В работе изучается видовой состав и особенности питания птиц в зимний период на территории школьного двора.
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_za_ptitsami.docx | 589.19 КБ |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бирюковская основная общеобразовательная школа»
Большесодатского района Курской области
ВИДОВОЙ СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ПТИЦ НА КОРМУШКЕ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЬНОГО ДВОРА
МКОУ «БИРЮКОВСКАЯ ООШ»
Выполнила: обучающаяся 6 класса
Карачевцева Алена,
11 лет, 2 возрастная группа
Руководитель: учитель биологии
Березуцкая Татьяна Викторовна
2020 год
Оглавление
Введение | 3 стр. |
| 5 стр. |
| 6 стр. |
2.1. Видовой состав птиц, прилетающих на подкормку в зимний период. Особенности питания. |
|
2.3. Краткая характеристика птиц, прилетавших на кормушку | 7 стр. |
Заключение | 9 стр. |
Список литературы | 10 стр. |
Введение
Современный мир может развиваться только в гармонии с природой. Общение человека с Природой – жизненная необходимость, и душе каждого человека необходимы запахи трав, благоухание цветов, незабываемые встречи с другими обитателями нашей планеты – животными дикой природы. Мы любим родные места, и значит, мы любим родную природу.
В нашей деревне, которая настолько красива и живописна, меня всегда привлекало пение птиц, особенно в начале весны. Эти звуки ни с чем не сравнить. Поэтому мне стало интересно, а какие птицы встречаются в нашей местности. Так как сейчас весна мне захотелось им помочь перенести эти тяжелые времена. В нашей школе ежегодно проводится Акции «Покормите птиц зимой», в ней я принимала активное участие.
Актуальность моей работы состоит в том, что людей всегда привлекали наши пернатые друзья, их способность летать всегда казалась необычным и завораживающим явлением. Также стоит отметить: 128 птиц занесено в Красную книгу России, а 62 вида – в Красную книгу Курской области. Только вчитайтесь в эти цифры. Мы должны стараться оберегать птиц, помогать выжить им в зимний период времени.
Целью работы является изучить видовой состав и особенности питания птиц в зимний период времени на территории МКОУ «Бирюковская ООШ».
Объект исследования: птицы, посещающие кормушки.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в зимний период изменяются особенности питания и поведения птиц.
Методы исследования: работа с различными источниками информации, наблюдение, ведение дневника наблюдений, анализ статистических данных.
Практическое значение исследовательской работы заключается в расширении теоретических знаний о птицах, изучении видового состава пернатых деревни Бирюковка, а также показателем бережного отношения для других обучающихся и жителей села.
Наблюдения я проводила за птицами на школьном дворе в период с 13 января по 7 февраля 2020 года дважды в сутки: утром в 8.30 до 8.50 и днем 14.30 до 14.50.
На школьном дворе в ходе акции «Покорми птиц зимой» обучающиеся нашей школы развесили кормушки. Во дворе растут фруктовые деревья - яблони, сливы, груши. С западной стороны растут берёзы. С южной стороны растет кустарник из жимолости. С восточной - заросли тёрна. Таким образом, на обоих участках складываются оптимальные условия для зимовки птиц.
Фото 1. Кормушка, выбранная для исследования на школьном дворе
Для подкормки использовались следующие виды: неочищенные подсолнечные семечки, зерна, свиное сало. В течение 20 минут наблюдения за птицами в дневник наблюдений отмечалось количество посещений кормушки и сала разными видами птиц (см.приложение).
Также нами были отмечены природные условия (температура воздуха, наличие ветра, осадков).
Описание кормушки: кормушка изготовлена из дерева, крыша кормушки покрашена в синий цвет, отрыта со всех сторон. Изготовлена она для ежегодной Акции «Покормите птиц зимой» под руководством учителя технологии Пылева В.М.
Видовой состав птиц, количество посещений которых представленн в виде диаграммы на рис. 1.
За период наблюдения на подкормку прилетело 5 видов птиц: иволга обыкновенная, синица большая, воробей домовой, трясогузка обыкновенная, овсянка обыкновенная. На подкормку чаще всего прилетали воробьи домовые (51%) (рис.1), синица большая (32 %), реже иволга обыкновенная (9 %), трясогузка обыкновенная (6%), реже всех прилетала овсянка обыкновенная (2%).
Рис. 1. Видовой состав птиц, посещающих кормушку
На кормушку с семечками и зерном прилетали все виды птиц, а вот сало предпочитали синицы. Стоит отметить, что все чаще птицы выбирали в качестве корма зерно и семечки, чем сало. При отсутствии семечек или зерна в кормушке, синицы летели на сало.
Рис. 2. Посещение разными видами птиц в зависимости от типа подкормки
Таким образом, в зимний период на подкормку прилетают как оседлые птицы - воробей домовой и синица большая, так и птицы, которые редко встречаются у жилья человека (трясогузка, овсянка).
Из дневника наблюдений видно, что к доминирующими видам можно отнести воробья и синицу. Еще мной было отмечено, что в зимний период растительноядные птицы не меняют своего питания (например, воробей). А вот насекомоядные птицы активно поедают растительноядную пищу.
