ДАНЮИ - Сальск. Секция «Человек и ЗОЖ». Тема: «Анализ использования степ – аэробики на уроках физической культуры в старших классах»
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_chelovek_zozh_zagrebelnaya.docx | 93.81 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1х. Маяк
ММРЦ и МБУ ИМЦ Сальского района
Сальский филиал Донской академии наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Секция «Человек и ЗОЖ»
Тема: «Анализ использования степ – аэробики на уроках физической культуры в старших классах»
Автор работы:
Загребельная Екатерина, 10 класс,
МБОУ СОШ №1 х. Маяк
Руководитель:
Изетова Светлана Александровна
учитель физической культуры.
МБОУ СОШ №1 х. Маяк
г. Сальск
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………….3-4 | |
Глава 1.Обзор литературы по изучаемой проблеме ……………………5 | |
1.1.Общая характеристика и классификация оздоровительных видов аэробики…………………………………………………………………...5-7 | |
1.2. Использование оздоровительных видов гимнастики на уроках физической культуры в общеобразовательной школе ………………...7-11 | |
Глава 2. Организация, методы и результаты эксперимента……………12 2.1. Методы и организация исследования……………………………..12-14 2.2. Содержание работы по применению упражнений степ-аэробики на уроках физической культуры с девушками старших классов………..15-17 2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………............17-20 Заключение………………………………………………………………21-22 Список литературы……………………………………………………..23-25 Приложения……………………………………………………………..26-30 | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема совершенствования физического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях стоит достаточно остро. Это связано, прежде всего, с неудовлетворенностью традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Вследствие чего наблюдается снижение интереса к занятиям, понижение уровня физической подготовленности и уровня здоровья учащихся. Наиболее остро проблема гиподинамии стоит у учащихся старших классов, когда требуется много времени проводить за подготовкой к урокам и к будущим экзаменам.
Одним из эффективных путей решения данной проблемы можно рассматривать включение в программу по физической культуре в школе, в рамках проведения третьего урока одного из видов оздоровительной гимнастики, включающей в себя виды аэробики и ее разновидности.
Использование оздоровительных видов гимнастики рассматривалось многими специалистами. Однако большинство работ посвящено физическому воспитанию студенческой молодежи.
В некоторых работах рассматриваются вопросы комплексного использования оздоровительных видов гимнастики в учебном процессе. Исследования по использованию степ - аэробики в учебном процессе со старшими школьницами практически отсутствуют.
Все вышеизложенное определило актуальность работы «Анализ использования степ – аэробики на уроках физической культуры в старших классах»
Объект исследования – процесс физического воспитания учащихся старших классов.
Предмет исследования – методика применения степ - аэробики на уроках физической культуры с девушками старших классов.
Цель исследования – провести анализ использования степ - аэробики на уроках физической культуры с девушками старших классов и выявить положительные тенденции в развитии функциональной и физической подготовленности учащихся.
Гипотеза исследования – предполагается, что применение упражнений степ - аэробики позволит улучшить функциональную и физическую подготовленность старшеклассниц и будет способствовать формированию навыков применения этих упражнений в самостоятельных занятиях.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ использования упражнений степ - аэробики на уроках физической культуры с девушками старших классов может стать основой для дальнейшего изучения ее влияния на физическую и функциональную подготовленность школьниц.
Представленная работа может быть использована в практической деятельности учителей физической культуры.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
видов аэробики
Поиск наиболее эффективных средств и методов физического воспитания для формирования здоровья, повышения уровня физической подготовленности и интереса к урокам физической культуры, в условиях нынешних реалий, является актуальной задачей для специалистов в области физического воспитания.
В последнее время большой популярностью среди молодежи, особенно девушек пользуются различные виды оздоровительной аэробики.
«Аэробика в узком понимании – это вид занятий физическими упражнениями, включающий в себя разнообразные движения, выполняемые под музыку серийно или серийно-поточным способом» [11; 21; 29]. Михайлова Э. И., Михайлов Н. Г., отмечают, что многообразие движений используемых во время занятий аэробикой, способствуют развитию всех двигательных качеств и основных функциональных систем учащихся.
«В широком смысле этим словом называют физическую деятельность средней интенсивности, в ходе которой устанавливается равновесие в работе всех жизненно важных органов, обеспечивается потребление и транспортировка кислорода в организме. В результате чего происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе» [29].
К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с малой интенсивностью достаточно длительное время. В частности к аэробике относятся такие виды деятельности как: бег, ходьба, плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде, и другие виды двигательной активности.
Впервые термин «аэробика» предложил известный американский врач, специалист в области физической культуры Кеннет Купер. Так он назвал свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастных категорий. К положительным сдвигам в результате занятий аэробикой он относил: укрепление костной системы; защиту от сердечных заболеваний; увеличение ЖЕЛ; возможность регулировать массу тела; увеличение физической и интеллектуальной работоспособности.
Ряд специалистов выделяет три основные группы в аэробике: оздоровительную, спортивную и прикладную.
В настоящее время насчитывается большое количество разновидностей оздоровительной аэробики. Содержание и построение учебного занятия определяет их название. «Д. А. Вихарева и Е. В. Козлова определяют следующую классификацию оздоровительных видов аэробики:
Каждый из видов имеет свои особенности в содержании занятия.
Аэробика высокой интенсивности включает в себя бег, прыжки и используется только с занимающимися имеющими высокий уровень физической подготовленности.
Аэробика низкой интенсивности включает преимущественно такие движения, как ходьба, полуприседы, выпады.
Характерной особенностью фанк-аэробики является особая техника движений (пружинящая ходьба), свободные движения руками с акцентом на танцевальность и эмоциональность движений.
Сити или стрит-джем аэробика включает в себя хореографические соединения танцевальной направленности, объединяющиеся в сложные композиции.
Степ-аэробика – базовые шаги аэробики выполняются на платформе, шириной не менее 28 см, длиной около 90 см. Регулирование нагрузки происходит за счет изменения высоты платформы.
Слайд аэробика – это система физических упражнений, которые выполняются на специальной доске длиной 183 см, шириной 61 см в специальной обуви. Движения имитируют движения конькобежца. Этот вид аэробики позволяет развивать мышцы ног, корректировать форму бедра, способствует развитию общей выносливости.
Фитбол-аэробика – комплекс упражнений выполняемых со специальными мячами (фитболами). Упражнения выполняются сидя, стоя и лежа. Мяч служит как опора, предмет, ориентир, амортизатор и тренажер, отягощение, препятствие, массажер
Аэробоксинг – комплекс упражнений, включающий в себя элементы единоборств.
Фитнес аэробика – комплекс упражнений аэробной и силовой направленности, с использованием утяжелителей (гантели, бодибары и др.). Проводится занятие по типу круговой тренировки» [3].
Так же существует классификация видов оздоровительной аэробики по содержанию программы и классификация учитывающая возраст и подготовленность занимающихся. «Первая группа предполагает разделение занимающихся согласно возрасту (дошкольный, школьный юношеский и взрослые). Вторая группа – разделение занимающихся по половым особенностям (мужчины, женщины). Третья – по уровню физической подготовленности, включает в себя начинающих и занимающихся 2-го, 3-го и т.д. года обучения» [23].
Во всех видах аэробики при проведении занятий используется музыкальное сопровождение. Темп музыкального сопровождения – 110-150 уд/мин.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что занятия аэробикой оказывают всестороннее воздействие на организм занимающихся. Отмечаются положительные сдвиги в функционировании основных систем организма, совершенствуется деятельность сердечнососудистой системы, увеличивается ее производительность. Применение аэробных упражнений способствует увеличению объема циркулирующей крови, гемоглобина и эритроцитов, вследствие чего улучшается кислородо-транспортная функция крови.
Специалисты отмечают, что учебно-тренировочные занятия аэробикой позволяют снижать психическое напряжение, замедляют процесс старения, увеличиваю эффективность работы сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют увеличению числа размеров и эластичности кровеносных сосудов в сердце и мышцах, снижают риски сердечных заболеваний, способствуют увеличению силы мышц и выносливости организма, улучшению внешнего вида.
1.2. Использование оздоровительных видов аэробики на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
Снижение уровня здоровья, физической подготовленности, отсутствие интереса к урокам физической культуры общеобразовательной школе отмечается большим количеством специалистов в области физического воспитания.
Стандартная организация и проведение занятий по физической культуре не способствует положительным сдвигам в функциональной и физической подготовленности учащихся, хотя общеизвестным является тот факт, что существует взаимосвязь между успеваемостью и состоянием здоровья учащихся, и комплексное использование средств физкультурно-оздоровительной направленности способствует повышению успеваемости учащихся.
Специалистами в области физического воспитания отмечается эффективность использования разнообразных форм оздоровительных видов гимнастики в учебном процессе. Использование оздоровительных видов гимнастики способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, коррекции фигуры, позволяют создавать положительный фон на занятии [23].
Н. С. Махова отмечает, что использование элементов аэробики, атлетических упражнений, стретчинга в сочетании с дыхательными упражнениями способствуют развитию основных двигательных качеств, повышению физической подготовленности и физического развития девушек [19].
Выполнение общеразвивающих упражнений поточным способом под ритмичную музыку позволяет комплексно развивать все физические качества, повышать функциональную подготовленность, т.е. способствовать укреплению здоровья учащихся.
Рядом специалистов отмечается улучшение психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, улучшение самочувствия и настроения, повышение активности [12; 13; 24; 29].
Одной из основных особенностей занятия аэробикой является возможность поддерживать интенсивность нагрузки на протяжении всего занятия. Согласно данным специальной литературы, обеспечение оздоровительного эффекта занятий аэробикой достигается за счет физиологических механизмов аэробной нагрузки. «Трансформация отдельных гимнастических упражнений в упражнения аэробной направленности осуществляется при соблюдении требований:
Повышение уровня развития координационных способностей, при занятиях аэробикой, в процессе физического воспитания, по мнению Ю. В. Пармузиной, О. А. Волынцевой, отмечается при использовании занятий аэробикой не реже 1 раза в неделю.
Можно отметить, что существующее разнообразие оздоровительных программ, достаточно динамичные и нагрузочные, это связано с их структурой, использованием различного оборудования, использованием музыкального сопровождения. Все это способствует проявлению максимальных возможностей учащихся.
«Физическая нагрузка в занятиях базовой аэробикой носит характер работы переменной мощности и характеризуется показателями ЧСС – 133– 144уд/мин, объем потребления кислорода – 1340–1357 мл/мин, артериальное давление – 170–183 мм рт. ст. (систолическое), 118–126 мм рт. ст. (диастолическое)» [27].
Сравнительный анализ использования классической аэробики, по сравнению с другими оздоровительными системами, рядом специалистов отмечается как наиболее эффективное средство воздействия на организм.
В исследованиях, проведенных Н. С. Маховой, отмечаются улучшения умственных и психических способностей занимающихся, а так же улучшение их учебной успеваемости.
В старшем школьном возрасте у девушек, по мнению ряда специалистов, наиболее благоприятно развиваются силовые, координационные способности, а так же общая выносливость [21; 29].
Морфофункциональные, психологические и половые особенности в данном возрастном периоде предопределяют их интерес к занятиям степ-аэробикой [20].
Основными отличиями степ - аэробики от других видов оздоровительной аэробики является использование на занятиях степ платформы и наличие музыкального сопровождения. Изначально, по своей сущности этот вид двигательной активности предназначен для воспитания силовых, координационных способностей и общей выносливости, т.е. тех физических качеств, воспитание которых является приоритетным в этом возрастном диапазоне.
«Степ-аэробика – это комплекс физических упражнений, выполняемых с применением специальной платформы и музыкальным сопровождением, включающим в себя танцевальные шаги, стандартные общеразвивающие низкоамплитудные упражнения, базовые силовые упражнения, упражнения на растягивание (стретчинг). Основными базовыми элементами степ-аэробики являются базовые шаги аэробики, к которым относятся:
Использование степ - аэробики на занятиях представляет большие возможности для варьирования нагрузки, развития координации, разнообразия использования танцевальных шагов для девушек с различным состоянием функциональной системы и физической подготовленности.
Сложность выполнения восхождения на степ платформу создается за счет добавления амплитудных движений руками.
Увеличение или уменьшение нагрузки достигается путем изменения музыкального сопровождения в процессе занятия, использование различных утяжелителей (гантели) или гимнастического инвентаря (гимнастическая палка, мяч, скакалка). Использование гимнастических палок, скакалки позволяет упорядочивать работу ног и увеличивать нагрузку на верхний плечевой пояс.
Однако, мнения специалистов по эффективности применения степ -аэробики на занятиях по физической культуре среди учащейся молодежи не однозначны.
Одни специалисты, высказывают мнение об эффективности занятий степ - аэробикой, так как данный вид занятий позволяет использовать индивидуальный подход при выборе средств и методов физического воспитания. В результате чего, появляется возможность найти оптимальный вариант тренировок, как для подготовленных учащихся, так и для учащихся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья [23; 29].
Другие специалисты отмечают, что степ-аэробика как вид двигательной активности не достаточно эффективна для повышения уровня физической подготовленности и коррекции фигуры из-за отсутствия научно-обоснованных рекомендаций по организации, содержанию, методики проведения занятий, дозирования нагрузки с учетом индивидуальных особенностей учащихся [24].
При подборе упражнений для использования их на уроках физической культуры, следует учитывать, что они должны быть направлены на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Оздоровительные задачи направлены на гармоничное развитие учащихся и подготовку их к выполнению учебной деятельности.
Образовательные задачи – на приобретение знаний, умений, навыков необходимых для полноценной жизнедеятельности.
Воспитательные задачи – на процесс воспитания личности ребенка и проявления интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями [10; 30].
«Специалистами Э. И. Михайловой, Н. Г. Михайловым, отмечается, что для решения всех представленных выше задач эффективным средством является аэробика, обладающая широким набором упражнений. Все упражнения комплекса аэробики отличаются строго заданными условиями выполнения: ритм движений, последовательность построения комбинации, тренировочная нагрузка» [24].
Исходя из этого, учитель физической культуры может определять направленность воздействия аэробных упражнений на организм учащихся, тем самым способствуя формированию основ здорового образа жизни подрастающего поколения.
Выводы по первой главе. В настоящее время насчитывается большое количество разновидностей оздоровительной аэробики. Существующие виды оздоровительной аэробики, подразделяются по содержанию и построению учебного занятия, по учету возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Специалистами в области физического воспитания отмечается эффективность использования разнообразных форм оздоровительных видов аэробики в учебном процессе. Выполнение общеразвивающих упражнений поточным способом под ритмичную музыку позволяет комплексно развивать все физические качества, повышать функциональную подготовленность, улучшать психоэмоциональное состояния, улучшать самочувствие и настроение, повышать активность. Обеспечение оздоровительного эффекта занятий аэробикой достигается за счет физиологических механизмов аэробной нагрузки.
При подборе упражнений учитывать важность всестороннего воздействия на морфофункциональные показатели организма, адекватность нагрузки с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассниц, необходимость комплексного развития двигательных способностей.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕП - АЭРОБИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕВУШКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1. Методы и организация исследования
Основное направление опытно-экспериментальной работы заключалось в исследовании влияния занятий степ - аэробикой на организм девушек старших классов.
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод педагогического эксперимента, метод математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Анализ материалов статей, авторефератов, учебно-методических пособий позволил создать представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся данные и мнения специалистов.
Педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения велись в реальных условиях процесса физического воспитания в старших классах, с целью создания представления об особенностях организации уроков с использованием упражнений степ – аэробики и методики их проведения.
Педагогический эксперимент. Данный метод носит комплексный характер, обусловленный тем, что на различных этапах исследовательской работы предполагаются постановка и решение специфических задач. Собственно педагогический эксперимент состоял из двух этапов:
Для определения физического развития проводились антропометрические измерения. Измерялись длина тела (см), масса тела (кг), определялся весо - ростовой индекс (г/см), жизненная емкость легких (мл). Все измерения проводились по общепринятой унифицированной методике. Весоростовой показатель рассчитывался по формуле:
Весоростовой индекс, (2.1)
Средний показатель на 1 см у мужчин составляет 370-400 г; у женщин – 325-375 г.
Рекомендуемый весоростовой показатель в возрасте 15-18 лет составляет 315-355 г на 1 см роста, в зависимости от типа телосложения.
Для определения основных показателей возможностей системы дыхания использовались проба Штанге, проба Генче.
Проба Штанге – в положении сидя, после 5-ти минутного отдыха выполняется вдох-выдох и задержка дыхания на вдохе. Фиксируется время, в течение которого испытуемый задерживает дыхание в секундах. Показатель 40 секунд и выше считается хорошим показателем.
Проба Генче – выполняется аналогично пробе Штанге, только задержка дыхания проводится на выдохе. Фиксируется время, в течение которого испытуемый задерживает дыхание в секундах. Показатель 30 секунд и выше считается хорошим показателем.
Для определения работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой системы на относительно небольшую физическую нагрузку использовалась проба Руфье.
Функциональная проба Руфье (индекс Руфье) рассчитывается по формуле:
(2.2)
Где Р0 – ЧСС в покое, измерение проводится в течение 15 секунд,
Р1 – ЧСС после 30 приседаний за 45 секунд в течение 6 секунд в положении стоя,
Р2 – ЧСС после 1 минуты восстановления в положении сидя за 10 секунд,
200 – коэффициент
Полученные значения сравнивались с табличными значениями, представленными в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Определение двигательного режима (индекс Руфье)
R | Качественная оценка | Двигательный режим |
15 и более | неудовлетворительно | Лечебный |
11 - 15 | слабо | Оздоровительный |
10 - 6 | посредственно | Активизирующий |
0 - 5 | хорошо | Тренирующий |
0 и менее | отлично | Поддерживающий |
В данной работе, для определения уровня физической подготовленности старшеклассниц, применялись тесты, характеризующие уровень развития силы мышц, гибкости, координации.
Для определения силовых способностей силы мышц верхнего плечевого пояса выполняется сгибание и разгибание рук в упоре на скамейке. Фиксируется количество раз.
Для определения силы мышц брюшного пресса выполняется поднимание туловища из исходного положения, лежа на полу в умеренном темпе в течение одной минуты. Фиксируется количество раз.
Для определения силы мышц бедра выполняются приседания на двух ногах в течение одной минуты. Фиксируется количество раз.
Для определения уровня гибкости выполнялся наклон из и.п. – стоя на скамейке, где необходимо было коснуться отметки ниже уровня скамейки. Результат фиксировался в см.
Для определения функции статического равновесия (устойчивость тела) использовалась методика Е. Бондаревского. «Выполняется равновесие на одной ноге, другая согнута вперед (в сторону), стопа у колена опорной ноги, руки вперед, глаза закрыты. Учитывается время удержания, не сходя с места и не меняя позы» [16].
Метод математической статистики. Полученные экспериментальные данные обрабатывались. Достоверность результатов определялся по t-критерию Стьюдента.
На первом этапе исследования – поисково-теоретическом – проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, формировалась и уточнялась научная проблема, формулировалась гипотеза. Определялись цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе исследования – экспериментальном (сентябрь – декабрь 2020 г.) был организован и проводился контроль оценки уровня развития физических качеств, проводилась оценка физического состояния школьниц старших классов, обучающихся в МБОУ СОШ № 1 х. Маяк до и после эксперимента.
Всего в эксперименте участвовали 20 учениц старших классов. Были сформированы две группы по 10 школьниц, одна контрольная, другая – экспериментальная.
Контрольная группа занималась по общепринятой программе физического воспитания для общеобразовательных школ.
В экспериментальной группе на уроках физической культуры один раз в неделю использовались комплексы упражнений степ – аэробики.
В начале сентября было проведено тестирование обеих групп для определения уровня физического развития и проведена оценка физической подготовленности старшеклассниц.
Проведя анализ полученных результатов, на уроки физической культуры в экспериментальную группу были включены упражнения по степ - аэробике. Предполагалось, что использование на занятиях комплексов упражнений степ - аэробики позволит повысить уровень физической подготовленности учащихся старших классов, будет способствовать улучшению показателей их физического состояния.
Третий этап – завершающий (декабрь 2020 г.), в ходе которого были проанализированы, обобщены результаты проведенных исследований, сформулированы выводы.
В настоящее время в степ - аэробике насчитывается около 200 способов подъема на платформу и схождения с нее. Несмотря на то, что учащиеся одновременно выполняют под музыку различные варианты шагов с подъемом на платформу и спуском с нее, нагрузку можно определять индивидуально за счет изменения высоты платформы. Этот вид двигательной активности предназначен для воспитания силовых, координационных способностей и общей выносливости, т.е. тех физических качеств, воспитание которых является приоритетным в старшем школьном возрасте. Основными условиями решения представленных задач необходимо соблюдение ряда методических принципов: умеренность нагрузки, регулярность занятий, равномерная проработка основных мышечных групп, учет индивидуальных особенностей физического состояния учащихся, соблюдение техники безопасности.
Использование комплекса упражнений степ - аэробики проводилось один раз в неделю в экспериментальной группе, два других занятия по физической культуре проводились согласно программе по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений.
На начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группах определялось физическое развитие испытуемых. Антропометрические данные являются одними из основных показателей физического развития. В данном исследовании анализировались следующие показатели: длина и масса тела, весоростовой индекс, жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
В обеих группах значение начальных показателей было практически одинаково. Результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Индивидуальные показатели физического развития старшеклассниц
№ | Рост (см) | Масса тела (кг) | Индекс массы тела (г/см) | ЖЕЛ (мл) | ||||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |
1 | 166 | 170 | 50 | 69 | 301 | 405 | 2650 | 2750 |
2 | 170 | 171 | 64 | 58 | 376 | 339 | 2800 | 2350 |
3 | 159 | 165 | 54 | 56 | 301 | 339 | 2350 | 2900 |
4 | 163 | 162 | 51 | 57 | 312 | 352 | 2400 | 2700 |
5 | 165 | 160 | 60 | 60 | 363 | 375 | 2450 | 2650 |
6 | 164 | 158 | 56 | 51 | 341 | 322 | 2350 | 2400 |
7 | 168 | 154 | 48 | 51 | 285 | 331 | 2700 | 2800 |
8 | 160 | 159 | 53 | 54 | 331 | 340 | 2550 | 2550 |
9 | 171 | 162 | 67 | 62 | 391 | 382 | 2600 | 2550 |
10 | 155 | 159 | 57 | 55 | 367 | 345 | 2800 | 2800 |
среднее | 164.1 | 162.0 | 56.0 | 57.3 | 336.8 | 353.0 | 2565,0 | 2645.0 |
Так же на начало эксперимента в группах определялся уровень физической подготовленности старшеклассниц. Определялись показатели силы мышц, выносливости, гибкости, координации.
На начальном этапе эксперимента существенных различий по данным показателям не наблюдалось. Результаты индивидуальных показателей физической подготовленности представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Индивидуальные показатели физической подготовленности старшеклассниц
№ | сгибание и разгибание рук в упоре на скамейке в течение одной минуты (кол-во раз) | поднимание туловища из и.п. –лежа на полу в течение одной минуты (кол-во раз)
| приседания на двух ногах в течение одной минуты (кол-во раз) | Гибкость (+ / – см) | статическое равновесие (с) | |||||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |
1 | 12 | 13 | 25 | 25 | 42 | 44 | 5 | 8 | 8 | 5 |
2 | 16 | 15 | 29 | 27 | 40 | 41 | 10 | 5 | 5 | 10 |
3 | 17 | 12 | 20 | 21 | 45 | 39 | 4 | 6 | 6 | 4 |
4 | 15 | 10 | 16 | 20 | 39 | 43 | 3 | 4 | 4 | 3 |
5 | 14 | 8 | 19 | 18 | 40 | 45 | 0 | 10 | 10 | 10 |
6 | 13 | 10 | 25 | 17 | 35 | 41 | 5 | 12 | 12 | 5 |
7 | 15 | 13 | 26 | 15 | 39 | 40 | 7 | 2 | 12 | 10 |
8 | 9 | 14 | 24 | 28 | 42 | 42 | 6 | 0 | 8 | 9 |
9 | 10 | 16 | 22 | 26 | 42 | 45 | 7 | 0 | 14 | 7 |
10 | 11 | 13 | 24 | 20 | 44 | 43 | 2 | 9 | 9 | 9 |
среднее | 13.2 | 12.4 | 23.0 | 21.7 | 41.0 | 42.4 | 4.9 | 5.6 | 8.8 | 7.2 |
Показатели уровня функционирования системы дыхания и деятельности сердечно - сосудистой системы на начало эксперимента представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели уровня развития системы дыхания и деятельности сердечно - сосудистой системы у старшеклассниц
№ | Проба Штанге (с) | Проба Генче (с) | проба Руфье | |||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |
1 | 40 | 40 | 21 | 20 | 14 | 13 |
2 | 42 | 39 | 22 | 29 | 12 | 16 |
3 | 39 | 44 | 34 | 24 | 17 | 14 |
4 | 41 | 42 | 35 | 32 | 9 | 10 |
5 | 38 | 39 | 28 | 29 | 18 | 15 |
6 | 39 | 41 | 29 | 29 | 12 | 12 |
7 | 40 | 36 | 35 | 36 | 8 | 10 |
8 | 42 | 40 | 26 | 28 | 16 | 17 |
9 | 36 | 35 | 36 | 35 | 15 | 17 |
10 | 44 | 42 | 31 | 32 | 13 | 9 |
среднее | 40.1 | 39.8 | 29.7 | 29.4 | 13.4 | 12.5 |
Упражнения использовались в рамках проведения третьего урока физической культуры в экспериментальной группе.
С сентября по декабрь в содержание уроков физической культуры в экспериментальной группе были включены комплексы упражнений степ-аэробики. (Приложение 1)
В начале экспериментальной работы определялся уровень физического развития старшеклассниц по следующим показателям: длина тела, масса тела, весоростовой показатель, ЖЕЛ.
Полученные данные позволяют отметить, что между экспериментальной и контрольной группами различия незначительны. По окончанию эксперимента повторное тестирование выявило, что в группах значительных различий в величинах прироста антропометрических показателей не произошло.
Весоростовой индекс является основным показателем, характеризующим телосложение и его особенности. На начало и на конец исследования изменения в обеих группах были незначительные.
Жизненная емкость легких главным образом характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. Это зависит от целого ряда причин: возраста, пола, размера грудной клетки, роста, веса, длительности занятий физической культурой. Упражнения степ-аэробики, выполняемые в зоне умеренной интенсивности способствовали увеличению показателей ЖЕЛ в экспериментальной группе. Полученные результаты представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Показатели физического развития старшеклассниц
(конечный этап)
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | =2,14 при α < 0,05) |
Рост (см) | 164,2 ± 3,7 | 162,0 ± 2,2 | 0,5 |
Масса тела (кг) | 56,6± 1,6 | 57,0 ± 2,1 | 0,2 |
Индекс массы тела (г/см) | 336,6 ± 0,7 | 351,1 ± 0,2 | 1,3 |
ЖЕЛ (мл) | 2580± 225 | 2750± 150 | 3,4 |
Использование в занятиях упражнений по степ - аэробике способствовали изменению показателей физической подготовленности старшеклассниц: силовой выносливости мышц плечевого пояса, гибкости позвоночного столба, силовой выносливости мышц бедра. Улучшение данных показателей способствует предотвращению функциональных изменений в опорно-двигательном аппарате, а так же формированию двигательных навыков.
Обобщенные результаты показателей физической подготовленности представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Показатели физической подготовленности старшеклассниц (конечный этап)
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | =2,14 при α < 0,05) |
сгибание и разгибание рук в упоре на скамейке течении одной минуты (кол-во) | 13,8 ± 0,6 | 16,1 ± 0,3 | 2,3 |
поднимание туловища из исходного положения – лежа на полу в течение одной минуты (кол-во) | 24,7± 3,5 | 24,1 ± 4,4 | 0,9 |
приседания на двух ногах в течение одной минуты (кол-во) | 44,2 ± 0,8 | 50,1 ± 0,5 | 2,9 |
гибкость (+ / – см) | 5,0± 0,5 | 9,1± 1,8 | 2,8 |
статическое равновесие (с) | 9,0± 0,3 | 11,2± 1,6 | 2,3 |
Для оценки функционального состояния в эксперименте использовались гипоксические пробы, использование которых позволяет оценить состояние дыхательной системы и способность организма насыщаться кислородом.
