«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Вложение | Размер |
---|---|
rol_arheologii_issledovatelskaya_rabota.docx | 47.84 КБ |
Городская научно – практическая конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Секция: Краеведение. История
Автор:
Фролов Георгий Иванович
учащийся 6 «В» класса
МБОУ СОШ №2 им. А.И.Исаевой г. Нефтеюганска
Руководитель:
Кравчук Оксана Сергеевна
учитель истории
МБОУ СОШ №2 им. А.И.Исаевой г. Нефтеюганска
Нефтеюганск, 2021
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Аннотация
С чем можно сравнить время? С рекой, текущей из прошлого. Но реки, как известно, никогда не текут вспять. И люди, становясь взрослыми, никогда не превратятся вновь в детей. Так устроен мир! Людям остается лишь мечтать о машине времени, переносящей современников в далекие от наших дней времена. Пока такой машины нет, ученые «собирают» историю, словно складывают вдребезги разбитое когда-то зеркало из множества осколков. Эти ученые называются археологами.
Цель исследования заключена в комплексном анализе и обобщении результатов археологических экспедиций, проводимых на территории «селище Кулунигый 5» ХМАО –Югры.
Задачи исследования:
Методы и приемы: Поисковый. 2. Метод социологического исследования
Выводы: Благодаря археологическим исследованиям «селище Кулунигый 5» история ХМАО – Югры значительно обогатилась. Автор работы, участвуя в археологической экспедиции и знакомясь с отчетами археологических экспедиций, очень близко общался с сотрудниками ООО «НПО «Северная археология -1». Беседы были не только продолжительными, но и очень занимательными. Особенное впечатление произвели археологические находки, а также возможность прикоснуться к вещам, которые держали в руках люди тысячелетия назад.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащаяся в работе информация позволит расширить знания школьников об археологическом наследии народов ХМАО –Югры и познакомит с работой учёных-археологов, на примере специалистов ООО «НПО «Северная археология-1»
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Введение
Культурное наследие можно сравнить с памятью. Неслучайно синонимом культурного наследия выступает словосочетание «памятники истории и культуры». Культурное наследия, в широком смысле, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в общечеловеческую культуру.
Археологическое наследие – неотъемлема часть культурного наследия – включает в себя древние поселения, погребения, объекты производственного назначения. Атак же - археологические предметы, которые сохранились в земле и под водой и, благодаря этому, дошли до наших дней.
Несмотря на огромную ценность археологического наследия в современной культуре, стоит отметить, что мало кто, кроме специалистов-археологов, в достаточной мере с ним знаком. Несмотря на наличие многочисленных археологических памятников на территории Югры, существует недостаток популярных изданий, передач и других источников информации, которые были бы ориентированы на широкие круги населения нашего региона.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изменения сложившейся ситуации; археологическое просвещение представляется нам очень важной задачей формирования ценностного отношения к археологическому наследию необходимого для развития современной российской культуры.
Объектом исследования данной работы является результаты археологических раскопок объекта археологического наследия «селище Кулунигый 5» на территории ХМАО-Югры.
Предметом исследования выступают неопубликованные, либо частично опубликованные работы югорских археологов.
Цель исследования заключена в комплексном анализе и обобщении результатов археологических экспедиций, проводимых на территории «селище Кулунигый 5», ХМАО –Югры.
Задачи исследования:
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в рамках школьного изучения истории в предпринято комплексное изучение результатов археологических раскопок «селище Кулунигый 5».
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащаяся в работе информация позволит расширить знания школьников об археологическом наследии народов ХМАО –Югры и познакомит с работой учёных-археологов, на примере специалистов ООО «НПО «Северная археология-1»
По своей структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Глава 1. Культурное наследие.
Согласно ФЗ-73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, культурное наследие – это материальные и духовные ценности, переданные нам предками. Важное место в культурном наследии занимают объекты археологического наследия. Под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые под землёй или водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами. археологические предметы и культурные слои), основными или одним из основных источников информации являются археологические находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесённые к объектам археологического наследия культурные слои. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий археологические предметы Археологические предметы – это движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств, их обнаружения являются археологические находки или раскопки. Статья 44 Конституции РФ гласит, что каждый обязан заботится о сохранении культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Культурное наследие - это память человечества. Не случайно синонимом объекта культурного наследия часто выступает слово «памятник». Можно сказать, что объекты культурного наследия – это «память», которая в них воплотилась, как бы застыла. И если не сохранять эту память, то тогда будет не понятно, что это за страна такая - Россия? Откуда она взялась и почему у неё такие обширные территории?
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Глава 2. Понятие и роль археологии в сохранении культурного наследия
Человека всегда интересовало его прошлое, прошлое всего человечества, когда произошел человек, происхождение своей фамилии. Люди по-разному это объясняли, что отразилось в мифах, легендах, сказаниях.
Что происходило 100, 200, 500, 1000, 10000 лет назад?
На эти вопросы отвечает наука археология.
Археология – это историческая наука, изучающая прошлое человечества преимущественно по вещественным источникам. Как шутливо её назвал академик А.В. Арциховский: «История, вооружённая лопатой». Не все, кто копает – археологи. Археологи работают на основании специального разрешения – открытого листа. Такое разрешение – открытый лист – могут получить не все. Как не все могут работать учителями или врачами. Чтобы получить открытый лист, нужно иметь специальное образование, подтвердить свой опыт, умение вести археологические работы. Сначала, дают разрешение на разведки и только потом, могут дать разрешение на раскопки. Разведки и раскопки – это два основных вида полевых археологических работ.
Вещи попадают в землю по разным причинам и в разное время. Одни вещи оказались в земле, потому что их туда закопали специально. Например, клады монет или вещи, которые кладут в могилу вместе с умершим человеком (погребальный инвентарь). Другие вещи попали в землю вопреки воли их владельцев. Например, были потеряны случайным образом или оказались в земле в результате пожара. Бывает, что вещи оказались в земле в результате наводнений, извержений вулкана, горных обвалов и так далее. Но вещи археологи находят не только в земле, но и под водой. Например, затонувшие корабли и, даже, города. Ведь уровень моря не всегда был таким, как сейчас. Некоторые города оказались под водой в результате деятельности человека. Например, город Молога был затоплен на дне Рыбинского водохранилища.
Слой земли, который образовался при участии человека и содержит находки, называется «культурным слоем». Если люди жили на одном месте долгое время и вели активную хозяйственную деятельность, то и толщина культурного слоя будет значительной. И наоборот, если люди жили на этом месте недолго, и часто меняли место своей стоянки, то и культурный слой будет мало значительным относительно других слоёв земли.
Организация и проведение археологических раскопок называется «экспедицией». Организовать и провести раскопки очень сложно. Сначала археологи определяют границы будущего раскопа и размечают его на местности. Для того, чтобы разметить раскоп используют точные приборы: тахеометр, нивелир. После того как раскоп будет размечен снимают дёрн. Дёрн - это верхний растительный слой земли. Снимают его аккуратно, для того чтобы потом вернуть на место. После «раздерновки», напластования земли копают по слоям или по пластам (по горизонтам).
Слои земли отличаются друг от друга по составу (песок, глина, торф и т.д.), по цвету, по структуре (пылеватые, плитчатые, комковатые и т.д.), по степени увлажнения (сильно увлажнённые, сухие и т.п.), по твёрдости и так далее. Копать по слоям это значит разбирать слой за слоем, сверху вниз. Вначале разбирают верхние слои, затем те слои, которые залегают под ними. Фиксация идёт после снятия каждого слоя.
Когда слои разбирают по пластам (по горизонтам), фиксацию делают после снятия каждых 5,10, 20, 40 см. При этом слои разбирают по условным горизонтам. Земля из раскопа убывает как вода из ванной, равномерно по всей площади. На поверхности видны пятна разных слоёв, в отличие от разбора по слоям, когда на поверхности фиксируют один слой, не зависимо от глубины его залегания. Для того, чтобы уровень понижения был одинаковым на всей площади раскопа, археологи используют нивелир. Нивелир – это геодезический прибор для измерения высот, расстояний и горизонтальных углов.
Когда разбор ведётся по слоям, то поверхность раскопа не ровная, она повторяет древнюю поверхность. При разборе по пластам (по горизонтам), наоборот, поверхность раскопа ровная, как стол.
Разбор слоёв на раскопе ведётся до материка. Материком в археологии называют естественные почвенные и геологические напластования, которые не содержат следы деятельности человека и древние вещи.
Чтобы не повредить находки археологи копают очень аккуратно. Используют ручные инструменты. Чаще всего, это лопаты. Академик Арциховский в шутку называл археологию «историей, вооружённой лопатой». Но не только лопаты используют археологи в своей работе. Находки очищают от земли, чтобы видеть их четко с помощью кистей, совков, кельм, хирургических инструментов. После расчистки, находки сразу фотографируют, чтобы можно было видеть, как они выглядели на момент обнаружения и где точно их нашли. Важны не только находки, но и контекст, в котором их нашли ведь чем стариннее вещь, тем глубже она погребена под землей. Контекст находки - это то, где они найдены: в каком слое, на какой глубине, в каком объекте (могила, жилище, кострище и т.д.). Например, одна и та же монета, найденная в могиле, на дороге и много одинаковых монет, закопанных вместе – это разный контекст. Хотя находка – одна и та же – монета. При том, что монеты во всех перечисленных случаях могут быть одинаковыми – одного времени, одного правителя. Но контекст у них разный. Чтобы установить этот контекст и нужны раскопки археологов.
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Глава 3. «Селище Кулунигый 5» как объект культурного наследия
Объект культурного наследия «селище Кулунигый 5» выявлен М.Ю. Селяниной в 1996 г. Исследователем составлено описание территории выявленного объекта культурного наследия, выполнен глазомерный топографический план, выявлено 17 археологизированных сооружений в виде подпрямоугольных и подквадратных впадин. Повторно «селище Кулунигый 5» обследовано в 2006 г. исследовательской группой под руководством Е.Н. Петровой. В результате работ выполнена топографическая съемка территории объекта культурного наследия. В территорию селища включены дополнительно более 100 сооружений. Зафиксировано, что селище представляет собой сплошной массив из 133 археологизированных сооружений, отличающихся по своим параметрам, внешнему виду и типу. В ходе работ 2006 г. в шурфе № 2 были обнаружены фрагменты сосуда кулайской археологической культуры (сер I тыс. до н.э. – сер I тыс. н.э.), на склоне террасы, в центральной части памятника был собран подъемный материал – четыре фрагмента керамики от одного сосуда, определение культурно-хронологической принадлежности которого затруднительно. Предварительно объект культурного наследия был датирован в широком временном диапазоне – эпоха неолита – эпоха средневековья.
В июле-октябре 2018 г. на территории «селища Кулунигый 5» научно-исследовательской группой ООО «НПО «Северная археология -1» под руководством Петровой Е.Н. и Коноваленко М.В. проведен 1 этап археологических полевых работ. Раскопом общей площадью 3410 кв. м изучено 19 сооружений и ям трех хронологических периодов: раннего средневековья (карымский этап нижнеобской АК, IV-VI вв. н.э.), раннего железного века (белоярская и кулайская АК, VI в. до н.э. – III в. н.э.), период неолита (быстринская АК, V-IV тыс. до н.э.).
В 2019 г. археологическое исследование южной части территории «селища Кулунигый 5» было продолжено исследовательским коллективом под руководством Лукиных А.А. и Дудко А.А. Всего в полевом сезоне было заложено 3 раскопа (№ 2, № 3.1, № 4) общая площадь исследований составила 4126 кв. м. Изучены часть площадки и оборонительной системы городища, предположительно периода неолита - энеолита (IV-III тыс. до н.э.), зафиксированы остатки минимум четырех построек этого же периода, за её пределами - нескольких сооружений периода раннего средневековья (карымский этап нижнеобской АК, IV-VI вв. н.э.); несколько очагов раннего железного века (белоярская и кулайская АК, VI в. до н.э. - III в. н.э.). Коллекция археологических предметов насчитывает около 11500 единиц. В ней представлены фрагменты керамических сосудов, керамические грузила, абразивы из глины, изделия из камня: скульптурой птицы, наконечниками, дротиками, теслами, топорами, ножевидными пластинами, абразивными пилами, подвесками; единичными изделиями из железа и бронзы.
В 2020 г. научно-исследовательской группой ООО «НПО «Северная археология -1» под общим руководством М.С. Никулина были проведены археологические полевые работы на территории «селища Кулунигый 5». Было заложено 6 раскопов, одна траншея и 8 стратиграфических разрезов (шурфов). Общая площадь раскопов 2020 года составила около 1300 кв.м. В результате работ была скорректирована граница территории селища. Полностью исследованная территория в ходе археологических раскопок 2018-2020 г., исключена из границы объекта археологического наследия «селище Кулунигый 5».
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Глава 4. Археологическая экспедиция 2021 год
Экспедицию 2021 года приводила организация ООО «НПО Северная археология-1». Руководителями экспедиции были Г.П. Визгалов и Фролов И.В.
Я участвовал в археологической экспедиции 2021года на «селище Кулунигый 5». Мы «забрасывались» на лодке. Высадившись, мы за несколько дней поставили лагерь. В это время штабные работники размечали границы будущего раскопа. Когда лагерь был поставлен, а раскоп размечен начались раскопки. Раздерновка, первая зачистка, съёмка с БПЛА, съёмка с тахеометра. Следующий слой через несколько дней мы закончили первый раскоп. Рекультивировали и отсняли рекультивацию. Начали новый раскоп. Неделя, последняя зачистка, рекультивация. Следующий раскоп, горизонт за горизонтом, зачистка за зачисткой, мы разобрали его. Перорально копали и другой, маленький раскоп и в один день в этом раскопе откопали доспех древнего война. Фрагмент представлен 129 броневыми пластинами скреплёнными кольчужными кольцами. Большинство пластин имеют прямоугольную форму, но разный размер более крупные имеют размер 1х3 см, а более мелкие имеют размер 1х2 см. Пластины соединены внахлёст, как чешуя рыбы. Пластины имеют по восемь отверстий: по четыре с каждой большей стороны. В каждое отверстие вставлено кольчужное кольцо по 4 с каждой большей стороны, которыми пластина скрепляется с соседними. Кроме доспеха были найдены 14 фрагментами керамики. Вся керамика грубая лепная, плохого кострового обжига. Орнамент присутствует всего на нескольких фрагментах в виде плохо читаемого гребенчатого штампа в виде чередующихся пунктирных линий. Датировка керамики затруднена.
Я сам фотографировал место где его нашли, как чистили доспех. После того как доспех был очищен его убрали. Работы продолжились, через несколько дней раскоп был закончен, отснят и прокультивирован. Ещё один раскоп, Раздерновка, съёмка, следующий горизонт и так до материка. Помимо работы на раскопе требовалось работать по лагерю заготавливать для бани дрова, ремонтировать тент и ходить к машине за привезёнными продуктами. В мои обязанности входило отбрасывать отвал, колоть дрова для кухни и бани, держать призму при съёмке с тахеометра, фотографировать работу на раскопе, топить баню, топить кухонною печь. Участники экспедиции, в том числе я делали много работы для сохранения культурного наследия.
«Роль археологии в сохранении культурного наследия народов ХМАО – Югра, на примере раскопок «селища Кулунигый 5»
Автор: Фролов Георгий Иванович
город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им А.И. Исаевой» 6в класс
Заключение.
Экспедиция 2021года на «селище Кулунигый 5» полностью выполнила свои задачи:
Вывод: благодаря экспедиции 2021 года были открыты новые источники информации, которые могли быть утрачены в ходе хозяйственных работ.
Глоссарий
Городище – укреплённое поселение
Курган – округлая или продолговатая насыпь над захоронениями
Грунтовый могильник –любая группа погребений локализированных пределах одного погребального поля и не имеющих надмогильных сооружений
Селище – археологический термин, обозначающие древнее неукреплённое поселение.
Стоянка – археологический термин для обозначения поселений первобытных людей (эпох палеолита, неолита и бронзового века) или мест остановки кочевников.
Стела – вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением.
Наскальные изображения –изображения в пещерах, выполненные дюдьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства.
Объект культурного наследия – объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно прикладное искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры.
Археологические предметы – это движимые вещи, основным или одним из основных источников информация о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки, или находки, в том числе предметы, обнаружения в результате таких раскопок или находок.
Культурный слой – слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей. В зависимости от продолжительности жизни людей в поселении и их деятельности, толщина слоя изменяется в пределах от нескольких сантиметров до 30-35 метров.
Археологическая Экспедиция – это научно-исследовательская группа людей, которая занимается ландшафтными раскопками, с целью изучить историю того, либо иного территориального региона.
Археология – это историческая наука изучающая прошлое преимущественно по вещественным источникам. Археологию можно назвать как социальной наукой, так и отраслью гуманитарных наук.
Список источников и литературы
Источники
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
3. Постановление Правительства РФ от 20.02.2014 №127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»
4. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2012 №491-п «О Концепции сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на период до 2030 года»
5. Петрова Е.Н., Коноваленко М.В. Отчет по результатам спасательных археологических работ (раскопок) объекта культурного (археологического) наследия селище Кулунигый 5, подлежащего воздействию хозяйственных работ в ходе строительства объекта «Обустройство кустов скважин №№25, 49 Среднеугутского месторождения», в Сургутском районе Ханты-мансийского автономного округа – Югры в 2018 году. Нефтеюганск, 2018 - Архив НПО СА. 564 НАУЧ.
6. Петрова Е.Н. Отчет о НИР. Изыскательские работы для создания проекта охранных зон археологических объектов на территории Средне-Угутского месторождения. Южная часть. – Нефтеюганск, 2007 – Архив НПО СА. Ф.I, Д.177
Литература:
Пчёлы и муха
Акварель + трафарет = ?
Как напиться обезьяне?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
10 осенних мастер-классов для детей