Донская Академия Наук Юных Исследователей им.Ю.А.Жданова
Секция «Медицина»/подсекция «Медицина-практика»
Тема: «Дыхательные гимнастики»
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_meditsina_zagrebelnaya.doc | 185.5 КБ |
prilozhenie_-_dyhatelnye_gimnastiki.docx | 2.65 МБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская Академия Наук Юных Исследователей им.Ю.А.Жданова
Секция «Медицина»/подсекция «Медицина-практика»
Тема: «Дыхательные гимнастики»
Автор работы:
Загребельная Екатерина, 8 класс,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
Руководитель:
Изетова Светлана Александровна
учитель физической культуры.
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
г.Ростов-на-Дону
2019г.
Содержание
| |
2.1.Разновидности дыхательных методик………………………..4 2.2. Поверхностное дыхание по Бутейко ………………………4-6 2.3. Парадоксальное дыхание по Стрельниковой………………6-7 2.4. Эндогенное дыхание В.Ф.Фролова…………………………7-9 2.5. Мониторинг здоровья учащихся и их обучение дыхательной гимнастике ……………………………………………………………9-14
|
Введение
«Человек - высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым».
А. А. Леонов
Мне, как и всем ребятам нашей школы нравятся уроки физической культуры. Но, когда мы начинаем заниматься кроссовой подготовкой, то испытываем затруднения в дыхании при беге, а, следовательно, не можем выполнять нормативы, а ведь сдача нормативов в наше время очень актуальна, потому-то каждый учащийся стремиться сдать нормы ГТО и получить значок определенного достоинства. А высшая награда этого физкультурно-спортивного комплекса - золотой значок может дать получившему его человеку дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения.
На уроке от учителя нередко приходится слышать: «Дышите правильно!». Меня заинтересовал этот вопрос. Почему многим ребятам при длительном беге трудно дышать? Что значит дышать правильно? Из средств массовой информации я узнала, что существует множество дыхательных методик. Я заинтересовалась этим вопросом, чтобы научиться правильно, дышать.
Поэтому я выбрала тему проекта: «Дыхательные гимнастики»
Актуальность темы. Здоровье – самое главное для любого человека. А, обучившись и применяя ежедневно дыхательную гимнастику, учащиеся нашей школы для себя выберут здоровый образ жизни.
Цель моей работы: изучить дыхательные методики и их влияние на здоровье человека.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования: методики дыхательной гимнастики
Объект исследования: учащиеся начальных классов
Метод исследования: сравнительный, аналитический
Гипотеза: освоение разработанной методики дыхательных упражнений, направленной на развитие произвольной регуляции дыхания у учащихся, позволит повысить функциональный уровень внешнего дыхания, активизировать физическую работоспособность и улучшить здоровье детей.
Основная часть
2.1.Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний. Более того, оно может оказывать и многообразный лечебный эффект. На уроках физической культуры важно научить детей управлять своим дыханием. Ведь дыхание важнейшая функция организма, без воздуха человек может прожить несколько минут. Вот почему развитию органов дыхания, их укреплению следует уделять особое внимание. Этому способствуют занятия физической культурой, спортом, а так же и дыхательной гимнастикой.
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, но все они работают по следующим принципам: искусственное затруднение, задержка дыхания, замедление дыхания. Иначе говоря, всё строится на ослаблении дыхания, благодаря которому и возникает польза дыхательной гимнастики.
«В первой половине XX века дыхательные упражнения чаще использовались при заболеваниях органов дыхания, а также применялись в профессиональной подготовке певцов, дикторов, в отдельных видах спорта, в хореографии. Наиболее известными в это время были системы трехфазного дыхания, разработанные Лео Кофлером (Германия), Ольгой Лобановой и Евгенией Лукьяновой (Россия). Необходимо отметить, что Л. Кофлер и Е. Лукьянова были больны туберкулезом легких и полностью вылечились только благодаря дыхательной гимнастике. О. Лобанова также избавилась от тяжелого заболевания легких с помощью системы Кофлера.
В настоящее время наиболее популярными являются следующие дыхательные методики: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, эндогенное дыхание В.Ф. Фролова (тренажер Фролова)» [7]
В своей работе я решила рассмотреть эти три дыхательные методики.
2.2.Поверхностное дыхание по Бутейко
Дыхание по методике Бутейко: волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД)
« Методика поверхностного дыхания была разработана новосибирским врачом Константином Павловичем Бутейко в 1960-х годах. Его основной принцип заключается в том, что современный человек «перетренировался» в глубоком дыхании, отчего и происходит большинство болезней, связанных со всевозможными спазмами по причине недостатка углекислоты в организме. В первую очередь это относится к бронхиальной астме».[1]
По мнению К. П. Бутейко, «пропаганда» глубокого дыхания наносит большой вред. Логика в его словах несомненная. «Как бы вы отнеслись к врачу, который сказал бы вам: «Ешьте больше»? – говорит Бутейко. – Наверное, сочли бы его сумасшедшим. Почему какую-то одну функцию организма надо вдруг увеличивать?
Как и в питании, в дыхании тоже следует различать два уровня: дыхание как процесс, происходящий между организмом и внешней средой, и клеточное дыхание, то есть чисто внутренний процесс. Как бы и чем бы человек ни дышал, кислорода в эритроцитах крови все равно может быть максимум 96-98 %. Во всех других клетках организма содержится только 2 % кислорода. В воздухе же (любом) кислорода более чем достаточно – 21 %.
Но в клетках должно содержаться до 7 % углекислоты, а в атмосферном воздухе её всего 0,03 %.
При дефиците углекислоты в крови кислород настолько прочно соединен с гемоглобином, что не поступает в клетки и ткани. У астматика наступает кислородное голодание, несмотря на то, что в крови кислорода даже больше, чем у здорового человека. Астматический приступ – это (как и почти любой симптом любого заболевания) приспособительная реакция организма. Организм «не хочет» дышать, потому что если содержание углекислоты в клетках упадет, ниже 3 % - он умрет! Приступ астмы представляет собой насильственную задержку дыхания, в результате которой содержание углекислоты резко возрастает».[1]
«К.П. Бутейко и его коллеги разработали метод, с помощью которого каждый человек может определить глубину своего дыхания, а значит, степень своего здоровья или нездоровья. Метод заключается в следующем. Сядьте на стул с прямой спинкой, не напрягайтесь и дышите так, как вы дышите обычно: никаких глубоких вдохов и выдохов. Сделайте обычный выдох и остановите дыхание, заметив время по секундной стрелке часов. Чем дольше человек выдерживает без напряжения эту паузу, тем «нормальнее» он дышит. Чаще всего у «более или менее здоровых» людей эта пауза колеблется в пределах 15 – 20 секунд, у больных она меньше.
Однако по-настоящему здоровым может считать себя только тот, кто без напряжения выдерживает паузу в 60 секунд, причем не испытывая при этом никаких неприятных ощущений.
В настоящее время показанием к применению ВЛГД является синдром гипервентиляции – глубокое дыхание и дефицит СО2 в легких».[5]
Методика
« Прежде всего, необходимо понять, что такое «нормальное дыхание». Нормального дыхания, говорит Бутейко, «не видно и не слышно». Вдох – медленный, максимально поверхностный, продолжительностью 2-3 секунды; выдох – спокойный, полный, в течение 3-4 секунд; после выдоха обязательно следует дыхательная пауза продолжительностью 3-4 секунды;
затем снова вдох и т.д. Частота нормального дыхания – 6-8 вдохов и выдохов в минуту.
Чтобы научиться поверхностному дыханию, необходимо тренироваться не менее 3 часов в день, сначала в покое, затем в движении. Тренировка заключается в том, чтобы усилием воли уменьшать глубину вдоха, дышать «поверхностно», или, по выражению первых пациентов Бутейко, «самоудушаться».
Что же касается частоты дыхания, а также автоматической паузы (обязательной фазы нормального дыхания), то вот что говорит об этом сам К.П.Бутейко: «Первая кардинальная ошибка наших больных – они начинают редко дышать: вдох-выдох, потом задерживают дыхание, подольше держат эту паузу – и углубляют дыхание. Не надо путать максимальную паузу с автоматической. Частота дыхания строго индивидуальна, она зависит от пола, возраста, веса и т.д. и, как правило, не контролируется. Мы запрещаем больным, думать о ней, иначе они запутаются. Частота дыхания нам нужна только для измерения содержания углекислоты – она, как и максимальная пауза, показывает, сколько углекислоты в крови…
Последний показатель – автоматическая пауза. Это пауза, которая возникает даже у нормально дышащих людей, во сне, и у всех животных. Это легко показать на животных. Вот собака или кошка лежит, дышит нормально (нет одышки), - последите за её дыханием. На выдохе грудная клетка впала – пауза, потом вдох, небольшой выдох, пауза. Это нормальное дыхание. Такая пауза – остановка дыхания – это отдых легким и возможность газообмена. Это нормальная пауза, возникающая автоматически, независимо от нашего сознания.
Занимаясь по методике ВЛГД, периодически следует делать приведенный выше тест на максимальную паузу (задержку дыхания), так как только таким путем можно контролировать правильность выполнения методики.»[4]
2.3.Парадоксальное дыхание по Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой была официально признана еще в 70–е годы прошлого века.
« Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот. Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.
Основные требования при выполнении стрельниковской гимнастики:
Короткие шумные вдохи в этой гимнастике выполняются одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку. Это улучшает носовое дыхание и активизирует работу диафрагмы. В итоге жизненная емкость легких после первого занятия возрастает на 0,1—0,3 л и нормализуется газовый состав крови, причем количество кислорода в артериальной крови резко повышается.
Изначально методика разрабатывалась для вокалистов (с целью улучшения голоса), но позже было замечено, что гимнастика помогает излечить и другие недуги. Поэтому уже в начале 80-х годов Стрельниковой было выдано авторское свидетельство на разработку и внедрение новых методов лечения различных заболеваний с помощью лечебной дыхательной гимнастики».[3]
«Сегодня дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой пользуется особой популярностью не только в России, но и за рубежом. Многие иностранные специалисты признали эффективность дыхательных упражнений Стрельниковой, и включают их в терапевтические комплексы. Доказано, что знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от целого ряда серьезных патологий, таких как: астма, заикание, хронический бронхит, насморк, гайморит, тонзиллит, ожирение».[6]
Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой
« Суть дыхательной методики Стрельниковой заключается в выполнении комплекса физических упражнений с системой дыхания, то есть, вдохи и выдохи производятся в комплексе с движениями, которые затрудняют дыхание. По своей сути, дыхательная гимнастика — это глубинный массаж с помощью воздуха.
Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой начинается с трех самых главных упражнений — это «Погончики», «Ладошки» и «Насос».
«Эффективность применения дыхательных упражнений по Стрельниковой.
Следует отметить, что в большинстве случаев дыхательная гимнастика Стрельниковой, как и дыхательная гимнастика Бутейко, позволит избежать хирургического вмешательства и стать прекрасной альтернативой лечения медикаментами.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой помогут избавиться от многих недугов и добиться прекрасных результатов, таких как:
2.4.Эндогенное Дыхание Фролова
«Избавиться от болезней, значительно продлить жизнь - разве это реально? Для большинства людей это звучит как фантастика. Но уже в 1995 году такая возможность появилась у каждого человека благодаря открытию Эндогенного Дыхания. В современный мир Эндогенное Дыхание входит в виде уникального феномена, обладающего двумя приоритетными свойствами:
- человек приобретает новый эффективный обмен, гарантирующий здоровье и долголетие;
- приобретенный обмен продолжает совершенствоваться необременительным способом и становится основным.
Это происходит довольно просто. Используя замечательный дыхательный тренажер Фролова, человек постепенно переходит от внешнего дыхания на Эндогенное Дыхание. Осуществление дыхательных тренировок на тренажере избавляет от заболеваний, укрепляет здоровье и одновременно увеличивает продолжительность жизни».[8]
« Дыхательная гимнастика на тренажере Фролова - уникальный вариант респираторного тренинга. Во время дыхательной гимнастики на тренажере Фролова осуществляется дыхание через воду. В тренажер заливается вода в объеме 20 мл., оказывающая сопротивление дыханию в
пределах 20 мм. водн.ст., т.е. вода выполняет функцию гидравлического затвора, "жидкого клапана" (она же является фильтром, прекрасно очищая вдыхаемый воздух). Поскольку температура воды в пределах комнатной температуры, а фаза выдоха значительно превышает фазу вдоха, то можно считать испарение воды во время вдоха незначительным фактором, не влияющим на процессы газообмена в легких.
Диафрагмальное дыхание - врожденный тип дыхания, мы рождаемся с этим типом дыхания. Но отсутствие культуры дыхания, гигиены дыхания, навыков саморегуляции дыхания, а также переедание, эмоциональные стрессы, курение, алкоголь, беременность, глубокодыхательные гимнастики способствуют нарушению естественного, диафрагмального типа дыхания, приводят к формированию грудного или смешанного типов дыхания. Восстановление диафрагмального типа дыхания - обязательное условие респираторного тренинга на тренажере Фролова, оно доступно для любого человека, полезно при заболеваниях легких, сердца, органов пищеварения.
