в эссе коротко рассказывается о Горно - Зерентуйской тюрьме.
Вложение | Размер |
---|---|
ermolin_a._v._dalnevostochnyy_federalnyy_okrug.doc | 51.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«ДОБРОВОЛЬЦЫ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»
Номинация:
«Наше наследие»
Тема:
Горно – Зерентуйская каторга.
Вольная школа.
Выполнили:
1).Ермолин Артём Викторович (школьник), МОУ Михайловская СОШ, 7класс
2).мама Ермолина Татьяна Романовна
Пример: мама Никитина Анна Николаевна
3).Курилова Марина Валентинова, МОУ Михайловская СОШ и учитель русского языка и литературы
Электронная почта команды: kurilova678890@mail.ru
Нерчинско -Заводский – 2021 (село Михайловка Забайкальского края - 2021[1])
Дальневосточный федеральный округ
Как только у меня начались уроки истории, я решил изучать свой край. Живу я в очень отдалённом районе от краевого центра, автобусного сообщения с г. Чита нет. Но я имел возможность посетить небольшой музей, который находится в нашем районе. Музей находится в очень стареньком здании, но это неважно. Для меня было интересным узнать про Горно –Зерентуйскую тюрьму. Село Горный Зерентуй от моей деревеньки в 10км, и это позволило мне и моему учителю побывать на территории тюрьмы.
И вот что я узнал: Центр Нерчинской каторги – тюрьма Горный Зерентуй была основана в 1825 году при открытом здесь серебро – свинцовом руднике. Первоначально здесь находились небольшие деревянные бараки, где содержались закованные в цепи колодники, работавшие на руднике. С годами бараки пришли в негодность, и в 1889 году была построена новая каменная тюрьма, в которой впоследствии надстроили третий этаж.
Рядом с тюрьмой находилось управление Нерчинской каторги, несколько служебных домов. За оврагом в полукилометре от тюрьмы стоял барак «вольной команды».
До 1826 года в Горном Зерентуе содержались лишь уголовные заключённые. Первыми политическими заключёнными были декабристы. В этом году сюда были доставлены декабристы Сухинов, Соловьёв, Быстрицкий и Мозалевский. Кроме декабристов в Горном Зерентуе содержались польские повстанцы, солдаты семёновского полка, а начиная с 90-х годов сюда стала партиями приводить участников рабочего движения, а затем – первой русской революции.
Были здесь и матросы с восставших военных судов «Потёмкин» и «Очаков». Особенно переполненной оказалось тюрьма в 1906 – 1907 годах, когда в ней содержалось до восьмисот политических заключённых, а тюрьма была рассчитана на 350 человек.
Сам по себе Горно – Зерентуйский централ представлял жуткое зрелище. Гудел в течение всего дня кандальным звоном, несравнимым ни с каким пчелиным роем. Гул слышался за полверсты при въезде в Горный Зерентуй. Двигаясь по дороге около Благодатской горы централа ещё не было видно, а непонятный гул заставлял впервые появившегося спрашивать – что это такое? С приближением к центру шум увеличивался, разговаривать нормально невозможно. Постоянный звон кандалов и всё окружающее являлось угнетающим и раздражающим чувства. Заключённые, находившиеся в тюрьме, были закованы в кандалы ножные, а некоторые дополнительно в ручные. При малейшем движении цепи звенели. Днём в камерах лежаки убирались, заключённым приходилось ходить. Кроме того, заключённых выводили в больницу, в баню, на прогулку, поэтому сплошной гул не стихал от отбоя до подъёма, т.е. с 11 часов вечера до 6 утра. Из–за высокой каменной ограды со стороны дороги можно было увидеть только верхний третий этаж и часть второго с железными решетками на окнах.
Вход во двор тюрьмы только через огромные железные ворота с калиткой и царским гербом на козырьке. Около ворот располагалось каменное здание, в котором находился круглосуточный наружный караул.
Тюремный приют и вольная школа находились рядом с централом – за северной стеной ограды. В приюте в основном находились дети каторжан, прибывших к месту отбытия каторги своих отцов и матерей. Очень мало, но были дети подкинутые, только что появившиеся на свет несчастными матерями. Другим обездоленным здесь места не было - не принимали. Открытие приюта и школы явилось настоятельным требованием поколений революционных преобразований России на протяжении с 1826 по 1905 год, т.е. почти вековой борьбы с царским правительством. Открытие приюта первыми требовали декабристы. Главными инициаторами являлись: М.Н.Волконская и Е.И.Трубецкая. Они выдвигали требования пред начальством об открытии детского приюта. Когда начальство Нерчинской каторги отказало в этом, мотивируя отсутствием средств, Волконская и Трубецкая информировали об этом заключённых и поставили вопрос о создании фонда из личных средств заключённых. Заключённые согласились и каждый сколько мог выделил из своих средств на открытие приюта. Одновременно из пожертвований заключённых была создана касса для поддержания нуждающихся в помощи, не имеющих своих средств, ослабленных в здоровье узников.
Власти Нерчинской каторги разрешили в Нерчинско – Заводском казначействе иметь текущий счёт, но расходование этих средств производилось в каждом случае с разрешения начальства тюрьмы. В отношении открытия детского приюта отказали категорически, несмотря на неоднократные выезды в Нерчинский Завод Волконской по этому вопросу. Категорический отказ в открытии приюта не сломил надежд декабристов в своих намерениях, они определили место для детского приюта и, несмотря на своё трудное положение каторжников «к месту будущего приюта» посадили деревья. Сад обнесли изгородью штакетника. До отбытия в Читу (1828г) декабристы ухаживали за садом.
Семьи декабристов жили у крестьян в посёлке скученно в крестьянской избе, а в зимнее время вместе с телятами, поросятами, курами, как жили все крестьяне в то время. Дети часто болели и умирали. В Горном Зерентуе был похоронен ребёнок Трубецких. Памятник на могиле изображал ангела в позе только что спустившегося с неба, одной ногой вставшего на могильную плиту, а другой, согнутой в колене, коснувшегося плиты пальцами и не успевшего полностью подобрать крылья, с красивым лицом ребёнка лет десяти, покрашенного в серебряный цвет. Ангел помещался в беседке с шестьюугольной крышей с позолоченным крестом над ней.
О том, что у декабристов была большая потребность в создании детского приюта, подтверждается трудами профессора М.Н.Гернет в «Истории царской тюрьмы». Он пишет: «…Во время нахождения декабристов в Сибири у семи матерей умерло двадцать два ребёнка…» Нет сомнения, что в это число входят все места нахождения декабристов в Сибири – Нер – Завод, Горный Зерентуй, Чита, Петровский Завод, Иркутск, но самое тяжёлое положение декабристов было на Нерчинской каторге.
Политические заключённые, начиная с декабристов, не только являлись инициаторами в создании приюта, в котором сотни жизней спасены от неминуемой смерти, они организовывали школы, библиотеки, больницы и т.д., являющиеся сегодня нашим достоянием.
После декабристов прошли через тюрьмы Нерчинской каторги ещё ряд революционеров- разночинцев, социалисты писатели, которые тоже остро ставили вопрос об открытии приюта, но царские власти категорически отказывали. Только революция 1905-1907 годов надломила устои царизма. С появлением в тюрьме членов РСДРП (б) удалось добиться открытия приюта и школы именно около сада декабристов. Организаторами приюта были В.М.Серов, Е.Ярославский, его брат М.И.Губельман, И.И.Жуковский, Р.И.Малецкий, В.А.Плесков. Эти каторжане были выпущены в так называемую «вольную команду». Они жили вблизи тюрьмы в бараках или землянках. Под школу было приспособлена простая деревенская изба. Вскоре в этой школе стали обучаться дети местных крестьян, тюремной администрации, чиновников, кустарей, а также дети из соседних деревень. Здесь по существу была одна комната, в которой вели занятия трое учителей, окружённых детьми разных возрастов. Все стены были увешаны наглядными пособиями.
Через Зерентуйскую школу за четыре года прошло более двухсот детей. Многие из них отлично сдавали экзамены на народных учителей. В этой школе учился писатель В.И.Балябин, В.Я.Пляскин – будущий профессор, генерал – лейтенант.
Министерство просвещения не имело доступа в тюрьму. Приютов и детских школ в других тюрьмах не было. Поэтому в Горном Зерентуе существовала при школе самобытность и самостоятельность. Но происходила частая смена учителей, особенно по грамматике и арифметике. За год сменялось по два и три учителя. Частая смена учителей объяснялась наличием незримых ушей начальника тюрьмы в лице попа тюремной церкви Когана Филорета, начальницы приюта Талвинской и некоторых детей надзирательного состава, которые учились в школе приюта. Учащиеся не успевали хорошо познакомиться с учителями. Как только дело доходило до поэзии, дозволенной царской цензурой, но направленной против существующих порядков, учителя меняли на другого. Не менялись только те учителя, которые не сеяли в детские души поэзию и правду.
В начале 1915 года преподавал грамматику учитель Поклонский – высокий, степенный, уважительный. Быстро подружились с ним ученики, правила грамматики он увязывал в произношении и написании слов с поэтическими и прозаическими произведениями с ознакомлением с авторами, их судьбами. Однако, через два месяца работы, Поклонского из школы убрали, потому, что он не понравился священнику Когану и начальнице приюта Талвинской. До конца года сменилось ещё два учителя. Выходит, что надзор был.
Самым неприятным для детей был преподаватель закона Божьего священник тюремной церкви Коган Филорет. Когана все учащиеся не любили за его злой коварный нрав, придирчивость. Почти в каждый его урок в углу на коленях стояло по нескольку учеников. Закон Божий изучался на церковно – славянском языке. Филорет требовал точного произношения и перевода на русский язык. За малейшую неточность наказывал: - бил классной линейкой, драл за уши до крови, сажал в тёмную. При школе в тёмных углах были тёмные, между собой дети называли их кутузками. Площадь тёмной составляла аршин в ширину и аршин в длину (71 см.), в высоту две сажени (4 метра). Около самого потолка имелось небольшое окно с решеткой размером две четверти в длину и четверть в высоту (40х 20см.). Попавшему в тёмную давали в сутки ломоть хлеба и кружку воды. Тёмная являлась самым страшным наказанием. В ней сидели только наказанные Коганом. Избивал он не только приютских, но и своих детей. Избивал своих детей Коган сильнее, чем других детей. Известен случай изнасилования Коганом пятнадцатилетней девочки. В 1919 году Коган служил попом в 1-м семёновском казачьем полку. Этот полк в с. Грязная перешёл на сторону красных партизан, а Когану удалось бежать за границу безнаказанным.
Детям приюта не разрешалось быть среди вольного населения. В этих целях была введена единая форма одежды приютских детей. Это была куртка и брюки из серой парусины, такого же цвета на голове бескозырка, серые ботинки - коты, т.е. одежда соответствовала арестантской, отличалась лишь тем, что на приютской куртке на спине не было нашито бубнового туза – обозначающего каторжника.
Питомцы школы обучались по курсу: арифметика, грамматика, естествознание, психология, политэкономия, иностранные языки, изучались труды К. Маркса. В тюрьме была своя библиотека, насчитывающая более двухсот томов.
Матрос Балтийского флота, впоследствии участник Ленских событий 1912 года, М.И.Лебедев с большой теплотой и благодарностью говорит о своих тюремных учителях: «Кто такие большевики и меньшевики, меня неплохо просветила Горно – Зерентуйская каторжная тюрьма. У нас в политическом коллективе было несколько крепких большевиков, которые много сделали для того, чтобы матросы, солдаты и рабочие, пришедшие на каторгу, подчас слабо разбираясь в политике, впоследствии под влиянием этих товарищей выходили на волю настоящими большевиками. …Здесь я познакомился с большевиком Анатолием Поповым – бывшим руководителем военной организации Петроградского комитета РСДРП. Во многом мне помог и большевик Василий Матвеевич Серов…».
Трудно сказать, что стало с учащимися школы, в одном только можно быть уверенным, что те зёрна правды, которые вложили в сердца детей политкаторжане, впоследствии дали свои всходы. Любовь, привитая к поэзии, свободе и правде должна оставить глубокий след в жизни каждого воспитанника.
Горно - Зерентуевский приют и школа прекратили своё существование вместе с царским правительством в феврале 1917 года.
Меня очень удивило следующее обстоятельство: в здании тюрьмы была школы, там учились дети. Жуткое зрелище.
Иван Васильевич меняет профессию
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Мастер-класс "Корзиночка"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Тигрёнок на подсолнухе