Презентация
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razogreevoy_elviry_11b.pptx | 693.9 КБ |
Слайд 1
Духовная культура в годы перестройки . Выполнила ученица МБОУ Верхнедонской гимназии 11Б класса Разогреева ЭльвираСлайд 2
Перестройка, начатая М. С. Горбачевым как обновление социализма, имела глубокие последствия для культурной и духовной жизни советского общества. С исчезновением идеологических догм в духовной жизни появилось многообразие форм, с помощью которых культуры различных групп советского общества нашли свое выражение. Важное значение для перемен в культурной жизни имела гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации и плюрализм мнений, который подразумевал свободу критики.
Слайд 3
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ Со смягчением идеологического диктата был связан огромный поток публикаций на ранее закрытые темы. Тиражи журналов и газет, размещавших публикации о прошлом, настоящем советского опыта, перспективах социализма, стремительно росли. Большой резонанс вызвали статьи И. И. Клямкина "Какая улица ведет к храму?", Н. П. Шмелева "Авансы и долги", В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина "Лукавая цифра" в журнале "Новый мир" . Впервые в СССР начали публиковаться запрещённые романы Е.И. Замятина например «Мы». Также был опубликован запрещённый ранее А.И. Солженицын , в частности его роман-эпопея «Красное колесо» и «Архипелаг ГУЛАГ». Кроме того, были напечатаны и опубликованы «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова «Белые одежды» . Для советских читателей все вышеназванные произведения стали культурным шоком, так как о проблемах, написанных в данных книгах, никто раньше не говорил открыто. В число этих проблем входили сталинские репрессии, построение социализма на раннем этапе, межнациональные отношения и многое другое. Советские люди раньше даже не знали о существовании этих проблем.
Слайд 5
Более разнообразным стал театральный репертуар, появилось множество новых театров и студий. Были поставлены резонансные спектакли: "Говори!" ( реж . В. Фокин, Н. Марусалова ) на сцене театра им. Ермоловой, "Диктатура совести"( реж М. Шатров) в Ленкоме . Продолжали работать корифеи советского театра О. Ефремов, В. Плучек , М. Захаров. Однако по мере нарастания экономических проблем и развития массовой культуры залы театров стали пустеть, ощущался недостаток хороших режиссеров.
Слайд 6
Вышли на экраны "полочные фильмы": "Тугой узел" ( реж . М. Швейцер ), "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин" ( реж . А. Герман), "Агония" ( реж . Э. Климов), "Комиссар" ( реж . А. Аскольдов). Настоящей сенсацией стала кинолента "Покаяние" ( реж . Т. Абуладзе), завоевавшая гран-при Каннского фестиваля в 1987 г. Абуладзе показал в фильме не только ужас тирании, но и опасность затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. Большой интерес вызвали фильмы "Завтра была война" Ю. Кары, "Холодное лето пятьдесят третьего" А. А. Прошкина , "Так жить нельзя" С. С. Говорухина, "Небеса обетованные" Э. А. Рязанова.
Слайд 7
В дальнейшем процесс гласности и демократизации становился всё более неподконтрольным советским властям. Кроме литературы, на службу гласности и демократии встало советское кино – самое важное из искусств в силу своей массовости и доступности. Советский кинематограф времён перестройки поднимал проблемы, которые были крайне сложными для советских граждан, потому что раньше они замалчивались. Примерами таких фильмов могут служить «Завтра была война» ,«Холодное лето пятьдесят третьего» .Эти фильмы о давно минувших исторических событиях вызвали эффект взорвавшейся бомбы в сознании советских людей. Они привыкли жить в великой счастливой дружной стране. Но эти фильмы показали им, что в прошлом Советского Союза было много страшных тайн: многих людей могли незаконно посадить, рабочих Новочеркасска на мирной демонстрации расстреливали в 1962 г., также были другие явления, которые не увязывались в сознании советских людей.
Слайд 8
Важнейшим двигателем преобразований стали общественно-политические телевизионные передачи "Взгляд", "До и после полуночи", "Пятое колесо", "Двенадцатые этаж«, "600 секунд ". ( первая передача программы «Взгляд»)
Слайд 9
Были вновь показаны публике картины художников К. С. Малевича, В .В. Кандинского, П. Н. Филонова и др. 1000-летию крещения Руси И. С. Глазунов посвятил полотно "Вечная Россия" ("Сто веков"). Он представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, стен Московского Кремля. По инициативе художника в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
Слайд 10
ИТОГ. В духовной сфере произошли разительные перемены. Что касается религии и веры, война с церковью более не велась столь ожесточенно, как это было еще десять лет назад. Люди вольны были выбирать самостоятельно свои религиозные предпочтения, читать Библию, посещать храмы и церкви. Гласность. Ограничения информационного плана были сняты не только для населения, но и для властей. Правительство более не скрывало от населения важные сведения .; СМИ. Пресса стала пользоваться популярностью среди народа. Отсутствие цензуры, пропаганды, влияния контролирующих органов на журналистов сделало газеты и журналы интересными для людей. Они начали доверять источникам информации. Здесь печатались запрещенные ранее произведения, важные новости .
Почта
Одеяльце
Зимняя сказка
Как зима кончилась
Ветер и Солнце