Зима в этом году была мягкая, теплая. Температура в процессе исследования практически постоянно была плюсовая. В связи с чем, мы не обнаружили существенной разницы в количестве посещений птиц в зависимости от погоды.
Синица большая - распространенный представитель семейства синицевых. От остальных птиц ее легко отличить по черной головке и шее, щеки окрашены в белый цвет, верх – оливковый, низ – желтый. Синица большая обладает богатым голосовым репертуаром.
Воробей домовый – представитель семейства воробьиных. Является самой распространенным видом. Сверху воробей окрашен в коричневый, даже ближе к бурому, цвет с черными пятнами. Брюшко и грудь имеет серый окрас. На крыльях имеется бело-желтая поперечная полоса. У самца в области от верха груди до зоба имеется черное пятно. У самок такое пятно отсутствует, но у них есть светло-желтая полоса над глазом, которой нет у самца. Область ушей у воробья имеет светло-серую окраску, а щечки белые.
Рис. 3. Воробей домовой
Рис. 4. Синица большая
Все трясогузки очень подвижны и неугомонны, обладают юркостью и стремительностью. В состоянии покоя их можно увидеть лишь во время исполнения певчих рулад. Тогда даже их динамичный хвост перестает совершать покачивания. Птичья мелодия весьма задорна и проста, она являет собой чередование чириканья и негромкого писка. Люди считают трясогузку очень полезной, ведь она лихо расправляется со всевозможными насекомыми-вредителями, причиняющими немало неудобств человеку, крупнорогатому скоту и урон возделываемым угодьям. К людям трясогузка весьма птаха очень милая, мирная и агрессивностью не отличается, имеет вполне добродушный характер.
Овсянка обыкновенная — птица, живущая в Евразии и Африке, обосновавшаяся в Новой Зеландии. По размеру не превосходит своего родственника воробья. Так же вездесуща. Освоила все ландшафты от тундры до альпийских лугов.
Обыкнове́нная и́волга — небольшая яркая птица, единственный представитель семейства иволговых, распространённый в умеренном климате северного полушария.
Рис. 5 Трясогузка
Рис. 6. Овсянка
рис. 7. Иволга
Заключение
Изучая дополнительную литературу, я узнала много интересного о жизни птиц, правилах их кормежки, изготовлении кормушек. Я поняла, что мы должны помогать и заботиться о братьях наших меньших. Наблюдая за нашими пернатыми друзьями, я увидела, как им тяжело в зимний период добывать пищу. Если люди не будут подкармливать птиц, многие из них могут погибнуть, численность видов сократиться, нарушив экологических баланс в природе.
Задачи исследования были выполнены:
Гипотеза нашего исследования подтвердилась: птицы меняют свое поведение и особенности питания в зимний период, так насекомоядные птицы предпочитали растительную пищу.
Список литературы
Приложение. Дневник наблюдений за птицами на кормушке в зимний период в 2020 году
Дата наблюдения | Погода | Количество птиц | |||||||||
Температура | Осадки | Облачность | |||||||||
синицы | воробьи | иволга обыкновенная | трясогузка | овсянка | |||||||
13.01. | +1 | - | 11 | 7 | 1 | 1 | |||||
14.01. | +1 | - | 9 | 15 | 2 | ||||||
15.01. | +1 | - | 5 | 11 | 3 | 1 | |||||
16.01. | +1 | - | 6 | 9 | |||||||
17.01. | +5 | - | 9 | 11 | 1 | ||||||
18.01. | +1 | - | 2 | 8 | |||||||
19.01. | -3 | 11 | 12 | 2 | |||||||
20.01. | +1 | - | 5 | 17 | |||||||
21.01. | +2 | - | 7 | 20 | |||||||
22.01. | +1 | 5 | 11 | 3 | 2 | ||||||
23.01. | -1 | - | 5 | 9 | |||||||
24.01. | -2 | - | 4 | 11 | 2 | ||||||
25.01. | +1 | - | 6 | 7 | 1 | ||||||
26.01. | +2 | - | 8 | 10 | 2 | ||||||
27.01. | 0 | - | 5 | 14 | 2 | ||||||
28.01. | +2 | - | 6 | 9 | |||||||
29.01. | +2 | - | 11 | 7 | |||||||
30.01. | +2 | - | 7 | 8 | 3 | ||||||
31.01. | +1 | - | 3 | 10 | 1 | ||||||
01.02. | +2 | - | 2 | 11 | |||||||
02.02. | +1 | - | 4 | 11 | |||||||
03.03. | +2 | - | 1 | 15 | 3 | ||||||
04.02. | +5 | - | 5 | 9 | 4 | 2 | |||||
05.02. | 0 | - | 8 | 9 | |||||||
06.02. | -6 | - | 7 | 11 | 2 | ||||||
07.02. | -7 | 6 | 13 | 1 | 1 | 1 | |||||
Условные обозначения:
Ясно
Малооблачно
Облачно
Пасмурно
Температура
Дождь
Снег
Рисуем подснежники гуашью
Весенняя гроза
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью