Сообщение
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_gertsevoy_i.a._mir_detskih_igrushek_mou_sosh_no40.docx | 42.64 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №40
СООБЩЕНИЕ
по обществознанию
«Мир детских игрушек»
Выполнила:
учащаяся 5 «А» класса
МОУ СОШ №40
Герцева Ирина Алексеевна
Научный руководитель:
Морозова Анна Михайловна, учитель
истории и обществознания
Тверь, 2017
ПЛАН
Введение……………………………………………………………. с. 3
Глава I. Функции детской игрушки …………………………… с. 4
Глава III. Игрушки для детей: …………………………………. с. 9
3.1 в раннем возрасте
3.2 в дошкольном и младшем школьном возрасте
Заключение………………………………………………………… с. 12
Литература………………….……………………………………… с. 13
Человек никогда не забывает игрушку,
которая в детстве приносила ему столько счастья,
даже если ее заменить чем-нибудь получше.
Стивен Кинг.
Покажите мне человека, который ни разу не играл в игрушки! Вряд ли найдется такой. Взрослея, мы все меньше и меньше тратим время на игры, может быть, детские игрушки просто заменяются взрослыми?
Сегодня полки магазинов «завалены» разными игрушками. Мир детских игрушек действительно очень разнообразен. Меня заинтересовала проблема выбора родителями нужной игрушки своему ребенку, которая становится особенно актуальной перед Днем рождения и другими праздниками.
Цель моего сообщения – показать все разнообразие детских игрушек и разобраться в вопросах их пользы для детей определенного возраста. Чтобы достичь цели я должна решить следующие задачи:
Практическая направленность моей работы состоит в том, чтобы помочь родителям выбрать хорошую игрушку своим детям, которая не только смогла бы доставить им радость обладания новым предметом, но оказалась бы нужной и важной для них.
Достаточно много книг написано о детских игрушках, их роли и значении в воспитании и развитии ребенка, а особенно об истории игрушек, но мне показалась довольно интересной книга Елены Олеговны Смирновой «Мир детских игрушек, или Как выбрать ребенку хорошую игрушку» (М., 2015 г.), где данная проблема решается как с педагогической, так и с психологической точки зрения, поэтому свое сообщение я строила, опираясь на данную работу.
Мое сообщение состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава I. Функции детской игрушки.
Развитие человека происходит в его деятельности. В детском возрасте главной деятельностью является игра. Главная характеристика игры (по Л. С. Выготскому) – расхождение реальной и мнимой ситуации. В игре происходит два важных процесса, в центре которых находится игрушка. С одной стороны, ребенок выражает себя – свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы. Ребенок вкладывает в игрушку свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним
выражением внутреннего мира ребенка.
С другой стороны, в игре он осваивает мир человеческих отношений и
представлений, в котором он живет. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их вкусы, моду, достижения технологии и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Они имеют определенное влияние на его вхождение в данное конкретное общество.
Игрушку нужно рассматривать как самое распространенное средство детского развития. Ее развивающие возможности, а значит и ее достоинства, определяются, прежде всего, характером игры. Этот момент при выборе игрушек нужно обязательно учитывать.
Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности, по возможности творческой и самостоятельной. Настоящая игрушка – это, прежде всего, средство детской игры. А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность для ребенка.
Глава II. Критерии хорошей игрушки;
игрушки, которых лучше избегать.
Отдавая предпочтение какой-либо игрушке, взрослые
должны сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Игрушка должна создавать необходимые условия для развития внешней и внутренней его активности.
Хорошая игрушка должна, с одной стороны, способствовать
развитию ребенка, приносить пользу для его будущего, а с другой – приносить ему удовольствие здесь и сейчас.
Для того чтобы игрушка способствовала развитию ребенка, она
должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть привлекательной и стимулировать его самостоятельные действия. Таким образом, хорошая игрушка должна иметь качества, способствующие развитию ребенка, и качества, стимулирующие его самостоятельную, инициативную игру. Какие это качества?
Первым и необходимым требованием к игрушке является ее соответствие возрасту и возрастным задачам развития.
Другое важнейшее развивающее качество игрушки заключается в ее открытости для инициативы ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей развивающей игрушки. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Только в этом случае игрушка может выполнить свою главную функцию, т.е. стать не просто забавой, но объектом заботы, партнером по общению и средством игры. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку.
Игрушка не должна быть абсолютной копией реальных предметов.
Такая игрушка становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с такими игрушками совсем не обязательно. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями.
Чтобы ребенок захотел самостоятельно играть с игрушкой, она должна быть не только полезной, но и привлекательной. Привлекательность игрушки для ребенка связана как с ее физическими качествами (яркими красками, звучанием, сложностью формы и пр.), так и с возможностью действовать с ней. Эта возможность для разного типа игрушек определяется разными качествами. Для сюжетных, образных игрушек важно, прежде всего, наличие узнаваемого образа (человека или животного), что вызывает определенное отношение и подсказывает его характер и особенности поведения.
Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой, и наличием подсказки к действиям. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости – важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность. Таким образом, привлекательность игрушки, соответствие интересам и смыслам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна
подсказывать, что и как с ней делать, и направлять ребенка на осуществление заложенных в ней возможностей.
Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что они видят на экранах телевизоров, что есть у других детей. Поэтому дети часто предпочитают то, что совершенно не подходит для детской игры – монстров, страшилищ, гламурных красавиц и пр. Тем не менее, формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений – это задача и ответственность родителей.
Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать родственное начало в животных, предметах и, конечно же, в человеке.
Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому и пр. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для отказа от нее.
Успешность самостоятельного действия с игрушкой также определяется рядом обстоятельств. Поскольку игра является самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для игровых действий. Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом ее признаков. Прежде всего, это прочность и качество изготовления. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться несовершенным исполнением – если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка.
Если колеса машинки плохо крутятся и кнопки на пульте плохо нажимаются – это вызывает разочарование, а иногда и слезы ребенка – он быстро теряет интерес к таким игрушкам. Кубики должны быть устойчивыми, колечки пирамидки без труда одеваться на стержень, мозаики легко собираться и разбираться и пр. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки также могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.
Часто взрослым кажется, что современным дошкольникам не нужны традиционные игрушки – куклы, мишки, машинки и пр. Все, чем играли дети полвека назад, устарело, ушло в далекое прошлое и сегодня не может развивать детей. А сейчас нашим детям нужны новые, более современные игрушки, которых не было в детстве родителей. А такие игрушки оснащены электронным, высокотехнологичным оборудованием, которое делает игрушки своеобразными интерактивными роботами, все более похожими на настоящих зверей и детей. Например, куклы-младенцы подробно воспроизводят живого младенца, растут и обратно уменьшаются по воле ребенка. У них есть свой словарный запас и прочие подробности «роста и развития ребенка». Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку. Например, медвежонок, щенок или котенок «обожают обниматься, умеют вилять хвостиком и узнавать голос».
Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако их никак нельзя назвать развивающими.
Дело в том, что с игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Действия с ними стереотипны и однообразны– нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Ребенок не имеет возможности действовать
самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Все уже сделано за него. Остается быть наблюдателем и использовать заготовленные для него предметы и готовые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Требуются все новые и новые «навороты» и новые роботы. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия. Главные качества детской игры – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Многие взрослые полагают, что игрушки должны непосредственно готовить ребенка к взрослой жизни, а именно прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами. Современный рынок предлагает большое количество подобных приборов для детей, которые практически воспроизводят настоящие, только в уменьшенном размере. Маленькие электроволновые печки, в которых можно по-настоящему разогреть бутерброд или приготовить кашу, работающие миксеры и электрические утюги, маленькие фены и стиральные машины и, наконец, настоящие детские компьютеры. Однако игра с такими предметами – далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно (и это часто делается) использовать игру в чисто обучающих целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются.
Например, можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами: использовать настоящие или электронные весы, на которых дети будут взвешивать разные предметы, определять стоимость «товара». В подобных играх дети, возможно, и научатся взвешивать, отмерять, давать сдачу. Однако в центре их внимания будут находиться действия с весами, счет и т.п. При этом главное содержание игры – отношения между продавцом и покупателем, стремление хорошо, правильно выполнить роли этих взрослых – будет отодвинуто на второй план.
Настоящая игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера, не приобретает каких-либо полезных навыков. Он не научается ни водить машину, ни лечить больных, ни делать прически. Но то, что он получает, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника – он постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым.
Глава III. Игрушки для детей:
3.1 в раннем возрасте.
В раннем возрасте (от года до трех лет) ведущей деятельностью является предметная деятельность, т.е. игра в игрушки.
Форма и величина игрушки – главное для ребенка этого возраста. Детям нужны составные игрушки, состоящие из похожих частей, но отличающиеся по какому-то признаку: по размеру или по форме.
Это могут быть вкладыши (кубики, стаканчики), от 3 до 12 полых предметов одинаковой формы и разного размера, убывающие по величине.
Также пирамидки (тренировка рук), каталки (тренировка в скорости и направлении ходьбы) и кубики. Игры с кубиками очень полезны для познавательного развития детей. Действуя с кубиками, ребенок получает возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, знаки, сооружать различные постройки.
Одним из самых популярных и распространенных видов детских игрушек являются мягкие игрушки. Очень часто такие игрушки становятся для малыша своего рода «друзьями»: он берет их с собой гулять, с ними ест,
берет с собой в кроватку, разговаривает с ними. Мягкая игрушка не должна быть слишком большой, чтобы малыш мог самостоятельно взять ее в руки, обнять, перенести. Важно, чтобы игрушка имела четкий, непротиворечивый и понятный образ, чтобы ребенок мог легко ее узнать и назвать: это зайчик, это слон, это медведь.
3.2 в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Начиная с трех лет, появляется сюжетная игра – игра, в которой ребенок не просто действует с предметами, а строит свой мир. Причем врожденной потребности в игре у детей нет. Ребенок любит играть, если он умеет играть. Сейчас многие дети играть не умеют. Например, катание машинки или переодевание куклы – это не настоящая игра, а скорее однообразное действие. Настоящая игра предполагает создание некоторого воображаемого пространства, разыгрывание знакомого ребенку сюжета. Например, в ходе игры две куклы решают покачаться на качелях. Они находят качели и начинают на них качаться, при этом они могут поссориться, одна кукла боится, а другая ее утешает.
Одна из самых главных игрушек для детей всех возрастов – это кукла.
Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, то, что его волнует; воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники, девочки-подростки, девушки и юноши в расцвете лет и пр. И, наконец, они могут различаться по характеру, что, собственно, и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Например, о кукле-ребенке нужно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать и пр. Кукла-красавица, с длинными ресницами и кудрявыми волосами может стать в игре старшей дочкой или подружкой, которая повторяет в своей кукольной жизни слова и действия самого ребенка. А может стать принцессой из волшебной сказки. У куклы, подходящей для детской игры, есть несколько признаков:
Желательно, чтобы материал, из которого сделана кукла, был мягкий и приятный на ощупь; важно, чтобы такую куклу можно было переодевать и переобувать, не вынимая руки и ноги куклы из ее туловища.
Теперь о кукольном гардеробе. Кукольная одежда должна быть такой, чтобы ребенок мог сам снимать и надевать ее. Лучше, если она имеет простую застежку, например липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями. При этом нельзя забывать и об обуви. Одежда нужна не только для того, чтобы кукла «не мерзла», а чтобы ребенок застегнуть, расстегнуть, зашнуровать, натянуть – все это заставляет работать ручки и пальчики. К тому же процесс одевания-раздевания куклы ребенок
отождествляет с такой же процедурой в собственной жизни. Ребенок начинает понимать необходимость и человеческий смысл конкретного действия.
Транспорт – очень важный атрибут любой игры. Для куклы просто необходимо транспортное средство: летом - это машинка, тележка или коляска, а зимой – кукольные санки. В домашних условиях транспорт также необходим. Можно, например, «ездить в гости» или «путешествовать» по квартире. Это сделает игру более разнообразной.
Важнейшее значение для детской игры имеет дом или домик. Дом определяет географию игрового пространства, подсказывает ребенку сюжеты и роли. Сегодня в магазинах игрушек продаются разнообразные игрушечные «дома», предназначенные для сюжетных игр. В некоторых вполне может помещаться сам ребенок. Дома могут быть совсем простыми, например, матерчатыми и легко складывающимися в пакет, и сложными довольно громоздкими конструкциями из тяжелых материалов. С виду все это необыкновенно привлекательно, и любой ребенок, увидев подобный дом, будет мечтать о нем.
Если все-таки покупать игрушечный дом для кукол, нужно учесть, что главное для него – прочность и удобство использования. Немаловажную роль играет цвет. Выбор должен быть в пользу натуральных оттенков. Лучше, если дом разделен на несколько комнат (этажей): например, спальня (или несколько спален), гостиная, кухня, столовая и ванная комната. Но переизбыток мебели и всевозможной утвари не способствует игре, а ограничивает ее.
Кухонная утварь имеет особое значение для ролевой игры. В кастрюлю и сковородку ребенок, скорее всего, будет наливать воду – «готовить» всевозможные супы-каши. Поэтому они должны быть вместительными и выносливыми. Для «хорошей хозяйки» необходимы также чашки, тарелки, вилки, ложки, чайник. Возникает необходимость в кухонной плите, утюге, весах.
Традиционно принято разделять игрушки на «мужские» и «женские».
Кроме кукол и мягких игрушек, мальчикам, как и девочкам, необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры и т.д.
Однако существуют и специфические «мужские игрушки». К ним относится, прежде всего, разнообразная техника. Количество ее в магазинах просто огромно: готовая или собираемая из деталей, с радиоуправлением и без; всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты.
Действующие железные дороги и гоночные трассы, а также радиоуправляемые машинки, вертолеты подойдут скорее младшим школьникам, которые уже могут справиться со сборкой сложных моделей, будут их коллекционировать и устраивать соревнования моделей.
По-прежнему не стихают споры вокруг оружия. С давних времен мальчики играли в войну. Вопрос не в том, с чем ребенок играет, а в том, как он играет, и есть ли вообще возможность с этим играть. Появилось все больше игрушечного оружия со всякими эффектами: при стрельбе включается фонарик, возникает специфический звук; из оружия могут вылетать «пули» или стрелы. До мелочей похожее на реальное оружие сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы и не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты.
Любимой и вполне одобряемой деятельностью для мальчиков является конструирование. Традиционно конструирование рассматривается как создание предметов из отдельных деталей, однако оно может стать основой для сюжетной или режиссерской игры. Для этого разнообразные конструкторы, которые предлагаются детям, хорошо дополнить небольшими, удобными для ручки ребенка фигурками людей и животных.
Заключение.
Мир детских игрушек очень разнообразен. Одни игрушки просто вредны, другие – полезны и нужны. Главная цель игрушки – творческое и самостоятельное развитие ребенка.
Среди родителей весьма распространено мнение о том, что игра является забавой, развлечением, словом, пустым времяпрепровождением.
Однако педагоги и психологи подчеркивают, что игра – это уникальное средство воспитания и развития детей.
В настоящей, развитой игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. А раз игра так значима для развития малыша, то и выбор игрушки приобретает особый смысл.
Игрушка должна соответствовать возрасту, быть простой и открытой, привлекательной, вызывать добрые чувства, а также важно, чтобы она была качественно сделана.
Чтобы игрушка действительно стала для ребенка развивающей, необходимо более тщательно подходить к ее выбору, а не одаривать малыша многочисленными случайными подарками. Ориентиром при этом могут стать критерии, подробно рассмотренные выше.
При этом нужно помнить, что игрушек в распоряжении ребенка не должно быть много. Не нужно перегружать его восприятие сотнями ярких вещей. Избыток игрушек у ребенка – одна из серьезных проблем современного детства. Игрушки становятся незаметными, неважными, неразличимыми. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, на самочувствии и развитии ребенка.
Только тогда человек всегда будет помнить игрушки, которые принесли ему столько радости и счастья от игры с ними.
Литература.
Муравьиная кухня
Снежная книга
Рисуем крокусы акварелью
Цветок или сорняк?
Снег своими руками