Путеводитель по Гергебилю для туристов и просто проезжающих. К сожалению пришлось урезать все фотографии и крты так как, программа не позволяяет ставить документы больше 3 мб.
Вложение | Размер |
---|---|
eko_gid.docx | 53.8 КБ |
Гергебильская средняя общеобразовательная школа №1
Путеводитель по Гергебилю
Автор: Курбанов Дибиргаджияв – ученик 9б класса
Руководитель:
Курбанов Курбангаджи Дибирович – учитель ИЗО и технологии
Гергебильский район, с. Гергебиль.
2019 год
Гергебиль – райский уголок
Есть у каждого человека своя малая родина, край, в котором он родился и вырос, край, который формировал в нём все человеческие и нравственные качества. У каждого он свой и по своему любим. У кого то это бескрайние степи, поля и рощи, морские волны и песчаные берега, суровые скалы и вечно заснеженные вершины… Каждый человек выражает свою любовь к родине по своему. Поэты посвящают стихи, художники пишут картины, историки систематизируют и передают последующим поколениям традиции и этнокультуру своего края. Поколения людей берегут и обогащают природные ресурсы и своё типичное хозяйство.
Мне посчастливилось родиться в центре Дагестана, на предгорной её части, в селе названном Имамом Шамилём раем на земле, в селении Гергебиль Гергебильского района. И, поистине, Гергебиль расположен в ложбине между гор, которые её защищают от лютых морозов и ветров, в устье рек Кара Койсу и Казикумухское Койсу. Природные богатства края неизмеримы. У нас и горные скалы и крутые вершины, лекарственные растения и лечебные воды, знаменитые на весь мир абрикосы и персики, альпийские луга и кукурузные поля.
Наши танцоры покоряли зрителей во многих странах мира, о наших лекарях слагались легенды, наших садоводов приглашали и приглашают в разные регионы, чтоб делиться опытом. У нас первенец энергетики Северного Кавказа Гергебильская ГЭС, ретрансляционная вышка на горе Зуберха, вещающий телевизионный сигнал на многие горные районы. У нас богатая история и славные предки, принесшие известность и славу своей родине.
Наряду с этим, до сих пор нет даже примитивного путеводителя, который мог бы помочь туристам, да и просто приезжим или проезжающим людям самостоятельно ознакомиться с природой, историей, культурой и бытом Гергебиля. Поэтому я предпринял попытку восполнить это белое пятно и составить путеводитель по моей малой родине, селу Гергебиль и его окрестностям. Путеводитель может быть полезен всем, кто приезжает на территорию села. Я попробовал соединить в этом путеводителе интересы разных категорий людей, а именно туристов, краеведов и просто людей, проезжающих по территории села.
Село Гергебиль Гергебильского района Республики Дагестан расположен по системе глобального позиционирования и навигации GPS на пересечении 42°30.2832′ северной широты и 47°3.9666′ восточной долготы, в 104 км к юго-западу от столицы Дагестана – г. Махачкалы. Коренное население – аварцы, численность населения –5622 человек, религия –Ислам.
Село с большим и легендарным историческим прошлым, образованный слиянием 16 тухумных поселений в двятом веке.
Баарбакдасел (БагIарбакъдасел), Жар-жаби, Адмаардасел (АдмагIардасел), Хоркамаардасел (ГьоркьамагIардасел), Пахлисел (Пахълисел), Хушкулал (ХъушкIулал), Инхулал (ГIинхъулал), Барбарал, Мухтарилал, Бакдакурмисел (Бакъдакурмисел), Хундакурмисел (Хьундакурмисел), Бахтурисел (БахIтIурисел), к ним относились Лачимиласулал, Ручнисел, а также проживавшие в ущелье Махил кал (Махил кIал) по правую и левую стороны.[1]
Баарбакдасел располагались на месте, которое сегодня Гергебильцы называют Чунта росу (Ч1унта росу), что в переводе означает, разрушенное или заброшенное село (разрушено оно было во время Кавказской войны. Впервые в истории здесь были применены так называемые «Волчьи ямы» (бац1ил къорал), автором которых является самый молодой из наибов Шамиля Идрис Гергебильский. Село, в результате военных действий было уже не пригодно для проживания и гергебильцы построили новое село в местности Улия). Оно стало новым поселением для всех объединённых тухумов и назвали его Жаржави, в переводе с арабского Общество вольных поселений. Некоторые считают, что постепенно, с учётом языковой особенности гергебильцев Жаржави стал называться Харгаби (Хьаргаби). Самым правдоподобным из существующих версий происхождения названия села сегодня считается, что Харгаби (Хьаргаби) произошло от аварского слова Хараб (хьараб), что в переводе означает достаточный или достаточно имеющий. Как бы оно не произошло, под таким названием сегодня его и знают.
