Эколого-краеведческое направление
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Школьный сад - Зеленое сердце села | 2.03 МБ |
Тезисы Школьный сад - зеленое сердце села | 981.16 КБ |
ШКОЛЬНЫЙ САД - ЗЕЛЕНОЕ СЕРДЦЕ СЕЛА
Жарков Дмитрий Сергеевич
3 класс, МБОУ Кушнурская ОШ, Нижегородская область, село Кушнур
Научный руководитель: Шмило Ксения Владимировна
Дорога в школу лежит через школьный сад. Так
называется зеленый островок, разделенный на несколько
частей узкими тропинками, заросший густым кустарником.
Летом этого года школьный сад претерпел большие
изменения: волонтеры школы, педагоги, выпускники
жители и гости нашего села занимались его расчисткой, а
затем и благоустройством. Работа кипела дружно и
слаженно, привлекая все новых помощников. Таким
образом, представители разных поколений объединились,
чтобы помочь «зеленому сердцу», отодвинув в сторону
свои первостепенные дела.
Цель работы: определение значимости школьного сада – зелёного сердца села для жителей разных поколений.
Мы предположили, что возможно, это место так важно для окружающих, так как оно тесно связано с их биографией. В ходе реализации проекта мы провели опросы, изучили материалы школьного музея и организовали интересную поисковую работу.
Вместе с учительницей, Зверевой Татьяной Александровной обратились за информацией к Киселеву Владимиру Николаевичу, сыну Киселева Николая Дмитриевича, руководившего школой в далекие 50-е годы прошлого столетия. В фотоархиве семьи Киселевых оказались редкие снимки, на которых запечатлены моменты посадки первых яблонь и кустарников в 1959 году. Данные работы проводились под руководством учителя биологии, Киселевой Лидии Дмитриевны, сестры Николая Дмитриевича.
Из материалов школьного музея мы выяснили, что о модернизации сада стали задумываться еще 10 лет тому назад. В работе «Молодежный мониторинг природных объектов» 2011 годауказано, что:
- сад заложен в конце 50-х годов прошлого столетия. Изначально здесь были посажены плодово – ягодные растения и кустарники, за которыми ухаживали учащиеся школы. Позже по периметру сада сформировался дендрологический отдел. В течение многих лет весенний яблоневый цвет вызывал восхищение жителей и приезжих, а богатый осенний урожай являлся неотъемлемой частью школьного питания.
- В 70 – е годы ХХ века, из – за сильных морозов, многие плодово – ягодные деревья погибли. В 80 – е годы была предпринята попытка обновления сада, но территория уже не охранялась, и многие яблони были выкопаны населением для собственных нужд.
- Общее экологическое состояние сада – удовлетворительное. Исследуемая территория благоприятна для посадки плодово – ягодных пород (недаром яблони существуют и все еще плодоносят более полувека); при соблюдении агротехник и повышении экологической культуры населения можно восстановить сад.
Таким образом, с течением времени из охраняемой зоны школьный сад перешел в общедоступный природный объект. В той же работе отмечено, что он – любимое место отдыха местных жителей. Поэтому постепенно силами школьного сообщества и местных жителей здесь начинает формироваться спортивная зона.
К работе прилагаются воспоминания очевидцев разных возрастов. Из них становится ясно, что:
- В то время в местных огородах сортовые яблони были редкостью, поэтомусад был недоступной для всех территорией. Его охранял сторож с большой собакой.
- Учителя водили своих учеников в школьный сад на экскурсии, рассказывали о сортах яблонь и их различиях, проводили уроки рисования.
- Каждую весну у яблонь окапывали приствольные круги, убирали старые и сухие ветки. Окапывать яблони нужно в радиусе кроны и лопату втыкать в землю вдоль, а не поперек корней, чтобы не повредить корневую систему. Междурядья сада обкашивали вручную техслужащие и учителя школы.
- Каждый год 1 сентября в классы в больших ведрах яблоки приносили и каждому ученику кучками раскладывали на парты. И это были самые ценные подарки!
- В1964 году сад пришлось спасать от зайцев: ученики под руководством учителя биологии всю зиму и весну обвязывали стволы деревьев веточками, чтобы зайцы не смогли погрызть деревья.
Эту информацию подтверждает и моя бабушка, Морозова Алевтина Анатольевна, которая более 50 лет работает в школе.
Представители более молодого поколения (такие как мама -Жаркова Н.В.) вспоминают игры в «Лапту» или «Вышибалы», душистую дикую землянику и цветочные поляны в летний период; снежные крепости зимой.
Памятными для многих являются фотографии выпускников и учащихся школы на фоне цветущих нарядных яблонь и белоствольных берёз.
В 2021 году наша Кушнурская школа приняла результативное участие во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» и реализовала проект «Школьный сад - Перезагрузка».Результат налицо: обновлен видовой состав, проведены природоохранные действия, оформлены спортивная зона и зона отдыха, установлены информационные баннеры.
Таким образом, мы выяснили, что со школьным садом у жителей селасвязаны теплые, добрые моменты из жизни, поэтому он так значим для каждого. Кроме того, сад ассоциируется с людьми, которых очень уважают и ценят, несмотря на то, что некоторых уже нет в живых.
Значимость сада лично я смог проследить не только в отзывах жителей Кушнура, которые родились и выросли в разное время, но и из интервью разных поколений своей семьи.
Теперь школьный сад стал частью моей биографии, и я горжусь, что смог внести свой вклад в его сохранение и преобразование!
Чья проталина?
Снежная сказка
Проказы старухи-зимы
Колумбово яйцо
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью