Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучая создания полярного пейзажа, можно проследить разнообразие жанровых композиций, особенность образного языка, использование средств выразительности. Увидеть красоту Северного края , до периода полного изучения и освоения земель Арктики.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.9 МБ |
Окружная учебно-исследовательская конференция, посвященная
90-летию Ненецкого автономного округа
ГБОУ НАО «Средняя школа п. Искателей»
«Арктика – край удивительной природы-
в картинах русских художников».
Работу подготовили:
Ученица 8«В» класса
Кожевина Полина
Научный руководитель:
Учитель ИЗО и МХК
Почепинец Ольга Александровна
г. Нарьян-Мар
2019
Содержание
Глава 1.Полярный жанр в творчесте художника Александра Борисова 5
Глава 2. Северный мир художника Николая Пинегина 9
Глава 3. Полярная летописьСтепана Писахова 10
Глава 4. Президент Новой Земли -Тыко Вылка 12
Глава 5. Арктический пейзаж в моем творчестве 14
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17
«Проходит век, но образ Арктики влечет» Так было, так есть и так будет- это арктическая аксиома. Её не нарушить, местом и пространством.
Пленарное заседание IV Международного арктического форума «Арктика-территория диалога» проходила в Архангельске 29-30 марта 2017 года. Тема форума «Человек в Арктике» на повестке: вопросы повышения качества жизни населения Арктического региона, сохранения его уникального экологического потенциала, обеспечения устойчивого социально-экономического развития полярных территорий и укрепления в этих международных сотрудничесво. 2018 год - объявлен президентом России В.В.Путиным - годом Арктики. Арктика- несмотря на суровые климатические условия , издавна привлекала людей.
За последние десятилетия Арктика неузнаваемо изменилась. В настоящее время на этой гигантской территории проживает около 4 миллионов человек, среди них коренные жители Крайнего Севера: чукчи, ненцы, коми, селькупы и другие станции В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск, Норильск, Тромсе, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути. Кроме того, Арктика считается климатической лабораторией планеты и резервным пространством, обеспечивающим возможности для роста народонаселения.
Ныне одна из главных забот человечества - не допустить оскудения природы. Выбранная мной тема «Арктика – край удивительной природы» в произведениях русских художников, путешественников и исследователей нашей ненецкой земли, позволяет изучить и увидеть природу в картинах полярного жанра в первозданном виде
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучая создания полярного пейзажа, можно проследить разнообразие жанровых композиций, особенность образного языка, использование средств выразительности. Увидеть красоту Северного края , до периода полного изучения и освоения земель Арктики.
Меня заинтересовало: Какое значение имеют рисунки, картины ,этюды в освоении Крайнего Севера и какова их тематика.
Цель нашего исследования: показать историю и содержание художественных произведений полярного жанра на протяжении исследования и освоения Заполярного края
(конец XIX начало XX веков)
Задачи:
Предмет исследования: картины художников разных лет, посвященные арктической теме (конец XIX начало XX веков)
Объектом данного исследования являются тематическое содержание художественных произведений на полярную тему. Методы работы: анализ, сравнение, обобщение изученного материала.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы на уроках Мировой художественной культуры, Изобразительного искусства, при проведении тематических классных часов, внеклассных мероприятиях.
Полярные земли и моря, арктические пейзажи захватили воображение архангельского художника-Александра Борисова ещё в юности. Покоряя бескрайние просторы севера, он попутно успевал нанести на холст волнующие его образы. Именно с его этюдов, в конце 19 века, и наступит момент «вхождения севера в художественную жизнь страны»
Борисов Александр Алексеевич (1866-1934гг.), - художник, писатель, мореплаватель, исследователь Заполярья. (рис1 )(Приложение 1) Пейзажи Александра Борисова, ученика Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898гг.) и Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910гг.), были известны и востребованы в России и Европе. Борисов был не только выдающимся художником, но и человеком огромной энергии, полностью направившим ее на изучение Крайнего Севера. В те годы (конец XIX столетия) Крайний Север был гиблым местом, поддержку царского правительства для его изучения получить было невозможно. Но Борисова это не остановило. « Крайний Север,- писал Александр Борисов,- с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечными льдами и долгой полярной ночью всегда привлекал меня к себе…я только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии»
Родился Александр Борисов 2(14) ноября 1866г. деревня Глубокий Ручей, близ города Красноборска. Детство прошло в крестьянской обстановке. В пятнадцать лет он был отправлен «по обету» в Соловецкий монастырь, где его художественные способности замечены и он был определён учеником в иконописную мастерскую. Благодаря поддержки меценатов, Борисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем и в Академию художеств. Здесь, занимаясь под руководством таких мастеров, как Шишкин и Куинджи, Александр Борисов формируется как самобытный и оригинальный художник. Юношеская мечта Борисова побывать на крайнем Севере осуществилась ещё в годы учебы. Перед нами карта «Маршруты полярной экспедиции А.Борисова» (рис 2)(Приложение 1) В 1894 году в составе экспедиции министра финансов Сергея Юльевича Витте (1849-1915гг.) он побывал на Соловках и Мурмане, обогнув Скандинавский полуостров. Поездка по Белому и Баренцову морям дала Борисову много живых наблюдений. Он написал массу этюдов, из которых в итоге сформировался сюжетный замысел картины «Среди вечных льдов».Почти в каждом из них художник вместе с подписью указывал год, месяц и точное число. В 1896 году он впервые попадает на Новую Землю, присоединившись к экспедиции Академии наук, предпринятой для наблюдения за полным солнечным затмением. Созданные в результате этих поездок произведения были показаны для Весенней академической выставке 1897 года и принесли художнику успех. Две картины и около 60-ти этюдов были приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым(1832-1898гг.) Александр Борисов в экспедициях в Арктику работает там как учёный, а когда появятся средства от продажи картин, софинансирует их.
«В гостях у самоеда на Новой Земле»1896г. Самоеды(общее название северных народов) очень добродушны и гостеприимны. Если попадает к ним даже человек незнакомый, он рад ему бесконечности и старается угостить самым дорогим, что есть у него. Вытаскивает масло, которое он любит и сам, хлеб, а иногда и баранки. На Новой земле художник побывал в семьях: Пырерка, Вылка… Эти семьи впоследствии сыграли большую роль в судьбе Борисова и его экспедиции. В доме Прокопия Вылки написал этот этюд. (рис 3)(Приложение 1)
Мотив холодной, заснеженной северной зимы глубоко запал в душу художника, он ставит цель – увидеть полярный Север, влиться в среду местных его обитателей, научиться жить их жизнью, написать ряд этюдов местной природы и быта этих бедных, забытых миром людей. В декабре 1897 года Борисов отправляется в путешествие в глубь Большеземельской тундры и на остров Вайгач, посещает Усть-Цильму, Пустозерск, Никольское (современное Хабарово).
Тяжелое впечатление производит Пустозерск, городок с десятком полузанесенных снегом.(23 километра от Нарьян-Мара) Самый первый город в Заполярье(1499-1928гг.) окончательно покинут жителями в 1962году) Стоит Пустозёрск посреди тундры, и ни кустика, ни холмика, только ветер неугомонный свистит да засыпает холодным снегом. «Самоедское правление в Пустозерске»(1898г.) (рис4)(Приложение 1), «Церковь в Пустозерске.1898» Есть церковь довольно большая, но новая. Когда то здесь томились знаменитые ссыльные XVIII столетия, здесь же кончил на костре жизнь известный протопоп Аввакум(рис5)(Приложение2)Небольшая серия этюдов Борисова, посвященная этому исчезнувшему городу, является единственным живописным свидетельством его былого существования и поэтому приобретает особый интерес. Ежегодно пустозеры отправлялись в Югорский Шар за продуктами промысла ненцев. Медленно подвигались к Югорскому Шару с тяжелыми аргишами(обозами):везли продуктовые товары для обмена на пушнину. Таким аргишом и ехал по Большеземельской тундре художник Борисов. От Пустозерска до Югорского Шара расстояние большое. На пути остановок много. «Ночь в Большемельской тундре в апреле.1898» Всё небо было залито золотистою зарей и напоминало глазам теплый летний вечер юга. Только снег разбивал всю эту иллюзию и составлял полный контраст с небом.(рис6)(Приложение2) После возращения экспедиции , в 1898 году заказывает яхту «Мечта»,чтобы отправиться на Новую Землю. Он знает об отважном норвежском мореплавателе Фритьофе Нансене (1861-1930гг.),который в 1893 году плавал в Ледовитом океане, и при постройке была использована способность яхты Нансена «Фрам» выжиматься изо льдов при их сжатии. Летом 1899 года Борисов завозит на Новую Землю дом (сохранялся до 60–х годов XX века), несколько коров, прессованное сено, подготавливаясь к будущей зимовке. Зиму 1900-1901 годов он проводит в своем доме на Новой Земле. Изучая территорию Новой земли, художник с командой продвигаются на яхте «Мечта» и достигают залив Чекина. «Судно во льдах(яхта «Мечта»1899).(рис7)(Приложение2) Но сильным штормом сломало матчу и судно затерло льдами и прижало к берегу, а затем льды вместе с судном «Мечтой» понесло на юг. Борисов решает бросить судно и, взяв шлюпки и самое необходимое снаряжение, пешком идти к берегу и передвигаться на дрейфующих плавучих льдах. Их заметили ненцы- промысловики, сняли и доставили на берег .
В апреле 1901 совершает санную экспедицию вдоль восточного побережья Новой Земли. Эти поездки дали Борисову богатейший материал для будущих картин и вполне законченные произведения
Наследие, оставленное нам Борисовым, состоит в основном из этюдов. Но в творчестве художника этюд стал его сильной стороной. Большинство этюдов Борисова перерастают рамки этого жанра и становятся самостоятельным произведением. Он первый в мире с кистью и палитрой работал в сложнейших условиях Заполярья.
Картина «Страна смерти» была центральным экспонатом выставки в Белом зале Зимнего дворца, устроенной для Николая II и царской семьи 1 марта 1903.Царь приобрел картину и передал ее в Русский музей. Мрачном характере изображенного нашло отражение состояние опасности, которое художник ощущал во время путешествия среди плавучих льдов.(рис8)(Приложение2) Глыбы льда на полотне отражаются в воде с отблесками огненной зари, полоса которой пронизывает почти черное небо. В тоже время картина звучит «как скорбный реквием по тем, кто не возвратился, как и как честное напоминание и мужественное напутствие тем, кому еще суждено было не возвратиться из Арктики. Необычайны сюжеты работ художника Александра Борисова: ледяные громады в темную августовскую ночь, чумы ненцев, ледники и айсберги, белые медведи, приметы ненецкого народа. «Становище Малые Кармакулы. Маточкин Шар» (рис9)(Приложение3)На переднем плане жилище ненцев-чум ,на дальнем плане на холме стоит часовня. «Чум ненцев в Малых Кармалах на Новой Земле» 1898г.(рис10)(Приложение3)- Женщина в национальном костюме обрабатывает шкуру животного. Все это объединяет в быт ненецкого народа, живущего в прекрасном, суровом северном крае. Подолгу наблюдая за полярными птицами и животными, Борисов великолепно изучил их повадки, привычки и движения. «Медведи на льду у берегов Новой Земли»1906г.( рис11)(Приложение3)- «Лунная ночь.Медведь на охоте»1899г. ( рис12)(Приложение3)- Ровный холодный свет луны рассеивает мглу…Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрами поблескивает снег. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. Полярный житель- большой белый медведь. Он голоден и вышел на охоту. Шея его сильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух. Лед, море, мороз, воздушная среда -вот мотивы многочисленных этюдов. «Полярная ночь в Карском море»1916г. ( рис13)(Приложение4) «О, полярная ночь!Сказочная королева Ледовитого океана..» «В области вечного льда. Лето.Новая Земля»1897 г. ( рис14)(Приложение4) Строго и необыкновенно правдиво написано холодное лето Новой Земли. За эту картину Борисову присвоили звание –художник. Из художественных произведений Ненецкий краеведческий музей обладает двумя работами А.Борисова: «Затмение на Новой Земле»1896г. и «Берег»1910г. ( рис15)(Приложение4) Берег…узкой дымчатой линией тянется он вдали – край земли. Как мираж виднеются покрытые снегом сопки. Сливаясь с небом, они стирают границу горизонта..Совсем другое впечатление производит угрожающая тяжелая, нависшая масса ледника, заполняя собою всю правую часть картины. Робкие последние угасающие лучи-посланники солнца, притягивают взор, как последняя надежда на тепло и жизнь в этом холодном и безжизненном мире…Возможно это произведение художником было написано в дни тоски и грусти по северу. Во время путешествий Борисов писал путевые заметки: «У самоедов. От Пинеги и до Карского моря.»… Александр Борисов исследовал острова Новой Земли и как ученый – первооткрыватель, присвоил имена своих учителей, художников, писателей географическим объектам архипелага. Благодаря ему на карте появились мысы Крамского, Васнецова, Л.Толстого, Репина, Верещагина, ледник П.Третьякова и др. Из своих экспедиций Борисов вернулся знаменитостью. Слава первого художника Арктики бежала впереди него. С 1902 года с триумфом проходят выставки по всей Европе…
На основе изученного материала можно сделать вывод, художник Александр Борисов первый из русских художников побывал за Полярным кругом, на Новой Земле, где написал свои знаменитые полярные пейзажи. Впервые, через художественные образы, мир открыл для себя неизвестную «планету» под названием Арктика.
По стопам А.А.Борисова пошли немногие. Только такие как Николай Васильевич Пинегин, продолжал дело художественного изучения и освоение Севера. Еще будучи студентом, он уже предпринимает поездки на Север.
Николай Васильевич Пинегин (1883-1940гг.)- российский писатель, художник, исследователь Севера. Участник экспедиции Г.Я. Седова на судне «Св. мученик Фока»(1912-14гг). ( рис16)(Приложение5) В 1910 году, принимает участие в гидрографической экспедиции под руководством Георгия Яковлевича Седого(1877-1914гг.) на Новую Землю. В неоднократных экспедициях, Пинегин выполнял обязанности художника, фотографа, кинооператора, вел научные труды. Написал автобиографическую книгу «Записки полярника». Он стал первым русским полярным кинооператором, сняв целый документальный фильм об экспедиции
Пинегин - художник иного склада, чем Борисов. Его творчество было интимно часто лишено большого монументального обобщения. Не стремясь слить свои переживания в единый картинный образ, который бы полно и емко выразил видение природы, сложившееся за долгие месяцы и годы работы в Арктике, Пинегин любовно рассказывает в своих этюдах о всех впечатлениях. Во многих его этюдах нечто от дневника. Живопись Николая Васильевича не яркая, но очень тонкая по краскам. «Новая Земля. В бухте. Святого Фоки» ( рис18)(Приложение5). Спокойный уравновешенный полярный пейзаж. На переднм плане :льды изображены в зеркальном отражении. На дальнем плане: сопки покрытые снегом. Сквозь облака пробиваются лучи солнца. Работы Пинегина говорят о том, что даже те, кто видел Арктику безжалостной, изменили свое к ней отношение после первых успехов наступления на нее людей нашего времени. Весной 1916 года традиционная Академическая весенняя выставка. Посетители выставки обратили на картины, выполненные Николаем Пинегиным. На них изображен Север, настоящая, без прекрас полярная природы. Это были работы привезённые из седовской экспедиции. Некоторые этюды выполнял с натуры. Жюри присудило ему премию, имени известного художника А.И. Куинджи. Эти картины охотно покупали музеи и ценители живописи. «Полярная станция на Земле Франца – Иосифа».1936г (рис17)(Приложение5). - Спокойный солнечный полярный день. Человек пришел жить и работать в Арктику.
Таким образом, художник Николай Пинегин в своих работах сумел доходчивыми, яркими выразительными сюжетами показать, что природа Арктики не так сурова по отношению к человеку, что можно жить, работать и изучать этот прекрасный северный край.
Почти одновременно с Николаем Пинегиным начал работать Степан Писахов.
Степан Григорьевич Писахов (1879–1960)- русский художник, писатель, и этнограф, сказочник, преподаватель живописи. (рис19)(Приложение6). Он вошел в наше искусство не только как художник, но и как автор сказок. Может быть, поэтому его пейзажи напоены лирической грустью, и в этом же лежит разгадка легкости, с которой зритель, не страшась суровой полярной природы, примиряется с ней. Художественное наследие Писахова лишено монументальных произведений, Оно остается камерным, подкупая редкой простотой и искренностью, перенося нас на Пинегу, Новую Землю, Белое море в Ледовитый океан. Известно много и тематических его работ: «Первая зимовка Седова»,серия «Советский Север».
Именно арктическому Северу и Новой Земле посвящены страницы его дневника. Не менее десяти раз побывал на Новой Земле, писал про увиденное, рисовал картины. Для меня Арктика - утро Земли. Здесь на Новой Земле я впервые услышал песню старого ненца. Слова песни поразили меня философской глубиной и спокойствием. Первый раз попав на Новую Землю в 1905 году, он навсегда был очарован ею, считая архипелаг своей творческой Меккой. Затем были поездки в 1907,1910 и1931 годах - все не расставаясь с мольбертом. Все посещения новой земли и путешествия по Баренцову и Карскому морям для Степана Григорьевича были связаны не только со знакомством с загадочной и мало изведанной территорией, но и встречами с людьми, волей судьбы попавшими в Арктику. Одним из таких стал молодой польский летчик Ян Нагурский(1888-1976гг.)Его кумирами были легендарные первооткрыватели арктических трасс- Георгий Седов, Владимир Русанов, Константин Носилов. Нагурский совершенно искренне переживает, что арктические экспедиции бесследно пропадают на просторах ледового безмолвия. Картина - «Самолет летчика Нагурского у берегов Новой Земли»1914г. (рис20)(Приложение6). На ней в мрачных тонах изображен скалистый берег северного моря, темные волны, бьющиеся о торчащие из воды остроконечные камни, а среди этого фантастического природного хаоса как какое-то совершенство инородное тело впечатался «образ» самолета. Легкий самолет, вовремя сборки швыряло ветром из стороны в сторону. Писахов запечатлел на полотне исторический факт:символ тогдашней цивилизации, чудо техники - самолёт Яна Нагурского. Не будь в это время на Новой Земле Степана Писахова, мы бы не смогли увидеть,как начиналась полярная авиация.
Писахов увидел в ландшафтах Севера и драматические нотки. В 1905 году, во время поездки по новой земле он был поражен видом красно-оранжевых цветов, пробивающихся между камней. «Камнеломки» 1905 г.» (рис21)(Приложение6). «Красные цветы на Новой земле» 1905г. (рис22)(Приложение6). Яркие пятна напомнили художнику капли невинно пролитой крови. На новой земле он впервые увидел ползучие деревья. Ива в местах, защищенных от холодного ветра, подымает ветки. Ствол ивы плотно прижат к земле. Я видел много цветов - ярких, пахучих. Во время экспедиции, Степан Писахов знакомиться с молодым человеком -Тыко-Вылка- представителем ненецкого народа. Художник подарил ему краски и карандаши- поистине царский подарок в то время в тех условиях И Тыко твердо решил, что драгоценными красками он начнет рисовать лишь тогда, когда станет «ученым художником».По словам Писахова, он никогда не жалел ни об одном прожитом дне, дарившем ему новые встречи и открытия..
Таким образом, художник Степан Писахов выразил в своих полотнах личное отношение к образу Севера с его сдержанной гаммой красок . Его пейзажи напоены лирической грустью.
.
Для ненецкого художника Тыко Вылка Новая Земля была родиной. Ему не надо было похищать ее тайну. Этот край он знал с детских лет.
Илья Константинович Вылка (Тыко Вылка) (1886-1960) – ненецкий советский художник, сказитель, общественно-политический деятель.Тыко с переводе с ненецкого- «олешек», а русское имя Вылки – Илья. (рис24)(Приложение7).
Рисовать начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря. Вместе с отцом, был проводником многих полярных экспедиций. Известный полярный исследователь Владимир Александрович Русанов (1875-1913) сказал о нем: «Вылка читает книгу природы,как мы с вами читаем газеты и журналы»
Самоучка, не получивший и начальное образование,он прекрасно справлялся с глазомерной и топографической съёмками. Им в те годы была составлена первая подробная и точная карта восточного берега Новой Земли.Был награждён Большой золотой медалью Российского географического общества. Находясь в экспедиции, будущий художник в свободное время много рисовал. Пейзажи Новой Земли, изображенные Вылкой нравились А.Борисову и С.Писахову, которые считали,что ему необходимо учиться. Альбомы рисунков Вылки был преподнесён царю, карта Новой Земли, нарисованная молодым ненцем, подарена архангельскому губернатору Сосновскому, который выделил деньги на обучение «талантливого самоеда».В Москву Вылка в 1910 году привёз В.А.Русанов и определил на учёбу к художникам В.Переплетчикову и А.Архипову. Там молодой художник пробыл около года: учился русскому языку ,математике, географии,ботанике и зоологии, брал уроки рисования и живописи, посещал музеи, знакомился с жизнью большого города. Вылка вынужден был прекратить учёбу по двум причинам: кончились деньги и по семейным обстоятельствам(умер двоюродный брат, оставив вдову с шестью детьми).»1 марта 1911 года в Московском музее кустарных ремёсел открылась персональная выставка Вылки. На ней были представлены и его ранние робкие опыты – рисунки, выполенные карандашом, и более поздние цветные рисунки и акварели, и полотна последних лет. Вся Москва валом валила в скромный Музей кустарных ремёсел, чтобы увидеть необыкновенные картины необыкновенного живописца.
После революции он стал бессменным председателем островного совета, «президентом Новой Земли»,так его называли.
Хорошо зная землю, Вылка никогда не копировал природу, он создавал обобщённый образ местности, стремился передать её сущность. Кисть художника не знает тонких цветовых переходов, он строит пространство крупными цветовыми отношениями. Картина «Жизнь ненцев на Маточкином шаре.Чумы»(1959) (рис23)(Приложение7).Теплый, солнечный день. На картине изображен быт ненецкой семьи: после удачной рыбалки, сушка сетей, ремонт лодки. «Северное сияние» (1950) (рис25)(Приложение7).Невозможно точно изобразить северное сияние с его изменчивыми красками. Из многочисленных этюдов сложился единственно верный образ: неуловимое удалось поймать. Правда. в картине больше фантазии, чем внешнего правдоподобия, но ведь северное сияние – не костер в тундре, а явление необыкновенное. В этом пейзаже загадочные сполохи мирно соседствуют с электрическим фонарем, висящим на столбе: и мерцающее небесное сияние, и этот одинокий фонарь, освещающий дорогу, служат человеку. «Мыс Дровяной» (1950) (рис26)(Приложение7).Вдали уходящий парусник. Экспедиция покидает берег. Семья медведей пришла на стоянку экспедиции. Вылка обладал безукоризненным чувством композиции и цвета, он никогда не допускал случайных цветовых решений, рассматривая полотна Вылки, чувствуешь,что этот необыкновенный мир увиден глазами доброжелательного человека. Поэтому такой приветливой выглядит его родина, так добродушны его белые медведи и его собаки, спокойны его люди, уютны его чумы и парусники, теплы и радостны его краски.
Таким образом, художник Тыко Вылко в своих работах сумел создать обобщенный образ своей родной земли и передать ее сущность. В своих картинах, проживший большую и мудрую жизнь, видел далекий Север краем светлой и лучезарной мечты.
Наш ненецкий автономный округ ,первый на Севере ненецкий округ, созданный 15 июля 1929 года, входит Арктический регион.
Окружающая нас природа-это наше богатство, материальное и духовное. Она кормит нас и своей красотой приносит глубокое эстетическое наслаждение. Рисование образного восприятия, тяготение к творческой деятельности, умение увидеть прекрасное, передавать в композиции эмоциональную отзывчивость на происходящее в окружающей действительности - все это относиться к тематическим сюжета о природе. Беседы о красоте пейзажа в произведениях русских, советских художников, использование стихов о природе, музыкальных произведений, рисование на пленэре всё это способствует успешному выполнению композиционных решений о бережном отношении к природе.
В моих творческих работах , отражена красота и действительность нашего северного края. Ронима ненецкая тундра. «Морошковый край» - (рис27)(Приложение8).В композиции отражена красота тундры: солнечный теплый день, цветет морошка, движется обоз оленей на новые места оседлости . «Родимый сердцу уголок»-. (рис28)(Приложение8). Красивый уголок леса: дары природы- семейство грибов и житель леса- белка. Все это взаимно связано. «Арктические жители» (рис29)(Приложение8)- животный мир нашего полярного края.
Многие животные севера занесены в Красную Книгу .Это говорит о том, что нужно сохранять и беречь природу и без защитных ее обитателей. Композиции: «Кольчатая нерпа», (рис30)(Приложение8)- «Садик для малышей» (рис31)(Приложение8)- - все это говорит о бережном отношении и сохранности животного мира Арктического региона.
Таким образом, мои рисунки о природе, выполненные в разные годы, имеют различные сюжетные композиции. Всех их объединяет общая идея: эмоциональная отзывчивость на красоту действительности северного края и бережное отношение к нему.
Заключение
В результате исследования мы выяснили, что картины, посвященные изображению природы Северного края - конец XIX начало XX веков – носили исследовательский характер не изведанных земель.
Проанализировав собранную информацию, можно сделать следующий вывод: что картины, этюды, посвященные полярному пейзажу– отличались содержанием композиции и средствами выразительности.
Рассмотрим тематическую направленность этюдов. Суровая действительность северного края. Изображения жилищ жителей этого края, побережье Карского и Баренцево морей, лед, море, мороз, воздушная среда -вот мотивы многочисленных этюдов, которые выполнялись непосредственно с натуры в тяжелых условиях. Художники в своих работах смогли показать разнообразие композиционных сюжетов, используя средства выразительности – цвет, линии, фактуру.
Картины выполняются не только графическими, но живописными средствами, Сюжеты живописных картин: красота полярного пейзажа, изображение полярных станций, исторических событий - развитие полярной авиации, бытовой жанр: из жизни коренных жителей Арктики - ненцев.
Мои рисунки о природе, выполненные в разные годы, имеют различные сюжетные композиции. Всех их объединяет общая идея: эмоциональная отзывчивость на красоту действительности северного края и бережное отношение к нему.
При рассмотрении данной темы мною установлено, что у каждого художника процесс создания картины протекает по – своему, индивидуально. Но объединяет всех этих художников главное – красота арктического края, бережного отношения к нему.
Список литературы
1.Борисов Н П. Художник вечных льдов.-Л.:Художник РСФСР,1983.-268с.,ил. 2.http://sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/arctic/1035-khudozhnik-aleksandr-borisov-i-ego-novaya-zemlya.html
4.http://www.solovki.ca/
5.http://rexstar.ru/
6.http://safiullin.su
7.http://kola.gallery
8.http://sevprostor.ru
9.http://iddp.ru/
10.http://polaruni.ru
11.http://www.biografguru.ru
12.dic.academic.ru
13.http://sevprostor.ru/
14.http://os.x-pdf.ru/
Рис.1 Фото. А.А.Борисов Рис.2 Карта экспедиций
Рис.3 «В гостях у самоеда» (1886) Рис.4 «Самоедское правление в Пустозерске»
(1898)
Рис.5 « Церковь в Пустозерске»(1898) Рис.6 « Ночь в большеземельской тундре» (1898)
Рис.7 «Яхта «мечта» (1899) Рис.8 «Страна смерти»(1903)
Приожение 3
Рис.9 «Становище малые Кармакулы. Рис.10 «Чум ненцев в малых Кармалах»(1896)
Маточкин шар» (1898)
Рис.11 «Медведи на льду у берегов Рис.12 «Лунная ночь. медведь на охоте»(1899)
Новой земли» (1906)
Приложение 4
Рис.13.«Полярная ночь в Карском море» (1916) Рис. 14 « В области вечного льда.
Лето. Новая земля» (1897)
Рис.15 «Берег» (1910)
Приложение 5
Рис.16 Фото. Н.В. Пинегин
Рис.17 «Полярная станция на земле Франца Иосифа» (1935)
Рис.18 «Новая земля .в бухте Святого Фоки» (1912-1914)
Приложение 6
Рис.19 Фото С.Г..Писахов Рис.20 «Самолёт лётчика Нагурского у берегов Новой земли»(1914)
Рис.21 «Камнеломки»(1905) Рис .22 «Красные цветы на новой земле»(1905)
Приложение 7
Рис. 23.«Жизнь ненцев в Маточкином шаре. Чумы»(1959) Рис.24 Тыко-Вылка
Рис .25 «Северное сияние» (1950) Рис. 26 «Мыс дровяной» (1950)
Приложение 8
Рис. 27 «Морошковый край» рис.28 «Родимый сердцу уголок»
Рис. 29 «Арктические жители» рис. 30 «Кольчатая нерпа» рис .31 «Садик для малышей»
Ветер и Солнце
Ласточка
Кто грамотней?
Зимний лес в вашем доме
Ручей и камень