Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно, отсюда возникают многие недоразумения, конфликты, недоброжелательность и агрессия. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными. Поэтому особо значимым в наше время является нахождение путей взаимодействия в духе толерантности, в том числе уважение прав других, непохожих на тебя, людей.
Автора заинтересовала идея - дать детям школьного возраста возможность оценить степень своей толерантности и повысить ее в классе. Им была определена цель работы: создание условий для формирования толерантных отношений у детей в классе.
В работе рассмотрены теоретические основы формирования толерантности у младших школьников, проведен эксперимент по формированию основ толерантной культуры у младших школьников.
Автор доказал, что формирование основ толерантной культуры младших школьников:
-позволило снизить уровень агрессии, конфликтов в классе;
-вызвало желание у детей стать добрее и милосерднее, отзывчивее, испытывать чувство сострадания к человеку.
В ходе работы над исследованием возникла идея создания буклета по теме «Толерантность». Его могут использовать не только школьники, но и учителя начальных классов, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.6 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы изучения толерантности младших школьников………………………………………………………………5
1.1 Что такое толерантность……………………………………….......5
1.2 Черты характера толерантной личности………………………...5
1.3 Правила толерантного поведения в школе………………………6
1.4 Правила толерантного общения и поведения в классе ………..6
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть по формированию основ толерантной культуры у младших школьников……………………7
2.1 Формирование толерантности у младших школьников……….7
2.2 Заключение…………………………………………………………...8
2.3 Список литературы………………………………………………….9
Введение
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно, отсюда возникают многие недоразумения, конфликты, недоброжелательность и агрессия. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее.
Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Вы скажете: мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Доброта, любовь, взаимопонимание, взаимоуважение и терпение. Все это вмещает в себя слово «толерантность».
Поэтому особо значимым в наше время является нахождение путей взаимодействия в духе толерантности, в том числе уважение прав других, непохожих на тебя, людей.
Так пришла идея - дать детям школьного возраста возможность оценить степень своей толерантности и повысить ее в классе.
Цель работы: создание условий для формирования толерантных отношений у детей в классе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятия, связанные с проблемой толерантности.
2.Исследовать уровень толерантности у учащихся 4 класса, проанализировать полученные данные;
3.Провести эксперимент в классе (подобрать формы, методы приемы для формирования толерантных отношений и применить их)
Объект исследования: толерантные отношения среди учащихся класса.
Предметом исследования является процесс формирования толерантных отношений среди учащихся класса.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что формирование основ толерантной культуры младших школьников:
-позволит снизить уровень агрессии, конфликтов в классе;
-вызовет желание у детей стать добрее и милосерднее, отзывчивее, испытывать чувство сострадания к человеку;
Методы исследования:
Практическая значимость состоит в создании буклета «Памятка толерантности».
Ее могут использовать не только школьники, но и учителя начальных классов, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Глава 1. Теоретические основы изучения толерантности младших школьников
1.1 Что такое толерантность
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В разных странах определения различны, но смысл остаётся однозначным:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это дорога к миру.
Толерантный путь – это путь человека, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.
Таким образом, толерантность – это способность принять непохожего на тебя человека таким, какой он есть, со своими особенностями, отличиями, даже недостатками».
Быть толерантным - означает уважать других, стараться понимать людей, помогать друг другу, быть внимательным и обращать внимание на то, что нас сближает и объединяет.
1.2 Черты характера толерантной личности
1.3 Правила толерантного поведения в школе
В школе существуют правила толерантного поведения. Именно они показывают уровень толерантности ребенка:
1.4 Правила толерантного общения и поведения в классе
Можно выделить ряд правил толерантного общения в классе:
1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть по формированию основ толерантной культуры у младших школьников
2.1 Формирование толерантности у младших школьников
Среди учащихся 4 класса мы провели тестирование, в ходе которого, пытались выяснить, насколько толерантны окажутся ребята нашего класса.
Результаты теста:
Всего было опрошено 28 человек. Учащихся с низким уровнем толерантности 6 человек (21 %), со средним- 14 человек (56 %), с высоким 8 человек (23%).
Прежде чем начать работу над формирванием толерантных отношений в классе, мы выяснили,
-Что такое толерантность.
-Что значит это слово на разных языках мира.
-Откуда к нам пришло это слово.
Красивый, разноцветный цветок, похожий на радугу, помог нам
понять над какими качествами толерантности мы будем работать в классе.
Начиная с ноября месяца мы стали реализовывать план мероприятий «Наш класс толерантный». Основной целью работы над толерантностью было научить ребят нашего класса уважать других людей, быть дружнее и вежливее.
Для этого в нашем классе прошел классный час и конкурс рисунков на тему «Мы разные, но мы вместе», дети изобразили свое видение единения, мира, дружбы.
Далее прошел конкурс сочинений «О дружбе», из рассуждений детей можно сделать вывод о том, что дети ценят теплые, добрые взаимоотношения, самое распространенное высказывание детей: «дружба – это самое главное в жизни».
Был проведен классный час «Взаимоотношения с окружающими». Ребята, с помощью учителя, составили список правил общения с окружающими. Например, одно из них: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Кроме этого в течении недели ребята могли высказать свои мысли по данной теме на своеобразном плакате «Рисуем радость общения»
Кроме того, в нашем классе прошел ряд уроков толерантного воспитания в игровой форме. Ребята участвовали в игре «Возьмемся за руки, друзья». Выполнили ряд упражнений: «построиться по росту», «чем мы похожи», «комплементы», «аплодисменты».
Больше всего детям понравилась игра «Имена»
Давайте и мы в нее сыграем. Каждый по цепочке должен подняться со своего места, назвать свое имя и на первую букву своего имени вы называете качество – прилагательное, соответствующее вам. Я начинаю первой – Катя - креативная. (Можно сыграть с детьми в зале)
- Ну, вот, видите, сколько нового мы узнали о вас и о качествах личности каждого из вас. Это упражнение показывает нам насколько мы разные, у каждого из нас есть свои достоинства, за которые нас следует уважать и принимать нас такими, какие мы есть.
Упражнение «Нравится – не нравится».
Сейчас мы с вами узнаем, кто что любит. По очереди, каждый из вас задаст вопрос о том, что ему нравится. Например: Мне нравится лето (все, кто согласен с этим утверждением – выставляет вперед руку с поднятым вверх большим пальцем, а кто не согласен – палец опускает вниз). Точно также можно задать вопрос о том, что вам не нравится. Например: кому не нравится манная каша. Благодаря этому упражнению, мы с вами узнали о наших общих интересах и вкусах, а также услышали о том, кому, что не нравится. Таким образом, это упражнение показало нам, что в нас общего, и что нас с вами отличает друг от друга. Одинаковых людей не бывает, каждый по-своему индивидуален.
Упражнение «Комплимент».
- Сейчас каждый будет говорить комплимент своему соседу. Надеюсь, что каждый из вас сможет найти «теплое» слово для рядом сидящего человека.
- Спасибо всем за комплименты.
Мною было повторно проведено тестирование учащихся 4 класса. Вопросы теста представлены на слайде. Всего было опрошено 28 человек. У 20 человек получились восьмилепестковые цветы, а это значит, что люди, которых они окружают, могут быть абсолютно уверены в том, что какая бы ситуация не случилась в их жизни, обязательно найдётся тот, кто придёт на помощь;
- у 6 человек получились цветы с семью лепестками; у 2 человек цветок с пятью лепестками. Провели сравнительный анализ результатов.
В ходе работы над исследованием возникла идея создания буклета по теме «Толерантность». Данный буклет знакомит с понятием толерантность, с качествами, которыми обладает толерантный человек и рекомендациями как стать толерантным человеком.
2.2 Заключение
Таким образом, в своей работе мы доказали, что формирование основ толерантной культуры младших школьников:
-позволит снизить уровень агрессии, конфликтов в классе;
-вызовет желание у детей стать добрее и милосерднее, отзывчивее, испытывать чувство сострадания к человеку.
-Буклет «Памятку по толерантности» могут использовать не только школьники, но и учителя начальных классов, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Исходя из всего этого, можно смело сказать, что моя поставленная гипотеза, доказана!
Все задачи поставленные передо мной решены!
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
2.3 Список литературы
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
2. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева,
Г. М. Шеламова. — М. : Вербум-М, 2003.
3. Роюков М. И. Воспитание толерантности / М. И. Роюков. — М. : Просвещение, 2001.
4. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
5. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
6. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
7. http://tolerance.fio.ru/forum.php
8. http://www.tolz.ru/library/?id=649
Приложение 1
Вопросы теста:
1) Это неважно.
2) Ты подсмеиваешься над ним.
2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...
1) Ты просишь, чтобы он объяснил это.
2) Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
1) Ты стремишься лучше узнать его.
4. Пожилая женщина медленно идет…
1) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5. Младший брат порвал твою тетрадь…
1) Ты прощаешь его.
2) Ты его накажешь.
6. Ты поссорился со своей сестрой…
1) Ты попытаешься объясниться с ней.
2) Ты обижаешься и мстишь.
7. На твоих глазах на кого-то нападают...
1) Ты пытаешься защитить его.
2) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
8. К тебе подходит ребенок-инвалид...
1) Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2) Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Приложение 2
Тест 1. «Насколько вы толерантны?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
а) да;
б) нет.
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
а) да;
б) нет.
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
а) да;
б) нет.
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Подсчет очков.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту
0-4 очка:
Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 очков:
Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
14-18 очков:
Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Дорогие ребята!
Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали.
Толерантное поведение можно выработать!
Весенние чудеса
Что такое музыка?
Свинья под дубом
Как напиться обезьяне?
Юрий Алексеевич Гагарин