Нравственный выбор.
Цель проекта:
На примерах литературных героев выяснить, можно ли уничтожить нравственность народа.
Актуальность данной работы:
В современном мире мы постоянно сталкиваемся с проблемой нравственного выбора. Понимание значения нравственности является важнейшей задачей для школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_vybor_na_voyne_._degterev._medvedeva.docx | 42.41 КБ |
nravstvennyy_vybor_na_voyne_-_slaydy._degterev._medvedeva.docx | 37.46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Название секции __________________________________________________
Нравственный выбор на войне
Дегтерев Андрей Александрович
Медведева Виктория Александровна
7 в класс
Солодухина Светлана Васильевна
учитель русского языка и литературы
Грязинский муниципальный район Липецкой области.
Оглавление
I. Нравственность и нравственный выбор. 3
1.1. Понятие нравственности. 3
1.2. Высказывание Лахновского 3
«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» - Виссарион Г. Белинский – русский литературный критик, писатель, публицист, философ.
Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе воспитания. Книга и чтение являются основными составляющими духовно-нравственного воспитания. Художественная литература – оказывает огромное влияние на выбор нравственных ориентиров.
«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил… “ - Ян Амос Каменский.
Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль».
Мораль – это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения.
Нравственность – это внутренние качества человека, которыми он руководствуется в своём выборе.
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.)
Нравственный выбор – это борьба между плохим и хорошим, правильным и неправильным, честным и бесчестным, эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям.
Это всегда выбор между добром и злом. Каждый из нас проходит испытание нравственным выбором. И не всегда просто разобраться, как правильно поступить. Человек принимает решение на основе моральных ценностей.
Что важнее – это каждый решал для себя сам. Оказавшись на войне, человек невольно оказывается перед выбором. Совершить благородный поступок и погибнуть или отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь.
В романе Анатолия Степановича Иванова «Вечный зов» бывший следователь царской охранки, а на тот момент - офицер немецкого вермахта – Лахновский, произносит такие слова:
«В этом веке нам уже не победить. Нынешнее поколение людей в России слишком фанатичное. До оголтелости. Войны обычно ослабляли любой народ, потому что, помимо физического истребления значительной части народа, вырывали его духовные корни, растаптывали и уничтожали самые главные основы его нравственности. Сжигая книги, уничтожая памятники истории, устраивая конюшни в музеях и храмах… Такую же цель преследует и Гитлер. Но слишком он многочислен, что ли, этот проклятый ваш советский народ… Или он какой-то особый и непонятный… И в результате войны он не слабеет, а становится сильнее, его фанатизм и вера в победу не уменьшаются, а всё увеличиваются. Гитлер не может этого понять, а если бы понял, как-то попытался бы выйти из войны. Значит, он обречён, и его империя, его тысячелетний рейх, накануне краха… Значит, надо действовать нам другим путём. Помнишь, конечно, Ленин ваш сказал когда-то: мы пойдём другим путём. Читал я где-то или в кино слышал… Что ж, хорошая фраза. Вот и мы дальше пойдём другим путём. Будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением, выветривать этот ленинский фанатизм. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её! — Сморщенные веки Лахновского быстро и часто задёргались, глаза сделались круглыми, в них заплескался, заполыхал яростный огонь, он начал говорить всё громче и громче, а под конец буквально закричал: — Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!»
Лахновский уверен, что война ослабляет народ, потому что растаптывает и уничтожает основы его нравственности.
Читая книги о войне, мы убеждаемся, что война не может уничтожить и растоптать нравственность народа. Книги о военных событиях раскрывают перед нами душевную силу, стойкость и мужество нашего народа.
Василь Быков – советский и белорусский писатель. Прошел всю Великую Отечественную войну, от Украины, где застала его война, до Австрии. Был призван в армию летом 1942 года.
Его произведения рассказывают о человеке на войне, о его поведении и нравственном выборе, о сложных ситуациях, когда герои должны решить: думать о своем личном спасении или спасать других. Он показывает героизм обычного человека.
Его литературные труды переведены на многие языки мира. Были сняты 22 экранизации произведений Василя Быкова.
События повести происходят в оккупированной фашистами Белоруссии. Партизаны Сотников и Рыбак отправляются на поиски продовольствия для своего отряда и попадают в плен к немцам. Там они должны решить: остаться порядочным перед самим собой и окружающими или спасти свою жизнь любой ценой.
Фильм дает нам возможность увидеть все тяготы и переживания героев.
Командир партизанского отряда отправил на задание Рыбака. Двое сослуживцев по уважительным причинам отказались его сопровождать, а Сотников молча поднялся. По дороге Рыбак понял, что Сотников сильно простужен. На вопрос Рыбака, почему он не сказал о своём самочувствии командиру, Сотников отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались».
Партизаны в поисках провизии попали в дом старосты Петра, который сотрудничал с немцами. Рыбак вывел его на улицу, и Сотников подумал, что сейчас произойдет казнь, но товарищ отпустил предателя, взяв у него овцу.
По дороге в лагерь партизаны наткнулись на полицейский патруль. Раненый Сотников упал. Рыбак сначала решил в одиночку оторваться от преследователей, но все же вернулся к раненому. Он побоялся, что придётся объясняться перед партизанами. Рыбаку пришлось тащить на себе обессилевшего Сотникова.
Полицаи настигли партизан в доме крестьянки Демчихи. Когда они появляются в избе, Сотников внезапно заходится кашлем и тем самым выдаёт себя и напарника. Всех, кроме детей, арестовали.
Полицаи настигли партизан в доме крестьянки Демчихи. Когда они появляются в избе, Сотников внезапно заходится кашлем и тем самым выдаёт себя и напарника. Всех, кроме детей, арестовали.
«А тут всего двадцать шесть, хотелось бы еще немного пожить на земле. Не столько страшно, сколько противно ложиться зимой в промерзшую яму... Нет, надо бороться!»
«Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?»
C одной стороны, он боится за свою жизнь и рассказывает полицаям всё, что знает, а с другой – ему глубоко неприятна мысль о том, что можно стать предателем. Но для себя он решает, что ни за что не примет «в покорности смерть».
Сотников отказывался отвечать на вопросы врагов и переходить на их сторону. Его пытали раскалённым железом, но это не принесло никаких плодов. Он сразу понял, что живыми их уже не отпустят.
Внутренне он примирился со смертью, и это отсутствие страха дало ему «почти абсолютную независимость от силы своих врагов».
Партизан держали в подвале всю ночь, чтобы утром, вместе с другими пленными, вывести на холм для повешения. Утром Сотников заявил, что именно он ранил полицейского, и просил отпустить Рыбака и остальных задержанных: Демчиху, Петра и девочку Басю. Заступничество не помогает, и тогда Рыбак кричит, что согласен вступить в полицию.
Герои сделали свой выбор. По пути к месту казни Рыбак поддерживал Сотникова, который уже не мог идти самостоятельно. Сотников молчал, а Рыбак думал о том, что прислужником и изменником он не станет ˗ найдет удобный момент и уйдёт.
Демчиха вынесла пытки и не выдала, кто скрывал девочку Басю от полицаев. Она шла на смерть спокойно, хотя дома остались маленькие дети.
Петр согласился быть старостой, чтобы односельчанам жилось в период оккупации терпимо. Петр скрывал еврейскую девочку, спасая от фашистов. Он принял свою участь и был готов отвечать за поступки.
«Но те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни?»
Четверых, включая Сотникова, казнили. Полено из-под его ног выбил товарищ, даже не поняв, что делает.
Вскоре предатель осознаёт серьёзность происходящего. От страха он решается на побег, но мысль о расстреле останавливает его. Рыбак заперся в будке туалета и хотел повеситься, но попытка самоубийства не удалась.
Теперь он свободен! Но от осознания своего поступка и безысходности Рыбак убит морально, его наказание – жить дальше.
Слабый и болезненный Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, оказался духовно сильным. Он умер героически, не переступил свои ценности.
Сильный и здоровый Рыбак не был врагом и подлецом, но сломался, предал своих, в обмен на жизнь стал предателем и палачом товарищей.
Страшная война ставит человека в нечеловеческие условия и заставляет выдержать экзамен на прочность.
Повесть «Обелиск» – одно из бессмертных произведений Быкова.
Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.
В мирное время Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки.
«Он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а, прежде всего, людей...
И Мороз сказал, что достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками.».
Когда началась война, Алесь не покинул родные места, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что "не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили". Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.
Но не все оставались самим собой. Кто-то в полицаи шел сам, кто-то по принуждению.
«А вот второй оказался последним гадом. Не помню уже его фамилии, но по селам его звали Каин. И вправду был Каин, много бед принес людям. До войны жил с отцом на хуторе, был молодой, неженатый – парень как парень. Вроде никто про него, довоенного, плохого слова сказать не мог, а пришли немцы – переродился человек.
Вот что значат условия. Наверно, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других – другая.
Вот и в этом Каине до войны сидело себе потихоньку что-то подлое, и, если бы не эта передряга, может, и не вылезло бы наружу. А тут вот поперло. С усердием служил немцам, ничего не скажешь.»
Шестеро учеников Мороза решили уничтожить местного полицая Каина и устроили диверсию на дороге, подпилив опоры моста. Один немец погиб. А выживший полицай заметил убегающих детей. Мальчишек арестовали. Учитель был предупрежден и вовремя скрылся у партизан. Немцы заявили, что мальчишек повесят, если Мороз не явится к ним.
Алесь понимал, что детей фашисты все равно не пощадят, а ему – смерть, но все равно решил быть вместе с учениками, разделить их участь.
Несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению. До последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.
Мороз пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Алесь Мороз не мог себе представить другого пути.
“Жизнь – это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб попроще! И поменьше хлопот. Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...”
Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Остаться человеком на войне и не изменять своим принципам – это нравственный долг каждого. Сильных духом людей нельзя сломить, они в любых условиях остаются верными себе. А значит, нельзя растоптать нравственность народа и превратить людей в животных.
Человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью. Умение отличать добро от зла – это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек.
II. Практическая часть.
Ученикам седьмых классов было предложено написать мини сочинение на тему «Нравственный выбор на войне».
Высказывания учащихся о нравственности:
Нравственный выбор – это…
Высказывания учащихся о нравственном выборе на войне:
«На войне солдату приходится выбирать между добром и злом, сдаться или помочь Родине, перейти на сторону врага или защищать Отечество»
«На войне было много героев. Они осознанно шли на риск, иногда это лишало их жизни. Люди, которые готовы пожертвовать собой ради Родины и родных имеют высокий уровень морали»»
«На войне нравственный выбор или безнравственный – не важно, нужно выжимать из ситуации максимум выгоды несмотря на выбор»
«В некоторых случаях нравственный выбор на войне – это эгоизм»
«Съешь или добычей станешь»
«Убей или будешь убит»
«Поэтому многим людям, какими бы они не были в мирное время, сострадание стало чуждым. Они боролись за собственное выживание»
«Сдать врагам, где находятся танки и люди, чтобы спасти свою жизнь, или сохранить всё в тайне и умереть»
«Закрыть своим телом товарища и принять удар на себя или смотреть как к нему подбирается смерть, но остаться живым»
«На войне проявляются настоящие качества человека, и он выбирает кем быть: выжившим подлецом или умершим героем»
«Каждый человек выбирал сам: пасть смертью героя или стать предателем»
«Возможно, мы не выиграли бы эту войну, если наши отважные войны не верили бы в победу»
«В условиях войны человеком правит патриотизм или желание остаться в живых»
«Только нравственно сильные люди могут сделать правильный выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя»
Все школьники справились с заданием. Дети понимают значение нравственности и могут объяснить, что такое нравственный выбор.
К сожалению, и в мирной жизни человек не всегда остается человеком.
Для воспитания и укрепления нравственности школьники должны обязательно читать военные произведения. Эти книги заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах: о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти.
И, конечно, литература о Великой Отечественной войне – дань памяти подвигу тех, кто приближал великую Победу, кто отстоял свободу, доказал ценой собственной жизни, что главное в нашем мире – Добро, Милосердие и Сострадание. Если мы будем читать, мы будем помнить!
Список литературы
Слайд 1
МБОУ гимназия №3 г. Грязи Липецкой области
Нравственный выбор на войне
Выполнили: ученики 7 в класса
Дегтерев Андрей
Медведева Виктория
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Солодухина Светлана Васильевна
2019/ 2020 год
Слайд 2
Содержание
Введение.
I. Нравственность и нравственный выбор.
1.1. Понятие нравственности.
1.2. Высказывание Лахновского.
1.3. Василь Быков.
1.3.1. «Сотников».
1.3.2. «Обелиск».
II. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся.
Заключение.
