ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.47 КБ |
Районная конференция проектно-исследовательских работ
обучающихся 3-4 классов
«Первые шаги в науке»
ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!
Автор: -------
4 класс
Руководитель:----------
учитель начальных классов
место работы: ----------
х. Сухой
2021 г.
План
Введение………………………………….………………..………………………3–4
Глава 1. Что такое грамотность? ...............................................................................5
Глава 2. Роль грамотности в жизни человека и общества……………………....6-7
Глава 3. Отношение к грамотности учащихся МБОУ «Суховской СОШ» (результаты исследования)…………………………………………………………8
Заключение ……………………………………………………………..………11-14
Список литературы…………....................................................................................13
Приложения………………………………………………………………….……..14
Введение.
Парадоксально, но проблема грамотности в настоящее время обостряется. К сожалению, уже не редкость, когда ведущие центрального телевидения ошибаются, а страницы газет, в том числе и центральные, полны грамматических ошибок.
Задача любого, кто считает себя носителем языка, - самостоятельно овладеть им и максимально использовать богатство языка.
Многим из моих одноклассников не нравятся учить правила русского языка. На уроках русского я часто слышу: «А кто эти правила придумал? И откуда они взялись? "
Я спросила себя: «Откуда берутся правила?». Решила провести опрос среди своих одноклассников и учащихся 3 класса, спросив у них: «Грамотным быть модно?» Оказалось, что некоторые из опрошенных не смогли ответить на мой вопрос и почему-то были сбиты с толку. Мне захотелось провести свое исследование.
Гипотеза: изучая отношение к грамотности среди детей младшего школьного возраста, мы можем указать пути преодоления неграмотности.
Цель исследования - выявление и развитие потенциала грамотного отношения к жизни обучающихся 3-4 класса МБОУ Суховской СОШ.
Задачи исследования:
Методы исследования: графический, поиск и систематизация информации, анкетирование, сравнение и анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования: работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о ее значимости в обществе. Материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности, а также в работе классных руководителей с родителями.
Работа над исследованием состоит из следующих этапов:
1 этап
На первом этапе с помощью социологического исследования я определила, модно ли быть грамотным в нашем современном мире среди учеников нашего класса.
2 этап
На втором этапе я измеряла грамотность учащихся в 4 классе с помощью письменных тестов. На основе этих данных я попыталась нарисовать схематический портрет грамотности современного младшего школьника и продолжить свою работу.
3 этап
На третьем этапе исследования – провела тотальный диктант, где определился самый грамотный ученик класса.
Планируемые результаты проекта:
Глава 1. Что такое грамотность?
"Жизнь могут двигать только очень грамотные люди..."
Максим Горький
В современном обществе очень остро стоит проблема грамотности. На каждом шагу мы слышим неграмотные речи людей, видим ошибки в Интернете, на страницах газет и журналов. Все меньше и меньше людей, владеющих с языком. Большинство вообще не читают книги, они только пишут короткие, часто необразованные сообщения в социальных сетях. Почему это происходит? Что для нас сегодня образование? Модно ли быть грамотным сегодня? Эти вопросы стали важными для меня в этой исследовательской работе.
Свое исследование я начала с вопроса, почему в современном мире так важно быть грамотным?
История истоков грамотности - это место, где был создан первый алфавит. После появления алфавита была буква и вместе с ней чтение. Грамотность начинается с того момента, когда письмо приобретает условный характер и его понимание не требует специальной подготовки.
Грамотность бывает в любой области: профессиональной, политической, экономической и т.д. Мы остановимся на грамотности в традиционном его смысле.
Значение слова в Толковом словаре современного русского языка Ушакова: «Грамотность – умение читать и писать» [5, с.102].
Словарь синонимов дает такое представление об этом понятии: «осведомленность, компетентность,знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность» [1, с.318 ].
Согласно словарю С.И. Ожегова под словом "грамотный" подразумевают человека, умеющего читать и писать, а также умеющего писать грамматически правильно [4, с.123].
Вывод: Следовательно, мы понимаем, что грамотность - это не только умение человека, верно, писать и читать. Важнее под данным термином понять способность человека внятно и связно излагать собственные мысли, соблюдая при этом критерии орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Но чтобы быть толковым, надо владеть определенными познаниями, способностями и умениями, дабы принимать участие в общественных процессах и быть нужным социуму. Грамотность - это доля совместной культуры человека.
Глава 2. Роль грамотности в жизни человека и общества
Сейчас достаточно нередко можно повстречать малограмотных, которые не беспокоятся о правильном ударении в словах, добавляя в свою речь сленговые слова, им и в голову не приходит, что возможно мысли выражать складно, а писать без орфографических и пунктуационных ошибок. При том, что русский язык изучается с первого класса и является одним из основных предметов в школе.
Грамотность закладывается в человеке с раннего возраста. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения идей. Именно это становится главным моментом в их предстоящей жизни. Вот поэтому, сначала, от родителей зависит, будут ли их малыш культурным и интеллигентным человеком. [2, с.3].
Если человек грамотный, ему легче отыскать престижную работу. Грамотный человек это мастер собственного дела, а такие труженики необходимы на любом предприятии. Благодаря грамотным специалистам развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей.
Сейчас странички в социальных сетях есть абсолютно у всех, это очень удачный канал коммуникаций. Вот поэтому очень принципиально, чтоб люди правильно понимали друг друга. Это касается и веб-сайтов, где информация написана доступно, хорошо, любопытно.
Человек - существо социальное и нуждается в экономическом благополучии. В свою очередь, здоровое общество нуждается в здоровых и грамотных людях. Чтобы грамотность была полезной, она должна быть функциональной. Функциональная грамотность не только показывает знание чтения, репетиций и арифметики, но также указывает на способность человека эффективно выполнять свои экономические, социальные и гражданские обязанности.
Грамотность традиционно определялась, как умение читать и писать. Современное значение грамотности было расширено и теперь включает способность использовать язык, числа, изображения, компьютеры и другие базовые средства для понимания, общения, приобретения полезных знаний.
Человек, который путешествует и живет в другой стране, но не может читать или писать на языке страны пребывания, также будет считаться местными жителями неграмотным.
8 сентября - это международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет грамотность как "способность определить, понять, интерпретировать, создать, сообщить и вычислить, используя напечатанные и письменные материалы, связанные с переменными контекстами. Грамотность включает всевозможные методы исследования в предоставлении способности людям добиться их целей, развивать их познание и потенциал, и принимать участие обществе".
Вывод: Одним из элементов грамотного человека является умение грамотно излагать свои мысли, вести диалог, иметь устную и письменную речь.
Глава 3. Отношение к грамотности учащихся МБОУ «Суховской СОШ» (результаты исследования)
Для реализации цели исследования была разработана анкета по выявлению отношения к грамотности учащихся МБОУ «Суховской СОШ» (см. Приложение 1). В опросе приняли участие обучающиеся 3-4 классов.
Всего 30учащихся. Результаты анкетирования представлены в диаграммах.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Что такое грамотность, по вашему мнению?
2. Зачем нужна грамотность человеку?
3. Какой человек является грамотным?
4. Как стать грамотным?
5. Модно ли быть грамотным человеком?
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся 3- 4 класса МБОУ «Суховской СОШ» 67% считают, что грамотным быть модно, 30 % считают, что это ценится, это необходимая часть нашей жизни. Но среди отвечающих 3 % считают, что в наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно. Поэтому мы с руководителем решили организовать и провести мероприятия, способствующие изменению отношения учащихся 3-4 классов к грамотности, повышению интереса к учению. Затем провести повторное анкетирование и результаты сравнить.
Нами были проведены: лингвистическая викторина «Будь грамотным – будь успешным!» (см. Приложение 2), Затем провели вторичное анкетирование.
Опрос определил отношение учащихся к грамотности. На вопрос: «Модно ли быть грамотным сегодня?» - 25 респондентов ответили, что «грамотным быть модно всегда», 5 человек считают – что «сейчас это ценится, актуально, необходимо».
Современное поколение школьников, и не только они, мало читают и много общаются в Интернете, где не нужно читать и писать, нужно уметь быстро набирать ответ на пост оппонента. А как насчет ошибок и опечаток? - это еще интереснее и удобнее. Многие слова, используемые в Интернете для удобства, становятся нормой.
«Грамоте учиться - всегда пригодится», - говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили.
Но может все не так уж и плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займет достойное место! Мы к этому придем? Надеюсь, да.
Не секрет, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Важно помнить, что учиться правильной интеллигентной речи надо в течение долгого времени, используя при этом определенные способы.
Мы раздали обучающимся 3-4 классов памятки "Как повысить грамотность?" (см. Приложение 3)
Заключение
В заключении хочу сказать, ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!
Во-первых, неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не сможет правильно оформлять какой-либо ценный документ.
Во-вторых, неграмотная личность слабо владеет своим родным языком. Максим Горький писал: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть». Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя пользоваться.
В-третьих, такие люди не могут быть полезны обществу: невозможно развивать современную культуру и искусство, чётко отстаивать свои интересы на различных дипломатических переговорах, международных конференциях.
В-четвёртых, грамотность – это наличие знаний в какой-либо области, она способствует развитию науки и техники. В наше время человеку нужно владеть современными технологиями, чтобы шагать в ногу со временем.
По-моему, грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. Сейчас появились электронные письма, SMS- сообщения, факсы, которые помогают людям общаться. Но несмотря на это, необходимо правильно и грамотно выражать свои мысли.
Итак, почему же важно быть грамотным человеком? Я думаю, что грамотные люди – счастливые люди. Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении «Кот и лодыри» писал: « Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть».
Любовь к родной речи, родному языку начинается с любви к самому себе, к своей школе. Постепенно расширяясь, эти чувства переходят в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой языковой культуре.
А для себя индивидуальный маршрут грамотного человека я определила так:
Свое выступление хочется закончить словами Максима Горького «Жизнью могут двигать только очень грамотные люди…»
Список литературы
Приложение 1
Анкета «Мое отношение к грамотности»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Что такое грамотность, по вашему мнению? | а) Знание русского языка б) Правильность письма, чтения, речи в) Проявление ума, интеллигентности, культуры г) Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием д) Затрудняюсь ответить |
2 | Зачем нужна грамотность человеку? | а) Чтобы красиво говорить и выражать свое мнение б) Быть вежливым в) Чтобы с тобой было интересно общаться г) Чтобы быть примером д) Затрудняюсь ответить |
3 | Какой человек является грамотным? | а) Умный, образованный б) Тот, кто правильно говорит, пишет, учит других в) Тот, кто хорошо учится г) Все люди грамотные в разной степени д) Затрудняюсь ответить |
4 | Как стать грамотным? | а) Много учиться и работать над собой б) Учить правила в) Больше читать г) Всем уступать, не перебивать, не кричать д) Затрудняюсь ответить |
5 | Модно ли быть грамотным? | а) Грамотным быть модно всегда б) В наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно в) Сейчас это ценится, актуально, необходимо г) Нет д) Затрудняюсь ответить |
О чем поет Шотландская волынка?
Цветок или сорняк?
Волшебная фортепианная музыка
Дымковский петушок
Два морехода