Аннотация
В исследовательской работе «Деревья и кустарники школьной дендрологической площадки» автором была достигнута поставленная цель: исследовать школьную дендрологическую площадку и внести вклад в её озеленение. Выдвинутые гипотезы: видовой состав деревьев и кустарников увеличился; если найти корневые отпрыски дерева, то их можно посадить на другое место, подтвердились. Автором был внесён вклад в озеленение школьной дендрологической площадки. Был определен видовой состав деревьев и кустарников всего школьного дендрария, видовой и количественный состав древесных и кустарниковых растений одного из участков дендрологической площадки. Составлен план этого участка. Оценено жизненное состояние деревьев по внешним признакам. Посажены 3 дерева: 2 боярышника и ель. Создан гербарий растений школьного двора для использования на уроках окружающего мира, изобразительного искусства. Создана мини-книжка с практическими рекомендациями по охране деревьев и кустарников «Сохраним растения!» В работе использовались методы исследования: сбор информации, наблюдение, сравнение, фотографирование, опрос: интервьюирование и анкетирование, маршрутный учёт деревьев, определение жизненного состояния древесной растительности.
Данная работа может заинтересовать тех школьников и педагогов, кто хочет повысить уровень знаний об окружающей среде, реально улучшить экологическую обстановку, а значит, повысить уровень своей экологической культуры.
VI ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Исследовательская работа
«Деревья и кустарники школьной дендрологической площадки»
Номинация:
«Тайны зеленого мира»
Автор работы:
Цуканова София
ученица 1Б класса
МБОУ СОШ №2
Руководитель:
Мезенцева Лариса Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
г. Ханты-Мансийск
2021
Аннотация
В исследовательской работе «Деревья и кустарники школьной дендрологической площадки» автором была достигнута поставленная цель: исследовать школьную дендрологическую площадку и внести вклад в её озеленение. Выдвинутые гипотезы: видовой состав деревьев и кустарников увеличился; если найти корневые отпрыски дерева, то их можно посадить на другое место, подтвердились. Автором был внесён вклад в озеленение школьной дендрологической площадки. Был определен видовой состав деревьев и кустарников всего школьного дендрария, видовой и количественный состав древесных и кустарниковых растений одного из участков дендрологической площадки. Составлен план этого участка. Оценено жизненное состояние деревьев по внешним признакам. Посажены 3 дерева: 2 боярышника и ель. Создан гербарий растений школьного двора для использования на уроках окружающего мира, изобразительного искусства. Создана мини-книжка с практическими рекомендациями по охране деревьев и кустарников «Сохраним растения!» В работе использовались методы исследования: сбор информации, наблюдение, сравнение, фотографирование, опрос: интервьюирование и анкетирование, маршрутный учёт деревьев, определение жизненного состояния древесной растительности.
Данная работа может заинтересовать тех школьников и педагогов, кто хочет повысить уровень знаний об окружающей среде, реально улучшить экологическую обстановку, а значит, повысить уровень своей экологической культуры.
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………………4
2. Актуальность………………………………………………………..…………..4
3. Проблемы исследования……………………………………………………….4
4. Цель.................................................................................................................4
5. Задачи……………………………………………………………………….......5
6. Гипотезы………………………………………………………….……………..5
4. Объект исследования…………………………………………………………...5
5. Предмет исследования………………………………………………………….5
6. Методы исследования…………………………………………………….…….5
7. Основное содержание…………………………………………………….…5-11
8. Выводы и практические рекомендации…………………………………..11-12
9. Заключение…………………………………………………………………..…12
10. Перспективы исследовательской работы…………………………………….12
11. Список источников информации…………………………………………….13
12. Приложение
Введение
Я учусь в 1 классе. И с первого школьного дня с восхищением и радостью смотрю на заботливо посаженные растения вокруг моей школы. Они ежедневно дарят мне хорошее настроение и здоровье. Как называются эти удивительные растения? Как долго они растут в школьном дворе? А можно ли мне посадить дерево? Мне захотелось ответить на эти вопросы и начать исследовательскую работу.
Актуальность
Растения – это лёгкие земли. Именно поэтому зелёные насаждения очень важны для нашей Земли. Школьная дендрологическая площадка является не только местом отдыха, но и местом проведения исследований, наблюдений, экспериментов. Озеленение изучаемой территории очень важно с точки зрения:
Таким образом, тема исследования "Деревья и кустарники школьной дендрологической площадки" является актуальной.
Проблемы исследования
С каждым годом количество зелёных насаждений на планете неуклонно уменьшается. Это одна из самых глобальных проблем, которая волнует всё человечество.
В настоящее время дети мало общаются с природой, а много времени уделяют гаджетам.
Цель
Исследовать школьную дендрологическую площадку и внести вклад в её озеленение.
Задачи исследования:
Гипотезы: видовой состав деревьев и кустарников увеличился;
если найти корневые отпрыски дерева, то их можно посадить на другое место.
Объект исследования: школьная дендрологическая площадка.
Предмет исследования: деревья и кустарники.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, сравнение, фотографирование, опрос: интервьюирование и анкетирование, маршрутный учёт деревьев, определение жизненного состояния древесной растительности. Основное содержание
Антон Павлович Чехов писал: «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». Мы с этим утверждением полностью согласны.
С помощью словарей мы узнали, что дендрарий – слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад. Дендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезенные из других географических районов.
Прежде чем приступить к изучению школьной дендрологической площадки, был проведён опрос в виде: анкетирования и интервьюирования. Анкета для моих одноклассников содержала 3 вопроса: 1) Какие деревья и кустарники растут на школьной дендрологической площадке?; 2) Как вы оцениваете экологическое состояние школьной дендрологической площадки? а) хорошее, б) удовлетворительное, в) неудовлетворительное. 3) Улучшение состояния школьной дендрологической площадки для меня: а) очень важно, б) важно, в) неважно.
В результате анкетирования я получила следующие результаты:
1 вопрос. Одноклассники назвали только 15 видов деревьев и кустарников: берёзу, ель, сосну, яблоню, сирень, рябину, малину, смородину, крыжовник, черёмуху, клён, осину, шиповник, тополь, иву. А их произрастает более 60 видов.
Вывод: ребята-первоклассники знают мало видов деревьев и кустарников, произрастающих в школьном дворе.
2 вопрос. Не знают об экологическом состоянии школьной дендрологической площадки 18 одноклассников, а это больше половины класса.
3 вопрос. Улучшение состояния школьной дендрологической площадки для меня: а) очень важно – 4 чел., б) важно – 19 чел., в) неважно – 7 чел.
Опрос я продолжила и провела интервью с учителями-стажистами биологии: директором школы Алексеем Николаевичем и учительницей Татьяной Борисовной.
В ходе интервью я узнала, что с 2001 года в школе действует экологическое объединение «ЭКОС», по инициативе которого была создана дендрологическая площадка. На вопрос: «Можно ли посадить деревья в октябре?» Алексей Николаевич ответил: «Осень – благоприятное время для посадки деревьев. Посаженные осенью, они растут быстрее и охотнее, им не страшны весенние сюрпризы погоды – перепады и понижения температур. Татьяна Борисовна пояснила: «Сажать деревья необходимо поздней осенью, в период активного листопада и после его окончания. В Югре оптимальными сроками для посадки считаются сентябрь и октябрь».
Из беседы с руководителем школьного музея Людмилы Геннадьевны мы узнали, что посадка началась в 1999 году. Были высажены первые деревья: березы, рябины, яблони. В 2000 году – черемуха. В 2007 году - акации. В 2009 году были высажены: боярышник, пирамидальные тополя, карагач.
Исследовательскую работу я начала с изучения школьной дендрологической площадки. Я выяснила, что площадь школьного участка – 1,2 га. Площадь зелёных насаждений – 2.750 квадратных метров. Определила видовой состав деревьев и кустарников. Результаты исследования занесла в таблицу.
№п/п | Деревья | Кустарники |
берёза бородавчатая | акация жёлтая | |
берёза обыкновенная | барбарис обыкновенный | |
боярышник | барбарис пурпурный | |
вишня обыкновенная | дрок красильный | |
вяз приземистый (карагач) | жимолость обыкновенная | |
дуб крупнопыльниковый | жимолость татарская | |
дуб обыкновенный | ирга | |
дуб черешчатый | крыжовник Арлекин | |
ель голубая (ель колючая) | крыжовник обыкновенный (отклонённый) | |
ель обыкновенная | лапчатка кустарниковая (курильский чай) | |
ива белая | лещина обыкновенная (лесной орех, орешник) | |
ива обыкновенная | малина обыкновенная | |
ива плакучая (Вавилонская) | миндаль | |
клён канадский | можжевельник горизонтальный | |
клён ясенелистный | можжевельник казачий | |
липа мелколистная | можжевельник обыкновенный (верес) | |
лиственница обыкновенная | облепиха | |
лиственница японская | пузыреплодник | |
ольха серая | пузырник обыкновенный | |
осина обыкновенная | роза колючейшая | |
пихта обыкновенная | роза морщинистая | |
рябина красная | рябина черноплодная | |
сосна обыкновенная | рябинник рябинолистный | |
сосна сибирская кедровая | сирень венгерская | |
тополь обыкновенный | сирень обыкновенная | |
тополь пирамидальный | смородина белоплодная | |
туя | смородина красноплодная | |
черёмуха | смородина чёрноплодная | |
яблоня дикая | спирея | |
яблоня плодовая | чубушник | |
шиповник обыкновенный |
В школьном музее мы нашли альбом, посвящённый созданию школьной дендрологической площадки в 2013 году. Изучив содержание альбома, я узнала, что в 2010 году на пришкольной территории произрастало 9 видов деревьев: берёза бородавчатая, ель сибирская, ива белая, пихта сибирская, рябина обыкновенная, сосна сибирская кедровая, тополь обыкновенный, черёмуха обыкновенная, яблоня дикая. А сейчас, в 2021 году, произрастает 29 видов деревьев! Видовой состав древесных растений существенно увеличился. Каждый год ребята экологического объединения «Экос» высаживали новые виды деревьев и кустарников.
Мы поделились изученной информацией в классе с ребятами, и решили создать и оформить гербарий растений школьной дендрологической площадки для использования на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.
Составили план одного из участков (аллеи) восточной части дендрария. /Приложение I/. Для этого определили видовой и количественный состав деревьев и кустарников. Результаты исследования занесла в таблицу. На данной аллее растут: 1 сосна сибирская кедровая, 1 ель обыкновенная, 5 боярышников, 10 клёнов ясенелистных, 12 вязов приземистых, 26 берёз, 27 яблонь плодовых, 35 тополей. Всего 117 деревьев.
Оценили жизненное состояние деревьев этой аллеи по внешним признакам.
Общий вид деревьев по внешним признакам поражения кроны и ствола характеризуются 6 категориями их жизненного состояния.
1 категория | По внешним признакам здоровые деревья. У них густая, нормально развитая крона. Сухие ветви отсутствуют. |
2 категория | Ослабленные деревья. Крона деревьев несколько разреженная. Есть сухие ветви. |
3 категория | Сильно ослабленные деревья. Кроны их заметно разрежены. Деревья начинают усыхать. |
4 категория | Усыхающие деревья, окончательно потерявшие жизнеспособность. |
5 категория | Погибшие деревья, сухостой текущего года. Деревья без зелени. |
6 категория | Старый сухостой. Деревья погибли несколько лет тому назад. У них сохранились только наиболее толстые ветви, отпадает кора. |
Оценка жизненного состояния деревьев по вышеуказанным категориям производилась визуальным способом, учитывая описанные показатели.
Полученные результаты мы представили в виде диаграммы. /Приложение II/.
Выводы: к 1 категории мы отнесли 103 дерева, ко 2 категории – 12 деревьев, к 3 категории – 2 дерева, к 4 категории – 2 дерева, к 5 категории – 1 дерево. Старого сухостоя не обнаружили. 3 дерева, окончательно потерявшие жизнеспособность и сухостой текущего года удалили.
Таким образом, анализируя результаты, можно судить о хорошем экологическом состоянии школьной дендрологической площадки.
Сохраняя школьную традицию по пополнению и разнообразию видового состава редких деревьев, а также семейную традицию (посажена ель возле моего дома и сирень возле дома бабушки и дедушки), мы решили посадить 3 дерева: 2 боярышника от корневых отпрысков старого дерева и саженец ели. Для этого определили место посадки саженцев (на месте погибших яблонь плодовых), подготовили материалы: почву, лопату, ведро и саженцы (нашли прикорневые отпрыски старого дерева и саженец ели из леса); выкопали лунку, полили, установили саженцы, мульчировали, ещё раз полили. Затем изготовили паспорта деревьев, экологические знаки «Осторожно! Молодые саженцы!», завели дневник наблюдений «Мы посадили дерево», создали экологические плакаты и листовки.
Затем мы организовали и провели ряд бесед и экскурсий в школьный дендрарий для учащихся начальной школы. Я считаю основой проведения экскурсий в дендрарии целенаправленный показ природных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. Как бы хорошо ни изучали мы окружающий мир за партой, познание законов природы невозможно без общения с самой природой.
После проведённых бесед и экскурсий я провела вторичное анкетирование в своём классе, в ходе которого я получила следующие результаты:
1 вопрос. Одноклассники назвали все виды деревьев и кустарников школьной дендрологической площадки.
2 вопрос. Об экологическом состоянии школьной дендрологической площадки узнали почти все ребята класса (2 человека болели ).
3 вопрос. Улучшение состояния школьной дендрологической площадки для меня: а) очень важно – 23 чел., б) важно – 7 чел., в) неважно – 0 чел.
Вывод: используя дендрарий как «живую аудиторию», ребята усвоили информацию о деревьях и кустарниках школьной площадки.
Выводы и практические рекомендации
Дендрарий обогащает и расширяет кругозор познавательной деятельности, убеждает в неисчислимом богатстве окружающей нас флоры, ее разновидностях, дает возможность проводить уроки в природе, рассматривать в натуре многие виды растений, показывать величие и красоту природы, освоить приемы возделывания видов, вести фенологические наблюдения и экскурсии, юннатскую исследовательскую работу, вселяет веру в силы, возможности человека в преобразовании природы, воспитывает любовь к природе, к своей школе, городу, Родине, служит базой для заготовки наглядных пособий, раздаточного материала, позволяет более полно обеспечить природным материалом на уроках окружающего мира. Дендрарий используется при проведения уроков, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, фенологических наблюдений, экскурсий, а также для занятий кружковой работы. Многообразие растений дендрария и их красота украшают здание школы, воспитывают эстетические чувства.
Используя научную литературу, результаты своих исследований, определили практические рекомендации и собираемся сделать:
- продолжить наблюдение за жизненным состоянием всех деревьев и кустарников, особенно имеющих повреждения, регулярно, весной и осенью высаживать новые саженцы;
- увеличить видовое разнообразие древесных пород;
- обратиться к школьникам, работникам школы и местным жителям с просьбой бережно относиться к окружающим их растениям;
- проводить в школе «День Земли», «День леса», акции «Посади дерево», конкурс «Самый зелёный участок», которые сопровождаются посадкой новых деревьев, кустарников, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений.
- проводить акции: «Вместо ёлочки зимний букет», «Новогодняя ёлка на школьном дворе», операции: «Кормушка», «Покормите птиц зимой!»
Заключение
Таким образом, был внесён вклад в озеленение школьной дендрологической площадки. Был определен видовой состав деревьев и кустарников. Мы выяснили, что на территории школы растёт более 60 видов древесных и кустарниковых растений. Создан гербарий растений школьного двора для использования на уроках окружающего мира, изобразительного искусства. Составлен план одного из участков школьной дендрологической площадки. Оценено жизненное состояние деревьев по внешним признакам. Посажены 3 дерева: 2 боярышника и ель. Создана мини-книжка с практическими рекомендациями по охране деревьев и кустарников «Сохраним растения!»
Цель исследования достигнута, гипотезы исследовательской работы подтвердились.
Перспективы исследовательской работы
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование школьной дендрологической площадки и вносить посильный вклад в сохранении и увеличении разнообразия древесных, кустарниковых и травянистых пород. Весной планируем посадить орех маньчжурский, сливу, вишню войлочную, яблони разных сортов. Продолжится учебная исследовательская работа по систематизации растений, созданию гербариев, картотеки, фотоальбомов. Планируется создание новых цветников, малых архитектурных форм, дополнительного ограждения. Для учащихся, педагогов расширяются возможности для проведения учебной практической деятельности в рамках общеобразовательных программ и дополнительного образования. Для жителей микрорайона школьный дендрарий является зеленой экологической зоной в черте города.
Шумите деревья на школьном дворе
На радость и счастье всей детворе.
Для всех поколений, и в стужу и зной
Храните историю школы родной!
Список источников информации
https://studref.com/- благоустройство и озеленение школ.
https://fermer.ru – Озеленение школьных территорий.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Круговорот воды в пакете
Лиса и волк
Притча о гвоздях
Пятёрки
Комментарии
2 место!
2 место!