Зависит ли успеваемость учеников от типа темперамента
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_temperamenta_na_uspevaemost_uchashchihsya.docx | 41.62 КБ |
Влияние темперамента на успеваемость учащихся
Научная статья
На Земле нет одинаковых людей! Каждый человек уникален. Все воспринимают окружающий мир, что происходит вокруг по- разному.
Действительно, почему люди по-разному относятся к окружающему, выбирают разных друзей, разные профессии, у всех разные взгляды и вкусы.Обучаясь в одной школе, в одном классе ученики по-разному воспитаны. Ребятам дают знания одни и те же педагоги, но у всех разный уровень успеваемости. Таким образом, было решено провести исследование. Тема исследования: «Влияние темперамента на успеваемость учащихся». Объект исследования: ученики 5 класса.
Предмет исследования: типы темперамента учащихся, табеля успеваемости.
Цель работы: влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
Гипотеза: успеваемость учеников зависит от типа темперамента.
Методы исследования: анкетирование, вычисление, сравнительно-сопоставительный и статистический.
В ходе исследования была использована следующая литература:
Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.
В психические свойства входят такие психические процессы:
Способности. Это особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать.
Направленность. Такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.
Эмоции. Это психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям.
Воля. Способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими.
Характер. Складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств.
Темперамент. Это врождённое свойство любого человека, своеобразная биологическая основа, на которой базируется собственно социальная личность.
«Темперамент» (лат. temperamenty) - древнегреческое слово, которое обозначает «надлежащее соотношение частей» Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V- IVвв. до н.э.).
В современной психологии выделяют 4 типа темперамента (Я. Стреляу).
Флегматик.Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить). Флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Сангвиник.Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь.
Холерик. Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные. Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование,
опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми.
В экспериментальной части работы была проведена диагностика на определение темперамента обучающихся 5 класса.
Инструментарием данной диагностики выбран тест, разработанный английским психологом Г.Айзенком(см. приложение 1).
Для обработки результатов необходимо по каждому показателю посчитать сумму баллов: за каждый ответ, совпадающий с «ключом», начисляется 1 балл. Затем отложить на схеме Айзенка (см. приложение 2) полученные результаты по горизонтальной и вертикальной шкалах. После проделанной работы соотнести тип темперамента ученика с его успеваемостью.
В результате проведения теста в 5 классе было выявлено, что в данном коллективе преобладают только3 типа темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики. У 11учеников выявлен холерический тип темперамента, 5обучащихся – сангвинический тип, 3 человека - меланхолический тип темперамента.
Рис.1 Типы темперамента учеников 5 класса
Из диаграммы видно, что большинство учащихся 11 человек (58%) – холерики.
Для того, чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростка была изучена и проанализирована успеваемость 5 класса за 3 четверти текущего учебного года и успеваемость за 4 класс этих же учеников. Учитывались показатели успеваемости одноклассников по всем предметам. Результаты исследования представлены в виде таблицы.
Таблица 1
Ф.И. учеников | Тип темперамента | 2015-2016 учебный год | 2016-2017 учебный год |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
холерик | хорошист | хорошист | |
меланхолик | хорошист | хорошист | |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
холерик | хорошист | хорошист | |
холерик | хорошист | хорошист | |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
сангвиник | хорошист | хорошист | |
сангвиник | имеет отметки «3» | хорошист | |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
меланхолик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
сангвиник | хорошист | хорошист | |
сангвиник | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
холерик | хорошист | хорошист | |
холерик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
сангвиник | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» | |
меланхолик | имеет отметки «3» | имеет отметки «3» |
Таким образом, рассмотрев все данные, мы выяснили, что успешными в обучении на протяжении 2 лет являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, в процессе наблюдения было замечено, что представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности.
В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он определяет индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Таким образом наша гипотеза не нашла полного подтверждения.
Следует отметить, что каждый тип темперамента требует индивидуального подхода к ученику, тем самым это поможет детям быть успешными в учении.
Флегматик - сумма по показателю Б - от 0 до 12 и по показателю В - от 0 до 12
Меланхолик - сумма по показателю Б - от 0 до 12 и по показателю В - от 12 до 24
Сангвиник - сумма по показателю Б - от 12 до 24 и по показателю В - от 0 до 12
Холерик - сумма по показателю Б - от 12 до 24 и по показателю В - от 12 до 24
Для чего нужна астрономия?
Как я избавился от обидчивости
Ель
Калитка в сад
Как нарисовать зайчика