В исследовательской работе анализируется история фанатского движения в России (на примере Санкт-Петербурга), приводится сравнительный анализ фанатских движений футбольных клубов "Зенит" и "Спартак"
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_chast.docx | 31.09 КБ |
Введение
Современный футбол является мощнейшей индустрией, которая с момента своего появления видоизменяется и усложняется. Болельщики футбола представляют собой разнородную, многомиллионную аудиторию. Массовость данного явления невозможно переоценить, так как регулярно в большинстве городов мира проходят футбольные состязания. Москва и Санкт-Петербург не являются исключениями, в столичных городах концентрируется значительная часть российского фанатского сообщества. Таким образом, футбол концентрирует вокруг себя огромное количество фанатов, объединения которых представляют из себя определенного вида субкультуру. Ввиду территориальных особенностей фанатское движение может отличаться в некоторых аспектов своего существования. В связи с этим представляется целесообразным сравнить фанатское движение в Москве и Санкт-Петербурге, на примере футбольных клубов «Зенит» и «Спартак».
Объектом исследования выступает фанатское сообщество Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметом исследования выступают особенности сообществ поклонников футбола на примерах фанатских объединений футбольных клубов «Зенит» и «Спартак»
Целю исследования является сравнение фанатского движения в Москве и Санкт-Петербурге на примере футбольных клубов «Зенит» и «Спартак»
Задачи исследования:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. История и современное состояние фанатского движения
Футбол в Советском союзе и современной России достаточно популярный вид спорта. С середины ХХ века футбол в нашей стране становится одной из любимых форм досуга, граждане увлеченно следили за баталиями своих любимых команд, однако говорить о том, что в это время начинает формироваться полноценное фанатское движение еще рано.
Фанатское движение в СССР в том виде, в котором оно существует сегодня начало зарождаться в 1970-е годы. Своим появлением фанатское движение обязано болельщикам футбольного клуба «Спартак». В это время на трибунах начинает появляться соответствующая атрибутика, болельщики начинают занимать определенные сектора на стадионах и скандировать речевки в поддержку клуба. В этот период время наряду со спартаковскими фанатами активно формируются фанатские объединения другого московского клуба – «ЦСКА». К концу 70-х годов ХХ века фанатское движение зарождается в ряде крупных городов Советского Союза. Свои фанатские объединения имеют клубы, находящиеся в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси. Начинают практиковаться фанатские выезды на игры команды в другие города. Подобное положение вещей сохранялось практически все 80-е годы ХХ века [1. с. 95-96].
После развала СССР фанатское движение в России стало стремительно расширяться, на волне демократизации в страну хлынул поток информации о устройстве и социальных практиках западного общества в том числе и информация о фанатском движении за рубежом. В это же время происходит адаптация западной фанатской традиции в российских реалиях. В 1990-е годы начинают формироваться первые фанатские хулиганские группировки сравнимые по масштабу с европейскими. В середине 1990-х годов происходят первые крупные стачки между фанатами, с этих времен безопасность на футбольных матчах начинают обеспечивать не только сотрудники милиции, но и ОМОН.
Начиная с 2000-х годов и по сегодняшний день российское фанатское движение имеет характерные для английского фанатского сообщества черты. Практически все футбольные клубы в России вплоть до низших дивизионов имеют свои фанатские группировки, нередки массовые конфликты и потасовки между фанатами [1. с. 100].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что фанатское движение в нашей стране относительно молодо, но оно за незначительный промежуток времени смогло стать часть европейского футбольного сообщества и впитать в себя основные аспекты поведения западных футбольных фанатов
1.2 Характеристика фанатского движения в современной России на примере Москвы и Санкт-Петербурга
Футбольные фанаты в настоящий момент представляют из себя полноценную субкультуру со всеми необходимыми атрибутами. Рассмотрим футбольных фанатов клубов «Спартак» и «Зенит». У каждого фанатского сообщества этих клубов существует ряд характерных для субкультуры особенностей. Фанаты «Спартака» и «Зенита» имеют определенный набор отличительных признаков. К таким признакам можно отнести знаковые (символика, идеология); поведенческие (ритуалы, нормы поведения) и социальные. К характерным признакам фанатского движения можно отнести следующие характерные черты: самоорганизация и независимость от формальных государственных структур, присутствует наличие определенных стереотипов поведения и характерная закрытость от внешнего мира.
Одной из самых выделяющихся характеристик современного фанатского движения в России является атрибутика. Следует отметить, что внутри одного фанатского сообщества существует различная атрибутика, это связано с принадлежностью фаната к определенной группе. Болельщики, которые не являются приверженцами того или иного крыла фанатского движения активно используют стандартизированную атрибутику. К ней относятся значки, сувениры, шарфы, головные уборы и тому подобные аксессуары. В приоритете всегда цвета поддерживаемой команды [2. с. 15-17].
Другой характерной чертой фанатского движения является сленг. Фанатский сленг сегодня находится в процессе постоянного изменения и дополнения. Огромное влияние на это явление имеет английский язык. Общение футбольных фанатов своеобразно, оно отражает особенности данного вида спорта и актуальную повестку дня.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время фанатское движение в России является сформированным и достаточно обособленным движением, со своими особенностями выражающимися в сленги, атрибутике и поведении.
Глава 2. Фанатские организации футбольных Клубов «Зенит» и «Спартак»: общее и особенное
2.1. Характеристика фанатского движения ФК «Зенит»
Приступая к характеристике фанатского движения «Зенита» следует охарактеризовать социальную среду болельщиков данного клуба. Прежде всего следует отметить, что эта сообщество представляет собой среду, на которую на разных этапах оказывали влияние различные футбольные практики зарубежных стран и регионов России. Изначально сообщество формировалось под влиянием московских фанатов, которые транслировали «английскую модель». Затем фанатизм в Петербурге практически исчез, нарушилась связь поколений, после чего, возродившееся сообщество формировалась под влиянием «английской» и «итальянской» модели, банально копируя знаковые формы активности. Затем, когда в движение вернулись представители прошлого поколения фанатов, они начали внедрять практики, традиционные для советского фанатского движения. Под влиянием различных факторов фанатское движение «Зенита» на сегодняшний момент представляет собой достаточно сформированную среду со своими традициями и нормами поведения.
Болельщиками ФК «Зенит» являются тысячи людей по всей стране, но наибольшая их часть находится в Санкт-Петербурге так как этот город является родиной этого футбольного клуба. Массовость зенитовского фанатского движения в Петербурге характеризуется возрастным составом сообщества, в движение вовлечены представители всех возрастов – от детей до пенсионеров. Ввиду разнообразного возрастного состава в среда болельщиков не является однородной, можно выделить как умеренные группы болельщиков, так и болельщиков которых можно отнести к категории футбольных хулиганов. К этой категории относится часть молодежного фанатского движения клуба [4].
Современное фанатское движение ФК «Зенит» представляет из себя активное футбольное сообщество, постоянно работающее над улучшением качества поддержки команды и созданием позитивного имиджа фанатского сообщества клуба. Для этих целей во всех популярных социальных сетях созданы соответствующие странички паблики, охватывающие многотысячную аудиторию. Существует сайт -«Ландскрона» позиционирующий себя как объединенная площадка зенитовского фанатского сообщества. На сайте можно найти историю фанатского движения, актуальные новости команды и фанатского сообщества, обсудить последние изменения, связанные с командой и игроками, а также узнать актуальное расписание матчей и расписание будущих игр [2. с. 123-126].
Таким образом, зенитовское фанатское движение на современном этапе представляет собой достаточно организованное движение со своими сформированными традициями и практиками поведения. Как любое фанатское движение, сообщество зенитовских фанатов не является однородным и имеет в своем составе как умеренные, так и радикальные группировки. Наличие подобного разделения обусловлено демографическим составом в виду того, что в рядах фанатов присутствуют представителя от молодежи и от пенсионеров. Несмотря на всю пестроту данного движения, фанаты выступают едим целым в своей поддержке любимому клубу и проявляют значительную активность не только на стадионах, но и в социальных сетях.
2.2. Характеристика фанатского движения ФК «Спартак»
Фанатское движение ФК «Спартак» является родоначальником всего отечественного фанатского движения. Первые организованны группы молодых людей с красно-белой атрибутикой московского «Спартака» появилась на трибунах в 1972 году, который в московском сообществе поклонников футбола принято считать годом зарождения движения. В 1977 году появилась первая формальная структура – фанатский клуб московского «Спартака». Участники этого сообщества начали активно внедрять атрибутику, также появились первые знамена, которые чаще всего изготавливали самостоятельно. На данном этапе зародилась практика скандирования, были придуманы первые «кричалки», прославляющие любимый клуб. Данная группа привлекала к себе большее внимание простых болельщиков, чем действия футболистов на поле. Отношение правоохранительных органов к фанатам тогда было достаточно лояльным. Через несколько лет советские власти приняли решение, что подобная форма поддержки футбольных клубов – явление антисоветское и начались первые гонения на околофутбольную активность. Сотрудники милиции регулярно забирали в отделение болельщиков только за то, что они носили клубную атрибутику. Позднее милиционеры у входа на трибуны стадионов начали конфисковывать флаги, шарфы, и прочие фанатские атрибуты. Таким образом, зарождавшиеся формы активной поддержки футбольных команд были минимизированы [3].
После развала СССР спартаковское фанатское движение начинает обретать современные черты, в фанатской среде активно внедряется атрибутика клуба, появляются речевки и разнообразные методы поддержки команды. Традиционным для футбольных болельщиков становится деление фанатского сообщества на умеренных и радикальных фанатов.
На сегодняшний день фанатское сообщество ФК «Спартак» имеет свои странички и паблики в социальных сетях. Интернет-площадкой, объединяющей фанатов, является сайт «Фратрия». Данный сайт является одной из крупнейших фанатской площадкой в России. Основной целью площадки является поддержка клуба в выездных и домашних матчах. Характерной особенностью данной площадки является высокий уровень самоорганизации. «Фратрия» была образована в 2005 году, как реакция спартаковского фанатского сообщества на неудачи команды в сезоне и неэффективную работу существующих на тот момент фанатских организаций ФК «Спартак» [5].
Основными задачами «Фратрии» как фанатской организации являются:
- Популяризация ФК «Спартак» и фанатского движения среди москвичей и граждан России
- Участие в социально значимых проектах клуба и организация своих собственных
- Организация зрелищных перформансов в поддержку клуба
- Поддержка команды на домашних и гостевых матчах
Таким образом, можно сделать вывод о том, что спартаковское фанатское движение является старейшим фанатским движением в России, именно оно стало прообразом фанатских организаций других отечественных футбольных клубов. Сегодня фанатское сообщество «Спартака» является одним из крупнейших фанатских сообществ в стране, ведущим активную деятельность по поддержке команды на выездных и домашних матчах, а также ведущую активную работу по популяризации ФК «Спартак» в социальных сетях.
2.3 «Зенит» - «Спартак»: противостояние клубов на трибунах
Взаимоотношения двух крупнейших отечественных фанатских сообществ всегда славились напряженностью. Особенно это ярко выражено в дни игр этих двух команд между собой. Напряженный отношения и регулярные столкновения фанатов между собой позволили в среде фанатского сообщества считать «Зенит» и «Спартак» непримиримыми соперниками.
За длительное соперничество «Зенита» и «Спартака» в среде фанатов сложилось огромное количество не безобидных песен, кричалок и зарядов с целью унизить и оскорбить команду соперника. Непримиримое соперничество двух клубов отражено и в гимне «Зенита» «Город над вольной Невой». Это является своеобразным показателем того, что нет для «Зенита» более серьезного соперника чем московский «Спартак».
Однако, отношения между двумя столичными клубами не всегда были связаны с постоянным противостоянием. В ноябре 1996 года в Санкт-Петербурге прошел знаменитый золотой матч «Спартак» — «Алания», в город приехало под 20 тысяч болельщиков красно-белых, и фанаты «Зенита» даже симпатизировали москвичам в игре против владикавказцев. По свидетельству местных болельщиков «Спартака», «на этот матч пришло около полсектора зенитчиков, которые поддерживали нас против гостей с Кавказа».
В целом фанатское движение в Питере когда-то было достаточно миролюбивым и в отношениях с болельщиками других клубов соблюдало нейтралитет. Однако к середине 90-х часть фанатов «Зенита» радикализировалась — во многом по примеру московских «коллег». Набирали обороты экстремистские молодежные субкультуры.
«Еще в начале 1996 года в столице пошли слухи, что зенитчики стали поговаривать, что надо бы мочить всю Москву», — это еще одно свидетельство Профессора, который написал подробный рассказ о знаменитом Щелковском побоище, драке, случившейся 30 августа 1997 года и положившей начало яростной вражде между фанатами [3].
Газеты и информационные агенства писали о драке примерно так. Около 700 фанатов «Зенита» шли колонной от автовокзала на «Щелковской» в сторону стадиона «Локомотив». На подходе к арене колонну встретили примерно две сотни фанатов «Спартака». Внезапность сделала свое дело, даже несмотря на численное превосходство гостей. По сути, это была не драка, а избиение — кто не успел убежать, попал в травмпукнты и больницы. После этого случая начинается непримиримое противостояние двух столиц на трибунах во времена футбольных матчей. Во время встреч этих команд фанаты используют весь арсенал средств от соответствующей атрибутики до откровенно оскорбительных кричалок и зарядов.
Заключение
В процессе рассмотрения фанатского движения Москвы и Санкт-Петербурга была изучена история фанатского движения в России, характеризовано фанатское движение на примере футбольных клубов «Зенит» и «Спартак», рассмотрено взаимоотношение фанатских сообществ «Зенита» и «Спартака» и выявлены перспективы их взаимодействия.
Исходя из этого можно сделать вывод, что фанатское движение в России берет свое начало в 70-х гг. ХХ века из первых фанатских организаций футбольного клуба «Спартак». За время своего существование фанатское движение трансформировалось из обычного досуга в настоящую субкультуру с присущей ей характерными чертами.
Современное фанатское движение представляет из себя достаточно разнообразное сообщество состоящие из фанатов различных клубов. Рассмотренные фанатские организации клубов «Зенит» и «Спартак» характеризуют фанатское сообщество в целом. Общими для этих клубов является использование атрибутики, кричалок, различной символики, похожими являются половозрастной состав болельщиков и деление фанатского движения на умеренных и «хулиганов». Схожими являются и формы организации взаимоотношений фанатского сообщества с внешним миром, каждое движение имеет свои паблики и странички в социальных сетях и сайты объединенных фанатских движений.
К отличиям следует отнести сложившиеся практики внутри футбольных сообществ. Одни активно применяют перформансы на трибунах, другие соответствующие баннеры, существуют отличия и в стилистике поддержки любимого клуба. Каждый клуб на сегодняшний момент имеет устоявшиеся фанатские практики и атрибутику движения.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения фанатского движения в России и при изучении соответствующих разделов курса «Обществознание»
Литература
Мост из бумаги для Киры и Вики
Иван Васильевич меняет профессию
Как нарисовать лимон акварелью
Мост Леонардо
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку