В «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.» говорится о привлечении детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении. В работе рассматривается активизация благотворительности обучающихся, как приоритет духовно-нравственного развития личности современной молодёжи на примере деятельности волонтёрского корпуса «ДОБРОволец РМК».
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_ya.a._frolov_a.a.docx | 68.66 КБ |
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждения
«Рославльский многопрофильный колледж»
ХХI областная научно-практическая конференция
студентов и обучающихся «Шаг в науку»
Секция: Общественно – полезная деятельность
Научно-исследовательская работа
на тему
«ОРИЕНТИР НА ДОБРО»
(Волонтёрская деятельность в РМК)
Подготовили: обучающиеся
Фролов Александр (гр.33Э)
Макарова Яна (гр.25ТПИ)
Руководители: преподаватели
Фокина Светлана Дмитриевна
Наумёнок Раиса Александровна
2021
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общее понятие о добре и зле
1.2 Что такое добровольческая деятельность: основные характеристики
1.3 Волонтерство и социальная активность: точки соприкосновения
1.4. Направления волонтерской деятельности
Глава 2. Исследование социальной активности студентов
2.1 Анализ социальной активности студентов
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности студентов
Заключение
Список литературы
АННОТАЦИЯ
Научно-исследовательская работа на тему «Ориентир на добро» посвящена проблеме изучения добровольческой деятельности молодежи.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что явление добровольчества способствует морально и духовно-нравственному обновлению общества, возвращению в нашу жизнь таких забытых общечеловеческих ценностей, как добро, милосердие, справедливость, долг, совесть, человеколюбие, отзывчивость. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом», – писал А.Н. Радищев.
В «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.» говорится о привлечении детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
В работе рассматривается активизация благотворительности обучающихся, как приоритет духовно-нравственного развития личности современной молодёжи на примере деятельности волонтёрского корпуса «ДОБРОволец РМК».
Исследование проводилось на примере двух групп обучающихся колледжа.
В основу метода решения поставленной цели положены системный анализ и комплексный подход, которые позволяют определить главные элементы исследования указанной проблемы.
Научно-исследовательская работа содержит иллюстративный материал, основана на статистических данных, при выполнении изучены отечественные и зарубежные источники, а также использована информация интернет и официальных сайтов.
Введение
«Везде, где есть человек,
есть возможность для доброты»
Сенека
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Ушёл в историю Год Волонтёра и Добровольца (2018г), но особую актуальность обретает волонтерство в современное время. Особенно сейчас, когда наше общество переживает не только финансово-экономический кризис, но и в тоже время духовный кризис. Жизненный уровень в стране резко снижается, социальная дифференциация усиливается. Особенно в тяжелом положении оказались социально-незащищенные слои населения. Это, прежде всего, одинокие пенсионеры, детские дома, дома престарелых.
Многие представители молодёжи рассматривают общественную деятельность как способ самореализации своего творческого потенциала. Но как в современном обществе могут сосуществовать превалирование экономических ценностей, ориентация на денежные интересы и добровольческий труд, основанный на принципах бескорыстия и безвозмездности, милосердия и сострадания, и обретающий все большее звучание в социально-экономической жизни страны? Таким образом, наличие противоречия определяет актуальность нашего исследования.
Проблематика свободы деятельности, нравственные принципы и категории, лежащие в основе феномена добровольчества, такие как альтруизм, добро, свобода воли, сострадание и бескорыстие рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных мыслителей. Среди них О. Конт (впервые сконструировал и ввел в научный оборот термин «альтруизм»), Ш. Фурье, Сен-Симон, Г. Спенсер. Большое количество исследований посвящено рассмотрению форм социальной практики добровольчества.
Историю добровольческого движения в России исследовали такие авторы как Н.Ю. Слабжанин, Е.Л. Шекова, А.В. Шарыпин, Г.В. Бодренкова.
Вопросы мотивации людей к занятию волонтёрством изучали А. Маслоу, Д. Маккэланд, среди отечественных ученых психологи и социологи А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Н. Ю. Слабжанин.
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта добровольческой деятельности представлен в трудах российских ученых И.М. Городецкой, Л. Е. Сикорской, Е.Л. Шековой.
Проблема исследования: насколько актуально волонтерское движение? Нужно ли спешить делать добро?
Цель исследования: обосновать значимость волонтерского движения и его влияние на нравственный облик молодёжи.
Объект исследования: студенческое сообщество колледжа 1-3 курсов.
Предмет исследования: активность студентов в волонтерской деятельности.
Задачи исследования:
1) Выявить основные причины зарождения волонтерского движения в мире и в нашей стране.
2) Выявить причины недостаточного развития добровольчества в нашем обществе.
3) Исследовать осведомленность первокурсников по вопросам волонтерства.
4) Проанализировать результаты собственной добровольческой деятельности волонтёрского корпуса «ДОБРОволец РМК».
Гипотеза исследования: волонтерство является эффективным способом духовного развития людей посредством формирования доброты.
Планируемый результат: обоснование значимости волонтерского движения в средней профессиональной образовательной организации.
Этапы работы:
Виды источников:
Методы исследования и их обоснование:
Значимость исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнена характеристика понятия «добровольческое движение».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и программа волонтерской деятельности могут быть использованы в организации волонтерской деятельности среди обучающихся других колледжей.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общее понятие о добре и зле
Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он состоялся как человек, так говорят в народе.
В.А. Сухомлинский писал: «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного - это, прежде всего, мужество, бесстрашие души»
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни из славянского языка, в котором оно имело такие значения, как: храбрый, сильный, крепкий. В Википедии понятие «добро» объясняется так: добро – общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т.е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.
Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое» Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.
Зло, категория противоположная добру. Оно выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: обман, подлость, жестокость.
Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.
1.2 Что такое добровольческая деятельность: основные характеристики
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как это происходит в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира.
Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ.
Волонтер - человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.6
Российский социолог Е.И. Холостова дает следующее определение понятию «волонтер»: «Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций…».7
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской
деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли.
Волонтер - человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.6
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие.
Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Выделяют несколько различных видов волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:
1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;
2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;
3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;
4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и то же;
5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;
6) потребность в общении - потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;
7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;
8) потребность быть единственным - это потребность чувствовать себя особенным и значимым.
На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - получить эмоционально-психологический комфорт.
В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают: честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм.
Диапазон личностных качеств человека очень большой и широкий. У каждого человека свой характер, индивидуальные психические свойства, собственный жизненный опыт, который обогащается и наслаивается в процессе общественной деятельности. Человек стремится усовершенствовать себя, найти свое предназначение и место в жизни. Волонтерская деятельность - это путь самопознания и самопроверки. Поэтому в добровольной работе принимают участие различные категории волонтеров.
Согласно возрасту, социальной роли и социального статуса можно выделить следующие группы добровольных помощников:
Дети и подростки. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.
Профессиональная квалификация волонтеров-подростков обычно достаточно низкая, однако они обладают иными качествами и способностями, поэтому эта категория волонтеров является незаменимой в практической деятельности.
Волонтеры-специалисты - это психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи, оказывают консультативную помощь социальным работникам и другим волонтерам или практически помогают различным клиентам социальных служб.
Клиенты. Волонтерами могут быть и те, кому оказывается помощь - клиенты конкретной организации, например, пациенты клиники или слушатели воспитательного центра, родители клиентов, а также те, кто был клиентом раньше и хочет работать волонтером в различных программах.
Члены организации. Волонтеры-члены общественных организаций предоставляют широкий спектр социальных услуг разным категориям населения.
