Реферат
Вложение | Размер |
---|---|
referat_plakunova_a.a._zakony_vavilonskogo_tsarya_hammurapi_xviii_v_do_n.e._1.docx | 853.27 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
Конкурс рефератов «Путь к успеху»
Реферат
Предмет: история
Тема: «Законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в до н.э.)»
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
Плакунова Анастасия Александровна
Научный руководитель:
Морозова Анна Михайловна,
учитель истории и обществознания
Тверь, 2021
План
Введение 3
Глава 1. Хаммурапи - шестой царь Вавилона 5
Глава 2. «Кодекс Хаммурапи» 7
2.1 Правовое регулирование имущественых отношений 9
2.2 Семейно-брачные отношения 10
2.3 Законы Хаммурапи о преступлении 11
2.4 Договоры по законам Хаммурапи 12
2.5 Суд и судопроизводство 13
Заключение 16
Библиографический список 18
Введение
Предлагаемая вниманию читателя работа посвящена законам Хаммурапи. Хаммурапи - царь Вавилона, знаменитый политик и полководец XVIII в. до н.э. От Хаммурапи мы давным-давно уже имели большое количество строительных надписей, также была найдена коллекция его посланий к Синиддинаму и иные слова, которые помогают описать лицо и деятельность этого царя. Это был талантливый правитель. Он создал и усовершенствовал административную систему, улучшил способы сообщения. Его деятельность простиралась на все стороны жизни. Сохранившийся «Кодекс Хаммурапи» – ценный памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права. «Кодекс Хаммурапи» оказал большое воздействие на становление современной юриспруденции и прошел множество изменений.
В современном мире нас окружает большое количество правовых документов. Мы не зaдумываемся над вопросом, что история создания многих из них уходит в далекое прошлое. Я выбрала в качестве темы реферата именно законы вавилонского царя Хаммурапи, дабы показать, что законы существововали всегда, а «Кодекс Хаммурапи» стал первым письменным сводом законов.
Целью моего реферата является изучение одного из уникальных памятников права — судебника царя Хаммурапи середины XVIII в. до н.э. - первого из древнейших правовых памятников в истории, оказавшего большое влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий.
Для достижения цели мне нужно было решить следующие задачи:
Изучению «Кодекса» большое внимание в своей работе уделял Б.А. Тураев, рассматривая отдельные стороны законов и систематизируя их[1]. И.М. Волков также изучал законы Хаммурапи[2], причем данные книги были написаны еще в дореволюционный период. Мне покaзалось интересным узнать, как оценивают современные историки данный памятник правовой культуры. Ответ я нашла в работе О. Шейниной «Вавилонский царь Хаммурапи и его закон»[3]. В книге «История государства и права зарубежных стран» авторы, опираясь на эти законы, делают выводы о том, что социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью[4]. Об этом историческом периоде я прочитaла в книге Васильева Л.С. «История Востока».
Мой реферат познакомит читателей с одним из правовых норм Древнего мира. Возможно, у некоторых из них появится желание сравнить данные законы с современным законодательством, понять, как люди жили в прошлом, тем более, что законы - это отражение развития общества.
Глава 1. Хаммурапи – шестой царь Вавилона
Среди поселений Древнего Востока Вавилон был самым уважаемым. Само название города-Баб-илу («ворота Бога») говорило о его святости, а также об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних правителей. Вавилон располагался в довольно благоприятном месте, где сходятся реки Тигр и Евфрат. Состояние Вавилона также было вполне пригодно для торговли.
К 1800 году до нашей эры Месопотамия превратилась в процветающее место. Первые правители Вавилонской империи вели осторожную и осторожную политическую деятельность и заключали союзы с могущественными странами в попытке получить более выгодного сторонника. Таким образом, первые пять вавилонских владык смогли расширить свои владения, но Вавилон еще не поднялся до уровня других стран. Но все изменилось с приходом к власти шестого царя Вавилона-Хаммурапи.
Хаммурапи - один из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 год до н.э. Хаммурапи закончил свои дни в качестве правителя великого государства, в которые входила основная часть Месопотамии, но сначала он взошел на трон небольшого царства, расположенного в середине Евфрата. Система политических союзов помогла ему победить своих противников. В конце концов вавилонский царь обратился к своему главному союзнику, царю северного государства Мари.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать довольно сложные задачи. Власть короля должна быть сильной, чтобы его владения сохранялись и не делились вновь на отдельные области. Но Хаммурапи не мог отнять землю у крестьян, воссоздаваять большие царские дворы и собирать ремесленников в царских мастерских. Эти меры привели бы к раннему кризису в стране, поскольку люди привыкли к свободе. Мудрый Хаммурапи нашел способ позволить царю управлять своими подданными. Он лично входил во все мельчайшие дела своего огромного государства.
С развитием частной собственности на землю муниципальные земли уменьшались, общество уменьшалось, и муниципальные земли продавались свободно. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая земли у крестьян, а используя выделенные ему муниципальные земли. В страну Хаммурапи отправил своих солдат и"Москино". Мушкену считали доверенным лицом царя, который получал от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения сельского хозяйства. Таким образом, царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.
Глава 2. «Кодекс Хаммурапи»
Первая кодификация законов Вавилона, датируемая началом правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного сборника законов Древнего Востока, названного историками "Кодексом Хаммурапи". Из этих законов стало известно о жизни Вавилона и о том, как Хаммурапи правил страной.
В 1901 году во время раскопок в Сузах, столице Древнего Элама, французские археологи обнаружили огромный черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанным клинописью. Текст закона заполняет обе стороны колонны и начертан под рельефом, помещенным наверху, на передней части колонны, изображая царя, стоящего перед богом солнца Шамашем, покровителем двора. Текст закона состоит из трех частей:
В длинном предисловии он перечисляет свои заслуги перед всеми городскими богами, от Эрида до Ниневии включительно, и говорит о победе над врагом.
Книга законов также показывает сортировку статей с аналогичным содержанием. Но до создания полностью сформированных отраслей права было еще далеко. Структура закона была следующей:
• Принципы правосудия
• Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских людей, а также узаконения о служебной собственности
• Операции с недвижимостью и связанные с нею деликты
• Торговые и коммерческие операции
• Кодекс для семейных отношений. Охрана неприкосновенности личности, чести и здоровья, тариф поранений
• Операции с движимым имуществом. Поденная плата и гонорары за услуги ремесленников, наем рабов, скота
Этот закон нельзя считать всеобъемлющим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийств и т. д. текст Кодекса Хаммурапи представлял собой собрание около 300 формул, в основном составленных по казуистическому шаблону:
"если кто - то делает, то он подвергается этому" - это скорее перечень дел из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в довольно произвольном порядке.
Примеры законов:
§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него (обвинение) в убийстве, и не докажет этого, (то) обличавшего его должно убить.
§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.
§11. Если хозяин пропавшей (вещи) не приведет свидетелей, знающих его пропавшую (вещь, то) он лжец, взводит напраслину; его должно убить.
Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.
2.1 Правовое регулирование имущественых отношений.
В имущественных отношениях особое место принадлежит собственности, и прежде всего имущественным правам, что подразумевает свободное пользование и распоряжение вещью по своему усмотрению. Муниципальное землевладение оставалось лидером в Месопотамии.
В Вавилоне существовали следующие виды землевладения:
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла своего наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял только царь. С этим развитием на Земле наступил упадок общества. Земля может свободно продаваться и сдаваться в аренду, а также передаваться по наследству. Никаких ограничений со стороны общин на такие сделки не было. Огромную роль в земельных условиях того времени играла аренда земли, поэтому в законах Хаммурапи есть ряд статей, посвященных аренде поля, сада или участка земли, который еще не был освоен.
Все сделки по законам Хаммурапи делились на две группы: с отчуждением вещей и без него. Первый требовал более жестких условий признания. Например, письменный договор, присутствие свидетелей, присяга, документ с печатью. Многие статьи Кодекса, связанные с арендой и наймом рабочей силы, указывают на процессы высадки членов общества.
Что касается наследования, то известно, что закон признавал наследование по желанию, но предпочтительным способом наследования было наследование по закону. Наследниками были не только родные и приемные дети и внуки, но и дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Кроме того, отец не имел права лишать наследства сына, не совершившего преступления.
2.2 Семейно-брачные отношения по законам Хаммурапи
Брак был заключен на основании письменного соглашения между будущим мужем и отцом невесты. Он действителен только при наличии этого документа. Глава семьи был просто мужчиной. Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, она сохраняла право на приданое, которое брала с собой, имела право на развод и могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены. Она была жестоко наказана за свою неверность. Но мужу разрешалось иметь вторую жену, если его законная жена не могла иметь детей.
Как глава семьи, отец имел большую власть над детьми. Он мог продавать детей, давать им заложников за долги, отрезать себе язык, чтобы клеветать на родителей.
Разрешались смешанные браки между рабами и свободными. В таких случаях раб воспитывался свободным, а свободный сохранял свое социальное положение; дети в обоих случаях были свободны. Приданое оставалось собственностью жены: оно признавалось принадлежностью "дома ее отца" и находилось только в пользовании мужа. Долги жены до замужества у меня не было мужа. Жена также может отказаться от ответственности за добрачную вину мужа в брачном контракте. Развод не был трудным и трудным для мужа были только денежные вопросы, для жены-юридические формальности
2.3 Законы Хаммурапи о преступлении
Общего понятия преступления и списка всех деяний Кодекс Хаммурапи не дает. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:
• против личности;
• имущественные;
• против семьи.
Кодекс содержит неосторожное убийство как преступление против личности. Нет никаких упоминаний о преднамеренном убийстве. Подробно рассматриваются различные виды самоповреждений: повреждения глаз, зубов и костей. Отдельно отмечается влияние побоев на человека.
К имущественным преступлениям относятся кражи скота и рабов. Грабеж и укрывательство рабов считаются преступлениями, отличными от воровства.
Кодекс рассматривает супружескую измену (неверность жены и только жены) и инцест как преступления, подрывающие основы семьи. Действия, подрывающие авторитет отца, считались преступными.
Целью наказания по законам Хаммурапи было возмездие, которое определяло виды наказания:
• смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);
• членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);
• штрафы;
• изгнание.
При определении наказания они руководствовались "принципом Талиона" - "Мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и жертве. Талион использовался в большинстве случаев преступления: преступник возмещал ущерб, который он причинил или только причинил бы жертве (в случае лжесвидетельства и ложного увольнения, когда он понесет наказание, которое грозило бы несправедливо обвиняемому).
Наказанием за имущественные преступления была смертная казнь, нанесение себе телесных повреждений или штраф, который во много раз превышал стоимость похищенного. В случае неуплаты штрафа виновное лицо было казнено.
Наказанием за преступления, подрывающие основы семьи, была также смертная казнь (за супружескую измену), членовредительство (например, отрубание руки сыну, избившему отца).
2.4 Договоры по законам Хаммурапи
В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:
• аренды;
• имущественного найма;
• личного найма;
• займа;
• купли – продажи;
• хранения;
• товарищества;
• поручения.
В ряде статей упоминаются различные виды аренды недвижимости. Например, помещения, домашние животные, корабли, повозки, рабы, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае утраты или уничтожения арендуемого имущества.
Сельскохозяйственные рабочие, врачи, ветеринары и строители нанимались по личному трудовому договору. Законом установлен порядок выплаты компенсации этим лицам и их ответственность за результаты работы. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше рабы платили налоги в основном зерном, маслом и шерстью. Хаммурапи начал собирать сокровища в серебре. Однако не все рабы продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в кредит, купцам тамаровым (ростовщикам) за дополнительную плату. Но те, кто не мог заплатить свои долги, должны были отдать одного из своих родственников в рабство (отцы отдавали своих детей). Хаммурапи несколько раз аннулировал все накопившиеся в стране долги, но справиться с этой проблемой ему не удалось, так как среди тамкаров были не только купцы, но и сборщики налогов и хранители царской казны. Своими Законами Хаммурапи пытался защитить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Кодекс подробно регламентировался следующими положениями:
• ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;
• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.
2.5 Суд и судопроизводство
Суд был просто обвинительным. Четких различий между правовым и гражданским законодательством не было. Осуществление уголовного и гражданского судопроизводства осуществлялось таким же образом и начиналось по жалобе одной из сторон. Покушения проводились как в царских особняках, куда доставляли захваченных разбойников, так и в соборах перед образами молний. Широкий круг дел - в области гражданского, правового и семейного суверенитета-в любом случае подпадал под юрисдикцию суда. Инициатива возбуждения дела всегда исходила только от одной из вовлеченных сторон. Судебный процесс носил противоречивый характер, и подтверждение их позиции целиком лежало на вовлеченных сторонах, участниках процесса. Доказательством служила информация свидетеля, испытание воды ордалии Эд. При рассмотрении многочисленных заявлений в обязательном порядке отсутствовали свидетели по делам, связанным с выплатой и получением денег, либо подписанный документ, подтверждающий факт совершения преступления, определенных специальных операций и сделок, либо определенных отношений (обязательная "расписка" с подписью при получении денег; при заключении союза требовался письменный договор, в противном случае союз считался ненадежным); при передаче имущества, в том числе между родственниками; когда супруг гарантирует жене, что она; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось присутствие как очевидцев, так и подписанного документа (при сдаче денег или имущества). Если лицо не могло представить суду эти доказательства, суд не принимал его жалобы.
Особый вид доказательств состоял в апелляциях к "суду Божию"." Речь идет о клятвах перед богами и ордалиях, которые заключались в том, что обвиняемого бросали или его бросали в реку, и считалось, что его судьба зависит от бога реки: если он был невиновен, то плыл, а если виновен-то тонул. Клятвы давались перед богами во многих случаях. В некоторых случаях обвиняемому в преступлении достаточно было дать клятву богам, чтобы считаться невиновным и быть свободным от ответственности: в то время как случайная утрата или случайное уничтожение чужого имущества возлагалось на подсудимого, а бритье по незнанию раба подписывалось с чужим рабом; человек, обвиняемый, но не осужденный за измену жене, то же самое относится к человеку, обвиняемому в непредумышленном убийстве или ранении в драке. Всерьез предполагалось, что боги непременно убьют человека, поклявшегося ложно, поэтому в некоторых случаях такая клятва считалась достаточным доказательством для оправдания и подтверждения истины, а отказ от клятвы считался доказательством справедливости обвинения. Ордалии воды считались необходимыми в нескольких случаях:
Даже в этих случаях отказ от судебного разбирательства считался равносильным признанию вины. Судья был обязан расследовать дело самостоятельно. Судья не мог изменить свое решение под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права на возвращение к ней.
Кодекс Хаммурапи рисует идеализированную картину. Но эта картина неполна, так как писаные законы предназначались только для царских судов, и они не представляют всего существующего права. Тем не менее" Кодекс Хаммурапи", представляющий собой огромный труд по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дал достаточно точное представление о действовавшем в то время правовом порядке.
Заключение
Самым почитаемым богом Вавилона был Мардук. Хаммурапи в введении к своим законам говорит: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей»[5]. Царь таким образом стремится объединить интересы разных народов-тамкаров, мушкенов, воинов, простых членов общества, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не только награждает покорных и наказывает непослушных, но Бог дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их отношениях друг с другом через царя.
Но Хаммурапи так и не удалось создать сильное государство. Уже во время правления его сына Самуила Вавилон потерпел ряд тяжелых поражений от своих соседей, и его владения были сокращены.
Но Хаммурапи все же достиг большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из древних правителей соизмерил силу закона с властью царя и признал право своих подданных заботиться о собственной жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, который устанавливает гармонию между людьми.
Своим законодательством Хаммурапи пытался укрепить социальную систему государства. Это первое известное собрание законов, освятивших рабовладельческий строй.
Законы Хаммурапи являются крупнейшим и важнейшим юридическим памятником древней Месопотамии.
Его ценность и несомненное значение заключаются в том, что правитель государства ставил своей целью и осуществлял создание "документа", регулировавшего жизнь граждан его страны. И этот "документ" был не единым указом или декретом, а единым сводом для всех отраслей права и для всех социальных категорий.
На протяжении многих веков Кодекс Хаммурапи не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока по своей разумности, логичности и последовательности.
Кодекс Хаммурапи оказал большее влияние на развитие современной юриспруденции и претерпел множество изменений.
Библиографический список
[1] Тураев Б.А. Кодекс Хаммурапи. М., 1912
[2] Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914
[3] Шейнина О. Вавилонский царь Хаммурапи и его закон//История. 2001. №11.
[4] История государства и права зарубежных стран/ Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой – М., 2004
[5] История государства и права зарубежных стран/ Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой – М., 2004, с. 56
У меня в портфеле
Юрий Алексеевич Гагарин
Мальчик и колокольчики ландышей
Одна беседа. Лев Кассиль
Нас с братом в деревню отправили к деду...