Исследовательская работа по истории
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
Исследовательская работа
по истории
«Образы «низшей» мифологии восточных славян: русалки»
Выполнила:
Герцева Ирина Алексеевна
учащаяся 8 «А» класса
МОУ СОШ №40
Научный руководитель:
Морозова Анна Михайловна, учитель
истории и обществознания
2020 год
город Тверь, ул. П. Савельевой, д. 4, тел. 55-55-52
ПЛАН
Введение……………………………………………………………. с. 3
Глава I. Поверья о русалках …………………………………….. с. 5
1.1 Кто становился русалкой
1.2 Как выглядели русалки
1.3 Места обитания русалок
1.4 Традиционные функции русалок
1.5 Признаки русалок как «нечистой силы»
2.1 Календарные сроки обряда
2.2 Структура обряда
Глава III. Связь русалок с растительностью (цветочное имя русалки)…………………………. …………………………………. с. 11
Глава IV. Практическая часть…………………………………... с. 14
Заключение…………………………………………………………. с. 16
Библиографический список………………….…………………… с. 18
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
А. С. Пушкин
В шестом классе я впервые стала изучать курс истории России. В разделе, описывающем быт и нравы восточных славян, речь шла об их культуре и верованиях.
Верования восточных славян представлены язычеством – верой во многих богов, но, к сожалению, информации об образах «низшей» мифологии (русалках, леших, водяных) недостаточно, а интерес среди учащихся высок, что и определяет актуальность выбранной мною темы.
Меня заинтересовал такой персонаж, как русалка.
Из всех образов восточнославянской демонологии именно русалки всегда привлекали особенно пристальное внимание как ученых (фольклористов и этнографов), так и творцов профессионального искусства. Русалок часто можно встретить в сказках, художественных фильмах и мультфильмах.
Мое представление о них сложилось как о каких-то загадочных, прекрасных, таинственных существах. Так ли это на самом деле? Кто они такие, каково их происхождение? На эти и другие вопросы я попыталась найти ответы, изучив литературу по данной теме.
В первую очередь, книгу Л.Н. Виноградовой «Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян» (М., 2000 г.). Монография посвящена «низшей» мифологии славян, т. е. народным поверьям Полесья о персонажах нечистой силы — русалках, ведьмах, домовых, о духе-любовнике и духах-прорицателях и т. п.
Оказывается, исследования, посвященные русалкам, проводились и в XIX, и в XX веках. Работа Д.К. Зеленина «Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки», изданная в 1916 году в Петрограде, дает подробную характеристику этому низшему мифологическому образу как «духам потустороннего и земного обитания одновременно»¹.
Свое определение русалки дает Р.С. Белякова в своей монографии «Славянская мифология» (М., 1995 г.): «Русалка – олицетворение влаги, воплощение огня…»².
И.Б. Власова называет русалку «Албаста, Лобаста»³.
Б.А. Рыбаков в своей работе описывает «русалии» - один из языческих праздников восточных славян, посвященный «проводам» русалок.4
___________________________
¹ Зеленин Д.К. «Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки». Петроград, 1916, с. 211
² Белякова Р.С. Славянская мифология. М.,1995, с. 15
³ Власова И.Б. Энциклопедия русских суеверий. М., 2008, с. 9
4 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1995, с. 191-195
Следующий вопрос, который я хотела бы рассмотреть, касался отношения к русалкам современного человека, человека XXI века. Я решила найти ответ у учащихся моей школы. Мною был применен метод социологического исследования. Я провела опрос среди учащихся средней (5 классы) и старшей (10 классы) школы, так как хотела выяснить, существуют ли различия в представлениях о русалках у ребят разных возрастных групп.
Объект исследования – представители «низшей» мифологии восточных славян: русалки.
Предмет исследования - происхождение русалок, внешний вид, места обитания, время появления на земле, основные мотивы, связанные с русалками.
Цель исследования – показать сущность русалок после изучения поверий о них. Выяснить, что известно современным школьникам о русалках, в какой степени соответствуют мои представления и представления пятиклассников и десятиклассников моей школы сведениям, содержащимся в научной литературе.
Чтобы достичь цели, я должна была решить следующие задачи:
Практическая направленность моей работы – выступление на уроках истории, классных часах с целью повышения интереса к предмету, а также расширения и углубления знаний учащихся.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
Глава I. Поверья о русалках.
1.1 Кто становился русалкой
Несмотря на большую научную литературу, посвященную изучению образа восточнославянской русалки, до сих пор не найдены точные ее приметы: в одних местах типичной для нее оказывается связь с водой, в других — с житным полем или лесом; где-то она описывается как молодая красивая девушка, а где-то как старая уродливая баба; нередко определяющим для этого образа является мотив появления среди людей на Русальной (или на Троицкой) неделе.
Принципиально важным из всего перечня «русалочьих» характеристик считается верование о происхождении русалок из душ преждевременно скончавшихся девушек, обиженных на свою судьбу и мстящих живым.
Ведущими «русалочьими» признаками можно считать: 1) женскую ипостась; 2) связь с водой; 3) мотив расчесывания своих длинных волос.
Один из наиболее устойчивых признаков, характерный для разных локальных традиций: русалки появлялись на Троицу (или в Семик), а исчезали или ритуально «выпроваживались» в последний день Русальной недели или в первый понедельник Петрова поста (реже — накануне Ивана Купалы).
Кто становился русалкой?
Наиболее устойчивой формой ответа на этот вопрос было поверье, что ими становились души девушек, умерших или родившиеся на Русальной неделе (неделя, следующая за Троицей, реже — предшествующая ей).
Русалками становились также утонувшие девушки или невесты, умершие до своей свадьбы, дети, умершие до крещения.
Возможно, это проклятые родителями дети, умершие без заклятия (т. е. без церковного отпевания), неправедные, которые не своей смертью умирают, «хто утопится, повесится — тоже русалки».
Все свидетельства акцентируют внимание на факте, что русалками становились в основном девушки и дети, т. е. умершие преждевременно, «до срока», и гораздо реже— в результате насильственной смерти. Как известно, категория тех покойников, которые умерли в молодом возрасте, «не изжив свой век», считалась — по народным представлениям — особенно опасной, поскольку именно такие умершие становились «ходячими», т. е. посещали живых, тревожили их, пугали, могли навредить.
1.2 Как выглядели русалки
Материалы Полесского архива позволяют выделить четыре основных типа описаний внешности русалок: а) «страшные, немолодые, уродливые», б) «красивые молодые девушки», в) «полуженщина-полурыба», г) нейтральный тип (в облике ребенка или женщины с распущенными волосами).
Первый тип включает из наиболее часто повторяющихся характеристик следующие: косматые, растрепанные — заросшие шерстью — старые, голые, с отвислой грудью (иногда перекинутой за плечи).
Второй тип внешнего облика русалки дает описание молодых привлекательных девушек с длинными волосами, в веночках, обнаженных или в белом.
В большинстве описаний даются лаконичные характеристики: длинные волосы, в венках, в белом.
Есть также свидетельства, что русалки появлялись в облике маленьких детей, идущих через жито, по дороге, девочек в венках.
Способность к оборотничеству в наибольшей степени обнаруживает восточнославянская русалка. На Русальной неделе она может «усяко» обернуться, стать «чым хоч»1. Самые распространенные образы, которые она может принимать: птицы (лебеди, сороки, гуси, большие птицы), домашние животные (корова, конь, теленок, кошка, собака), мелкие дикие животные (белка, ласка, заяц, крыса, лягушка и др.), предметы (колесо, стог сена, клубок ниток, клубок листьев и т. п.).
В качестве наиболее типичных характеристик звукового поведения русалок чаще всего выступают: крики, визг, смех, хохот, плач, вздохи.
1.3 Места обитания русалок
Выяснение вопроса о месте ее обитания связано с уточнениями следующего типа: а) где обитают русалки в период появления на Русальной неделе? б) откуда они приходят и куда исчезают после этого периода, или — где они пребывают остальное время года?
Как известно, все исследователи отмечали невозможность однозначно определить место обитания русалок: это вода, деревья, ржаное поле, конопля, перекрестки дорог, лес, кладбища, болото.
Места обитания русалок определяются в зависимости от ее сезонных переходов: «обитают в воде только с осени до Русальной недели (первая после Троицы). Тогда они выходят из воды и поселяются на ветвях деревьев, особенно на березах». «До Троицына дня живут в водах... с Троицына дня до Петрова поста шатаются по земле, живут тогда в лесах и на деревьях. Любимое их дерево клен и дуб». «Русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму. Около Троицына дня они выходят на сушу и остаются в течение всего лета».
Были получены следующие варианты ответов: в жите, в поле, в конопле, «по межах», на деревьях, в воде или у воды, в болотистых местах, в лесу, на перекрестках дорог, на мосту, на кладбище, дома на печи. Из других вариантов ответа весьма распространенным является следующий: русалки появлялись в лесу на деревьях, особенно часто — на березах. Следующий тип ответа о местах появления русалок связан с водой, местами у воды, с колодцами, болотом.
___________________
1 Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000, с. 328
1.4 Традиционные функции русалок
Русалки пугают, преследуют людей, топят, замучивают щекоткой, портят посевы и скотину, воруют детей. Русалки и способствуют урожаю злаков, и одновременно портят посевы.
Достаточно известна также связь русалок с прядением, пряжей, нитками, полотном, полотняной одеждой. Наиболее последовательно она реализуется в поверьях о необходимости вывесить на период троицких
праздников вблизи дома одежду, предназначенную как бы для русалок. Такой обычай, очень популярный в Полесье, часто касался тех, у кого в семье были «русалки», т. е. дочери, умершие на Русальной неделе (или до замужества, или утонувшие), а также новорожденные дети, умершие до крещения.
Как и во многих других случаях, рекомендация вывешивать в этот период одежду бытует в Полесье параллельно с запретами это делать. В некоторых пунктах считалось, что на Русальной неделе нельзя стирать и вешать белье, — «русалка придёт и ножками запачкает», нельзя сушить и выбеливать холсты.
Широко известные для этого периода запреты ткать, прясть, шить, сновать, вить веревки часто фиксировались с той мотивацией, что иначе по ночам будет приходить русалка и прясть в хате.
Русалкам, кроме того, приписывается функция похищения детей, особенно тех, которых оставляют в поле во время жатвы:
Из числа других вредоносных действий, приписываемых русалке, в полесской традиции фиксировались следующие: она пугает, может защекотать, задушить «цыцкой», истолочь в ступе, перекрутить голову назад, забрать с собой на тот свет.
Щекотание является наиболее устойчивой и типичной особенностью русалки.
С точки зрения речевого поведения русалки тоже оказываются более активными: они любят задавать вопросы, окликать людей по имени, для них характерно пристрастие к загадыванию загадок, обращения с просьбами об одежде и т. п.
Угроза со стороны русалок «забрать с собой» отчетливо осознавалась как угроза смерти. Об умерших на Русальной неделе, которая считалась временем возвращения русалок в «страну смерти».
Некоторые свидетельства приписывают русалкам любовь к музыке и танцам в злаковом поле, в лесу, на полянах, умению красиво петь, также водить хороводы и справлять свадьбы под музыку.
Возможны контакты восточнославянских русалок (умерших девушек) со своими родителями, у которых русалки просят одежду в период Русальной недели и которых могут наказать за невыполнение установленных для этого времени норм поведения (родители должны оставить для русалки поминальный ужин, вывесить на дворе одежду умершей дочери; им запрещалось белить печь, подметать пол и т. п.).
Восточнославянская традиция не выделяет особенной вредоносности русалок по отношению к детям; наоборот, есть свидетельства, что они опекают младенцев, оставленных без присмотра. Вместе с тем, дети рассматриваются как потенциальные объекты злокозненных действий русалок, и потому у восточных славян широко распространены формулы устрашения детей типа «не ходи в поле (к реке, в лес, к колодцу) — русалка схватит».
В восточнославянской традиции известны обращения девушек к русалкам при гаданиях. К ним могли также обращаться с просьбами помочь в поисках пропавшей скотины.
1.5 Признаки русалок как «нечистой силы»
Поскольку в большинстве поверий русалки понимались как ходячие покойники, они естественно включались в состав «нечистиков» и характеризовались чертами и функциями, присущими представителям «нечистой силы». Так, популярны в полесской традиции поверья о том, что они появляются ночью (до первых петухов), пугают людей, способны к оборотничеству, могут отобрать у коров молоко, способны предсказать будущее, заплетают коням гривы или гоняют их ночью до пены, любят кататься на бороне, живут в хате на печи или в углу, вылетают из хаты и пр. На этой основе целый ряд признаков сближает русалок с ведьмой, домовым, водяным, лешим.
