другими, а также способы, с помощью которых этим замены производились.
В России изучением этого вопроса занялись несколько позже. В 1874 г. на свет появляется "Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков", составленный Н.Голицыным.
Наиболее же авторитетным русским источником по этой теме и по сегодняшний день считается словарь И.Ф.Масанова, последнее (четырехтомное) издание которого датируется 1956- 1960г.г. В нем собрано свыше 80 тысяч псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Сравнительно недавно написаны работы другого русского исследователя В.Г.Дмитриева: «Скрывшие свое имя» (1977г.) и «Придуманные имена» (1986 г.) Основное внимание в них уделяется как раз тем вопросам, которые поставлены и во главу угла нашего исследования.
В.Дмитриев предлагает наиболее универсальную схему классификации псевдонимов, положив в ее основу способ образования псевдонимов и разделив их на две большие группы: связанные с истинными именами и не связанные с ними. В первом случае имя автора поддается расшифровке, во втором - нет. Псевдонимы второго типа более разнообразны, именно они будут рассматриваться нами в первую очередь.
1.2 Когда появились псевдонимы?
Первые труды, посвященные псевдонимам и их феномену, появляются в эпоху Возрождения. Приблизительно в 1652 году И. Сауэрсом был опубликован труд «О подписях и знаках, под которыми скрыты истинные имена». Несколькими годами позже увидел свет трактат Винсента Плакция «Обозрение анонимов и псевдонимов», где автор пытался проанализировать причины и способы образования псевдонимов, а также оценить их влияние на жизнь человека. И уже в 1690 году французский ученый Адриан Байе издает сборник, в котором пытается классифицировать «чужие, ложные, придуманные, нарочито вывороченные и переведенные на другой язык фамилии», который позже разросся до нескольких тысяч.
1.3 Зачем нужны псевдонимы?
Интересно рассмотреть причины, по которым люди берут псевдонимы. Существует три точки зрения на роль имени в судьбе человека. Известный философ П.Флоренский считал, что имя во многом определяет судьбу человека и даже тип его личности. По неокантианству считается, что имя, в силу своей произвольности и случайности, никак не влияет на человека. Другой исследователь имён Мартин Хайдеггер утверждал, что имя и его носитель неразрывно связаны, но при этом имя само по себе не имеет отношения к произведению.
Так что же такое псевдоним? Влияет ли смена имени на судьбу автора и его произведений? В ряде случаев мы смело можем ответить «да». С другой стороны, причины, по которым автор прибегает к замене своего имени другим, могут быть и вполне прозаическими. К тому же, их может быть сразу несколько, что будет видно из примеров.
1.4 Проба пера
Это один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?
Вот имена поэтов, попадающих в эту категорию и их псевдонимы, имеющие отношение к данному случаю.
С.Есенин - 1) Метеор 2) Аристон
Гоголь - В.Алов
И.Крылов - 1) без подписи 2) И.Кр. 3) Кр.
Лермонтов - L.
В.Маяковский - 1) -ъ 2) В. 3) М. 4) В.М.
Н.Некрасов - Н.Н.
А.Пушкин -1) Александр Н.к.ш.п. 2) П 3) 1…14-16
М.Е.Салтыков - С-в.
И.С. Тургенев - 1) ...въ 2) Т.Л.
А.Фет - А.Ф.
И.И.Хемницер - без подписи.
1.5 Цензура.
Цензура - один из инструментов борьбы с инакомыслием. Не всегда эффективный, но всегда болезненный. Тем не менее, обойти ее считается делом чести. И здесь на помощь приходит псевдоним: на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания. Потом, правда, все равно обращают: нерадивого цензора увольняют, а автора находят и наказывают (случай с Радищевым, которого не спасла анонимность его "Путешествия из Петербурга в Москву").
В послеоктябрьско-доперестроечные времена принято было считать, что политическая цензура и преследования - пережиток царской России. На наших примерах можно убедиться, что это, мягко говоря, не совсем так.
И.Бродский - Борис Осипов
Н.Добролюбов - 1) Конрад Липиеншвагер 2)Яков Хам
Ю.Ким - Юлий Михайлов
В.Кюхельбекер - 1) без подписи 2) В. Гарпенко
С.Я. Маршак - Доктор Фрикен
Н.Минский - без подписи (революционная поэма "Последняя исповедь" в
"Народной воле", 1879)
В.Проташинский - Елистрат Фитюлькин
П.Якубовский - 1) без имени 2) П.Я. 3) П.Филиппович 4) Матвей Рамшев 5) О'Коннор 6) Чезаре Никколини
1.6 Сословные предрассудки.
Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться.
Князь А.М.Белосельский - Белозерский - Un prince etranger.- иностранный князь Под этим именем он выпустил в 1789г. свои французские стихи.
Князь П.И.Голенищев - Кутузов издал свои стихи как «Стихотворения одного русского»(1811).
Великий князь Константин Константинович Романов - К.Р.
Графиня Ростопчина - 1) без подписи 2) Д…а 3) Р-а 4) гр.Е.Р-на 5) Ясновидящая
1.7 Другая профессия.
В 1824г. в I Кадетском корпусе был издан приказ: давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы и по 50 розог - за стихи. Поэзия, как мы видим, считалась занятием более крамольным, нежели проза.
Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая таким образом свою литературную и
профессиональную деятельности.
Р.Ф.Брандт - Орест Головнин. Под этим именем профессор филологии выпустил в 1910г. книгу своих басен.
Г.Н.Курилов - Улуро Адо (юкагирское имя)
Р.Якобсон – алЯгров
1.8 Наличие однофамильцев
Вполне объективная причина для смены имени.
А.К.Жуковский - Бернет. Поэт ХIХ века, не посмевший оставить себе прославленное имя автора "Светланы"
В.Набоков - Сирин
1.9 Неблагозвучность и обыденность.
Однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: «Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать!».
Это, пожалуй, самая спорная категория – нелегко догадаться, действительно ли автору так не нравилась или казалась недостаточно выразительной его настоящая
фамилия, или он руководствовался другими соображениями. В конце концов, в определенные периоды времени (конец ХIХ - начало ХХ века) это было просто модно. И все же предлагаю свой перечень имен, в который, в первую очередь, попали так называемые вычурные псевдонимы.
Б.Гордеев - Божидар
Э.Г.Дзюбин - Эдуард Багрицкий
Лежанкин - Петр Незнамов
А.А.Никонова-Таршис - Ры Никонова
Е.А.Придворов - Демьян Бедный
Яков Сатуновский - Ян Сатуновский
В.Сидоров - Вадим Баян
П.С.Соловьева - Allegro
Ф.К.Тетерников - Федор Сологуб
Т.В.Толстая - Татьяна Вечорка
1.10 Определенные ассоциации.
Псевдонимы этого рода призваны подчеркнуть духовную близость поэта к чему-либо. Их еще можно назвать "говорящими псевдонимами". Эта группа весьма обширна. Разделим ее на подкатегории.
а) георгафические:
А.В.Абрамов - Ширяевец. Этот забавно по нынешним временам звучащий псевдоним происходит от названия села Ширяево, родины поэта.
В.Загорянский - настоящее имя неизвестно (от подмосковной станции Загорянка
В.Махнин - Саянов (родился у подножия Саян).
С.Г.Петровский-Ситнианович - Симеон Полоцкий. Знаменитый монах был уроженцем Полоцка и служил в тамошнем монастыре.
б) национальные:
Г.Н.Курилов - Улуро Адо (юкагирское имя)
Г.Лисин -Г.Айги (от чувашского "хайхи" - "вот тот")
П.Степанов - Ламутсий (эвенский поэт, ламуты - прежнее название эвенов)
в) идеологические:
Сюда попадают почти все пролетарские поэты.
Э.Г.Дзюбин - Эдуард Багрицкий
Е.А.Придворов - Демьян Бедный
Есть и противоположный пример - когда настоящее имя вызывает негативные ассоциации и его приходится зашифровывать:
Д.М.Цензор - Дмитрий Ц.
1.11 Комический эффект.
Псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein - шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.
В.А.Жуковский - Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщий экс-президент старого огорода. Кавалер трех печенок и командор Галиматьи
Н.А.Некрасов - 1) Феклист Боб 2) Иван Бородавкин 3) Наум Перепельский
4) Чурмень 5) Литературной биржи маклер Назар Вымочкин.
1.12 Мистификация.
Козьма Прутков – коллективный псевдоним братьев Жемчужниковых и А. Толстого.
А.С.Пушкин - 1) Я. 2) Белкин
К.М.Мазурин – Нирузам
1.13 Влияние интернета.
На этой причине, как на самой малоисследованной, остановимся подробней.
Хозяин ника Кристоф Линденберг («Internet. Бродилка») утверждает: «В скором времени имен не будет. Останутся имейлы и ники. Люди обретут настоящую свободу. В мире порталов и электронного шоппинга реальное имя не нужно». Свобода в выборе имени, характера, биографии в интернете действительно не ограничена, и мы с вами, и миллионы таких как мы к этой свободе привыкли и охотно ей пользуемся. Однако в случае с сетевыми поэтами (под таковыми будем подразумевать тех, кто получил первое признание в интернете) наблюдается, скорее, обратная тенденция - большинство из них не видит никакой необходимости в том, чтобы скрывать свое имя. Правда, для простоты и удобства при общении в гостевых книгах или на форумах, они часто используют ники:
Алексей Андреев – Lexa
Диана Эфендиева – Ди
Игорь Петров - Лабас
Михаил Бару – Миня
Галя Анни - Фита, Ежинька
Михаил Сазонов - Мишель
Сергей Бойченко - sergio
Ольга Родионова (Дашкевич) - Верочка, Волчица, Аннабель Ли
Евгения Чуприна - ФЕМЪ
Реальные имена поэтов второй группы широкой публике неизвестны, это псевдонимы. Но считать причиной такого выбора исключительно искушение интернетом (создание своей виртуальной маски) было бы не верно. Основные причины лежат вне сети: первая проба пера, нежелание "светиться" перед офф-лайн знакомыми и перед своим начальством, обыденность или кажущееся неблагозвучие собственного имени, то есть все то, о чем мы говорили выше.
Некоторые из примеров:
Шмубзик
Сап-Са-Дэ
Этер граф де Паньи
Хрюша
Скарамуш (Крейсер, Бред, Хлам, Гена)
Фцук
Тибул Камчатский
1.14 Какие бывают псевдонимы?
Выше мы проанализировали общие причины выбора псевдонима, т.е. пытались ответить на вопрос «зачем?» Теперь остановимся на другой стороне проблемы – «как? каким образом?», т.е. какой смысл несет тот или иной псевдоним и как он образован?
По способу образования можно выделить следующие группы псевдонимов:
1. Эйдонимы - характеризуют авторов с физической стороны. Часто - прозвища, данные родными. Саша Черный
2. Энтонимы - подчеркивают национальность
Г.Н.Курилов - Улуро Адо (юкагирское имя)
3. Псевдоэнтонимы - выбирается мнимый энтоним
Державин - Татарский мурза, издавна поселившийся в Москве, а живущий по делам в Санкт-Петербурге.
4. Геонимы - указывают на место рождения или жительства
С.Г.Петровский-Ситнианович - Симеон Полоцкий
И.В.Лотарев - Игорь Северянин
5. Френонимы (phren - ум, греч.) - от той или иной черты характера или творчества
С.М.Архангельский - Сергей Грустный
Н.И.Белов - Никола Грусть
И.А.Белоусов - Горький (как видим, не Пешков был первым Горьким)
А.К.Гастев - Одинокий
Г.Н.Жулева - Скорбный поэт
М.В.Журавлева - Борицкая (революционерка, печаталась в "Звезде" и "Правде")
И.Кривенко - Иван Могила
Д.Минаев - 1) Обличительный поэт 2) Современный сатирик
И.И.Панаев - Новый поэт
В.В.Смиренский- Андрей Скорбный
А.Н.Соловьев - Нелюдимый (поэт-"правдист")
6. Титлонимы - указывают на род занятий, звание или общественное положение.
В.Т.Кириллов - 1) Поэт-солдат 2) Поэт-пролетарий
И.З.Сузиков - Крестьянин
7. Аллонимы или гетеронимы - в качестве подписи избирается имя реального лица (часто умершего).
А.Н Плещеев - Н.А.Добролюбов (так он подписывал свои ранние революционные стихотворения)
М.Ш.Семевский - Д.В.Веневитинов (под именем умершего Веневитинова Семевский опубликовал стихотворение обличительного характера "Россия")
Вл.Сидоров - Вадим Баян (от древнерусского поэта Бояна)
В ряде случаев перед реальным именем ставилась начальная буква имени настоящего автора:
Вл.Гиппиус - 1) Вл.Бесстужев 2)Вл.Нелединский (обе фамилии встречались в русской литературе)
Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) - Н.Радищев
8.Геронимы - имена литературных и мифологических героев, подчеркивающие идейную близость данного персонажа автору.
В.Я.Абрамович - Владимир Ленский (под этим же псевдонимом собирался
публиковать свои юношеские стихи Н.А.Добролюбов)
Н.А.Рабинович - Адуев (главный персонаж романа Гончарова "Обыкновенная история")
Е.А.Придворов - Демьян Бедный (в данном случае прототипом послужил герой, созданный самим автором)
9. Латинизмы - образованы от латинских слов.
Б.Н.Бугаев (А.Белый) - пользовался также псевдонимами Alter Ego (второе я), Cunctator (медлительный), Spiritus (дух), Taciturno (молчаливый)
10.Хроматонимы - от названий красок
К.М.Фофанов (Олимпов) - Акакий Оранжевый (подписывал так юмористические стихи)
Н.Шор - Анатолий Фиолетов
11.Фитонимы - от названий растений и деревьев
Лотарев (И.Северянин) - Мимоза
12.Зоонимы - от названий животных
Г.Д.Деев - 1) Деев-Хомяковский (род. В пос. Хомяковский) 2) Хомяк
13. Анаграммы - перестановкой букв в настоящем имени
В.Я.Брюсов - Аврелий (анаграмма его имени Валерий)
А.Кантемир - Харитон Макетин ( так подисано его "Письмо, содержащее правила русского стихосложения", 1743)
Разновидность анаграммы - анаграмма-перевертыш (палиноним):
И.Крылов - Нави Волырк (в "Приятном и полезном препровождении времени")
К.М. Мазурин - Нуризам (книга "Строфы Нуризама", 1901)
14. Женщина под мужским именем, мужчина - под женским
Э.Багрицкий - Нина Воскресенская
В.Брюсов - Нелли
З.Гиппиус - А.Крайний
М.Л.Михайлов - Л.Шелгунова
Вл.Ходасевич - Елена Арбатская
15. Фактонимы - от биографических фактов
А.С.Пушкин - 1)Арз. 2) Ст.ар. (в молодости он был членом лит.кружка "Арзамасец") 3) Св…ч.к (от его лицейского прозвища "Сверчок") 4) Крс (сокращенный палиноним от "Сверчок")
16. Коллективные псевдонимы
Елизавета и Мария Москвины - Г-жи*** (под книгой стихов "Аония", 1802)
Братья Жемчужниковы и А.Толстой - Козьма Прутков
Группа поэтов "Литературной газеты" - Евгений Сазонов
Муж и жена Тхоржевские - Иван-да-Марья (под переводами песен Беранже и собственными стихами).
1.15 Кто скрывается под маской?
актеры:
1.Натали Портман-Нета Ли Хершлаг.Выбор псевдонима был довольно прост — Нета Ли сложилось в Натали, а Портман — это фамилия бабушки.
2.Чак Норис-Карлосом Реем Норрисом. На военной базе его стали называть Чаком (полная кличка была "Ground Chuck", что на сленге означает "Мясной фарш". Позднее Чак и стало его сценическим именем.
3.Вин Дизель-Марк Синклер работал вышибалой в ночном клубе (именно в тот период и появился псевдоним).
4.Бен Кингсли-Кришна Пандит Бханджи. В качестве имени он взял прозвище отца
(Бенджи), а Кингсли — просто крайне благозвучная фамилия в Британии.
Писатели:
Александр Пушкин
Пушкин часто пользовался псевдонимами. В 1814г "Вестник Европы" помещает четыре произведения поэта. Он пользовался либо одной буквой «П.», либо цифронимом «1...14-16». Александр Сергеевич часто подписывался цифронимами. Например:
«1...14-16», расшифровываемое как - А...н-П – Александр н....П – Александр Пушкин;
«1...14-17» , т.е. - А...н-р – Александр ...... – Александр Пушкин;
«1...16-14», т.е. - А...П-н – Александр П....н – Александр Пушкин;
«1...17-14», т.е. А...р-н – Александр .....н – Александр Пушкин.
Несколько псевдонимов Пушкина связаны с его лицеистским прошлым, когда в 1815-1818 гг. Пушкин был членом литературного кружка "Арзамас". Это псевдоним Арз. под эпиграммой в "Северных цветах на 1830г." и Ст.ар.под одной статьей в "Московском телеграфе" (1825), сокращенные от Арзамасец и Старый арзамасец. А также Св…ч.к под стихотворением "К мечтателю" в "Сыне Отечества"(1818) и Крс под стихотворениями "Калмычке" и "Ответ" в "Литературной газете" (1830). Первый расшифровывается как Сверчок (прозвище Пушкина в «Арзамасе»), второе - сокращенный палиноним.
Известен еще один шутливый и, кстати, любимый псевдоним Пушкина, которым он подписал два памфлета, направленные против Николая Греча и Фаддея Булгарина в "Телескопе": Феофилакт Косичкин.
А.П.Чехов и его псевдонимы
Самым большим мастером придумывать псевдонимы был Чехов. Их у него было более сорока.
И самым известным, о котором все знают еще со школьной скамьи, конечно же , был «Антоша Чехонте». Именно под этим псевдонимом, будучи еще студентом-медиком, Чехов рассылал по журналам свои первые юмористические рассказы. Антошей Чехонте в шутку называл молодого студента Чехова один из преподавателей гимназии.
Грин Александр - Гриневский Александр Степанович.
Александр Грин.
В школе к Александру ребята обращались коротко - «Грин!», а одним из его детских прозвищ было «Грин-блин». Поэтому именно такой псевдоним он себе и выбрал, особо не задумываясь. «Я чувствую себя только Грином, и мне странным кажется, когда кто-либо говорит: Гриневский. Это кто-то чужой мне». Даже его третья жена получила при смене своей фамилии паспорт на имя Нины Грин.
Корней Иванович Чуковский.
Тот факт, что он был незаконнорожденным, по молодости очень тяготил Чуковского. И занявшись литературной деятельностью, он стал использовать псевдоним, который представлял собой его фамилию, разделенную на две части: Корнейчуков = Корней + Чуков + ский.
Впоследствии, не мудрствуя лукаво, он придумал к нему еще и отчество - «Иванович». После революции, сменив свое настоящее имя, отчество и фамилию на псевдоним, он стал Корнеем Ивановичем Чуковским еще и по паспорту.
Анна Ахматова.
После развода с Гумилевым Анна взяла себе в качестве псевдонима фамилию Ахматова. Женская ветвь ее матери происходила от татарского хана Ахмата. Позже она вспоминала: «Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла
выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя». - «И не надо мне твоего имени!» - сказала я…»
Максим Горький - Алексей Пешков,
Максим — это имя отца, которого Алёша очень любил и рано потерял; Горький — потому что и у него самого, и у народа вокруг жизнь была далеко не сладкой. С другой стороны, писатель как бы сразу намекает, что в его произведениях описана лишь горькая правда. Сам же Алексей Максимович признавался:
«Не писать же мне в литературе — Пешков…»
Известные медиа-личности 20- 21 веков:
Джонни Холлидей - Жан-Филипп Сме. взял в качестве псевдонима, когда стал самостоятельно выходить на сцену.
Джордж Майкл - Георгиос Кириакос Панайоту.Джордж — это производное от Георгиос, а Панос — фамилия отца поп-звезды, которую тот взял себе, эмигрировав из Греции в Великобританию в 1950-х годах. Он сменил имя Кириакос Панайоту на Джек Панос.
Мадонна - Луиза Вероника Чикконе.Мадонна Луиза — это имя, данное при рождении, в честь матери, которую звали Мадонна Луиза Фортин. В детстве Мадонну называли Крошка Нонни, чтобы не путать её с матерью.Сценический псевдоним Мадонна взяла на заре своей карьеры, сократив свое имя Мадонна Луиза.
Фреди Меркури - Фарух Балсара. Фредди поступил в Лондонский художественный колледж, где стал учиться на графического дизайнера. Параллельно он не забрасывал увлечение музыкой и пробовал себя в различных студенческих коллективах. Так продолжалось до тех пор, пока парень не встретил своих будущих коллег по группе Queen. Когда их банда окончательно сформировалась, молодой музыкант решил взять себе более благоприятную для западного уха фамилию. И Фаррух Булсара превратился во Фредди Меркьюри.
Томас Андерс - Бернд Вайдинг.Более простой и звучный псевдоним он взял по совету продюсеров звукозаписывающей студии, когда начал музыкальную карьеру.
Элтон Джон - Реджинальд Кеннет Двайт.У одной из этих групп, называемой Bluesology, был саксофонист по имени Элтон Дин. Джон пришел от Джона Болдри, певца группы. Реджинальд Дуайт хотел быть певцом сам по себе, и он, как оказалось, правильно подумал, что Элтон Джон — лучший сценический псевдоним.
Боб Марли - Роберт Неста Марли.При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами. Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки.
Стинг - Гордон Мэтью Самет. Получил свой псевдоним из-за того, что носил полосатый желто-черный свитер.
Льюис Кэрролл - Чарльз Лютвидж Джонсон.Чарлз Лютвидж - в "переводе" на латынь Каролус Людовикус - отсюда Кэрролл Льюис (Льюис - английский вариант имени Людовик) - Льюис Кэрролл.
Жан Рено - Хуан Морено-и-Эррера Хименес.Жан Рено - испанец по происхождению - имеет вышеприведенное настоящее имя (если точнее, то полное его имя - Дон Хуан Морено Эррере де Рименес). Сначала он хотел сократить свою фамилию с конца и взять псевдоним Жан Море. Однако это слишком походило на Жана Маре. Пришлось обрезать фамилию с начала.
Владимир Ленин - Владимр Ульянов. Псевдонимов у Владимира Ульянова было более 150, известным же он стал именно как Ленин, ведь партийные документы подписывались именем В.И. Ульянов (Ленин). В честь реки Лена Распространение имеют несколько версий, связанных с названием сибирской реки Лена.
Иосиф Сталин - Иосиф Джугашвили.Сталин выбрал псевдоним вполне сознательно. По мнению Вильяма Похлебкина, который посвятил этому вопросу работу «Великий псевдоним», при выборе псевдонима совпало несколько факторов. Реальным источником при выборе псевдонима стала фамилия либерального журналиста, вначале близкого к народникам, а затем к эсерам Евгения Стефановича Сталинского, одного из видных русских профессиональных издателей периодики в провинции и переводчика на русский язык поэмы Ш.
ГЛАВА 2 АНКЕТИРОВАНИЕ
В анкетировании приняли участие учащиеся 7- 9 классов (83 человека)
Вопрос | Ответы |
1.Что такое псевдоним? | 62 чел. ответили, что «псевдоним» означает вымышленное имя; 10 чел. считают, что «псевдоним» означает скрытое имя; 9 чел. ответили, что не знают значения этого слова. |
2.Знаете ли вы псевдонимы известных людей? | Самыми известными псевдонимами оказались: Фредди Меркьюри, Человек без селезенки, Максим Горький, Марк Твен, Александр Грин. |
3.Какой псевдоним ты бы выбрал? | Гроздь винограда, Екатерина Великая, Анастасия I, Менделеев, Дашка*, Олюшка, Первая леди школы, Царь, Вадя, Победитель. |
4.Почему взял этот псевдоним? | 55 чел ответили, что «необычно»; 20 чел., ответили, что «просто так»; 8 чел. Затруднились ответить. |
Заключение
Таким образом, в результате анализа материала мы узнали, как и откуда возникли псевдонимы, по каким причинам талантливые и творческие люди выбирают себе псевдонимы.
Я думаю, вам было интересно вместе со мной узнать, какой смысл несёт тот или иной псевдоним и как он образован.
Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество. Поэтому псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.
Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные
ассоциации, создавая определенный образ.
Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку:
«Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем.
Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»
Используемая литература:
1. Дмитриев В.Г. «Скрывшие свое имя», М, «Наука», 1977 г.
2. Дмитриев В.Г. «Придуманные имена», М. «Современник», 1986 г.
3. Колосова А. С. Энциклопедический словарь псевдонимов. М., «Просвещение»,1998 г.
4. Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11
5. Масанов И.Ф. «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и
общественных деятелей», М.1956 г.
Интернет – источники:
1.psevdonim.hotsq.info/index.php
2. literus.narod.ru/Tables/Literatura/psevdonim.htm
3. www.uic.unn.ru/~zni/pages/people/psevdon.shtml
4. starybarin.ru/b/pseudonym_writers.html
5. asksite.ru/?question=41099918&ord=2&sourse=0
Приложение
Анкета.
1.Что такое псевдоним? |
2.Знаете ли вы псевдонимы известных людей? |
3.Какой псевдоним ты бы выбрал? |
4.Почему взял этот псевдоним? |
Золотой циркуль
Карты планет и спутников Солнечной системы
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Денис-изобретатель (отрывок)
Стеклянный Человечек