Давайте начнём путешествие в край легенд и преданий, в рай на земле, на родину трудолюбивых, гостеприимных и добродушных людей, в село Гергебиль.
Проложить маршрут в Гергебиль из столицы Дагестана можно с северной и южной стороны. Если мы поедем с южного конца города, мы проедем через город Буйнакск, через уникальный своей длиной туннель, через родину двух имамов Дагестана Кази Магомеда и Шамиля - Гимры и попадём на красный мост, узел соединяющий направления на горные районы – направо и в Гергебиль – налево. На красном мосту мы можем увидеть памятник 19 века, в честь которого это место и называется – металлический красный мост. Рассказывают, что строительством моста руководили французские инженеры, а работали над возведением моста местные рабочие.[2] Уникальность моста в том, что, по тем временам, это был большим проектом, о котором горцы не могли даже мечтать. Рассказывают, что рабочий за день мог заклепать только одну или две заклёпки, а весь мост и собран только на заклёпках. Мост прослужил свою службу около ста лет, до 80х годов прошлого века.
Прямо перед мостом соединяются реки Кара Койсу и Аварское Койсу. Любители рыбной ловли тут могут ловить форель, усач, гловлик, карась, самым удачливым может посчастливиться ловить и сазана. На берегу реки, прямо под старым мостом родник с целебной водой, снимает камни в почках.
Проехав от моста метров 30 в сторону Гергебиля, для приезжих и проезжающих добротное кафе с национальными блюдами под истинно дагестанским названием «Ассаламуг1алайкум». Там же гостиничные номера для тех, кто устал в пути и решил переночевать, автомастерские и автомагазин.
Дорога в Гергебиль, прямо под склоном Квасук меэр (Квасукь мег1ер) вдоль реки Кара Койсу. По правую сторону можно видеть фруктовые сады кикунинцев. Долина реки очень богата кустарниками облепихи, кладезья витамина С, боярышника, ежевики.
На пятом километре автодороги мы увидим разветвление направо и мост через реку, которая ведёт на Кикунинский консервный завод, соки которого своим вкусом и ароматом известны по всей России. Там же можно купить урбеч (паста из семян и косточек), истинно дагестанский продукт, который очень полезен для профилактики разных заболеваний и поддержания здоровья организма.
Если направим взор налево, на склон горы, мы можем увидеть место, где поселялся тухум барбарал. Местность называется дебатль (Дебалъ). По преданию, к основателям тухума Барбарал легенда относит газиев (борцов за веру), которые построили крепость и охраняли один из проходов через Гергебиль.[3]
Проехав ещё 4 км. по автодороге, по ту сторону реки, можем увидеть село Кикуни с традиционной дагестанской террасной архитектурой и новыми постройками, родину устаза Шарапудина, основавшего село Рашади в Турции и покорившего местных улемов своей грамотностью в исламской религии, легендарного великана, силача и борца Османа Абдурахманова. Для тех, кто интересуется биографией и жизненным путём этих людей, в местной школе имеется музей, где с радостью встретят посетителей.
Говорят на гергебильском субботнем базаре самые умеренные цены. Если вы будете проезжать Гергебиль в субботу, не упустите свой шанс, посетите рынок, который разместился на месте бывшего аэродрома. Кстати, первый самолёт в Гергебиль прилетел в 1967 году и это был АН-2, которого в народе называли «кукурузник». Дорога на рынок разветвляется налево, в 100 метрах от указателя на Кикуни.
Будем считать, что сегодня не суббота. Сожалев об этом и с грустью, что не смогли на рынке купить знаменитый гергебильский «хонобах» или кукурузную муку особого гергебильского помола на водяной мельнице, едем дальше. По правую сторону в традиционной исламской архитектуре мечеть, три корпуса и похожий на зелёный оазис участок. Это исламский институт имени Хасана Апанди. Здесь учатся дети с разных районов. К ним за помощью обращаются местные жители и проезжающие, здесь можно остановиться для совершения молитвы. Рядом с ним, на небольшом холме, кладбище (Гъазизабазул хобал) времён кавказской войны, где похоронены мюриды защитники Гергебиля. Об этом сражении есть песня на стихи местного поэта Багавудина Камилова и поёт его, тоже местный певец Камиль Алиев.
Напротив исламского института автозаправка, где можно заправиться качественным бензином и можно передохнуть за чашечкой кофе. Рядом ещё одна развилка. Это новая автодорога в Аймаки через знаменитое Аймакинское ущелье. Впервые дорогу пригодную для конных экипажей через Аймакинское ущелье под руководством генерала Реута была построена в 1836 году. Она открывала более короткий путь до города Темир-Хан-Шуры и тем самым являлась важнейшей артерией, связывавшей царские войска на равнине и в горах.[4]
Аймакинское ущелье так же известно, по преданиям, как место гибели тысяч солдат Надир Шаха. Горцы, впустив врага в ущелье, закрыли вход со стороны Аймаки и выход со стороны Гергебиля. Закрыв завоевателей в ущелье начали на них кидать камни. Этот метод ведения боя позднее было использовано душманами в Афганистане. Подбивали первую и последнюю машину в колонне и начинали стрелять.
Аймакинское ущелье не только исторический памятник, но и природный. Длина его 6 км, в средней части борта ущелья поднимаются над дном на высоту до 900 м.. Ущелье богато множеством пещер, согласно воспоминаниям старожилов, две из них, расположенные недалеко от поселения, в давние времена служили убежищем. В случае угрозы нападения неприятеля на селение детей поднимали по круче и прятали в пещерах, причем девочек отдельно от мальчиков. Так же ущелье богато и родниками, которые и составляют в большей части речку Аймакинку. Наиболее известными источниками являются упадулазул ицц (г1упадулазул ицц) с лечебной водой, помогающей усваивать пищу и «Девичьи слёзы» (ясаллъул маг1у). Интересна легенда, связанная с этим источником. Во время нашествия Надир Шаха девушка, прятавшаяся в одной из пещер видела как сражался её возлюбленный. Прямо перед её глазами убили джигита. Девушка плакала, пока не высохли её слёзы. На этом месте сквозь скалу пробился источник, которого и нарекли названием «Ясалъул маг1у» (девичьи слёзы).[5] Ущелье может быть интересно любителям природы, краеведам и туристам, занимающимся скалолазанием. Когда то здесь проходили республиканские соревнования по скалолазанию.
Вернёмся на тот перекрёсток, с которого мы перенеслись в Аймакинское ущелье и продолжим путь по автодороге в Гергебиль. Здесь уже начинаются знаменитые сады Гергебиля с уникальными сортами абрикосов и кукурузными полями. Проехав примерно один километр - мост через речку Аймакинку. С левой стороны от моста водяная мельница, уникальный памятник, которых в Гергебиле осталось только два. За мостом, собственно, и начинается само село и первое здание, которого мы увидим, это детский сад. Современный корпус, рассчитанный на 340 мест с благоустроенной территорией. Начало Гергебиля с детского сада это, как бы, символ, характеризующий гергебильцев как народ с чистой совестью и открытой душой. И подтверждением этому второе здание – джума мечеть, Дом Аллаха и всех верующих с очень красивой архитектурой.
Проехав ещё метров 500 мы попадаем на Гергебильский мост, который сегодня является не только переправой через Казикумухское Койсу, но и крупным торговым центром.
Налево от моста можно подняться в само село. Все адмистративные, социальные и прочие объекты в райцентре расположены очень удобно, все находятся на главной улице и недалеко друг от друга, что позволяет приезжим самостоятельно находить нужный объект. За последние два десятилетия село укрупнилось почти в два раза. Появились новые кварталы, где преимущественно и живут молодые семьи. В основном эти застройки находятся по ту сторону от моста. Старожилы рассказывают, когда спросили у одного мудреца когда наступит конец света, он отвечал, что конец света наступит, когда сельские дома дойдут до моста. Сегодня мы видим, что тот мудрец был не прав и часть Гергебиля сегодня расположена даже за мостом.
Традиционное хозяйство гергебильцев это садоводство и скотоводство. Тысячи гектаров орошаемых земель под абрикосовыми и персиковыми садами. Летом гергебильцы собирают десятки тысяч тонн высококачественных абрикосов и отправляют в разные регионы России, ездят для сбыта в разные районы Дагестана. Что не смогли продать сушат. Сушённые абрикосы зимой продают, а из косточек делают урбеч. Из урожая кукурузы делают кукурузную муку на местных мельницах, что тоже служит пищей для себя и дополнительной копейкой в доме.
Молодёжь села активно занимается спортом. Их вдохновителями были такие именитые спортсмены, как Абулмуслим Абулмуслимов мастер спорта СССР по вольной борьбе, самбо и национальной борьбе, прозванный за мастерство и упорство на ковре «Мамлюком», Магомед Османов, Тагир Тагиров, Абдулхаким Шапиев, мастер спорта международного класса, участник ХХХI-х летних Олимпийских игр в Рио. Любят гергебильцы проводить свой досуг в песнях и танцах. Муниципальный ансамбль «Гергебиль» покорял зрителей на разных уголках планеты, многие до сих пор помнят соловьиный голос народной артистки Дагестана Манарши Дибировой и Умурашидат Абакаровой.
Село славится своими мастерами. Целые династии мастеров Азизовых, Османовых и Аммаевых, которых приглашали на самые сложные объекты в соседние районы. Рассказывают, когда над старой мечетью, ещё в 50е годы, возводили минарет, нужно было поднять тяжёлую балку длиной около восьми метров на крышу мечети и поставить его под основу будущего минарета. Сельчане отказались от этой затеи, что это невозможно. Работы там вели отец и сыновья Азизовы. Оставшись одни, используя разные хитрости, они сами подняли балку и поставили на место. Удивлённый увиденным, местный житель пришёл в годекан и рассказал всем, как отец с сыновьями подняли эту балку, будто поднимали вилку для хинкала. Из рода Азизовых была известная в округе лекарь Умурахмат, гергебильцы звали её Алиба (Г1алиба - мать Али). Рассказывают, что к ней для лечения разных образований на коже приезжали даже профессора с Махачкалы со своими детьми или родными. Лечила Алиба экстрактами на основе лекарственных трав, собранных в окрестностях села.[6]
Вернёмся к нашему маршруту. Теперь перед нами развилка. Направо – направление на Гуниб, налево – в Хаджалмахи.
Топонимика нам может поведать о разных событиях давних лет, будь это легенды или факты. По дороге на Гуниб есть узкий проход, который называется Хубазул калту (Хъубазул к1алт1у), перевести можно как врата неверных. Говорят название произошло от случая, когда, в давние времена, соседи, жившие по ту и в эту сторону и враждовавшие между собой, договорились о заключении мира и решили отметить это событие пиршеством. С той стороны привезли много глиняных кувшинов под видом, что они наполнены вином. Когда немного стемнело из кувшинов вылезли вооружённые люди и начали резать ничто не подозревавших своих соседей. С тех пор местные жители называют это место как врата неверных – неверных своему слову.
Как только проедем через врата неверных можем увидеть красивую долину реки Кара Койсу, с одной стороны покрытой смешанным лесом (сосна, берёза и липа), с другой - плантациями плодопитомника совхоза Гергебильский. Здесь выращивают фруктовые деревья разных сортов для последующей реализации в разные хозяйства.
Чем дальше мы едем, тем чаще встречаются массивные металлические столбы высоковольтных линий – это мы приближаемся к Гергебильской ГЭС, первой на Северном Кавказе гидроэлектростанции. Строительство ГЭСа началось в 30е годы по плану ГОЭЛРО. В 1940м году был запущен и служит по сей день.
Дорога на Хаджалмахи интересна тем, что основная часть хозяйства гергебильцев расположена между этой дорогой и руслом реки Казикумухское Койсу, а именно абрикосовые и персиковые сады. У гергебильцев особое отношение к своим садам. Понятное дело, что без орошения эти сады не выживут. В связи с этим тут царит особый порядок полива и подготовки траншеи для проливной самотечной воды. Траншея была заложена ещё в 30е годы. Руководил работами специалист, приглашённый с Темир хан Шура. К нему в помощь дали местного жителя Дибирова Курбана, приехавшего к тому времени с Баку, с заработков на нефтяных скважинах, как знающего русский язык. Видимо, специалист не знал аварского языка. Этот проект не сложился и, поняв, что ошибся тот специалист исчез, дабы укрыться от штрафа. Штраф сельскому джамаату пришлось оплатить Курбану. Не будучи богатым человеком, как, впрочем, и другие селяне, он вынужден был продать свой дом.[7] Затем этот канал довели до конца и всё равно не хватало воды. Надо было придумать какой то порядок, чтоб не высыхали сады. Предложение дал местный житель Султанбегов Магомед. Разделить село на три части по кварталам (авал) и каждый квартал разделить ещё на три ветки. И так получалось по три ветки в трёх кварталах 9 хозяйств. День тоже разделили на три части: с утра до обеда, с обеда, до сумерек, с сумерков до утра. В день свои участки могли поливать 27 хозяйств. Внутри веток делали жеребьёвку. Согласно жеребьёвке бумажки с именами глав семьи нанизывали на нитку и вешали в месте, где вода распределялась. Человек следящий за порядком снимал эти бумажки и оповещал тех, до кого дошла очередь. Эта система по сей день существует в Гергебиле, только вместо ниточки сегодня составляются списки.[8]
Примерно в восьми километрах от Гергебиля, по ту сторону реки, родник с интересной водой. Местные пастухи рассказывают, что в этой воде фасоль не варится, сколько бы его не кипятили. Там же рядом место, где местные жители добывали железный купорос. Может быть это соседство сказывается на качественную сторону воды, но свойства и состав этой воды никто не изучал.
Примерно в этом месте – граница Гергебиля и Хаджалмахи по ту сторону реки и Купа со стороны дороги.
Вот мы и совершили небольшую экскурсию по дорогам Гергебиля, временами отступая от темы на интересные рассказы о местах и местных жителях с их традиционным укладом и хозяйствованием. Путеводитель можно доработать ещё, включив в него ещё больше обычаев и традиций. Я себе целью ставил помочь незнающим местность проехать через Гергебиль и немного дать представление о народе заселяющем этот уникальный уголок Дагестана. Я склоняюсь к тому, чтоб составлять разные путеводители для разного интереса людей. Например, для туристов, для краеведов, для любителей природы, лекарственные травы и целебные источники, каждой категории отдельно.
[1] Дагестанские святыни. Книга третья. Гергебиль-аул крепость. Шихсаидов А.Р.
[2] По словам моего отца, которому тоже отец рассказывал
[3] Дагестанские святыни. Книга третья. Гергебиль-аул крепость. Шихсаидов А.Р.
[4] Дагестанские святыни. Книга третья. Гергебиль-аул крепость. Шихсаидов А.Р.
[5] По словам Османова Магомеда, директора Дворца культуры Гергебильского района
[6] По рассказам моей бабушки Ибрагимовой Патимат-86 лет
[7] Азизов Шамиль-58 лет. Местный житель.
[8] Магомедов Муса -79 лет. Местный житель
Любимое яичко
Две лягушки
Пятёрки
Четыре художника. Осень
Девочка-Снегурочка