Система оберегов и способы защиты от русалок практически ничем не отличаются от традиционных защитных приемов, направленных против «нечистой силы»: «При встрече с русалкой надо креститься, молиться»1.
Наиболее действенным оберегом против русалки считали ношение при себе полыни, любистка, чеснока, хрена или применение приговорных формул типа: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!».
___________________________________________
1 Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000, с. 345
Глава II. Обряд «проводов русалки».
2.1 Календарные сроки обряда
«Русальный понедельник», который приходился на первый день Петровского поста, является в Полесье наиболее традиционной датой «проводов русалки». Другой такой датой называли канун Ивана Купалы.
Как можно было заметить по материалам полесских поверий о русалках, датой их появления на земле повсеместно считали Троицу или Русальную неделю. Русальная неделя обычно следовала сразу за Троицей (реже предшествовала ей).
2.2 Структура полесского обряда «проводов русалки»
а) Персонажами ряжения в обряде «проводов русалки», как правило, выступают девушки и женщины, изображающие русалку. Обычно выбирали из числа участниц обряда любую девушку, которая соглашалась быть «русалкой».
Участниками обряда чаще всего выступали девушки и женщины, без участия парней, однако последние нередко присоединялись к девушкам на заключительном этапе «проводов», когда жгли костры, «русалка» гонялась за участниками процессии, пугая их, и все возвращались по домам.
В некоторых вариантах обряда нет избранного персонажа ряжения — все участницы надевали венки и шли с песнями в поле или на кладбище, где венки сбрасывали с себя и разбегались.
б) Формы и атрибуты ряжения. Именно венки и другая зелень является наиболее устойчивым знаком ряжения «русалки» в полесской традиции. Практически во всех описаниях фигурируют сплетенные специально для обряда «проводов» венки.
Как и наличие венка, обязательным знаком ряжения считались распущенные по плечам волосы («незаплетена девки ходили», «русалка косы распускала»), что тоже полностью соответствовало представлениям о русалках, известным по материалам поверий и быличек.
Белая одежда или полураздетость — одна из частых особенностей ряжения.
Чаще, однако, отмечалось, что «русалку» одевали нарядно, украшали цветами, лентами, иногда водили ее в наряде невесты.
в) Пространственно-временные характеристики. Во многих описаниях опущены данные о времени проведения обряда. Там, где они есть, всегда называется вечер или время после захода солнца.
Иногда есть указания на то, что днем собирались, чтобы изготовить венки, а вечером начинаются сами «проводы».
Наиболее традиционным местом выпроваживания русалки следует признать ржаное поле.
Таким же устойчивым в традиции полесского обряда местом считалось и кладбище, куда «провожали русалку».
Нередко сохранялось указание на необходимость вывести русалку просто за пределы села.
г) Состав ритуальных действий. Центральным ритуальным действием, составляющим основной элемент обряда «проводов», было само шествие и вождение ряженой (или группы ряженых) за пределы села, — он оставался обязательным и неизменным во всех вариантах описаний. Набор остальных обрядовых действий мог варьироваться.
Вторым непременным элементом в составе ритуальных действий было исполнение песен, из которых одна «Проведу русалку до бору, сама вернуся до дому» считалась знаком обряда, с нее начинали пение во время шествия только на момент «проводов», на обратном пути ее уже, как правило, не исполняли, а пели любые песни.
Третьим из наиболее типичных ритуальных действий следует признать чрезвычайно устойчивый обычай пугать участников обряда «русалкой», которая гоняется за ними, пытаясь кого-нибудь догнать. Эта акция проводится обычно в тот момент, когда ряженую уже привели к месту изгнания (в жито, на кладбище, в лес, за село) или при возвращении молодежи в село.
д) Костры и действия возле них. Из ритуальных действий, сопутствующих обряду «проводов», наиболее устойчивым и распространенным является обычай разжигать костры и перепрыгивать через них.
е) Практика обливания друг друга водой отмечалась в описаниях обряда «проводов» гораздо реже. Обычно она включалась в круг игровых и шутливых действий: парни обливали водой девок, возвращавшихся после совершения обряда в село.
ж) Ритуальные действия с венками заслуживают особого внимания, поскольку венки в «русальных проводах» были не только знаком ряжения, но символом самой «русалки», ее заменой. Венки срывали с «русалки» и уносили на огороды, сплавляли вниз по реке, бросали в костер, иногда их перебрасывали через костер, а затем сжигали.
Глава III. Связь русалок с растительностью
(цветочное имя русалки).
Основные характеристики этой связи сводились к соотношениям: русалка и дерево (береза, дуб, груша); русалка и венок, сплетенный на Русальной неделе из березовых веток, колосьев, крапивы, трав и цветов; русалка и цветущая рожь.
Для первого типа соотношения было предложено толкование, основанное на представлениях о дереве как пути перехода на «тот свет» и обратно. Сходное значение обнаруживается и в факте связи русалок с водой. Характерны уже упоминавшиеся варианты ответов на вопрос «откуда появлялись русалки на Русальной неделе», известные по данным Полесского архива: «из могил выходять», «с того света», «з земли выходять», «з берозы спускаюца».
Считалось, что в последний день перед уходом русалки собирались на большой дуб, там веселились, пели песни, а затем исчезали.
Представления о том, что души умерших переселяются на некоторое время на дерево, широко известны у многих народов.
Мифологические представления о том, что вода и деревья служили «дорогой» для душ умерших при их сезонных переходах с «того света» и обратно, отразились на характеристике персонажей «нечистой силы».
Можно предположить, что троицкие ритуалы с деревом, ветками деревьев, зеленью были связаны с мифологическими представлениями о появлении в этот период на земле душ умерших (девушек и детей), которые «спускались с того света» по деревьям (или «выходили из могилок», «вылезали из воды») и которым через определенный период устраивали «проводы», изгоняя их на кладбище, сплавляя по воде, сжигая на костре или загоняя обратно на деревья.
Таким образом, души умерших могли переходить из потустороннего мира на землю не только из воды или по деревьям, но и «произрастать» в зелени вообще.
Для полесской традиции цветущее ржаное поле было наиболее традиционным местом появления русалок на Русальной неделе (наряду с березовым лесом и местами у воды). Кое-где считалось, что они остаются во ржи до уборки хлебов, а затем незримо взлетают к небу.
Характерно, что о присутствии русалок во ржи и на полянах судили по густоте травы и колосьев, растущих по форме круга. Самим своим появлением на растениях русалки как бы способствовали хорошему росту, цветению и урожайности.
Многолетние споры вокруг термина русалка, происхождение которого связывали то со словами типа русый, русло, то с названиями рек (Руса, Рось и т.п.), прекращены после работ Ф. Миклошича, убедительно доказавшего, что имя этого персонажа связано с названием славянского праздника русалий, которое в свою очередь восходит к латинскому термину rosalia (rosaria, dies rosae), обозначающему античный праздник роз, суть которого сводилась к поминовению умерших в период цветения роз.
Итак, термином розалии — русалии объединяются такие понятия, как: а) поминальный обряд возложения роз на могилы безвременно скончавшихся людей, относящийся к первым векам н. э. и зафиксированный в основном в Италийских областях, в Балкано-Дунайском регионе и на северо-западе Малоазийского региона; б) славянский языческий праздник, упоминавшийся в древнерусских источниках как «бесовские» игрища с «плясаниями», песнями, с ряжением в маски животных, смысл которого восстановить по этим типовым для церковных поучений сведениям невозможно; в) известные по этнографическим материалам XIX- ХХ вв. балканские ритуалы обхода домов дружинами «русалиев» на Русальной неделе и магические танцы вокруг больных людей с целью их излечения; г) названия календарного периода, относящегося к Троицкому циклу праздников (Семик, Троица, Духов день, неделя, предшествующая дню Пятидесятницы или следующая за ним): рус. Русальная неделя, укр., белор. Русалны тыж- день, болг. Русалска седмица, Русалница, серб. Русалие, Русале, хорв. rusalji, словен. rusalski svetki, рум. rusalii и т. п.; д) имена женских мифологических персонажей, появлявшихся на земле в весенне-летний период: вост.-слав, русалка, вост.-польск. rusalka, болг. русалка, русалия, русалийка, серб. русалиа.
В некоторых местах полесской зоны известен запрет в течение Русальной недели приближаться к цветущим в ту пору огородным культурам.
Нередко такие запреты прямо соотносились с опасением навредить русалкам или встретиться с ними: детей не пускали в огород, в лес, запрещали им лазить на деревья, играть вблизи злакового поля, запугивая угрозами, что «русалка схватит», «залоскочет», «заберет с собой». Поэтому на «Русальчин велик день» (четверг Троицкой недели) считалось недопустимым «ни дерева рубить, ни травы рвать, ни даже грядок полоть».
Характерно, что и о времени исчезновения русалок в Полесье часто говорили (не упоминая точных календарных дат) как о периоде созревания злаков и огородных культур, когда закончено их цветение.
С поверьями о «процветании» умерших в растениях связана и негативная оценка периода цветения, когда — как считалось — у людей проявляются разные недомогания: опухают и болят ноги, слепнут глаза, вспыхивают кожные заболевания; когда погибают вылупившиеся цыплята, пропадает молоко у коров, портятся продукты («цветет» вино, зерно, хлеб). По белорусским поверьям, когда цветет осина, то от цветочной пыли домашняя птица и люди слепнут.
Запрет, распространявшийся на некоторых лиц, сажать возле дома определенные растения, часто мотивировался угрозой смерти.
«Цветочное» имя русалки — сезонного духа, связанного с душами умерших девушек, появляющегося в период цветения растений, — свидетельствует об истоках этого образа, восходящих к названию цветка розы (ср. европейские поверья о женских мифических существах, подобных русалке, по имени Розалия, Роземунда и т. п.). В славянской мифологии существенными оказываются те моменты в образе русалки, которые позволяют причислить ее к категории людей, умерших в молодом возрасте, способом появления которых на земле является «процветание» душ в растениях.
Это проясняет причины негативной оценки периода цветения растений и цветочной символики в народной культуре. С этим же связан и мотив — «цветы как источник болезней» или «русалки (самодивы) — виновницы болезней», поскольку контакт с умершими всегда осмысляется как опасный для человека.
При этом у южных славян носителями болезней выступали прежде всего мифологические персонажи типа русалок, а в восточнославянской традиции недомогания и болезни связывались с цветением растений.
Глава IV. Практическая часть.
Для достижения цели исследования я провела опрос среди учащихся средней и старшей школы № 40 г. Твери. В опросе приняло участие около100 человек из 5-х и 10-х классов.
Обработав данные анкеты, я получила следующие результаты:
| 5 класс, % | 10 класс, % |
| 20 | 71 |
| 72 | 21 |
| - | 4 |
| 4 | - |
| - | 2 |
| - | 2 |
| 4 | - |
| 5 класс, % | 10 класс, % |
| 78 | 94 |
| 6 | 26 |
| 4 | 4 |
| 4 | 4 |
| - | 4 |
| 8 | - |
| 5 класс, % | 10 класс, % |
| 94 | 77 |
| 4 | - |
| - | 21 |
| - | 2 |
| 2 | - |
| 5 класс, % | 10 класс, % |
| 17 | 10 |
| 2 | - |
| 2 | 7 |
| 21 | 12 |
| 2 | - |
| 4 | 5 |
| 2 | 1 |
| 15 | 62 |
| 2 | - |
| 2 | - |
| 6 | - |
| 2 | - |
| 2 | - |
| - | 2 |
| - | 1 |
| 21 | - |
| 5 класс, % | 10 класс, % |
| 65 | 84 |
| 21 | 8 |
| 12 | 8 |
| 2 | - |
В результате проведенного опроса я пришла к следующим выводам:
Заключение.
В результате изучения поверий о русалках, представленных в научной литературе, я нашла ответы на следующие вопросы: по вопросу о происхождении: русалками становились якобы дети, умершие до крещения; либо девушки, умершие до вступления в брак (или уже просватанные); либо все женщины, девушки и дети, родившиеся или умершие на Русальной неделе (имеется в виду неделя, предшествующая Троице или следующая за ней); либо, наконец, утонувшие женщины и девушки.
По вопросу о внешнем виде: русалки — молодые красивые девушки, обнаженные или в белой одежде; старые уродливые бабы; женщины с распущенными волосами, бледными лицами, холодными руками; женщины с рыбьим хвостом.
По вопросу о местах обитания и времени появления на земле: в троицкий период русалки появлялись возле воды у колодцев, в лесу, на деревьях, в ржаном или конопляном поле, на перекрестках дорог, а в остальное время года пребывали на «том» свете, в воде, в земле, в могиле, на кладбище.
По вопросу о вредоносных и полезных действиях: они пугали людей, заманивали их в воду в лес, топили в реке, могли защекотать до смерти, наслать болезни, бури и град, вредили посевам, портили кудель, крали нитки и пряжу; в то же время: способствовали цветению ржи, берегли посевы, способствовали успешному прядению, помогали вернуть пропавшую скотину, заботились о ребенке, оставленном жницей в поле, любили пение и танцы.
В некоторых регионах русалки наделялись типичными признаками нечистой силы и сближались с ведьмами: появлялись якобы только ночью, могли вредить до первых петухов, были способны к оборотничеству, похищали детей, отбирали у коров молоко, заплетали коням гривы.
Основные мотивы, связанные с русалкой (по материалам поверий и быличек): расчесывают возле воды свои волосы; люди находят у воды оставленный ею золотой гребень; качаются на деревьях, окликают прохожих, заманивают их в глубь леса или в воду, топят, защекочивают свои жертвы до смерти; наказывают за работу на Русальной неделе; хохочут, резвятся возле моста, пугают людей; водят хороводы в поле или у воды, поют, танцуют в злаковом поле; просят у людей одежду; не отпускают из воды коней, пригнанных к водопою; награждают женщину, прикрывшую фартуком ребенка русалки; забавляют оставленного в поле ребенка; прядут в доме по ночам.
На основании всех этих данных приходится рассматривать образ восточнославянской русалки прежде всего в связи с ее принадлежностью к миру умерших. Обряд «проводов» может быть возведен к идее изгнания, выпроваживания, избавления от русалки (когда ритуальный период ее сезонного пребывания на земле считался закончившимся), поэтому основные формы разных вариантов обряда (вождение ряженой на кладбище — к костру — к воде — к дереву — далеко за границы села — наконец, в ржаное поле) должны рассматриваться как равнозначные, а поле ржи — как ритуальное место, обозначающее одну из зон контактов с «тем светом».
Значение кладбища как типичного ритуального пространства, ночное время «проводов» и особенно элементы «страха», «пугания», панического бегства от «русалки», — все подтверждает богатый материал поверий, соотносящих русалок с душами умерших.
Обнаруживается прямая связь русалок с растительностью. Дерево представляется как путь перехода с «того света» и обратно. Имя этого персонажа связано с названием славянского праздника русалий, которое в свою очередь восходит к латинскому термину rosalia (rosaria, dies rosae), обозначающему античный праздник роз, суть которого сводилась к поминовению умерших в период цветения роз.
Изученная литература (особенно полесские поверья) много поведала мне о русалках, в большинстве своем мои представления о русалках были скудны и неполны и не совсем совпадали с тем, что было описано.
По результатам опроса наглядно видно, что знания у учащихся как средней, так и старшей школы поверхностны, почерпнуты из художественной литературы, мультфильмов, кинофильмов и др. На некоторые вопросы учащиеся не знали ответа вовсе. Сведения, имеющиеся у пятиклассников, дополнялись информацией от десятиклассников, и наоборот, поэтому выяснить, у какой категории ребят они более полные, достоверные и правильные, не представляется возможным.
Ясно одно, что данная работа подтверждает мысль о том, что информация о самых загадочных представителях низших мифологических существ религии восточных славян является достаточно актуальной, тем более, что сам опрос вызвал живой интерес.
Недостаток знаний мне представляется возможным восполнить на уроках истории, классных часах и различных внешкольных мероприятиях.
Мое исследование было не только увлекательным и интересным, но иногда меня преследовал страх.
Библиографический список.
Два Мороза
За еду птицы готовы собирать мусор
Зимовье зверей
Красочные картины Джастина Геффри
5 зимних аудиосказок