Список литературы.
Слайд 3
Тема проекта:
Нравственный выбор.
Цель проекта:
На примерах литературных героев выяснить, можно ли уничтожить нравственность народа.
Актуальность данной работы:
В современном мире мы постоянно сталкиваемся с проблемой нравственного выбора. Понимание значения нравственности является важнейшей задачей для школьников.
Задачи исследования:
Слайд 4
Введение
«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное»
Виссарион Г. Белинский – русский литературный критик, писатель, публицист, философ.
Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе воспитания. Книга и чтение являются основными составляющими духовно-нравственного воспитания.
Художественная литература – оказывает огромное влияние на выбор нравственных ориентиров.
«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил… “
Ян Амос Каменский
Слайд 5
Понятие нравственности
Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль».
Мораль – это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения.
Нравственность – это внутренние качества человека, которыми он руководствуется в своём выборе.
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
(Толковый словарь русского языка.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.)
Слайд 6
Нравственный выбор
Нравственный выбор – это борьба между плохим и хорошим, правильным и неправильным, честным и бесчестным, эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям.
Это всегда выбор между добром и злом. Каждый из нас проходит испытание нравственным выбором. И не всегда просто разобраться, как правильно поступить.
Человек принимает решение на основе моральных ценностей.
Слайд 7
Что важнее – это каждый решал для себя сам
Оказавшись на войне, человек невольно оказывается перед выбором. Совершить благородный поступок и погибнуть или отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь.
Слайд 8
В романе Анатолия Степановича Иванова «Вечный зов» бывший следователь царской охранки, а на тот момент - офицер немецкого вермахта – Лахновский, произносит такие слова:
В этом веке нам уже не победить. Нынешнее поколение людей в России слишком фанатичное. До оголтелости. Войны обычно ослабляли любой народ, потому что, помимо физического истребления значительной части народа, вырывали его духовные корни, растаптывали и уничтожали самые главные основы его нравственности. Сжигая книги, уничтожая памятники истории, устраивая конюшни в музеях и храмах… Такую же цель преследует и Гитлер. Но слишком он многочислен, что ли, этот проклятый ваш советский народ… Или он какой-то особый и непонятный… И в результате войны он не слабеет, а становится сильнее, его фанатизм и вера в победу не уменьшаются, а всё увеличиваются. Гитлер не может этого понять, а если бы понял, как-то попытался бы выйти из войны. Значит, он обречён, и его империя, его тысячелетний рейх, накануне краха… Значит, надо действовать нам другим путём. Помнишь, конечно, Ленин ваш сказал когда-то: мы пойдём другим путём. Читал я где-то или в кино слышал… Что ж, хорошая фраза. Вот и мы дальше пойдём другим путём. Будем вырывать эти духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением, выветривать этот ленинский фанатизм. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её! — Сморщенные веки Лахновского быстро и часто задёргались, глаза сделались круглыми, в них заплескался, заполыхал яростный огонь, он начал говорить всё громче и громче, а под конец буквально закричал: — Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!
Слайд 9
Лахновский уверен, что война ослабляет народ,
потому что растаптывает и уничтожает основы его нравственности.
Читая книги о войне, мы убеждаемся, что война не может уничтожить и растоптать нравственность народа.
Книги о военных событиях раскрывают перед нами душевную силу,
стойкость и мужество нашего народа.
Слайд 10
Василь Быков – советский и белорусский писатель.
Прошел всю Великую Отечественную войну, от Украины, где застала его война, до Австрии.
Был призван в армию летом 1942 года.
Слайд 11
Его произведения рассказывают о человеке на войне, о его поведении и нравственном выборе, о сложных ситуациях, когда герои должны решить: думать о своем личном спасении или спасать других. Он показывает героизм обычного человека.
Его литературные труды переведены на многие языки мира.
Были сняты 22 экранизации произведений Василя Быкова.
Слайд 12
События повести происходят в оккупированной фашистами Белоруссии. Партизаны Сотников и Рыбак отправляются на поиски продовольствия для своего отряда и попадают в плен к немцам. Там они должны решить: остаться порядочным перед самим собой и окружающими или спасти свою жизнь любой ценой.
Фильм дает нам возможность увидеть все тяготы и переживания героев.
Слайд 13
Командир партизанского отряда отправил на задание Рыбака. Двое сослуживцев по уважительным причинам отказались его сопровождать, а Сотников молча поднялся. По дороге Рыбак понял, что Сотников сильно простужен. На вопрос Рыбака, почему он не сказал о своём самочувствии командиру, Сотников отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались».
Партизаны в поисках провизии попали в дом старосты Петра, который сотрудничал с немцами. Рыбак вывел его на улицу, и Сотников подумал, что сейчас произойдет казнь, но товарищ отпустил предателя, взяв у него овцу.
Слайд 14
По дороге в лагерь партизаны наткнулись на полицейский патруль. Раненый Сотников упал. Рыбак сначала решил в одиночку оторваться от преследователей, но все же вернулся к раненому. Он побоялся, что придётся объясняться перед партизанами. Рыбаку пришлось тащить на себе обессилевшего Сотникова.
Слайд 15
Полицаи настигли партизан в доме крестьянки Демчихи. Когда они появляются в избе, Сотников внезапно заходится кашлем и тем самым выдаёт себя и напарника. Всех, кроме детей, арестовали.
Слайд 16
Полицаи настигли партизан в доме крестьянки Демчихи. Когда они появляются в избе, Сотников внезапно заходится кашлем и тем самым выдаёт себя и напарника. Всех, кроме детей, арестовали.
«А тут всего двадцать шесть, хотелось бы еще немного
пожить на земле. Не столько страшно, сколько противно ложиться зимой в
промерзшую яму... Нет, надо бороться!»
«Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?»
C одной стороны, он боится за свою жизнь и рассказывает полицаям всё, что знает, а с другой – ему глубоко неприятна мысль о том, что можно стать предателем. Но для себя он решает, что ни за что не примет «в покорности смерть».
Сотников отказывался отвечать на вопросы врагов и переходить на их сторону. Его пытали раскалённым железом, но это не принесло никаких плодов. Он сразу понял, что живыми их уже не отпустят.
Внутренне он примирился со смертью, и это отсутствие страха дало ему «почти абсолютную независимость от силы своих врагов».
Слайд 17
Партизан держали в подвале всю ночь, чтобы утром, вместе с другими пленными, вывести на холм для повешения. Утром Сотников заявил, что именно он ранил полицейского, и просил отпустить Рыбака и остальных задержанных: Демчиху, Петра и девочку Басю. Заступничество не помогает, и тогда Рыбак кричит, что согласен вступить в полицию.
Слайд 18
Герои сделали свой выбор
По пути к месту казни Рыбак поддерживал Сотникова, который уже не мог идти самостоятельно. Сотников молчал, а Рыбак думал о том, что прислужником и изменником он не станет ˗ найдет удобный момент и уйдёт.
Демчиха вынесла пытки и не выдала, кто скрывал девочку Басю от полицаев. Она шла на смерть спокойно, хотя дома остались маленькие дети.
Петр согласился быть старостой, чтобы односельчанам жилось в период оккупации терпимо. Петр скрывал еврейскую девочку, спасая от фашистов. Он принял свою участь и был готов отвечать за поступки.
Слайд 19
«Но те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни?»
Четверых, включая Сотникова, казнили. Полено из-под его ног выбил товарищ, даже не поняв, что делает.
Слайд 20
Вскоре предатель осознаёт серьёзность происходящего. От страха он решается на побег, но мысль о расстреле останавливает его. Рыбак заперся в будке туалета и хотел повеситься, но попытка самоубийства не удалась.
Слайд 21
Теперь он свободен! Но от осознания своего поступка и безысходности Рыбак убит морально, его наказание – жить дальше.
Слабый и болезненный Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, оказался духовно сильным. Он умер героически, не переступил свои ценности.
Сильный и здоровый Рыбак не был врагом и подлецом, но сломался, предал своих, в обмен на жизнь стал предателем и палачом товарищей.
Страшная война ставит человека в нечеловеческие условия и заставляет выдержать экзамен на прочность.
Слайд 22
«Обелиск»
Повесть «Обелиск» – одно из бессмертных произведений Быкова.
Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
Слайд 23
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.
Слайд 24
В мирное время Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки.
«Он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а, прежде всего, людей...
И Мороз сказал, что достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками.».
Слайд 25
Когда началась война, Алесь не покинул родные места, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что "не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили". Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.
Слайд 26
Но не все оставались самим собой. Кто-то в полицаи шел сам, кто-то по принуждению.