Студенты различных учебных заведений разного типа в подавляющем большинстве работают как волонтеры в организациях во время прохождения практики. У студентов-волонтеров особые мотивы для добровольной социальной работы. Прежде всего их интересуют профессиональные проблемы. Они могут быть как формальными - получение зачета, прохождения практики, так и реальными - приобретение профессиональных знаний по будущей специальности, наработки навыков общения с клиентами. Студентов-волонтеров интересуют только те виды социальной работы, непосредственно связанные с будущей профессией. Они предпочитают индивидуальной работе и работе в небольших группах - это исследование или групповое консультирование и т.д.
Родители. Мотивация участия волонтеров-отцов в социальной работе - желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с другими проблемами и др.
Итак, волонтером может быть человек, любого пола и возраста, с любым образованием, или без нее, которая способна чувствовать определенные потребности других людей и на добровольных началах помогать им.9
Можно выделить ряд технологических этапов организации волонтерского движения и реализации добровольческой программы.
Предварительный этап: сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров; определение потребностей организации в добровольцах; формирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.
Начальный этап: проведение собеседования, составление описания работы, назначение индивидуальных кураторов для добровольцев.
Основной этап: выполнение работы.
Завершающий этап: оценка эффективности проделанной работы, поощрение добровольцев, планирование дальнейшей деятельности.
Принципами добровольческой деятельности являются:
1) добровольность: волонтером можно стать только по желанию.
2) независимость: возможность принимать собственные решения.
3) единство: много идей, но одна цель.
4) универсальность: равные возможности каждого.
5) неординарность: полет фантазии не ограничен.
6) заинтересованность: волонтерство - это работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.
Таким образом, для развития волонтерского движения необходим ряд условий:
- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;
- учет специфики мотивационной структуры добровольцев по отношению к участию в волонтерской деятельности;
- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение;
- использование значимой для добровольцев деятельности как основы волонтерства;
- использование волонтерства как способа повышения социального статуса человека.
Сегодня добровольцы - это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.10
1.3 Волонтерство и социальная активность: точки соприкосновения
В чем суть жизни?
Служить другим и делать добро
Аристотель
Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.
Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.
Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной работе лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.
Положительные моменты организации волонтерской деятельности студентов заключается также в следующем:
1) студенты чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу;
2) студенты работают с более четкой мотивацией и большей отдачей;
3) им удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.11
Волонтерство выполняет ряд функций, которые и определяют его место в системе социализации в колледже:
– организационно-регулирующую: вовлечение студентов в волонтерскую деятельность обеспечивает разноуровневые связи колледжа с социальной средой. За счет их включения в созидательный процесс происходит перестройка жизнедеятельности и взаимоотношений студентов, корректировка ценностей и эталонов;
– технологическую, определяющую возможность создания и применения технологических процедур оперативного реагирования студентов на решение социальных проблем;
– мотивационную, обусловленную основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда;
– прогностическую, способствующую проектированию индивидуальных траекторий развития личности.
Бесспорно, перечисленными выше функциями не исчерпывается роль волонтерства. Однако, доминирование этих функций оказывает значительное влияние на развитие добровольческого ресурса в системе колледжа. В этом смысле функции волонтерства соответствуют смыслу любой гуманистически направленной деятельности. Кроме того, волонтерское студенческое движение – это реализация социально- значимой проектной деятельности, в основе которой лежат лучшие традиции студенчества, коллективный поиск различных форм активности и индивидуальный выбор пути профессионального становления.12
1.4. Направления волонтерской деятельности
В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как:
Выводы по I главе
Рассмотрев теоретическую часть, мы пришли к выводу, что доброта, милосердие, это основа человеческого счастья. В истории мира никогда не были чужды идеи бескорыстной и добровольной помощи.
Явление добровольчества способствует морально и духовно-нравственному обновлению общества, возвращению в нашу жизнь таких забытых общечеловеческих ценностей, как добро, милосердие, справедливость, долг, совесть, человеколюбие, отзывчивость. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом», – писал А.Н. Радищев.
Добровольчество как бескорыстное предоставление людьми своего личного времени, сил, энергии, знаний и таланта играет особую роль в изменении нравственного климата в обществе.
Глава 2. Исследование социальной активности студентов 2.1 Анализ социальной активности студентов
С целью изучения параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности молодежи было проведено исследование совместно с классными руководителями (Наумёнок Р.А., Фокиной С,Д.). В исследовании приняли участие 47 студентов с1 по 4 курс.
В процессе исследования студентов попросили написать определение «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые студентам для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.
Свои определения «волонтерской деятельности» студенты строили на основе «помощи нуждающимся». Ключевые слова «благо», «благотворительность», «безвозмездный» (первые четыре ранга). Но все же достаточное количество респондентов включили в определения индивидуальный выбор: «Желанная для себя работа (внутреннее желание человека помогать), «без показухи», с удовольствием» и др. (минимальное количество выборов). Данные представлены в таблице 2 (приложение 2).
По оценке респондентов, основными качествами, присущими волонтеру, должны быть: доброжелательность, ответственность, умение общаться с детьми и взрослыми (общительность), альтруизм, активность, терпимость, толерантность. Наименее значимыми оказались следующие качества: уверенность, пунктуальность, лидерство, инициативность, креативность, самостоятельность.
Возросший интерес среди молодежи к добровольческой деятельности, говорит о необходимости изучения и совершенствования системы привлечения студентов к волонтерской деятельности и о необходимости их последующего сопровождения.
Для изучения владения студентами компетенцией определять собственные приоритеты в учебно-профессиональной деятельности с учетом социальных норм и ценностей студентам были заданы вопросы о том, каковы их жизненные приоритеты, что может изменить молодой человек в окружающем мире, согласуют ли они свои приоритеты с общественными нормами и требованиями, и другие. Приоритеты студентов, ориентированы на достижение обеспеченности у 27% опрошенных, спокойной жизни в свое удовольствие – 26%, на достижение профессионализма – 40% и у 9 % студентов – на совершенствование окружающего мира (приложение 3).
41 % опрошенных студентов полагает, что проявляемая ими социальная активность влияет на изменение окружающего мира и изменение самого себя; 15 % считают, что можно изменить только себя; 11 % отрицают возможность изменений, но из них большая часть полагает, что проявляемая активность позволяет устроиться в рамках существующих обстоятельств. О согласовании личных приоритетов с социальными нормами не задумываются 16 % студентов; 24 % – не согласуют их целенаправленно, но полагают, что они не противоречат общественным нормам и требованиям; только 20 % целенаправленно их согласуют и 40 % ориентированы на общественные нормы и требования в их определении.
Для определения основных видов социально значимой деятельности, в которой современные студенты проявляют активность, участникам опроса было предложено оценить (по десятибалльной шкале) меру проявления активности в 25 разных видах деятельности. Для анализа результатов был использован статистический метод факторного анализа, позволивший выявить пять основных групп факторов: 1) профессионально-продуктивный (профессиональная, проектная, трудовая, научно-исследовательская деятельность и др.); 2) учебно-профессиональный (учебная, учебно-профессиональная, интеллектуальная, общение деловое и др.); 3) художественно-творческий (художественная, творческая, культурно-досуговая, прикладная, реализация своего хобби); 4) общественный (общественная, организаторская, волонтерская, добровольческая деятельность, межличностное общение); 5) оздоровительно-бытовой (забота о сохранении здоровья, семейно-бытовой труд, игровая, спортивная деятельность). Данные средних арифметических оценок студентами из разных групп включенности в проявление социальной активности в разных видах социально значимой деятельности, сгруппированных по факторам (в соответствии с их нумерацией в тексте), представлены на диаграмме (приложение 4).
В целом наиболее высока включенность студентов в проявление активности в учебно- профессиональном факторе, наиболее низкая – в профессионально-продуктивном. Данный результат закономерен, так как учебно- профессиональная деятельность является ведущей для студентов, а профессионально- продуктивная займет ведущее место после завершения ими обучения, с началом их трудовой деятельности.
Исследование уровней сформированности социальной активности студентов предполагало проведение комплексной диагностики ее структурных признаков (когнитивного, эмоционально-ценностного, мировоззренческого и поведенческого), личностных и профессиональных качеств, социального опыта студентов и осуществлялась посредством анкетирования, бесед, наблюдения. Установлено, что наибольшее количество студентов — 39,7% — имеют удовлетворительный уровень сформированности социальной активности, 25,4% — неудовлетворительный, 21,5% — достаточный уровень (приложение 5).
Замер одного из аспектов социальной активности — участия в общественной жизни колледжа, показал, что активно участвуют лишь половина опрошенных студентов (57,3%). Из них 49,5% участвуют в традиционных внеучебных мероприятиях колледжа (концерты, конкурсы, выездные мероприятия, слеты, посещение театров и др.), 19,6% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 13,6% — участвуют в патриотических мероприятиях, 6% — участвуют в волонтерском движении.
На диаграмме 1 представлена динамика взаимоотношений студентов в студенческих группах (приложение 6).
По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми пожилого возраста и инвалидами - клиентами центра социальной защиты, выявлено, что волонтерская помощь, является необходимым и значимым элементом жизнедеятельности клиентов Центра, способствующим, с одной стороны, поддержанию их жизненного тонуса, а с другой, повышению социальной активности молодежи. Как отмечают сами студенты, участвующие в единичных волонтерских акциях, такая деятельность позволяет им стать социально активными, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста, инвалидов. В процессе волонтерской работы, по мнению студентов, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.
Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения студентов в волонтерскую деятельность с целью решения следующих задач: повышение уровня социальной активности студентов; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности.
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности студентов
Таким образом, мы видим, что потенциал для развития волонтерского движения в колледже существует. Следует отметить, что инициатива волонтерской деятельности может исходить как «сверху» (от администрации колледжа, органов государственной власти), так и «снизу» (непосредственно от молодежи).
Если инициатива исходит «снизу-вверх», то есть от самих студентов, то группе волонтеров необходимо пройти этапы, описанные ниже.
На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы: Кто мы? (наша уникальность, название и статус); Во имя чего? (цель и ценности объединения); Для кого? (целевая группа); Где? (географический район, на который распространяется деятельность); Что мы делаем? (направления деятельности, методы работы).
Миссия должна быть выполнимой, носить побудительный мотив и должна быть узнаваемой.
Разработать проект положения о волонтерском объединении, отличительные знаки (эмблема, футболки, значки). Положение должно быть не просто написанной бумагой, а оно должно быть побудительным мотивом к действию. Волонтеры должны разделять общие ценности и принципы. На этом этапе происходит согласование мест расположения своей деятельности с администрацией колледжа; организационной и информационной поддержки.
Необходимо написать программу развития волонтерского объединения, примерный план мероприятий/проектов, чтобы деятельность носила более организованный характер (приложение 7).
В сети Интернет возможно создать сайт волонтерского объединения, страничку в социальной сети (www.vkontakte.ru , www.vc.com), зарегистрировать себя и свое объединение на www.jaba-point.ru. Организовать рассылку приглашений о вступлении в группу. Для освещения деятельности волонтерского объединения можно провести пресс-конференцию для городских СМИ. Организовать промо-акцию волонтерского объединения на перерывах между занятиями.
Разработать анкету волонтера.
Волонтерская работа должна быть защищена с точки зрения юридической и правовой защиты; обеспечения безопасности деятельности; создание необходимых условий труда; социально защищенной. В целях безопасности необходимо одного из волонтеров обучить инструктажу по охране труда. Перед проведением мероприятий, выезда он должен проинформировать остальных волонтеров о правилах поведения в том или ином месте.
Необходимо установить время проведения «летучек», где проговаривают информацию о текущих делах, обозначают основные моменты и собраний, на которых более подробно разбирают конкретные проекты, внутренние дела волонтерского объединения (например, «летучки» можно провести во время большого перерыва, а собрание назначить в вечернее время в начале недели).
Для ведения учета волонтеров (банк волонтеров) нужно организовать систему регистрации (журнал, в который записывают данные волонтеров.
Помимо банка волонтеров, необходимо создать базу волонтерских практик (помощь в проведении субботника, телефон доверия, благотворительная помощь и другое).
Для освещения своей деятельности можно организовать информационный стенд, где разместить данные и контакты о руководителях, историю возникновения, цели и задачи объединения, программу мероприятий, обучения и многое другое (зависит от размера стенда и количества информации).
Необходимо продумать программу обучения волонтеров. Она во многом зависит от задач, стоящих перед объединением, запланированных проектов. Как правило, в программу входят тренинги на командообразование, лидерство, коммуникативный тренинг.
Для информационного обеспечения рекомендуется подготовить информационный пакет для волонтеров. Содержание пакета может быть следующим:
– краткое описание миссии, целей, задач, основных направлений деятельности организации (кратко);
– текущие и будущие проекты;
– волонтеры-организаторы (наставники, руководители направлений) и их обязанности;
– ФИО и контактная информация руководителя волонтерского объединения; человека, отвечающего за работу с волонтерами;
– описание работы волонтеров (та работа, которую можно предложить для выполнения);
– форма договора с волонтером, включающая в себя права и обязанности волонтера;
– формы поощрения волонтеров (вручение футболки, значка на общем собрании волонтеров по итогам проделанной работы);
– визитная карточка волонтера (бейдж);
– ежегодный отчет волонтерского объединения.
Виды поддержки (поощрения) волонтеров:
При создании волонтерского объединения и организации его деятельности стоит помнить о ряде моментов:
1) Волонтеры и их объединения вовлекаются в волонтерские проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах волонтерства. Волонтеры не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта.
2) Нужно учитывать личностные особенности, необходимые для успешной волонтерской деятельности: высокий уровень социального интеллекта, способность к саморегуляции, высокие самооценочные характеристики, активная жизненная позиция, эмоциональная устойчивость, креативность, стрессоустойчивость, адаптационный потенциал.
3) Необходимо помнить об особенностях ценностно – мотивационной сферы волонтера (совокупности мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, ценностных ориентаций).
Вывод по главе 2. К основным мотивам волонтерской деятельности можно отнеси: помощь другим, реализация социальной активности, возможность попробовать разные жизненные стили, реализация личностных ценностей, стремление к самоактуализации, получение признания других, мотивы власти, поиск работы.
Успех выполнения всех вышеперечисленных технологий зависит от работы руководителя волонтерского движения.
Заключение
Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления.
Итак, в рамках представленной работы был проведен анализ отношения студентов к волонтерской, общественной деятельности, сделана попытка объяснить сложившуюся ситуацию в молодежной среде.
Исследуя осведомленность первокурсников по вопросам волонтерства, установили, что они осведомлены о деятельности волонтеров, что вселяет надежду на то, что волонтерское движение было, есть и будет..
Проанализированы и систематизированы результаты собственной волонтерской деятельности (приложение 8).
Волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, предоставляя почву для самореализации и самоорганизации, являясь источником интересного досуга и социальных связей, но и способствует реализации одной из главных задач инновационного образования - актуализация "человеческого в человеке" на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.
В целом, волонтерство является эффективным способом улучшения качества жизни людей и средством формирования доброты.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Перспективы дальнейшей работы: в дальнейшем хотелось бы продолжить исследование в проектирования и реализации конкретного проекта в рамках волонтерского движения.
Список используемой литературы
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Ёжикина Радость
Проказы старухи-зимы
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Девочка-Снегурочка