Действие данного фактора сопротивления дыханию принципиально отличает респираторный тренинг на тренажере Фролова от других видов дыхательной гимнастики».[7]
« Сопротивление дыханию на выдохе традиционно применяется анестезиологами и реаниматологами в аппаратах искусственной вентиляции легких. Многолетние исследования в этой области показали перспективность применения этого фактора для улучшения вентиляции и газообмена при аппаратной дыхательной гимнастике. От банального надувания воздушных шариков мы перешли к более удобным и эффективным устройствам для тренировки дыхания, а тренажер Фролова оказался одним из наиболее удобных и эффективных аппаратов для дыхательной гимнастики.
Но принципиальной особенностью дыхательного тренажера Фролова является возможность "тонкой" регуляции сопротивления дыханию. Специфической особенностью этой методики является применение воды в качестве "жидкого клапана", что создает сопротивление дыханию в пределах 20 мм. водного столба (объем воды - 20 мл.). Изменяя объем воды в аппарате
(10, 11, 12, 13 мл. и т.д.) пациент очень легко дозирует сопротивление дыханию соответственно функциональным резервам организма.
Для дыхательной гимнастики на тренажере Фролова характерно ежедневное, многомесячное применение РИД- это важнейшее отличие данной реабилитационной программы. Именно этим обеспечивается основной эффект оздоровления всего организма, реабилитация при самых различных заболеваниях».[10]
2.5. Познакомившись с дыхательными методиками К.Н.Бутейко, В.Ф.Фролова и дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой, я узнала много нового о нашем дыхании в частности то, что все мы рождаемся с диафрагмальным типом дыхания, но в дальнейшем наше дыхание нарушается и становится грудным или смешанным. Я также поняла, что дыхательные методики К.П.Бутейко и В.Ф.Фролова очень сложные и для использования на уроках физической культуры они не подойдут. А вот дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой можно использовать во время занятий физической культурой и самостоятельно заниматься гимнастикой дома.
Исходя из того что суть дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой заключается в выполнении комплекса физических упражнений с системой дыхания, то есть, вдохи и выдохи производятся в комплексе с движениями, которые затрудняют дыхание. Я, вместе с учителем физической культуры в первую очередь решила узнать при помощи пробы Штанге состояние дыхательной системы учащихся нашей школы. Проба Штанге заключается в определении максимальной продолжительности произвольной задержки дыхания после вдоха (проба Штанге) (Приложение 1).
В эксперименте приняли участие учащиеся 3 и 4 класса, результаты замеров занесены в таблицу 1.
Таблица 1 Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
до эксперимента
№ | 3 класс | Время (с) | № | 4 класс | Время (с) |
1. | Испытуемый 1 | 45,15 | 1. | Испытуемый 1 | 43,19 |
2. | Испытуемый 2 | 35,28 | 2. | Испытуемый 2 | 30,25 |
3. | Испытуемый 3 | 35,23 | 3. | Испытуемый 3 | 17,85 |
4. | Испытуемый 4 | 29,75 | 4. | Испытуемый 4 | 23,40 |
5. | Испытуемый 5 | 18,44 | 5. | Испытуемый 5 | 38,11 |
6. | Испытуемый 6 | 29,12 | 6. | Испытуемый 6 | 37,30 |
7. | Испытуемый 7 | 12,35 | 7. | Испытуемый 7 | 15,90 |
8. | Испытуемый 8 | 35,68 | 8. | Испытуемый 8 | 35,42 |
9. | Испытуемый 9 | 10,19 | 9. | Испытуемый 9 | 18,33 |
10. | Испытуемый 10 | 35,51 | 10. | Испытуемый 10 | 17,28 |
По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
- менее 39 сек — неудовлетворительно;
- 40-49 сек — удовлетворительно;
- свыше 50 сек — хорошо.
Вывод: По результатам обследования из 10 учащихся 3 класса и 10 учащихся 4 класса прошедших пробу Штанге мы получили следующий результат:
У 9 (90%) учащихся 3 класса результат неудовлетворительный, 1 (10%) учащийся с удовлетворительным результатом, и ни один из тестируемых не показал хорошего результата, что составило (0%).
Такие же результаты и у учащихся 4 класса. (Приложение 2)
Результаты обследования свидетельствуют, что у большинства учащихся 3 и 4 класса ослабленное здоровье. По мнению К.П.Бутейко по-настоящему здоровым может считать себя только тот, кто без напряжения выдерживает паузу в 60 секунд, причем не испытывая при этом никаких неприятных ощущений.
Следующим этапом моей работы была математико-статистическая обработка полученных измерений.
Так как в педагогическом эксперименте есть контрольная и экспериментальная (опытная) группы, то для расчета взят двухвыборочный t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок.
Таблица 2. Время задержки дыхания по пробе Штанге у учащихся 3-4 класса контрольной и экспериментальных групп до эксперимента
№ | Время выполнения теста по задержке дыхания после вдоха | Отклонение от среднего | Квадраты отклонений | |||
xэ(с) 4 класс | xк (с) 3 класс | |||||
1. | 43,19 | 45,15 | 15,46 | 16,45 | 239,01 | 270,60 |
2. | 30,25 | 35,28 | 2,52 | 6,58 | 6,35 | 43,296 |
3. | 17,85 | 35,23 | -9,88 | 6,53 | 97,61 | 42,640 |
4. | 23,40 | 29,75 | -4,33 | 1,05 | 18,74 | 1,102 |
5. | 38,11 | 18,44 | 10,38 | -10,26 | 107,74 | 105,26 |
6. | 37,30 | 29,12 | 9,57 | 0,42 | 91,58 | 0,176 |
7. | 15,90 | 12,35 | -11,83 | -16,35 | 139,94 | 267,3 |
8. | 35,42 | 35,68 | 7,69 | 6,98 | 59,136 | 48,72 |
9. | 18,33 | 10,19 | -9,4 | -18,51 | 88,36 | 342,62 |
10. | 17,28 | 35,51 | -10,45 | 6,81 | 109,20 | 46,37 |
277,30 | 286,70 | 957,666 | 1168,084 | |||
x | 27,73 | 28,70 |
Далее вычисляем:
t=
v=
Для v=18, а ɑ=0,05, находим по таблице tкр=2,1009.
Так как 0,1996<2,1009, то различия между средними значениями экспериментальной и контрольной группы несущественны на данном уровне значимости
Из таблицы 2, где отражены оценки общего состояния обследуемых по параметру пробы Штанге, можно увидеть, что у ребят четвертого класса результат оказался немного хуже, чем у учеников третьего класса. И я решила, что начинать заниматься дыхательной гимнастикой Стрельниковой в первую очередь нужно с учащимися четвертого класса.
Прежде всего, я рассказала ребятам о дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой, прочитала правила выполнения упражнений, познакомила их с комплексами упражнений. Вместе мы выполнили три первых упражнения – это «Ладошки», «Погончики» и «Насос» (Приложение 3). Все учащиеся четвертого класса очень серьезно отнеслись к занятиям, с удовольствием выполняли все предложенные им упражнения.
Помимо уроков физической культуры им было рекомендовано выполнять упражнения самостоятельно дома. Для этого я распечатала ребятам памятки с комплексом дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. (Приложение 4). По выполнению дыхательной гимнастики ребятам были даны следующие рекомендации:
Проводить занятия нужно 2 раза в день, утром сразу после сна и вечером незадолго до отхода ко сну по 10-15 минут. Так, как сейчас на улице холодно то, занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении. В теплое время года все занятия нужно проводить на свежем воздухе.
Мы так же предложили учителям начальных классов в середине урока выполнять дыхательную гимнастику с учениками в течение в качестве физминуток.
Дыхательную гимнастику сама я делала ежедневно. После нескольких дней занятий дыхательной гимнастикой А.Н.Стрельниковой, мною, были сделаны следующие выводы:
- во время занятий происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног;
- дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для меня как школьницы.
Со слов учителей начальных классов, после внедрения упражнений из комплекса Стрельниковой в качестве физминуток , у учащихся повысилась работоспособность на уроках (Приложение 5).
После четырехнедельных занятий по методике Стрельниковой мною, были проведены повторные замеры задержки дыхания на вдохе – проба Штанге. Результаты данных исследований представлены диаграммой (Приложение 6) и в таблице 3.
Таблица 3. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
после эксперимента
№ | 3 класс | Время (с) | № | 4 класс | Время (с) |
1. | Испытуемый 1 | 45,11 | 1. | Испытуемый 1 | 50,00 |
2. | Испытуемый 2 | 36,85 | 2. | Испытуемый 2 | 45,14 |
3. | Испытуемый 3 | 38,12 | 3. | Испытуемый 3 | 35,28 |
4. | Испытуемый 4 | 29,34 | 4. | Испытуемый 4 | 40,67 |
5. | Испытуемый 5 | 20,78 | 5. | Испытуемый 5 | 46,39 |
6. | Испытуемый 6 | 30,41 | 6. | Испытуемый 6 | 42,76 |
7. | Испытуемый 7 | 18,14 | 7. | Испытуемый 7 | 32,66 |
8. | Испытуемый 8 | 36,00 | 8. | Испытуемый 8 | 43,29 |
9. | Испытуемый 9 | 17,84 | 9. | Испытуемый 9 | 30,78 |
10. | Испытуемый 10 | 36,00 | 10. | Испытуемый 10 | 32,43 |
Вывод: По результатам обследования контрольной и экспериментальной группы прошедших пробу Штанге мы получили следующий результат:
У 9 (90%) учащихся контрольной группы результат неудовлетворительный, 1 (10%) учащийся с удовлетворительным результатом, и ни один из тестируемых не показал хорошего результата, что составило (0%).
Учащиеся экспериментальной группы, которые в течение месяца выполняли комплекс упражнений по дыхательной гимнастике Стрельниковой, показали следующий результат:
У 4 (40%) результат неудовлетворительный, 5 (50%) показали удовлетворительный результат, 1 (10%) показал хороший результат.
Затем мною была проведена повторно математико-статистическая обработка полученных измерений полученных после эксперимента (Приложение 7).
Сравнительный анализ замеров задержки дыхания до занятий по указанной методике, и после, показал изменения результатов в лучшую сторону, из чего следует, что дыхательная гимнастика Стрельниковой положительно влияет на здоровье учащихся.
Никто из учащихся 4 класса за это время не пропустил занятий в связи с простудными заболеваниями, хотя на данный момент, в школе участились случаи заболевания школьников ОРВИ.
Если в школе во время занятий физической культурой и на физкультминутках можно проследить за выполнением упражнений дыхательной гимнастики, то за самостоятельными занятиями вне школы мы этого сделать не можем. И, конечно же, дети часто лукавят, когда говорят что выполняют упражнения дома каждый день, в этом и заключается трудность по достижению положительных результатов.
Заниматься дыхательной гимнастикой Стрельниковой нужно регулярно, чтобы всегда дышать правильно и быть здоровым.
Заключение
Исследовательская работа позволила мне познакомиться с различными оздоровительными методиками и значительно расширить свои знания в этой области.
В процессе урока учащиеся нередко испытывают физические и эмоциональные нагрузки, которые требуют весьма значительного напряжения. Очень важно после каждой высокой нагрузки, предусмотреть отдых детей, научить их правильно восстанавливать свое дыхание.
В ходе выполнения дыхательных упражнений гимнастики А.Н.Стрельниковой происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, происходит одновременный прилив крови ко всем внутренним органам.
Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. Повышается их работоспособность, что способствует усвоению программного материала.
Гимнастика Стрельниковой помогает любому человеку избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным. При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами.
Дыхательная гимнастика с сопротивлением на вдохе способствует восстановлению дыхательной функции, развитию мышц грудной клетки.
А самое главное, это способствует оздоровлению организма и увеличивает продолжительность жизни.
Считаю, что мою исследовательскую работу можно рекомендовать учителям начальных классов для проведения физкультминуток, учителям физической культуры, как элемент гимнастики, учителям музыки для постановки голоса.
Список литературы
1. Алтухов С.Открытие доктора Бутейко. Новосибирск, 1990.
2. Кочетковская И.Н. "Парадоксальная гимнастика Стрельниковой", Москва «Советский спорт», 1989 г. Обложка. 31 страница.
3 Лавров Н.Н. «Дыхание по Стрельниковой», 2-е изд. «Феникс», 2003 Физическое описание. 191с.
4. Милюкова И.В., Т.А.Евдокимова Лечебная физкультура. Новейший справочник, «Сова» Санкт-Петербург, «Эксмо» Москва, 2003
5. Никитина А.К., Лосева В.Н., «Дыхательная гимнастика по методу Бутейко» Москва «Здоровье», 1993.»
6. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва 2002, изд. «Физкультура и спорт»
7. Фролов В.Ф. «Эндогенное дыхание – медицина третьего тысячелетия», Новосибирск, 1999г.
8. Фролов В. Ф. Эндогенное дыхание — настоящее и будущее человечества. — Самара, 1997.
9. http://www.do120.ru/frolov/page005.htm
10. http://zdorovja.com.ua/content/view/295/73/1/3/
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Крутильный маятник своими руками
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Три орешка для Золушки
Денис-изобретатель (отрывок)