«А вот второй оказался последним гадом. Не помню уже его фамилии, но по селам его звали Каин. И вправду был Каин, много бед принес людям. До войны жил с отцом на хуторе, был молодой, неженатый – парень как парень. Вроде никто про него, довоенного, плохого слова сказать не мог, а пришли немцы – переродился человек.
Вот что значат условия. Наверно, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других – другая.
Вот и в этом Каине до войны сидело себе потихоньку что-то подлое, и, если бы не эта передряга, может, и не вылезло бы наружу. А тут вот поперло. С усердием служил немцам, ничего не скажешь.»
Слайд 27
Шестеро учеников Мороза решили уничтожить местного полицая Каина и устроили диверсию на дороге, подпилив опоры моста.
Один немец погиб. А выживший полицай заметил убегающих детей.
Слайд 28
Мальчишек арестовали. Учитель был предупрежден и вовремя скрылся у партизан.
Немцы заявили, что мальчишек повесят, если Мороз не явится к ним.
Слайд 29
Алесь понимал, что детей фашисты все равно не пощадят, а ему – смерть,
но все равно решил быть вместе с учениками, разделить их участь.
Слайд 30
Несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.
До последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят.
К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.
Слайд 31
Мороз пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят.
На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Алесь Мороз не мог себе представить другого пути.
“Жизнь – это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб попроще! И поменьше хлопот. Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...”
Слайд 32
Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле.
Остаться человеком на войне и не изменять своим принципам – это нравственный долг каждого.
Сильных духом людей нельзя сломить, они в любых условиях остаются верными себе. А значит, нельзя растоптать нравственность народа и превратить людей в животных.
Человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью. Умение отличать добро от зла – это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек.
Слайд 33
Анкетирование учащихся
Ученикам седьмых классов было предложено написать мини сочинение на тему «Нравственный выбор на войне».
Высказывания учащихся о нравственности.
Нравственный выбор – это…
Слайд 34
Нравственный выбор – это…
Слайд 35
Высказывания учащихся о нравственном выборе на войне
«На войне солдату приходится выбирать между добром и злом, сдаться или помочь Родине, перейти на сторону врага или защищать Отечество»
«На войне было много героев. Они осознанно шли на риск, иногда это лишало их жизни. Люди, которые готовы пожертвовать собой ради Родины и родных имеют высокий уровень морали»»
Слайд 36
«На войне нравственный выбор или безнравственный – не важно, нужно выжимать из ситуации максимум выгоды несмотря на выбор»
«В некоторых случаях нравственный выбор на войне – это эгоизм»
«Съешь или добычей станешь»
«Убей или будешь убит»
«Поэтому многим людям, какими бы они не были в мирное время, сострадание стало чуждым. Они боролись за собственное выживание»
Слайд 37
«Сдать врагам, где находятся танки и люди, чтобы спасти свою жизнь, или сохранить всё в тайне и умереть»
«Закрыть своим телом товарища и принять удар на себя или смотреть как к нему подбирается смерть, но остаться живым»
Слайд 38
«На войне проявляются настоящие качества человека, и он выбирает кем быть: выжившим подлецом или умершим героем»
«Каждый человек выбирал сам: пасть смертью героя или стать предателем»
Слайд 39
«Возможно, мы не выиграли бы эту войну, если наши отважные войны не верили бы в победу»
«В условиях войны человеком правит патриотизм или желание остаться в живых»
«Только нравственно сильные люди могут сделать правильный выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя»
Слайд 40
Все школьники справились с заданием. Дети понимают значение нравственности и могут объяснить, что такое нравственный выбор.
К сожалению, и в мирной жизни человек не всегда остается человеком.
Для воспитания и укрепления нравственности школьники должны обязательно читать военные произведения. Эти книги заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах: о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти.
И, конечно, литература о Великой Отечественной войне – дань памяти подвигу тех, кто приближал великую Победу, кто отстоял свободу, доказал ценой собственной жизни, что главное в нашем мире – Добро, Милосердие и Сострадание. Если мы будем читать, мы будем помнить!
Слайд 41
Список литературы
Слайд 42
Спасибо за внимание!
Новогодние гирлянды
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
А теперь — мультфильм
Крутильный маятник своими руками
Как нарисовать небо акварелью