Образ врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, очень ярко представлен на плакатах военного времени. Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что на весь ход военной борьбы существенно влияет и духовная борьба. Новизна выбранной темы заключается в том, что военный плакат наряду с радио и газетами являлся средством агитации, которое воздействовало на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности. Плакат служил средством передачи информации в те труднодоступные районы, где не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Они переполнены чувством патриотизма, единения народа в борьбе с врагом. Но вместе с тем политический плакат является силой, которая формировала общественное мнение, просвещала, а значит, в и заставляла происходить определенные события, приближая их, влияя на ход истории.
Начиная работу, мы предположили, что образ врага на советском политическом плакате эволюционировал, отражая ход Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Цель исследования заключалась в том, чтобы через анализ плакатов, созданных советскими художниками в разные периоды ВОВ 1941-1945 годов, проследить за тем, как изменялся образ врага.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить несколько задач. Во-первых, стоило познакомиться с основными видами и функциями плаката, как одного из видов искусства; во-вторых, нам предстояло изучить тематику советских политических плакатов военных лет; в завершении исследования, условно разделив ВОВ 1941-1945 годов на три периода, мы проследили за изменениями, которые происходили в художественном образе врага на советских политических плакатах.
Каждый из периодов имеет свои особенности, которые касаются направлений боевых действий, применения новых типов оружия и преимущества одной из армий. Начальный этап боевых действий характеризовался полной инициативой немецко-фашистских войск. Враг на плакатах первого этапа представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле. Второй этап Великой Отечественной войны принес преимущество Красной армии. После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, на них враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением. Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Последний этап в ВОВ заканчивается победой Красной армии. Враг на плакате третьего периода предстает мелким и мерзким, это такая «хищная гадина», которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна.
Изучив тематику советских агитационных плакатов трех основных, с нашей точки зрения, периодов ВОВ, мы пришли к следующему выводу: отражая ход исторических событий, которые прежде всего касались направлений боевых действий, преимущества одной из армий, образ врага на советском политическом плакате претерпел существенные изменения. От обезличенной, ощетинившейся металлом «черной материи», творящей бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение, которые советские люди не имели права терпеть на своей земле до мелкого и мерзкого паразита, который пытается укусить, но серьезного вреда причинить не способен.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.22 МБ |
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Лиса Лариска и белка Ленка
Притча о гвоздях
Ребята и утята
Марши для детей в классической музыке