Проект Демьяновой Карины
Вложение | Размер |
---|---|
demyanova_karina.docx | 48.65 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №25
ПРОЕКТ
по обществознанию на тему:
«Особенности девиантного поведения подростков»
Выполнила:
Ученица 10 А класса
Демьянова Карина
Научный руководитель:
Леонов Андрей Сергеевич
Смоленск
2021 год
Оглавление
§1. Основные понятия: «девиация», «девиантное поведение» и «девиантный подросток» 6
§2.Типы девиантного поведения подростков 8
§3. Причины девиантного поведения подростков 12
§4. Меры профилактики и корректирования девиантного поведения 14
Проблема девиантного поведения изучается достаточно давно, но несмотря на это, в современном мире остается актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте и набирает обороты в юношеском возрасте, если его не контролировать и не предотвращать причины.
В течение подросткового периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Устойчивая направленность на правомерное поведение, складывается у индивида в процессе его социализации, которая в свою очередь, происходит при взаимодействии индивида с внешней средой и другими объектами социальной системы. Это в свою очередь – семья, школа, досуговые группы по интересам, и т.д.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что государство и общество потеряло основные рычаги воздействия на семью, как основной субъект воспитания лиц молодого возраста. Поэтому направление профилактики подрастающего поколения сегодня, является восстановление единства системы обучения и воспитания, за счет реализации в образовательных учреждениях программ дополнительного образования, функционирования молодежных общественных организаций, определяющие нравственные и духовные ориентиры на подлинные жизненные ценности.
Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. Дети в неблагополучных семьях подвергаются риску нарушения психического и физического развития вследствие жестокого обращения и перенесенных травмирующих ситуаций. Принятые от родителей формы поведения, плохо поддаются изменениям и могут остаться на всю жизнь. Так, например, замкнутость, скрытность и озлобленность в неблагополучной семье в последующем становятся привычными компонентами жизни подростков, переходящих во взрослую самостоятельную жизнь . Таким образом, именно в подростковом возрасте начинает сильнее проявляться девиантное поведение в виде агрессивности, нецензурной брани, потребления алкоголя, наркотиков, табака, совершения противоправных действий.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Цель работы – изучить особенности девиантного поведения подростков.
Объект исследования – девиантное поведение.
Предмет исследования - особенности девиантного поведения подростков.
Гипотеза: если выявить склонности к девиантному поведению и провести диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Когад она появилась? Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов.
Теории девиантного поведения
Тип объяснения | Теория | Автор | Основная идея |
Биологическое | Физические черты связаны с преступными. Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов. | Лоброзо Шелдон | Причина девиации – физические особенности. |
Психологическое | Психоаналитическая теория | Фрейд | Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию. |
Социологическое | Аномия Культорогические теории Теория сигматизации /клеймения Радикальная криминология | Дюркгейм Мертон Селлин, Миллер, Сутер-Ленд, др. Беккер Турк, Квини, Янг, Тэйлор | Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных соц. норм. Девиация нарастает при разрыве между одобряемыми в данной культуре целями и соц. способами их достижения. Причина девиации-конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры. Девиации – “клеймо”, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. Девиация – результат противодействия нормам капиталистического общества. |
1) Делинквентное поведение
Понятие происходит от латинского delinquens – «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия– деликтами.
Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.
2) Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.
Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни.
Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ.Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни.
3) Патохарактерологический тип поведения
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии). Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По данным Л. М. Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения.У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека.
К патохарактерологическим девиациям относят также так называемые невротические развития личности – патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов.
4) Психопатологический тип поведения
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия – галлюцинаций или иллюзий (например,затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности [23].
Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций.
5) Девиации, обусловленные гиперспособностями человека
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).
Причинами девиантного поведения являются следующие факторы:
Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:
Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.)
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность.
С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Обычно, после завершения полового созревания, возрастной кризис завершается, и поведение нормализуется. Если этого не происходит или ребёнок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.
Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить.
Зная основные причины того, почему поведение ребёнка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения – это доверие в семье и близкое общение с ребёнком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья даёт ребёнку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребёнка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы.
Коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:
Для изучения данного вопроса мною проводилось анкетирование с учениками десятого класса МБОУ «СШ № 25» г. Смоленска. Количество учеников составляло 25 человек. Возраст учеников составляло от 15-17 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, дети приступали к выполнению задания.
В эксперименте использовался анонимный тест, с помощью которого я определила: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоит из трех вопросов, на которые подростки должны выбрать ответ из выдвинутых вариантов.
Подростковый возраст зачастую является благодатной почвой возникновения агрессивного поведения, выступающего источником душевных страданий не только родителей, но и подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников. Появление нарушений в поведении подростков обусловлено влиянием социальных, личностно-психологических и биологических факторов. Подростковый период наиболее уязвимый, появляется много провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений в поведении. С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались. Нарушение семейных отношений, неблагоприятная асоциальная среда сверстников, СМИ влияют на развитие агрессивности и враждебности у подростков, что и является зачастую причиной проявления у них различных форм девиации. Подростковый возраст - один из этапов формирования личности. Переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Часто характеризуемый как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание. Где подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Большое значение в подростковом возрасте имеет процесс - социализация. Социализация подростков в обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно проявляются целые группы подростков, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
Анкета
1 вопрос: знают ли люди, что такое девиантное поведение?
А) Да.
Б) Нет.
2 вопрос: Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (выберите 3 варианта ответа)
А) Психологические.
Б) Социальные.
В) Семейные.
Г) Интернет.
3 вопрос: Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте?
А) Психологические.
Б) Социальные.
В) Семейные.
Г) Интернет.
Весенняя гроза
Рисуем крокусы акварелью
Весёлые польки для детей
Юрий Алексеевич Гагарин
Твёрдое - мягкое