Проведенные измерения состояния внешнего дыхания у старшеклассниц (проба Штанге, проба Генче), позволяют отметить изменения на достоверном уровне между контрольной и экспериментальной группами.
Для определения работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой системы на относительно небольшую физическую нагрузку использовалась проба Руфье. Полученные результаты позволяют отметить улучшения, произошедшие в состоянии сердечно-сосудистой системы у старшеклассниц экспериментальной группы. Полученные результаты состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Показатели состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем старшеклассниц (конечный этап)
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | =2,14 при α < 0,05) |
Проба Штанге (сек) | 41,1 ± 1,7 | 46,3 ± 1,3 | 2,4 |
Проба Генче (сек) | 30,5± 1,6 | 32,9 ± 2,1 | 2,2 |
Проба Руфье | 13,4± 0,7 | 11,1± 0,4 | 2,2 |
Таким образом, обобщая вышеизложенные результаты исследования можно отметить, что между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются изменения на достоверном уровне (Р<0,05) в большинстве показателей определяющих физическую и функциональную подготовленность старшеклассниц. Следовательно, использование на уроках физической культуры со старшекласницами комплекса упражнений степ-аэробики является эффективным средством повышения физической и функциональной подготовленности старшеклассниц.
Можно так же отметить, что предложенный комплекс упражнений по степ-аэробике регулярно, в домашних условиях стали использовать 2 школьницы, 1 школьница – иногда, примерно раз в неделю.
Выводы по второй главе. В данной главе описана организация и содержание исследования, представлен комплекс упражнений степ-аэробики используемый при проведении уроков физической культуры в старших классах. Отображены результаты проведенного исследования.
Использование комплекса упражнений степ-аэробики в экспериментальной группе, в рамках проведения третьего урока физической культуры позволило получить положительные изменения в показателях функциональной и физической подготовленности старшеклассниц.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной наблюдаются улучшения в состояние системы дыхания, сердечно-сосудистой системы, а так же показателях определяющих силовую выносливость мышц, гибкости и координации.
Следовательно, использование на уроках физической культуры со старшекласницами комплекса упражнений степ-аэробики является эффективным средством повышения физической и функциональной подготовленности старшеклассниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научных исследований в области физического воспитания в школе указывает на то, что в течение последнего десятилетия у значительной части детей и подростков имеет место неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой, отмечается снижение интереса к урокам, и, как следствие снижение уровня физического состояния и физической подготовленности учащихся.
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (принятой Правительством Российской Федерации 2 сентября 2009 года), на период до 2020 года, в качестве одной из мер развития физической культуры и спорта отмечается необходимость совершенствования программного обеспечения физического воспитания детей и молодежи. Одним из направлений решения этой задачи является свободный выбор занимающихся содержания занятий физической культурой и спортом, позволяющий учитывать их интересы и способности.
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков и приобщения их к здоровому образу жизни.
В данном исследовании проводился анализ использования комплекса упражнений степ-аэробики на уроках физической культуры в старших классах.
В начале эксперимента было проведено тестирование по показателям, определяющим уровень физического развития и подготовленности старшеклассниц. На начало эксперимента группы были идентичны по данным показателям.
Использование комплекса упражнений степ-аэробики на уроках физической культуры в экспериментальной группе по окончанию эксперимента позволяет отметить изменения на достоверном уровне по показателям физической и функциональной подготовленности старшеклассниц. Отмечаются улучшения в показателях определяющие силовую выносливость мышц бедра и плечевого пояса, гибкости и координации (Р<0,05).
Изменения на достоверном уровне между контрольной и экспериментальной группами можно отметить и в показателях, характеризующих систему дыхания и сердечно-сосудистую системы (Р<0,05). Проведенные пробы Штанге и Ганче, определение индекса Руфье, увеличение ЖЕЛ позволяют отметить значительный прирост в экспериментальной группе.
Антропометрические показатели контрольной и экспериментальной групп на начало и по окончанию эксперимента практически не изменились (Р>0,05).
Использование комплекса упражнений степ-аэробики на уроках способствовало формированию использования этих упражнений в самостоятельных занятиях учащимися. Предложенный комплекс упражнений по степ-аэробике регулярно, в домашних условиях стали использовать 2 школьницы, 1 школьница – иногда, примерно раз в неделю.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что использование на уроках физической культуры со старшекласницами комплекса упражнений степ-аэробики является эффективным средством повышения физической и функциональной подготовленности старшеклассниц, а так же способствует формированию навыков применения этих упражнений в самостоятельных занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Комплекс упражнений по степ – аэробике
1. Basic step (бейсик степ) базовый шаг.
И.п. – лицом к степ платформе. Шагом правой встать на степ – платформу, приставить левую ногу, шагом правой сойти с платформы и вернуться в и.п. Упражнение выполняется на 4 счета. То же с другой ноги.
2. Tap up – tap down (тэп ап, тэп даун) – приставной шаг с касанием платформы и пола вверху и внизу.
И.п. – лицом к степ – платформе.
Шаг правой ногой на платформу, выпрямляя колено приставить левую ногу на полупальцы, шагом левой ногой сойти с платформы, приставить на полупальцы правую ногу к левой. Упражнение выполняется на 4 счета. То же с другой ноги.
3. Tap up (тэп ап) – попеременное касание вверху.
И.п. – лицом к степ – платформе.
Шагом правой вперед на платформу, приставить левую ногу к правой, шаг левой ногой назад, приставить правую ногу к левой. Упражнение выполняется на 8 счета. То же с другой ноги.
4. Tap down (тэп даун) - попеременное касание внизу.
И.п. – лицом к степ – платформе.
Шаг правой ногой на платформу, левую приставить к правой. Шаг правой назад на пол, приставить левую на полупальцы. Шаг левой ногой на платформу, приставить правую, шаг левой назад сойти с платформы
5. Step tap (степ–тэп) шаг с касанием платформы носком свободной ноги или всей стопой.
И.п. – правым боком к степ – платформе.
Сгибая правую ногу коснуться носком центра платформы, приставить к левой, вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Упражнение выполняется на 2 счета.
6. Knee up (ни – ап)- шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед.
И.п. – лицом к степ – платформе.
Шаг правой ногой на степ-платформу, согнуть вперед левую ногу, левую ногу опускаем на пол, правую ставим рядом. То же с левой ноги.
7. Straddle up (страдл ап) – шаги ноги вместе, ноги врозь.
И.п. – стоя ноги врозь над платформой.
Поочередное восхождение, шаг правой ногой на платформу, приставить левую, Поочередно шагом правой и левой ноги сойти с платформы. Упражнение выполняется на 4 счета.
8. Lunge (ланж) – выпады в сторону и назад.
И.п. – стоя на степ – платформе поперек.
Упражнения выполняются в продольной или поперечной к платформе стойке.
Присед на левую ногу, коснуться носком правой ноги пола справа, пятку не опускать на пол. Встать, приставить правую ногу на степ-платформу, повторить с другой ноги.
9. T-step (тэ–степ) – приставные шаги, ноги вместе – ноги врозь.
И.п. – лицом к степ – платформе.
Из поперечной стойки в конце платформы сделать шаг правой ногой вперед на платформу, приставить левую, выполнить шаг правой ногой вправо, затем левой ногой влево в стойку ноги врозь. То же в обратном направлении. Упражнение выполняется на 8 счетов.
10. L – step (эль степ) – движение углом
И.п. – лицом к степ–платформе. Стоя у конца степ–платформы в продольном направлении шаг правой ногой, затем левой на платформу. Выполнить шаг правой ногой в сторону. Сойти с платформы, приставить левую ногу к правой. Упражнение выполняется на 4 счета.
Силовые упражнения на степ – платформе
1. И.п. – стоя лицом к степ – платформе.
На счет 1–2 – наклон вперед, руки вперед, на счет 3–4 – поднять правую ногу назад, руки вверх, на счет 5–6 – приставить правую ногу, руки вперед, на счет 7–8 – выпрямиться в исходное положение. Упражнение выполняется по 8 раз с каждой ноги. Выполнить те же упражнения, стоя на степ – платформе.
2. И.п. – стоя лицом к степ – платформе.
На счет 1–2 –правую ногу в сторону – вниз, руки вперед, на счет 3–4 – правую ногу согнуть вперед, руки в стороны, на счет 5–6 – повторить 1–2, на счет 7–8 – приставить правую ногу и руки в исходное положение. Выполнить по 8 раз с каждой ноги. Выполнить то же, стоя на степ – платформе.
3. И.п. – лежа на степ – платформе, ноги полусогнуты, стопы на полу, гантели вперед.
На счет 1–2 –гантели в стороны на уровне груди, на счет 3–4 – гантели вперед в исходное положение.
4. И.п. – лежа на степ – платформе наклоненной назад под углом тридцать градусов, ноги полусогнуты, стопы на полу, руки за головой.
На счет 1-2 – оторвать лопатки от степ-платформы, на счет 3–4 – вернуться в исходное положение.
Стретчинг на степ – платформе
1. Упражнение на растягивание внутренней поверхности бедра.
И.п. – широкая стойка ноги врозь лицом к степ – платформе.
На счет 1–2 – полуприсед на правой ноге, наклон вперед, левой рукой коснуться степ – платформы, на счет 3–4 – полуприсед на левой ноге, наклон вперед, коснуться правой рукой степ - платформы.
2. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра.
И.п. – полуприсед на правой ноге, левая нога вперед, пятку поставить на степ-платформу, руки вперед, спина прямая. На счет 1–2 – наклон вперед, на счет 3–4 – выпрямиться в исходное положение.
Рисуем крокусы акварелью
Цветущая сакура
Сказка "Узнай-зеркала"
Отчего синичка развеселилась
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари