Шахматы очень интересная, увлекательная и умная игра. Ведь не даром, даже в школе ввели обязательные уроки шахмат. Обучение игре в шахматы помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни. Ни один вид спорта не имеет такую огромную многовековую историю. Шахматы были актуальны и тысячу лет назад и сто и даже сейчас эта игра не теряет своей популярности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moi_shahmaty.ppt | 779.5 КБ |
shahmaty.docx | 34.97 КБ |
Слайд 1
МОИ ШАХМАТЫ Подготовил ученик 4 класса МБОУСОШ п.Таёжный: Гладких Павел, Руководитель: Решетова Ирина Александровна www.PresentationPro.comСлайд 2
Когда мне было 5 лет, моя мама достала из шкафа странную деревянную коробку. Она вся была в белых и черных квадратиках. Когда мы ее открыли, внутри лежали интересные фигурки. Именно тогда, мама впервые познакомила меня с игрой в шахматы. www.PresentationPro.com
Слайд 3
www.PresentationPro.com ЦЕЛЬ моего проекта: знакомство с основными правилами и приемами игры. ЗАДАЧИ : - изучить историю возникновения шахмат; - познакомить ребят с основными правилами игры, показать особенности моей игры; - вызвать интерес к игре в шахматы
Слайд 4
www.PresentationPro.com АКТУАЛЬНОСТЬ: Шахматы очень интересная, увлекательная и умная игра. Ведь не даром, даже в школе ввели обязательные уроки шахмат. Обучение игре в шахматы помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики и мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Слайд 5
www.PresentationPro.com ИСТОРИЯ ШАХМАТ Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.
Слайд 6
www.PresentationPro.com ПРАВИЛА ШАХМАТ Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий. Ход считается сделанным в следующих случаях: - рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле; - при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою; - при рокировке; - при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.
Слайд 7
www.PresentationPro.com ВЫИГРЫШ В ШАХМАТАХ Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.
Слайд 8
www.PresentationPro.com Ученые доказали, что обучение шахматам способствует развитию навыков, необходимых для жизни в XXI веке. Такие как: Успеваемость Усидчивость Стрессоустойчивость
Слайд 9
www.PresentationPro.com МОЙ ПОДХОД К ИГРЕ: Я веду игру тихо, спокойно и даже если мне ставят шах я не начинаю паниковать, а стараюсь выйти из ситуации, хоть и приходится жертвовать фигурами. Но если есть возможность, я стараюсь сохранить все фигуры, даже пешки для меня очень ценны. Мои первые ходы – это пешки, я ими стараюсь занять центр шахматной доски, но не стоит забывать про то, что нужно охранять фигуры, ведь без защиты их могут срубить. В середине игры я начинаю ставить противнику как можно больше шахов, это сильно действует на противника, он начинает совершать ошибки, а иногда, и совсем сдается. Когда я веду игру, я продумываю каждый ход, ведь если ты не будешь продумывать шаги, то ты проиграешь. Шахматы учат меня принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия принятых мною решений. Это очень важное качество характера, которое пригодится мне и в дальнейшей жизни.
Слайд 10
www.PresentationPro.com ВЫВОДЫ: Изучая материал для написания проекта, я узнал много нового о моей любимой игре. Мне очень понравилась история шахмат. Древние люди, которые жили тысячу лет назад, играли в такие же шахматы, в которые сейчас играю я. Так же, оказалось, что игра в шахматы не только интересная, но и очень полезная для развития моих личностных качеств. Я буду продолжать играть в шахматы, участвовать в соревнованиях и постараюсь привлечь к игре в шахматы как можно больше моих товарищей.
Слайд 11
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ www.PresentationPro.com
Слайд 12
www.PresentationPro.com Интернет источники: https://chessok.net/article/5-istoriya-vozniknoveniya-shahmat.html http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/shahmaty/ https://www.gambler.ru/Chess_history https://rosuchebnik.ru/material/shakhmaty-v-shkole/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Таёжный»
РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Практико–ориентированный проект
«МОИ ШАХМАТЫ»
Подготовил ученик 4 класса:
Гладких Павел Сергеевич,
Руководитель:
Решетова Ирина Александровна,
учитель начальных классов.
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение. | 3 |
2. | Цель и задачи проекта. | 3 |
3. | Актуальность. | 3 |
4. | Содержание проекта. | 4 |
5. | Выводы. | 8 |
6. | Список использованной литературы. | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры,
чем от выигранной.
Вы должны проиграть сотни игр,
прежде чем стать хорошим игроком.
Хосе Рауль Капабланка
Когда мне было 5 лет, моя мама достала из шкафа странную деревянную коробку. Она вся была в белых и черных квадратиках. Когда мы ее открыли, внутри лежали интересные фигурки. Именно тогда, мама впервые познакомила меня с игрой в шахматы. Она показала мне, как ходят разные фигуры, объяснила правила игры. После этого я часто наблюдал за шахматными партиями между мамой и папой, нередко они и меня звали поиграть, мы устраивали семейные состязания на выбывание. Сначала я все время проигрывал, но с каждой новой игрой я все больше начинал понимать смысл игры, каждый мой ход становился более продуманным, дальше я уже стал продумывать игру на несколько ходов вперед. Эта игра мне сразу понравилась, и чем больше я в нее играю, тем интереснее она становится для меня, ведь с каждой новой партией я узнаю что – то новое, выискиваю новые решения в сложившихся ситуациях. Я люблю играть в шахматы и очень бы хотел, чтоб мои друзья разделяли мои интересы, чтоб им понравились шахматы так же, как они нравятся мне, именно для этого я и создал свой проект.
