Исследовательская работа по произведениям М.Горького
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 36.71 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 443
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
«Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве»
Авторы:
Князева Екатерина,
Коршикова Арина,
ученицы 8«а» класса
Руководитель:
Размахнина И.А
2021г.
ВВЕДЕНИЕ
На уроках литературы мы каждый год знакомились с огромным и многожанровымнаследием М. Горького. 150-летний Горький и сегодня, пожалуй, самый актуальный и злободневный писатель-классик в России. В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. Выбирая тему для исследования, мы решили остановиться на данной теме, потому как хотели расширить свои познания, а так жепривлечь к личности и произведениям писателя максимальное внимание учащихся.
Целью работы стало исследование экранизаций и произведений М. Горького в живописи.
Для этого мы поставили определенные задачи:
- рассмотреть биографию, творчество писателя.
-рассмотреть самые известные постановки произведений Горького в экранизации, а так же иллюстрации к его произведениям.
Актуальность работы заключается в том, что если мы изучим (на примерах экранизаций и иллюстраций творческого наследия Максима Горького, его биографию и произведения), то узнаем, что именно привлекало кинематографистов разных эпох к горьковским произведениям), соотнесём его жизненные ценности со своими ценностями, мы лучше поймём его героев и возможно, себя.
Объект исследования – Максим Горький
Предмет исследования- фильмы, иллюстрации.
1.БИОГРАФИЯ МАКСИМА ГОРЬКОГО.
Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Устойчивым легендам о его «босяческом» происхождении, что так импонировало революционно настроенной интеллигенции, противоречат Словарь Брокгауза и Ефрона (где говорится о нем, как о выходце из среды «вполне буржуазной») и факты.В шесть лет сначала обучался церковно-славянской грамоте, а лишь затем – современной. В девятилетнем возрасте мальчика отдали в Нижегородское Кунавинское училище, где он закончил два класса и был переведен в третий с похвальной грамотой за «отличные перед прочими успехи в науках и благонравие».
Ощутив вкус к знанию, Алексей Пешков в 1884 году отправился в Казань поступать в университет, но по бедности его «университетом» стала жизнь: поселившись в ночлежке среди будущих своих героев и, работая чернорабочим, начал посещать кружки самообразования, студенческие сходки, библиотеку нелегальных книг и прокламаций. Летом 1888 года Алексей Пешков начал свое знаменитое четырехлетнее «хождение по Руси»,чтобы возвратиться из него уже Максимом Горьким. Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск (где посетил Задонский монастырь), Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Бессарабия, Керчь, Тамань, Кубань, Тифлис – вот неполный перечень его маршрутов.
После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького».
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет.
1.1. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ
Творчество Горького берет начало от романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов. В 1901 году Горький решил направить вектор своего творчества к драматургии. Рубеж XIX и XX веков прославил его как автора произведений с революционными помыслами, который был лично знаком с социал-демократами и находился в оппозиции царского режима. Пик творчества писателя характеризуется многими очерками, автобиографическими повестями, пьесами и двумя крупными романами, а также книгами и рассказами, созданными в жанре публицистической документалистики.
Первый рассказ «Макар Чудра», подписанный его новым именем – Максим Горький, вышел в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» и ознаменовал своим появлением конец странничества. Горький вернулся в Нижний Новгород. Своим литературным крестным отцом он считал Владимира Короленко. По его протекции с 1893 года начинает публиковать очерки в приволжских газетах, а через несколько лет становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где вышло более двухсот его фельетонов за подписью Иегудиил Хламида, а также рассказы «Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль» и другие.
В следующем году, несмотря на обострившийся туберкулез и заботы с рождением сына Максима, Горький выпускает новые повести и рассказы, большинство из которых станут хрестоматийными: «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. Вышедший в Петербурге первый двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) имел небывалый успех и в России, и за рубежом. Спрос на него был столь велик, что тут же потребовалось повторное издание – выпущено в 1899 году в трех томах. Свою первую книгу Горький послал Чехову, перед которым благоговел, тот откликнулся более чем щедрым комплиментом: «Талант несомненный, и притом настоящий, большой талант».
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.Максим Горький - русский писатель, прозаик и драматург, по сей день входящий в круг самых значимых и известных в мире русских писателей и мыслителей. Нельзя не упомянуть, что Горький 5 раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе - в 1918, 1923, два раза в 1928 и 1933 гг. соответственно.
2.1.ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.ГОРЬКОГО В КИНОИСКУССТВЕ
Книги М.Горького стали экранизировать еще в середине 10-х годов 20 века еще в период немого кино. С тех пор все значительные произведения писателя были переведены на язык кинематографа. Многих кинемаграфистов привлекало экранизировать произведения М.Горького. Такие советские режиссеры, какАлександр Разумный (1919 год), Всеволод Пудовкин (1926 год), Марк Донской (1955 год) экранизировали роман «Мать».
1.«Мать», 1919, Режиссер Александр Разумный
Драма.
По одноименной повести М.Горького.
Первая экранизация одноименной повести М. Горького. Из-за отсутствия позитивной пленки выпуск на экраны картины был задержан, фильм демонстрировался в отрывках. Сохранился не полностью.
2.«Мать», 1926, Режиссер Всеволод Пудовкин
Социальная драма.
По одноименному роману М.Горького.
«Тема заимствована у М. Горького» предупреждал вступительный титр. Но кроме темы, материала, героев литература одарила кинематографистов тем, что можно назвать стилем и духом высокого реализма. Фильм «Мать» начало революционной трилогии Пудовкина
3.«Мать», 1955, Режиссер Марк Донской
Экранизация романа «Мать» Максима Горького от режиссера Марка Донского, автора знаменитой кинотрилогии по книгам Горького «Детство». Претендент на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1956)
4. Экранизация Панфилова в 1990 году заслуживает отдельного упоминания.Обращение Глеба Панфилова к роману Горького на излете советской эпохи, в разгар перестройки многие посчитали просто-напросто творческим самоубийством режиссера. Взявшись за экранизацию «Матери», Панфилов вступил в полемику со своими предшественниками. Все предыдущие картины базировались на определенном обобщении течения действий в романе, Панфилов же его максимально конкретизировал. Единственный из экранизаторов, кто снял «Мать» в Нижнем Новгороде – городе, где действительно происходили описанные Горьким события. Помимо этого, невзирая на своих предшественников, которые вынуждены были сузить пространство-время фильма, Панфилов его расширил.
5.В 2007 году в Индии были завершены съемки фильма «Мать» пятой по счету киноверсии знаменитой книги. Режиссер картины - индийский кинематографист Бали Шриранган. Бали Шриранган является лауреатом золотой премии Института кино и телевидения Ченнаи (бывшего Мадраса).
6.В 2009году на экраны выходит замечательный корейский фильм, побывавший на десятках фестивалей, участник «Особого взгляда» в Каннах Режиссера Бон Чунхо (Джун-Хо Бон)
«Жизнь Кли́ма Самгина́» — 14-серийный художественный телефильм режиссёра Виктора Титова по одноимённому роману Максима Горького. Снимался с 1983 года. Сериал впервые показан по телевидению в марте — апреле 1988 года.
Фильм описывает жизнь русского интеллигента Клима Самгина на фоне грандиозной панорамы русской жизни с 1877 по 1917 год.
«На дне» (яп. どん底дондзоко, «самое дно»), 1957) японский художественный фильм режиссёра Акиры Куросавы, экранизация пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года. В 1958 году фильм получил три премии «Майнити» — за лучшую мужскую роль (ТосироМифунэ), лучшую мужскую роль второго плана (КодзиМицуи) и лучшую работу художника (ЁсироМураки).Картина была также удостоена премии «Голубая лента» за лучшую мужскую роль второго плана (КодзиМицуи).
«Песня о Соколе» — музыкальный широкоэкранный мультипликационный фильм, снятый в 1967 году режиссёром-мультипликатором Борисом Степанцевым по одноимённому произведению Максима Горького. В мультфильме была использована музыка из произведений Александра Скрябина под музыкальную композицию Романа Леденёва и техника живописи по стеклу. Автор сценария и режиссёр: Борис Степанцев..Мультфильм неоднократно переиздавался на DVD в сборниках мультфильмов:
«Птички», Союзмультфильм, дистрибьютор «Союз», мультфильмы на диске: «Пингвины» (1968), «Три пингвина» (1961), «Снегирь» (1983), «Это что за птица?» (1955), «Песня о Соколе» (1967), «Про дудочку и птичку» (1977), «То ли птица, то ли зверь» (1984), «Влюбчивая ворона» (1988), «Петух и краски» (1964)которые были положены в основу фильма.
«Дети солнца» — советский художественный телефильм 1985 года, экранизация одноимённой пьесы Максима Горького.
