На протяжении всей истории развития словесности существенную роль в ней занимал поэтический текст. При том он всегда имел множество различных вариантов – от песенного текста в народном творчестве и балладах до поэм, рассказанных на театральных подмостках. Поэтический текст в силу своей лаконичности наряду с высокой образностью приобретает особенное значение в современном мире, где язык сильно подвержен естественной компрессии под влиянием мобильной связи, мессенджеров, в целом, скорости жизни.
Однако, научно обосновано, что изучение, как и написание стихотворного текста оказывает благотворное влияние на мозг человека в любом возрасте – от ребенка до пожилого человека. Кроме того, знание и умение взаимодействовать с поэзией издревле считались признаками воспитанного и эрудированного, даже благородного человека, и даже в современном мире изменилось немногое. Таким образом, изучение поэтического текста как в культурном, так в лингвистическом плане остается актуальным и по сей день.
В настоящем исследовании внимание уделяется как истории стихотворного текста, так и его особенностям, которые изучаются на материале английского языка.
То есть, целью настоящего исследования является изучение «механики стиха», или особенностей стихотворного текста в английском языке.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 45.83 КБ |
«Механика» английского стиха: руководство начинающим поэтам
Оглавление
Введение Глава 1. Поэтический текст как культурологический и лингвистический объект 1.1. История поэтического теста в английском языке 1.2. Базовые принципы английского поэтического текста Глава 2. Английская поэзия на практике: что известно и что делать? 2.1. Эксперимент по взаимодействию со стихотворным текстом 2.2. Рекомендации по работе со стихотворениями Заключение Список литературы | 3 5 5 8 13 13 16 18 19 |
Введение
На протяжении всей истории развития словесности существенную роль в ней занимал поэтический текст. При том он всегда имел множество различных вариантов – от песенного текста в народном творчестве и балладах до поэм, рассказанных на театральных подмостках. Поэтический текст в силу своей лаконичности наряду с высокой образностью приобретает особенное значение в современном мире, где язык сильно подвержен естественной компрессии под влиянием мобильной связи, мессенджеров, в целом, скорости жизни.
Однако, научно обосновано, что изучение, как и написание стихотворного текста оказывает благотворное влияние на мозг человека в любом возрасте – от ребенка до пожилого человека. Кроме того, знание и умение взаимодействовать с поэзией издревле считались признаками воспитанного и эрудированного, даже благородного человека, и даже в современном мире изменилось немногое. Таким образом, изучение поэтического текста как в культурном, так в лингвистическом плане остается актуальным и по сей день.
В настоящем исследовании внимание уделяется как истории стихотворного текста, так и его особенностям, которые изучаются на материале английского языка.
То есть, целью настоящего исследования является изучение «механики стиха», или особенностей стихотворного текста в английском языке.
Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические источники и представить обзор истории становления и развития поэтического текста в английском языке;
- изучить особенности построения английского стихотворного текста;
- сопоставить основные принципы стихосложения в английском (как иностранном) и русском (как родном) языках;
- провести эксперимент по оценке знаний учеников среднего школьного возраста в области поэтических текстов и умения с ними взаимодействовать;
- проанализировать полученные результаты и сформулировать алгоритма по взаимодействию со стихотворениями на уровне школы.
Таким образом, практическая ценность настоящего проекта заключается в разработке рекомендаций по работе со стихотворным текстом как на уроках изучения иностранного языка, так и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Поэтический текст как культурологический и лингвистический объект
Как и литература в мире в целом, английская литература началась с поэзии – еще в пятом веке. Считается, что самые ранние стихи на английском языке были написаны между 450 г. н.э. и 1066 г. н.э., периодом, известным как англосаксонский период. Тогда не было печатного станка и системы учета. В результате невозможно проследить, кто стал первым поэтом. Самые ранние найденные английские стихи анонимны. Среди этих стихотворений наиболее известен «Беовульф», который считается первым английским эпосом. Некоторые из других анонимных стихотворений того периода: «Видсит», «Плач Деора», «Мореплаватель», «Послание мужа» и «Странник». Обычные сюжеты этих стихотворений - либо религиозная вера, либо подвиги. Некоторые из стихотворений написаны на основе языческих мифов, а остальные - на темы, взятые из Библии. Героические рассказы в основном основаны на германском фольклоре. Эти стихотворения написаны на аллитерационном старом английском языке, который не используется в наше время. Строки этих стихотворений, как правило, длинные и не рифмуются.
После норманнского завоевания в 1066 году английская поэзия сделала значительный поворот. Между 1066 и 1500 годами, периодом, известным как Средние века, английский язык развился до определенного уровня. Однако языком, использовавшимся в этот период, все еще не был английский язык нашего времени. Поэты этого периода все еще использовали аллитерационный язык. В стихотворные строки введены размер и рифма. Темами, выбранными для поэзии, были либеральная религиозная вера, мораль, рыцарство и любовь. В этот период наступил ренессанс, расширивший кругозор. Это был результат различных серий событий, которые следовали и сопровождали друг друга с четырнадцатого до начала шестнадцатого века. С падением тогдашнего Константинополя в 1453 году жившие там ученые бежали в разные части Европы. Они взяли с собой древнегреческую и римскую литературу. Эти ученые оказали глубокое влияние на поэтов того периода. Они исходили из религиозных предубеждений и подчеркивали идеализм с более светской точки зрения. Джеффри Чосер (1340-1400), известный как отец английской поэзии, был известным поэтом того времени. Он искал идеализм в религиозной вере, любви и обществе. Он представлял себе совершенное человеческое существование, свободное от всех видов коррупции, лжи и лицемерия. Его «Кентерберийские рассказы» представляют собой резкую критику позднесредневековой Англии, сохраняя в видении идеальное общество. Его «Троил и Кризейда» посвящены неверности в любви, предлагая идеализм в отношениях мужчины и женщины. Его язык ясный и ритмичный. Он преуспевает в использовании метра и рифм. Другими важными поэтами того времени являются Уильям Лэнгланд и Джон Гауэр. Их стихи также следуют традициям своего времени.
В начале семнадцатого века новая школа поэзии начала появляться в ответ на поэтическую условность елизаветинских времен. Этот вид поэзии известен как метафизическая школа поэзии. Он возник в периоды, известные как эпоха Якова (1603–1625) и эпоха Каролина (1625–1649). Метафизическая поэзия занимается философскими идеями. Имея дело с абстрактными идеями или концепциями, метафизическая поэзия использует логику, как это делается в философии. В основном это касается концепции любви, веры, души, смерти и Бога, которые не имеют конкретного существования. Он обильно использует логические аргументы, а не только эмоции или страсть. Даже используя страсть, поэты-метафизики использовали аргументы. Кроме того, эти поэты очень часто использовали в своих стихах остроумие и зазнайство, вызывая эффект удивления и ошеломления. Они предпочитали разговорный тон формальному и часто игнорировали формальное использование метража и рифм. Основными поэтами этой школы поэзии были Донн, Эндрю Марвел, Джордж Герберт, Генри Воган и Ричард Крэшоу.
В английской литературе период с 1832 по 1901 год известен как викторианский период. Он назван в честь королевы Виктории, правившей Соединенным Королевством с 1837 по 1901 год. Эта эпоха была отмечена принятием Закона о реформации, теории эволюции Чарльза Дарвина, концепции социализма Карла Маркса, промышленной революции, философского позитивизма, зарождения феминизма и среднего классовая респектабельность. Неверие, лицемерие, достаток, стыдливость и самодовольство были главными чертами этого века. Однако это был период бурного литературного творчества. Альфред Теннисон, Роберт Браунинг, Э. Б. Браунинг, Мэтью Арнольд и Томас Херди были известными поэтами того времени. Компромиссное отношение, моральная серьезность, религиозная и светская чистота, дидактизм и социальная справедливость определили стиль викторианской поэзии.
С началом Первой мировой войны в 1914 году проявилась другая тенденция. Так продолжалось до 1939 года, когда началась Вторая мировая война. Первая мировая война нанесла серьезный ущерб европейским верованиям, традициям и ценностям. После войны возможности христианства и традиционных ценностей были поставлены под сомнение, поскольку они совершенно не поддерживали мир. Люди отошли от традиционного образа жизни.
В литературе новые тенденции заменили старые устоявшиеся правила. Стало очевидным видимое изменение в выборе темы, формы и стиля. Литературные эксперименты и движения отметили возраст. Символизм, имиджизм, экзистенциализм, экспрессионизм, сюрреализм, теория потока сознания и психоанализ - вот некоторые из новых тенденций, которые сформировали литературу этого периода. Эзра Паунд, Т.С. Элиот, У. Б. Йейтс, Дилан Томас и У. Х. Оден были ведущими поэтами этого века. Поэты нового времени игнорировали все механическое и условное. По возможности они старались максимально приблизиться к реальной жизни. Они пренебрегли всеми установленными правилами размеров, форм строф или жанров. В результате современная поэзия отличается слабой выразительностью, как современная живопись.
1.2. Базовые принципы английского поэтического текста
Со стихотворениями связано много разных предубеждений: что стихотворение следует читать ради его «сообщения», что это сообщение «спрятано» в стихотворении, сообщение можно найти, рассматривая слова как символы, которые, естественно, не означают то, что они говорят, но обозначают что-то еще.
Простых способов развеять эти предубеждения нет.
Поэзия сложна, потому что очень часто ее язык косвенный. Но таков опыт – это то, что мы думаем, чувствуем и делаем. Ленивый читатель хочет, чтобы ему что-то говорили, и обычно избегает поэзии, потому что это требует обязательств и энергии. Более того, многое из того, что может предложить поэзия, не имеет скрытого смысла. Многие поэты любят «играть» со звуком языка или предлагать эмоциональное озарение, описывая то, что они видят, на очень информативном языке. На самом деле, есть много разных способов насладиться поэзией; это отражает множество различных стилей и целей самих поэтов.
Важный метод анализа стихотворения - посмотреть на структуру строфы или стиль стихотворения. Вообще говоря, структура связана с общей организацией линий и / или обычных звуковых паттернов. Опять же, многие современные стихи могут не иметь какой-либо идентифицируемой структуры (то есть они являются белым стихом).
Стансы - это серия строк, сгруппированных вместе и отделенных пустой строкой от других строф. Они эквивалентны абзацу в эссе. Один из способов определить строфу - подсчитать количество строк. Выделяют:
Стихотворение может иметь или не иметь определенное количество строк, схему рифм и размер, но все же может быть классифицировано в соответствии с его формой или стилем. Вот три наиболее распространенных типа стихов по форме:
1. Лирическая поэзия: это любое стихотворение с одним оратором (не обязательно поэтом), который выражает сильные мысли и чувства. Большинство стихов, особенно современных, - это лирические стихи.
2. Повествовательная поэма: это поэма, рассказывающая историю; его структура напоминает сюжетную линию рассказа [т.е. введение конфликта и персонажей, рост действия, кульминация и развязка].
3. Описательная поэма: это стихотворение, описывающее мир, окружающий говорящего. Он использует сложные образы и прилагательные. Несмотря на то, что он эмоциональный, он более «ориентирован на внешний мир», чем лирическая поэзия, более личная и интроспективная.
В каком-то смысле почти все стихотворения, независимо от того, имеют ли они последовательные звуковые и / или структурные паттерны, или являются стихотворением вольным стихом, относятся к одной из трех вышеуказанных категорий. Или, конечно, они могут быть комбинацией 2 или 3 вышеперечисленных стилей! Вот еще несколько типов стихов, которые являются подтипами трех стилей, указанных выше:
Ода: Обычно это лирическое стихотворение умеренной длины, с серьезным сюжетом, возвышенным стилем и сложным узором строфы.
Элегия: Это лирическое стихотворение, оплакивающее мертвых. [Это не следует путать с панегириком.] В нем нет установленной метрики или строфового образца, но обычно он начинается с воспоминаний о мертвом человеке, затем оплакивает причину смерти, а затем разрешает горе, заключая, что смерть ведет к бессмертие. Он часто использует «апостроф» (обращение к умершему) как литературный прием. Он может иметь довольно формальный стиль и звучать как оду.
Сонет: Это лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк, которое в английской версии обычно написано ямбическим пентаметром. Есть два основных типа сонетов: итальянский (или Петрарханский) сонет и шекспировский (или елизаветинский / английский) сонет. Сонет «Итальянец / Петрархан» назван в честь Петрарки, итальянского поэта эпохи Возрождения. Сонет Петрархан состоит из октавы (восемь строк) и сестета (шесть строк). Сонет Шекспира состоит из трех четверостиший (по четыре строки) и заключительного куплета (две строки). Сонет Петрархан имеет тенденцию делить мысль на две части (аргумент и заключение); шекспировский, на четыре (заключительный куплет - резюме).
Баллада: это повествовательное стихотворение с музыкальным ритмом, которое можно петь. Баллада обычно состоит из катренов или синквейнов, имеет простую ритмическую структуру и рассказывает сказки обычных людей.
Эпос: длинное повествовательное стихотворение в возвышенном стиле, повествующее о деяниях легендарного или исторического героя.
Три других элемента поэзии - это схема рифмы, размер (то есть регулярный ритм) и звукопись (например, аллитерация). Иногда их все вместе называют звуковой игрой, потому что они используют перформативную устную природу поэзии.
Общие типы звукописи подчеркивают отдельные звуки между словами и внутри слов:
Повторение определенных звуков создает ритмический рисунок, который, в свою очередь, придает строкам слов определенное музыкальное или песенное качество.
Рифма - это повторение похожих звуков. В поэзии самый распространенный вид рифмы - это рифма в конце, которая встречается в конце двух или более строк. Обычно он обозначается строчными буквами, а новая буква используется для обозначения каждого нового конечного звука.
Размер: систематическая регулярность ритма; этот систематический ритм (или звуковой паттерн) обычно идентифицируется путем изучения типа «стопы» и их количества.
Традиционный для поэзии размер с отмериванием содержит ряд ритмических единиц, которые называются стопами. Стопы в строке различаются как повторяющийся узор из двух или трех слогов («яблоко» имеет 2 слога, «банан» - 3 слога и т. Д.). Стопа обозначается в соответствии с количеством содержащихся слогов и соотношением сильных и слабых слогов в каждой стопе. У любой стихотворной строки с систематическим ритмом есть определенное количество стоп, и каждая стопа имеет два или три слога с постоянным ритмом.
а. Ямб - безударный слог, за которым следует ударный слог.
U _ U _ U _ U _ U _
A book of verse underneath the bough.
б. Хорей: ударный слог, за которым следует безударный слог.
_ U _ U _ U _ U
Fairer than the Mermaid Tavern.
c. Анапест: два безударных слога, за которыми следует ударный слог.
U U _ U U _ U U _
On this night of all nights of the year.
d. Дактиль: Ударный слог с последующими двумя безударными.
_ U U _ U U _ U U _ U U
How shall I know whether they will come back to me.
e. Сподней: редкий неритмичный размер, состоящий из двух ударных слогов подряд, которые могут появляться в любом месте строки.
U _ _ _
And no birds sing.
Белый стих: любая поэзия, у которой есть установленный метрический образец (обычно пятистопный ямб), но не имеет рифмы. Шекспир часто использовал в своих пьесах немифмованный пятистопный ямб; его произведения - ранний пример белого стиха.
Таким образом, установлены основные «параметры» английского стихосложения и, в целом, выявлены основные характеристики поэтического текста в английском языке.
Глава 2.
Английская поэзия на практике: что известно и что делать?
2.1. Эксперимент по взаимодействию со стихотворным текстом
В предыдущей главе была обзорно изучена история поэзии в английском языке и рассмотрены основные принципы стихосложения. Известно, что изучение стихотворений или их написание оказывает благотворное влияние на мозг человека. Задачей настоящего проекта является выявление особенностей стихосложения, а также выработка рекомендаций для подростков по работе со стихами.
Чтобы понять, насколько современное поколение знакомо со стихосложением и умеет с ним взаимодействовать, проведем эксперимент. Отобрано несколько стихотворений как на английском, так и на русском языках, различного уровня сложности. Из этих стихов извлечено несколько слов, которые нужно попробовать восстановить, исходя из знаний литературы, а также на основе собственной интуиции.
Цель эксперимента – выявление способности школьников среднего звена видеть структуру стиха и подбирать подходящую рифму и размер на основе собственных знаний.
Итак, материалом для подготовки эксперимента стали стихотворения с пропущенными словами, и для эксперимента был подготовлен такой лист заданий:
Now We Are Six | Конец. А.А. Милн Когда мне было 1, |
Television Rohald Dahl The most important thing we've learned, So far as children are concerned, Is never, NEVER, NEVER let Them near your _______ ____ -- Or better still, just ______ ________ The idiotic thing at all. In almost every house we've been, We've watched them gaping at the screen. They loll and slop and lounge about, And stare until their eyes pop out. | О том, чего терять нельзя Эдуард Асадов
Нынче век электроники и скоростей. Нынче людям без знаний и делать нечего. Я горжусь озареньем ума человечьего, Эрой смелых шагов и ________ _____. Только, видно, не все идеально в мире, И ничто безнаказанно не получается: Если рамки в одном _________ ______, То в другом непременно, увы, сужаются. |
I Loved You. I loved you, and I probably still do, | Я вас любил: любовь еще, быть может... А.С. Пушкин Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей ______ __ ______; Но пусть она вас больше не _______; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой _____ ________. |
В эксперименте участвовали ученики 9 классов средней общеобразовательной школы в количестве 26 человек. Общее время проведения эксперимента составило 25 минут. Ограничений по общению в процессе проведения эксперимента не устанавливалось с целью создания более комфортной атмосферы работы.
Проанализируем полученные результаты.
Итак, первое стихотворение за авторством Александра А. Милна написано на английском языке для детей младшего возраста. Также подобран его перевод на русский язык – как возможность на основе аналогий подобрать большее количество вариантов.
Оценим результаты в следующей таблице.
Приближенный к оригиналу ответ | Подобрана рифма | Подобран размер | Подобран малоподходящий ответ | Не дали ответ |
7 | 7 | 5 | 5 | 2 |
Для разминки такое задание и результаты его выполнения соответствуют знаниям школьника среднего звена.
Следующие фрагменты стихотворений не имеют аналогов в другом языке, и приведены в оригинале. Такие стихи по возрастной категории соответствуют подростковому возрасту, однако требуют от читателя владения более обширным словарным запасом и широким кругозором, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Результаты выполнения этого задания в следующей таблице.
Приближенный к оригиналу ответ | Подобрана рифма | Подобран размер | Подобран малоподходящий ответ | Не дали ответ |
7 | 8 | 4 | 3 | 4 |
В качестве финального задания подобрано произведение русского поэта А.С. Пушкина в двух вариантах – как в оригинальном, русском, так и в переводном, английском. Само прозиведение изучается в рамках курса литературы средней школы, однако, стилистика стихотворения, а также его форма создают определенные сложности для выполнения задания. Однако, назвать результаты выполнения полностью отрицательными невозможно.
Результаты приведены ниже.
Приближенный к оригиналу ответ | Подобрана рифма | Подобран размер | Подобран малоподходящий ответ | Не дали ответ |
4 | 7 | 4 | 6 | 5 |
Таким образом, проведенный эксперимент дает следующие результаты: среднестатистический школьник среднего звена обладает уверенными знаниями для работы с достаточно простой стихотворной формой, могут вычленить размер, рифму и соблюсти форму оригинального стихотворения. По мере усложнения стихотворной формы и размера очевидно, что квалификации участников эксперимента уже не хватает, но не критично, а вполне достаточно, чтобы понять поэтический текст и извлечь художественный образ, вложенный автором.
2.2. Рекомендации по работе со стихотворениями
По результатам проведенного эксперимента и на основе изученного теоретического обзора основ стихосложения в английском языке выработаны следующие рекомендации для работы с поэтическим текстом, которые можно охарактеризовать как советы для «новичков».
Итак, самое главное – читать стихотворения разного времени и авторов, и обязательно на разных языках. Это позволит научиться легко видеть структуру стихотворения, а также чувствовать красоту текста.
Кроме того, нужно расширять словарный запас и пробовать формировать ассоциативные ряды слов, объединенные одной темой, для того, чтобы учиться свободно оперировать словами, рифмами и иными художественными средствами языка.
А также, нужно обязательно практиковаться и пробовать собирать слова, подобранные в соответствии с предыдущим советом, используя различные размеры английского стихосложения.
Все эти советы позволят человеку расширять кругозор и приобретать новые навыки.
Для апробирования выработанных советов мы решили попробовать следовать им, и вот, что получилось:
English poetry’s
Like beautiful tree:
At first one sees
Many words like leaves.
A sentence's bricks
Тhen build up tree's sticks.
Just take a sense's seed
And wait to see.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлены следующие особенности английского поэтического текста.
История английского стиха видится длительной и более чем разнообразной, начиная от самых известных первых стихотворных баллад – Беовульф – до сонетов У. Шекспира, ставших исторической вехой не только в английской литературе, но и мировой культуры в целом. На настоящий момент современное стихосложение переживает некий кризис из-за обилия форм и видов.
Основными особенностями стихосложения являются форма стиха, которая зависит от количества строк и темы произведения. Кроме того варьируются формы построения рифмы. Обязательно нужно учитывать размер стихотворного текста для того, чтобы произведение звучало гармонично.
По результатам проведенного эксперимента, выявившего некоторые сложности с взаимодействием со стихотворным текстом, разработаны рекомендации по работе с такими текстами. Это позволит каждому приобрести новые навыки и умения, а также расширить свой кругозор.
Список литературы:
1. Особенности английского стихосложения (на примере поэзии романтизма). Режим доступа: https://xn--d1aux.xn--p1ai/osobennosti-anglijskogo-stihoslozheniya-na-primere-poezii-romantizma/
2. Особенности стихотворной системы английского и русского языка (на материале двух стихотворений Р. Л. Стивенсона и их переводов). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stihotvornoy-sistemy-angliyskogo-i-russkogo-yazyka-na-materiale-dvuh-stihotvoreniy-r-l-stivensona-i-ih-perevodov
3. The Brief History of English Poetry. Режим доступа: https://www.literaturemini.com/2018/08/the-brief-history-of-english-poetry.html
4. Poetry 101: Learn About Poetry, Different Types of Poems, and Poetic Devices With Examples. Режим доступа: https://www.masterclass.com/articles/poetry-101-learn-about-poetry-different-types-of-poems-and-poetic-devices-with-examples#what-is-poetry
5. Elements of Poetry. Режим доступа: https://www.learn.lexiconic.net/elementsofpoetry.htm
"Морская болезнь" у космонавтов
Зимний лес в вашем доме
Снегири и коты
Проказы старухи-зимы
Лиса Лариска и белка Ленка