Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 80.5 КБ |
proekt_zdorovoe_obrazovanie.ppt | 128.5 КБ |
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Туапсинский социально-педагогический колледж»
Индивидуальный проект
«Здоровое образование - здоровые дети.»
Специальность 43.01.09 Повар, кондитер
Предмет- Физическая культура.
Работу выполнил
Студент 1 курса, 98 группы
Орлов Александр Юрьевич.
Руководитель проекта
Кожурин. А.Г.
Содержание.
1. Сущность здоровьесберегающих технологий: теории, задачи, принципы, критерии…………………………………………………………………...4-10 стр.
1.1 Здоровьесберегающие технологии……………………………………4-6 стр.
1.2 Принцип укрепления здоровья.…………………………………………6 стр.
1.3 Принцип формирования здоровья……………………………………7,8 стр.
1.4 Принцип открытости функциональных и методических действий………….............................................................................................8 стр.
1.5 Принцип объективной оценки конечного результата………………….8 стр.
1.6 Принцип преемственности и завершенности…………………………8 стр.
1.7 Принцип вариативности средств………………………………………...8 стр.
1.8 Принцип оптимизации…………………..............................................8-10 стр.
Список литературы……………………………………………………………………11 стр.
1 стр.
Введение.
Каждый ребёнок – личность, требующая от взрослого внимания и понимания. Учитель, поддерживая в ребенке постоянный интерес, должен быть в постоянном поиске: творчество не терпит равнодушных. Творчество - это быстрый шаг в будущее.
В наше время изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения. Сегодня технологическая культура современного учителя невозможна без изучения всего обширного арсенала педагогических технологий, без умения ориентироваться в широком спектре инноваций.
В современных условиях информационная компетентность учителя определяет его профессиональную компетентность в целом. Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии, методики преподавания предмета, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться, свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли.
На уроке учителю следует занимать позицию не контролера, а партнера в процессе обучения.
А для этого необходимо хорошо ориентироваться и владеть педагогическими технологиями, цель которых – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.В современной школе каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Школа может реализовать это с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Целью данной работы является изучение и возможности реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – комплекса методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.
2 стр.
Гипотеза – я предполагаю, что умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.
Методы исследования: поисковый, практический, излагающий.
Актуальность темы. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
3 стр.
1. Сущность здоровьесберегающих технологий: теории, задачи, принципы, критерии
1.1 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов. Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по мнению-Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.[6]
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
4 стр.
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
5 стр.
Здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся (И.И. Брехман, Н.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова).
1.2 Принцип укрепления здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Образовательный процесс на занятии, направленный на обогащение нравственного опыта школьников, адаптацию и должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья учащихся следует считать правильную физиологическую и психологическую нагрузку, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
6 стр.
1.3 Принцип формирования здоровья это мотивация учащихся на здоровый образ жизни, осуществляемая через содержание учебного материала школьных предметов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
Эффективность перечисленных механизмов во многом зависит от уровня культуры здоровья человека, которая формируется в процессе целенаправленной педагогической деятельности. В этой связи понятна роль педагогического фактора в структуре здоровьесберегающего обеспечения жизнедеятельности школьника.
Общим руководством к действию является принцип здоровьецентризма (В.Н. Ирхин, 1996), который включает в себя: целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как приоритетную ценность и основной результат деятельности; направленность содержания и организации учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности.
Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.
Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:
7 стр.
1.4 Принцип открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.
1.5 Принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.
1.6 Принцип преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования, как в макро -, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
1.7 Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании.
Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.
1.8 Принцип оптимизации. Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.
8 стр.
Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования, организации деятельности по ее обеспечению достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного наилучшего для данного учебного заведения и конкретных условий, в которых оно функционирует.
Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:
Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:
Можно сделать вывод,что самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
9 стр.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. [2]
Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:
10 стр.
Список литературы.
https://obuchonok.ru/node/5563
Слайд 1
«Здоровое образование - здоровые дети» Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж» Работу выполнил: Орлов Александр Юрьевич 1 курса 98 группы. Руководитель: Кожурин А.Г.Слайд 2
Наша цель: Обеспечить условия для сохранения здоровья(физического и психического) школьника во время их обучения.
Слайд 3
Задачи: 1. Организация учебного процесса в соответствии с научными знаниями в области физиологии человека. 2. Организация досуга школьников. 3. Обеспечение здорового рациона питания школьников. 4. Пропаганда здорового образа жизни через уроки здоровья. 5. Создание мест психологической и физической разгрузки ученика.
Слайд 4
Мероприятия. Учебный процесс 1. Разбить учебный год на 5 частей. 2. Разработать расписание в соответствии с данной шкалой. 3. Распределить нагрузки в течении дня в соответствии с физиологическими особенностями организма школьников.
Слайд 5
Организация досуга 1. Организация активного отдыха школьников на переменах(дежурными по школе). 2. Дополнительное образование в неурочное время. 3. Проведение физкультминуток на уроках.
Слайд 6
Питание в школе 1. Обеспечить наличие питьевой воды и доступ школьников к ней; 2. Изменить рацион питания обучающихся в соответствии с нормами здорового питания.
Слайд 7
Пропаганда здорового образа жизни Проведение уроков здоровья как отдельного предмета; Создание волонтерских движений по пропаганде здорового образа жизни.
Слайд 8
Вывод Здоровье школьников напрямую влияет на успешность образовательного процесса, поэтому в школе необходимо создать условия, которые способствуют сохранению здоровья учащихся.
Заяц-хваста
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Невидимое письмо
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Агния Барто. Сережа учит уроки