2.2.ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.ГОРЬКОГО В ЖИВОПИСИ
Фигура Максима Горького на протяжении многих десятилетий вызывала неподдельный интерес у художников разных поколений. Их творчество, посвященное произведениям Горького, его личности, окружению писателя, сформировало огромное художественное наследие.Первые иллюстрации к произведениям М. Горького появились на рубеже XIX-XX веков вскоре после опубликования его «Очерков и рассказов», имевших большой успех. Попытка некоторых издательств выпускать иллюстрированные издания его сочинений для народа – «народные книжки», как называл их писатель, – показательна как свидетельство возникшего неподдельного интереса к творчеству молодого автора.
После 1917 года иллюстрирование произведений Горького приобретает широкий размах, и на сегодняшний день известно более 300 художников, обратившихся в своих работах к литературному наследию писателя.
Первый роман Горького «Фома Гордеев» (1899 г.) получил широкое отражение в советской книжной графике. В 1925 г. один из крупнейших русских художников Б.М. Кустодиев выполнил рисунок для обложки романа. В 1933 г. известный советский график В.М. Конашевич создал серию иллюстраций, включающую портреты и композиционные рисунки. В 1948-1949 гг. Кукрыниксы создают серию блестящих иллюстраций, в которых прослеживается весь жизненный путь литературного героя, становление характера Фомы Гордеева, его отношения с людьми, его тоска и нарастающий протест.
Кукрыниксы – творческий коллектив художников М.В. Куприянова (1903-1991), П.Н. Крылова (1902-1990) и Н.А. Соколова (1903-2000), получивший широкую известность благодаря своим политическим карикатурам и книжной иллюстрации.
В иллюстрациях к «Фоме Гордееву» Кукрыниксы, по их собственным словам, «ушли от карикатурности» и создали глубокие и убедительные образы главных героев. Их эмоциональное напряжение передаётся через мастерское использование выразительных возможностей чёрной акварели, и художники демонстрируют многообразие её тональных градаций, свободное владение этой гибкой, но отнюдь не лёгкой техникой.Роман с иллюстрациями Кукрыниксов был выпущен в 1950 году издательством «Детгиз».
Еще обязательно стоит отметить, чтоличность А.М. Горького, как при жизни, так и после смерти писателя, пользовалась беспрестанным вниманием со стороны художников. Популярность к Горькому пришла моментально, после выхода в свет в 1898 году его первой книги (издательство Дороватского и Чарушникова). В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экземпляров. Однако издатели «рискнули» и выпустили больше: первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экземпляров.
Первыми портретистами Горького были И.Е. Репин (в 1899 г.) и М.В. Нестеров (этюд 1901 г.). В 1902 г., вслед за живописными изображениями Горького, появляется скульптурный портрет писателя, исполненный А.Н. Златовратским. Начиная с 1905 года Горький - Буревестник первой русской революции – вызывает интерес как русских, так и иностранных художников, которые создают ряд изображений писателя. Одно из лучших – портрет кисти В. Серова (1905 г.).
Годы жизни Горького вдали от родины на острове Капри (1906-1913) ознаменованы многочисленными встречами с художниками, создавшими галерею его образов. Среди них – работы И.И. Бродского, О. Бегаса, Н.П. Шлеина, В.Д. Фалилеева, Д. Моора и др. Художники пишут, рисуют, лепят Горького на групповых сеансах и в одиночку.
Среди художников, иллюстрировавших произведения Горького, мы встречаем таких мастеров как С. Герасимов, Б. Дехтерев, Б. Иогансон, Ю. Могилевский, А. Пластов, Б. Пророков, К. Рудаков, В. Серов, Д. Шмаринов и др.
Художникам старшего поколения (Шмаринову, Дехтереву, Кукрыниксам) в период работы над иллюстрациями к произведениям Горького выпало счастье слышать советы и указания самого писателя. Эти советы помогали раскрытию замысла, идеи произведений.
Дехтерёв Борис Александрович (1908–1993), советский график, художник-иллюстратор. Народный художник РСФСР (1966). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Художник сосредоточил свое внимание на создании строгого и благородного облика детской книги, на единстве ее графического оформления.Особенного внимания заслуживают его рисунки к повести "Детство" М.Горького. Иллюстрация к сказке «Дед Архип и Лёнька" также была нарисована Борисом Дехтерёвым в 1953 году. Книги, проиллюстрированные Б. А. Дехтерёвым, можно долго рассматривать, и, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании. Горький не раз сам хвалил Дехтерёва-иллюстратора. С поразительной точностью и чутким отношением к прочитанному художник передает в своих рисунках замысел автора. За иллюстрации к повести М.Горького "Детство" Борис Дехтерёв в 1947 году награжден Сталинской премией второй степени.
Тоидзе, Ираклий Моисеевич (1902 - 1985) - художник, график, плакатист. Народный художник Грузинской СССР (1980). Один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. И.Тоидзе - лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). В 1956 году рисует иллюстрацию к сказке «Старуха Изергиль». Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Работы Тоидзе отличают крепкий уверенный рисунок, ясная выверенная композиция, колорит работ всегда сдержан и рационален, часто используется красный цвет, который в сочетании с белым и чёрным придаёт его работам повышенный драматизм.
Иван Александрович Кузнецов (23 мая 1908 — 1 мая 1987) — советский художник. В 1930 годы появляются первые книги, оформленные Иваном Кузнецовым. Как правило, это скромно изданные книжки для детей. В первый год войны Иван Кузнецов иллюстрирует сказку Максима Горького «сказка про Иванушку Дурочка».. Готовясь к работе, он собирал огромный этнографический материал, тщательно изучил природу, быт, национальные особенности героев сказки.
Владимир Александрович Серов (21 июля 1910, Эммаус, Тверская губерния — 19 января 1968, Москва) — советский живописец и график, педагог и профессор. Президент Академии художеств СССР в 1962—1968 годах.Автор картин на историко-революционные темы, портретов, пейзажей, натюрмортов.Серов занимался также книжной иллюстрацией, неизменно выбирая произведения отечественной классики «первого ряда». Ему принадлежат иллюстрации к произведениям М. Горького к романам «Фома Гордеев», «Мать».
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964), российский живописец, народный художник СССР иллюстрировал произведение "Дело Артамоновых" М. Горького.
Алекса́ндрПа́вловичМогиле́вский (1 декабря 1885, Мариуполь — 1980, Москва) — русский и советский художник (акварелист, график, автолитограф, художник экслибриса), книжный иллюстратор,иллюстрировал"Сказки об Италии"А.М. Горького
Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972) — великий советский художник, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премии, действительный член АХ СССР. Его картины воспевают жизнь обычных людей, повседневность, труд и быт русской глубинки, поэтому ему было очень понятно и близко при создании иллюстраций к повести М.Горького "Детство".
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Погрузившись в написание данного проекта, мы узнали много интересного о творчестве М. Горького и его произведениях. Из вышесказанного нам стало понятно, что именно привлекало кинематографистов разных эпох к горьковским произведениям, и почему каждый раз возникала потребность в новых экранизациях. Образы героев Горький извлёк из жизни, а жизнь не устаревает никогда. Все обездоленные люди разные, но близкие в несчастье своём обижены жизнью, судьбой, другими людьми и самими собой. Вопросы, затронутые Горьким в своих произведениях и образы героев вневременные, они существуют рядом с нами и людьми различных времён и эпох, поэтому его произведения всегда будет трогать душу читателя и зрителя.Даже спустя 100 лет, в наши дни существует «дно» общества, низшие слои населения, где человек искусства, «отравленный алкоголем», пропивает свой талант, честь, человеческое обличье, опускаясь всё ниже и ниже; где человек, погрязший в общем омуте с такими же опустившимися людьми, считает себя выше их, всё ещё не отпустив своё прошлое, в котором он богатый человек благородного происхождения. Кто-то озлоблен на людей, жесток со своей женой, но верит в то, что тяжелый, изнурительный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь, а кто-то напротив считает бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе «еда-работа». Есть люди считающие ложь спасением, они пытаются вылечить искалеченную душу человека ложью во благо, вселяя надежду в их сердца. Другие же отвергают сладкую ложь, предпочитая ей обнажённую правду, ничем не приукрашенную.Главным в творениях Горького была мечта о, так сказать, «новых людях», обладавших бесстрашием и свободой, огромными интеллектуальными и физическими способностями, которые могли бы достигать сверхцелей за чертой возможного, не исключалось даже бессмертие. Достижение таких целей остаются актуальными и в наши дни.
ИСТОЧНИКИ
1: http://my-chekhov.ru/biografii/gorkiy.shtml
2: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00078701184773068801/
3:
http://rushist.com/index.php/russia/2929-gorkij-maksim-zhizn-i- tvorchestvo
4: http://book-hall.ru/proekt-goda/nizhegorodskii-khronotop-god-2014/nizhnii-novgorod-i-nizhegorodtsy/maksim-gorkii-genii-2
5: http://literatura5.narod.ru/gorky_portrety.html#1905
6:Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/g/gorkij-maksim-gorky-maxim
7:Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 2. ХХ век. – М.: Аванта+, 1999, с. 137.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Прекрасная арфа
Заяц-хваста
Пчёлки на разведках
Прекрасное далёко