Проектная работа "Семейная память" это исследование. Работа посвящена прадеду автора Догадину Ивану Александровичу, ветерану Великой Отечественной войны. Автор проводит исследования семейного архива, рассказов близких о военном пути своего прадеда с целью обобщить собранный материал, подтвердить или опровергнуть некоторые гипотезы и сохранить его для потомков.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._r._karpenko.doc | 82 КБ |
Районный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ в рамках «Проектной декады – 2017»
Проектная работа
Тема: «Семейная память»
Направление: исследовательский проект
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 2 г. Советский
Возрастная категория: 5-8 кл.
Автор: Карпенко Полина Олеговна,
учащаяся 7 «А» класса МБОУ
СОШ № 2 г. Советский
Домашний адрес: мкр. Нефтяник, д. 25, кв.22,
г. Советский
Руководитель: Чайников Александр Юрьевич,
учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ
№ 2 г. Советский
г. Советский
2017
Оглавление.
1. Введение…………………………………………………….. с.3
2. Цель и задачи проекта……………………………………….с.3
3. Актуальность, новизна проекта……………………………..с.4
4. Содержание проекта…………………………………………с.5
5. Результаты работы над проектом…………………………...с.6-7
6. Выводы……………………………………………………….с.8
7. Заключение…………………………………………………..с. 9
Литература.
Приложения.
Изучая дедов, узнаём внуков, изучая предков,
узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны
признать себя случайностями, не знающими, как
и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём
живём, как и к чему должны стремиться.
(В.О.Ключевский)
В нашей семье, как величайшие реликвии хранятся награды, и документы моего прадеда Догадина Ивана Александровича, ветерана Великой Отечественной войны (приложение 1). Память о нём и таких как он даёт нам возможность быть лучше и мудрее, лучше знать историю нашей страны и её роль в мире. Ценить её такой, какая она есть, гордиться её свершениями и быть её достойным гражданином.
Проблема: проходит время, уходят из жизни ветераны, переосмысливается история, и вот мой дед уже вроде бы и не освободитель, а оккупант. Как легко всё изменить, переиначить, когда нет тех, кто являлся непосредственным участником событий.
Цель: изучив материалы семейного архива и документальные свидетельства, найти доказательства подтверждающие факт участия моего прадеда в освобождении своей страны и других народов от фашизма.
Задачи:
1. Собрать имеющуюся в семье информацию.
2. Проанализировать документальные материалы моего прадеда.
3. Найти информацию боевого пути воинской части, в которой служил мой прадед.
4. Доказать или опровергнуть поставленную мной гипотезу.
5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
6. Представить результаты своей работы моим родственникам и учащимся класса.
Актуальность, новизна проекта: память формирует наше сознание, и каким оно будет, во многом зависит от того, в каких условиях оно формировалось. Уроки войны учат нас ценить мир и взаимопонимание, быть терпеливым и терпимым по отношению к людям различных наций и народов, и неприять то, что ведёт к саморазрушению и гибели. В этой работе мне впервые предстоит собрать имеющуюся в семье и у родственников информацию о моём прадедушке Догадине Иване Александровиче, ветеране Великой Отечественной войны. Подробнее изучить его боевой путь, опираясь на имеющиеся, в семье документы, а так же собрать воедино всю информацию из дополнительных источников, сохранив их в семье для будущих поколений.
Гипотеза: мой прадед, участник Великой Отечественной войны являлся участником освобождения своей страны и государств Европы от фашизма в составе Красной армии.
Краткий обзор литературных источников: Для получения дополнительной информации о боевом пути, где участвовал мой прадед, мне предстоит изучить энциклопедии и материал учебника 9 класса, в них описание битв и сражений даны более доступно, к тому же там есть карты сражений и описаны значения тех или иных битв для хода всей войны. Так же мне необходимо более подробно изучить интернет сайты «Память народа» и «Подвиг народа», где может находиться дополнительная информация, которой ещё нет в нашей семье.
Продукт: исследовательский материал, собранный в результате работы.
Место и сроки проведения исследования: 1. МБОУ СОШ №2 города Советский, сентябрь 2016 – февраль 2017 года
Краткая характеристика объекта: Догадин Иван Александрович (1919-1972гг), участник Великой Отечественной войны. Воинское звание — старший сержант. В период с сентября 1942 по октябрь 1943 г.г. был командиром стрелкового отделения 28-ого стрелкового полка, а с декабря 1943 по апрель 1944 г.г., после ранения и в той же должности был переведен 202-ой запасной стрелковый полк. Награжден: орденом «Красной Звезды», медалями: «За победу над Германией», «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «50 лет Вооруженных сил СССР».
Метод исследования: - анализ источников:
устных: для получения информации о ветеране необходимо опросить Дранишникова (Догадина) Людмила Ивановна дочь Ивана Александровича. Полученную информацию сопоставить с имеющимися и полученными на сайте «Память народа» документами. Сформировать боевой путь ветерана и части, в которой он служил, описать наиболее крупные операции, в которых участвовал, подтвердить или опровергнуть гипотезу.
вещественных: изучение ордена «Красной Звезды», имеющееся повреждение может относиться к военным или послевоенным событиям. Дополнительную информацию может предоставить Дранишникова (Догадина) Людмила Ивановна.
письменных: анализ записей «Военного билета» ветерана, получение информации. Сбор информации с интернет сайтов «Подвиг народа» и «Память народа», составление боевого пути ветерана и воинской части для подтверждения или опровержения гипотезы.
Иван Александрович был четвертым ребенком в семье колхозников Александра Прокопьевича и Матрены Ивановны Догадиных. Поднимать семерых детей было не просто — выручало большое подсобное хозяйство и 50 соток земли. Младшие помогали старшим, то есть к труду в поле и дома ребята привыкли с ранних лет. Эта крестьянская закалка очень пригодилась Ивану в учебе — он в 1938 году закончил Ветлужский лесотехникум по специальности «мастер лесозаготовок» (приложение 2А) и тем более помогла преодолеть все тяготы воинской службы.
Его призвали в армию за два года до начала Великой Отечественной войны в октябре 1939 года. Направили его служить в пограничные войска на Дальний Восток (приложение 2). И хоть обстановка на границе с Манчжурией после нападения Германии на СССР осложняется с каждым днем, советские пограничники понимали, что именно на западных фронтах решалось будущее наше страны. По материалам Военного билета известно, что в сентябре 1942 года он был уволен из части и направлен на службу в 28 стрелковый полк 102 дивизии, командиром отделения (приложение 2БВ).
В критический момент, осенью 1942 года, в сторону Сталинграда и Курска отправились эшелоны с бойцами Дальневосточного военного округа. К февралю 1943 года закончился разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Успешно развивалось наступление и на Южном фронте, где удалось изгнать неприятеля с Северного Кавказа и большей части Донбасса, а также на центральном участке: были освобождены Ржев, Воронеж, Курск. В конце марта 1943 года ситуация на советско-германском фронте стабилизировалась[1].
В районе Курска в составе 28-ого стрелкового полка 102 дивизии принял боевое крещение младший сержант Иван Догадин. В районе села Нижний Реут, Фатежского района Курской области 17 марта 1943 года он получил легкое пулевое ранение в бедро (приложение 3). С того времени возле школы, в глубине сада установлен памятник в память о защитниках села, погибших в 1943 году. На этом месте захоронен летчик младший лейтенант Иван Харитонович Ищенко, погибший 30 мая в период сражений на Курской дуге в воздушном бою при сопровождении бомбардировщиков. Во время войны некоторое время в здании школы располагался советский военный штаб.[2]
Готовясь к летней компании, нацистские стратеги сконцентрировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта, обращённый на запад. Ставка Верховного главнокомандования, вовремя получив от разведки информацию о планируемом наступлении, хорошо подготовилась к обороне и ответным действиям. Когда 5 июля 1943 года вермахт обрушил удар на Курскую дугу, Красная армия сумела выдержать его, а спустя семь дней перешла к стратегическому наступлению.
Курская битва завершилась коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки Красной армии. Немецкие войска начали отступление с территории Советского союза. Контрнаступление Красной Армии на орловском и Белогородско-Харьковском направлениях шло при жестоком сопротивлении врага[3]. В одном из таких боев — за освобождении г. Щорса Черниговской области Украинской ССР — командир 1-ого стрелкового отделения Догадин И.А. в составе 55 стрелковой дивизии 111 стрелкового полка 61 армии Белорусского фронта под минометным огнем «...проявил исключительный героизм лично уничтожив 3-х немцев… Следуя его примеру бойцы и других отделений не взирая на смертельную опасность, бросились в атаку и очистили город от оккупантов», - сказано в рапорте командира полка, представившего прадедушку к правительственной награде — ордену «Красной звезды» (приложение 4). Ивану в то время было 24 года, когда он был награждён орденом Красной Звезды (приложение 5АБ, 6). Командиром дивизии в то время был полковник Заиюльев Николай Николаевич. Родители передают легенду, что именно этот орден и спас однажды деда, когда пуля попала в него. До сегодняшнего дня этот след сохранился на ордене (приложение 7)
С октября 1943 года находился на излечении в эвакогоспитале по декабрь 1943, затем переведён в 202 запасной стрелковый полк, а в апреле 1944 года был уволен в запас в связи с ранением (приложение 2Б).
В начале 1942 прибыла на Северо - Западный фронт, где участвовала в боях в Новгородской области. Под деревнями Рыкалово и Большие Дубовицы нанесла жестокое поражение эсэсовской дивизии "Мертвая голова". В последующем дивизия участвовала в Курской битве, освобождала левобережную Украину, Белоруссию. За участие в освобождении города Мозырь получила почетное наименование "Мозырская", за доблесть в бою награждена орденом Красного Знамени. В конце 1944 дивизия участвовала в освобождении Советской Латвии. В том же году была передана в состав Военно - Морского Флота (КБФ), став 1-й Мозырской Краснознаменной дивизией морской пехоты. Праздник Победы дивизия встретила на военно - морской базе Порккала - Удд.
Дивизией командовали:
Шевчук Иван Павлович (12.12.1941 - 10.05.1942), генерал-майор;
Заиюльев Николай Николаевич (11.05.1942 - 21.01.1944), полковник;
Андрусенко Корней Михайлович (22.01.1944 - 07.10.1944), полковник [4].
55 стрелковая дивизия 111 стрелкового полка 61 армии Белорусского фронта продолжила участвовать в освобождении Белоруссии, затем городов Литвы, Латвии, Кёнигсберга, Польши. Её бойцы участвовали в штурме Берлина, а закончила она свой победоносный поход в городе Прага столице Чехии (приложение 8).
После войны, вернувшись на родину, в Горьковскую область, фронтовик Догадин долго носил фуражку пограничника и очень дорожил ею. Обзавелся семьей. Работал на лесозаготовках. А в 1954 г. овдовел и долгое время воспитывал один троих детей. Помогал им решать задачи и сам учился, чтобы не терять профессиональную квалификацию. Его уважали на работе, потому что он был грамотным, знающим свое дело специалистом. Много читал, его настольными газетами были «Советская Россия» и «Лесная промышленность». 27 трудовых лет он отдал своей профессии. Еще успел поработать и в нефтегазоразведочной экспедиции в Березовском районе. Но в 1967 году все — таки вернулся в лесную отрасль, приехав в молодой поселок Советский. Здесь прадедушка трудился на заготовке древесины, на разделке и погрузке леса в Советском ЛПХ.
26 декабря 1972 года мой прадед умер из-за ишемической болезни сердца (приложение 9). Он похоронен в городе Советский . Тогда его детям было около 20 лет.
В результате работы я получила:
Результаты исследовательского проекта были представлены мною на школьной научной конференции по проектно-исследовательской деятельности, в классе, а так же моим родителям.
В заключении хочется сказать, что большую помощь в написании моей работы мне оказала Дранишникова (Догадина) Людмила Ивановна дочь Ивана Александровича.
В результате этой работы была сохранена память о страшных событиях Великой Отечественной войны. Воспоминания страшных событий особенно запоминается, когда о них рассказывает близкий человек, сам переживший войну и ее последствия.
Мои рекомендации:
Литература
Интернетсайты:
- //ru.wikipedia.org/wiki/Нижний_Реут;
- https://pamyat-naroda.ru/heroes/.;
- https://ru.wikipedia.org/wiki/55.
[1] А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «История России XX в.»,-М., «Просвещение» 2003
[2] Википедия.
[3] А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «История России XX в.»,-М., «Просвещение» 2003
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/55.
Загадочная система из шести экзопланет
Растрёпанный воробей
Весенняя гроза
Пчёлы и муха
Воздух - музыкант