ЦЕЛЬ моего проекта: знакомство с основными правилами и приемами игры.
ЗАДАЧИ:
- изучить историю возникновения шахмат;
- познакомить ребят с основными правилами игры, показать особенности моей игры;
- вызвать интерес к игре в шахматы
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Шахматы очень интересная, увлекательная и умная игра. Ведь не даром, даже в школе ввели обязательные уроки шахмат. Обучение игре в шахматы помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни. Ни один вид спорта не имеет такую огромную многовековую историю. Шахматы были актуальны и тысячу лет назад и сто и даже сейчас эта игра не теряет своей популярности.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.
Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.
Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника], а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.
К XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.
ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ
Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий. Ход считается сделанным в следующих случаях:
- рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
- при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
- при рокировке;
- при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.
Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:
Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.
Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.
ВЫИГРЫШ В ШАХМАТАХ
Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:
- отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
- взять фигуру, которая угрожает королю;
- поставить другую свою фигуру под удар.
Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать. Партия считается выигранной если:
- один из игроков дал мат королю соперника;
- один из игроков признал поражение;
- у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы; техническая победа.
НИЧЬЯ В ШАХМАТАХ
Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом. Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:
- никакая последовательность ходов не приводит к мату;
- троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
- оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов); обоюдное согласие на ничью;
- один из игроков просрочил время.
КОНТРОЛЬ ВРЕМЕНИ В ШАХМАТАХ
Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника. Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:
- на доске стоит мат;
- на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
- флажки упали у обоих игроков;
- у оппонента нет возможности поставить мат.
ШАХМАТЫ В 21 ВЕКЕ
Ученые доказали, что обучение шахматам способствует развитию навыков, необходимых для жизни в XXI веке.
Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?
Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.
Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.
Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.
Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.
Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.
Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.
Так же по мнению специалистов, игра в шахматы влияет на:
Успеваемость Согласно полученным данным, у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017», учитель информатики Петр Байкалов считает, что: – «Шахматы отучают от привычного сегодня для молодежи клипового мышления – это действительно так. Они заставляют ребенка больше думать, больше концентрироваться на решении. И тем самым способствуют более вдумчивому отношению к предмету.»
Усидчивость Проблемы дисциплины на уроке и ранее были, а сегодня, в век распространения гаджетов и соцсетей, они еще более актуальны. Кандидат в мастера спорта по шахматам и руководитель разработки интерактивного УМК по шахматам Петр Чернышев подчеркивает, что игра учит организованности и разумному использованию своего времени: – «Чтобы идти к цели, нужно иметь план, хотя бы в голове. Лучше плохой план, чем его отсутствие. Ребенок учится общаться с соперником, предугадывать его ходы, его настроение, его возможности практически на интуитивном уровне.»
Стрессоустойчивость Гроссмейстеры, которые готовят юных шахматистов к соревнованиям, отмечают, что игра способствует повышению стрессоустойчивости. Кандидат в мастера спорта по шахматам, основатель сети шахматных школ в РФ Максим Викерчук считает: – «Если правильно готовиться к соревнованиям, они способны закалить ребенка. Главный навык, который дают шахматы – умение просчитывать ходы. В жизни это действительно нужно. Шахматисты постоянно играют, времени зачастую мало, приходится в кратчайшие сроки принимать решение, буквально за секунды, – особенно тем, кто играют в блиц-шахматы.»
МОЙ ПОДХОД К ИГРЕ:
Я веду игру тихо, спокойно и даже если мне ставят шах я не начинаю паниковать, а стараюсь выйти из ситуации, хоть и приходится жертвовать фигурами. Но если есть возможность, я стараюсь сохранить все фигуры, даже пешки для меня очень ценны. Мои первые ходы – это пешки, я ими стараюсь занять центр шахматной доски, но не стоит забывать про то, что нужно охранять фигуры, ведь без защиты их могут срубить. В середине игры я начинаю ставить противнику как можно больше шахов, это сильно действует на противника, он начинает совершать ошибки, а иногда, и совсем сдается. Когда я веду игру, я продумываю каждый ход, ведь если ты не будешь продумывать шаги, то ты проиграешь.
Шахматы учат меня принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия принятых мною решений. Это очень важное качество характера, которое пригодится мне и в дальнейшей жизни.
ВЫВОД:
В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых решений на все вопросы. Здесь учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, развивает стратегическое мышление, ищут нестандартные решения и создают прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, стрессоустойчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Изучая материал для написания проекта, я узнал много нового о моей любимой игре. Мне очень понравилась история шахмат. Древние люди, которые жили тысячу лет назад, играли в такие же шахматы, в которые сейчас играю я. Так же, оказалось, что игра в шахматы не только интересная, но и очень полезная для развития моих личностных качеств.
Я буду продолжать играть в шахматы, участвовать в соревнованиях и постараюсь привлечь к игре в шахматы как можно больше моих товарищей.
ЛИТЕРАТУРА:
Интернет источники:
https://chessok.net/article/5-istoriya-vozniknoveniya-shahmat.html
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/shahmaty/
https://www.gambler.ru/Chess_history
https://rosuchebnik.ru/material/shakhmaty-v-shkole/
"Разделите так, как делили работу..."
Знакомые следы
Медведь и солнце
Неньютоновская жидкость
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью