Актуальность исследования определена общими проблемами культурологии как интегративного знания, относящимися к процессам, протекающим в современной культуре и обществе. В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа – «семейские».
Проблема культуры региона на современном этапе является одной из актуальных. Семейские являются потомками старообрядцев (староверов), свято хранившие обычаи старины русской культуры. Особый интерес для этнорегионального изучения представляют элементы росписи.
Необходимо учитывать, что на жизнедеятельность семейских Забайкалья оказывали влияние традиции других народов, с которыми существовали тесные контакты (торговые) – буряты.
Вложение | Размер |
---|---|
semeyskie.doc | 88.5 КБ |
palshina_tanya.ppt | 1.63 МБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Тема: Семантический аспект в росписи
семейских Забайкалья и бурят
(доклад по культорологии)
Выполнил: Пальшина Татьяна
ученица 8 класса
МБОУ Мало-Куналейская СОШ
Научный руководитель: учитель ИЗО и черчения
Собашникова Т. И.
Малый Куналей,
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика народных росписей культуры древних славян………4
Глава 2. Исследование росписи в культурах семейских Забайкалья
и бурят………………………………………………………………….…..….7
2.1. Семиотический аспект в росписях семейских Забайкалья …………..……..….7
2.2. Обереговая функция в орнаменте бурят…………………………..…………......8
2.3. Межэническое взаимодействие и сравнительный анализ росписи семейских
Забайкалья и орнамента бурят……………………………………. …………...…9
Заключение ……………………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………………12
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность исследования определена общими проблемами культурологии как интегративного знания, относящимися к процессам, протекающим в современной культуре и обществе. В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа – «семейские».
Проблема культуры региона на современном этапе является одной из актуальных. Семейские являются потомками старообрядцев (староверов), свято хранившие обычаи старины русской культуры. Особый интерес для этнорегионального изучения представляют элементы росписи.
Необходимо учитывать, что на жизнедеятельность семейских Забайкалья оказывали влияние традиции других народов, с которыми существовали тесные контакты (торговые) – буряты.
История росписей семейских исследована: Г.И. Ильиной-Охрименко, И.В. Маковецким, А.М. Поповой, Ф.Ф. Болоневым и др.
Цель исследования – выявить семантический аспект в росписи семейских Забайкалья и бурят, осуществить описание их отдельных фрагментов, имеющих социокультурное значение в культурологическом аспекте.
Объект исследования – культура и искусство семейских Забайкалья и бурят.
Предмет исследования – семантика росписи, как важный элемент материальной культуры.
Целевая установка определяет следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть основные элементы орнаментов (росписей) семейских.
2. Выявить роль орнамента в культуре бурят.
4. Дать сравнительный анализ значения росписи семейских с орнаментом бурят.
Научная новизна исследования:
1. В работе выявлен семантический аспект культуры и искусства в росписи семейских Забайкалья и бурят.
2. Актуальность и важность данной темы способствует формированию философских убеждений в учебном процессе, а также в процессе идет рассмотрение роли изучения историко-художественного наследия для развития эстетической культуры творческой личности в процессе обучения.
В работе использованы: сравнительно-исторический, эмпирический и системный методы исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Глава 1. Характеристика народных росписей Восточной Сибири
и культуры древних славян.
Одна из наиболее древних росписей - мезенская роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. [4]
1.2 Семантика росписи древних славян
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. Чаще всего огонь в росписи изображен в виде спирали. В росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи.
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. (Приложение 1) [9]
Глава 2. Исследование росписи в культурах семейских Забайкалья и бурят.
2.1. Семиотический аспект в росписях семейских Забайкалья
Искусство росписи семейских Забайкалья дает глубокое знание о мировоззрении, о быте, хозяйственной деятельности семейских. Несет определенную информацию, через знаки, символы элементов, мотивов, цветовой особенности росписей.
Главным значением был оберег от злых сил, от беды. По мнению древних славян, следовало, так или иначе «обезопасить» свое жилье.
Оберегом служили различные изображения в виде геометрического круга, растительных мотивов самобытных композиций и были глубоко содержательными. И орнаментально-изобразительные системы полны метафорических образов. Содержание декоративных росписей тесно связано с народной культурой, в его основе прослеживаются глубоко гуманистические принципы народной культуры.
В народных росписях широко отразились в художественно совершенном виде не всегда понятные непосвященным людям представление об окружающем мире, о его разделении на три сферы: верхнюю – небесную, среднюю – мир человека, нижнюю – подземный мир.
Как в красочной декорации крестьянского дома, так и в украшении предметов бытовой утвари, орудий труда наиболее выразительной была средняя часть. Народные ремесленники, мыслившие также, как и крестьяне-заказчики, и глубоко верившие в символику изображений, превращали среднюю часть любого предмета в цветущий сад, полный иносказательных образов. Языческий смысл росписей хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают народные росписи важным источником в изучении древней религии. Радужные или разделенные на сектора круги, многолепестковые розетки, венки были символами солнца и одновременно метафорическими охранителями и благопожелательными знаками.
В росписях семейских – лебеди, утки, береза белого цвета, с которым связано все доброе, светлое, святое. Основные мотивы росписей – круги с большим количеством вписанных в них малых кругов, сегменты, «косачи», кресты, уголки, розетки, «сосенки», прямые или волнистые линии – контрастных цветов.
Цветы на венках букетов, кустов, деревьев воспевали красоту земли, и судя по словам песен старообрядцев, могли быть малыми детушками, а пара птиц – супружеской парою. Птицы на вершине дерева – солнечные вестники, звери у его подножья – охранители.[5]
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Им украшены предметы быта. Все предметы материальной культуры, рассматриваемые вне цвета, не могут быть восприняты во всей полноте их выразительности. Только в сочетании с цветом их семантика может быть понята до конца.
Большое значение в материальной и духовной культуре занимают белый, черный, красный, синий цвет. Они входят в бинарную оппозицию: белое – черное; плохое – хорошее, высокое – низкое.
Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни обладает белый цвет. В большинстве культур и у семейских белый цвет – цвет святости и благополучия. Белый цвет обозначает чистоту, непорочность, это цвет перехода человека из одного состояния в другое.
Голубые, лазоревые – ассоциация неба. Багульные (ярко-малиновые), черемные (бордово-коричневые) – ассоциация с багулом и цветущей черемухой. Красный – эмоциональный цвет – знак плодородия и изобилия. Желтый (жарок) – символ солнца, света. Название цвета взято у природных источников (цветов, ягод).
Алый (малиновый) – цвет крови, связанный с жизненным началом.[2]
Многоцветие, контрастность, яркость цветов – главная характерная черта росписей семейских Забайкалья. Истинным является то, что цвета в искусстве росписей семейских представляют не только удовлетворение эстетических потребностей, но и основу – жизнеутверждающие символы духа народа.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что росписи семейских Забайкалья – важный элемент духовной и материальной культуры, явления богатейших традиций, синтезирующих живописные и графические приемы письма, самобытная орнаментация сложных и примитивных техник исполнения. Росписи – отражение культуры семейских Забайкалья.
2.2.Обереговая функция в орнаменте бурят
Орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Как и у других народов орнамент несет в себе обереговую функцию.
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
Изображая орнаменты буряты испульзуют красные, желтые, зеленые, синие и белые краски. В бурятской культуре белый цвет обладает особой сакральностью и выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе («Сагаан вара – Белый месяц»). Белый цвет символизирует что то доброе, светлое, счастливое, святое. Наиболее сложную и противоположную симантику имеет черный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движеться и дышит. Красный обозначает – символ красоты, девственности, святости. Желтый ассоциируется с золотом – изночальность всего. Синий – вечное небо, зеленый символ Земли.
Бурятская орнаментика пока еще мало исследована. Она хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представления о самобытной культуре бурятского народа.[1]
2.3. Межэническое взаимодействие и сравнительный анализ мезенской росписи, семейских Забайкалья и орнамента бурят
Известный консерватизм быта старообрядцев, их отдаленность от центральных районов России не означало, что она (этническая группа) осталась изолированной от внешних влияний и не изменилась, как и художественные, культурные традиции и вся их культура. Культурные взаимосвязи с бурятами были обширны. Взаимовлияние русских и бурят прослеживаются в хозяйственной жизни, строительстве, металлообработке, резьбе, росписи. Исследователь бурятского искусства А.В.Тумахани считает, что роспись масляными красками у западных бурят (Селенгинских) зародилась во второй половине XIX в. Под непосредственным влиянием русских и украинцев. «Бывая у русских дружков, буряты поражались многоцветностью и пышностью их росписей. Сначала буряты приглашали русских мастеров расписывать ящики, а затем и сами быстро освоили растительно-цветочные узоры, подчинив их бурятскому построению композиции с учетом симметрии и ритмики» - отмечала в трудах Г.И.Охрименко.
Семейские с уважением отзывались о бурятах-красильщиках (Санжае, Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыниге из Красного Оронгоя) росписи которых полюбились им. Расписывая на «русский манер», буряты одновременно использовали особенности письма дацанной росписи и ее мотивы. Они применяли известную им богатую цветовую тональность, но чаще писали контрастными тонами, свободным кистевым приемом, следуя традиции русских мастеров росписи.
Расписывали вазоны контурные, округлой и трапециевидной формы с ажурной орнаментацией. Часты в росписях бурят цветы лотоса, кувшинок, гроздья винограда. Бурятское искусство также оказало огромное влияние на культуру семейских. В работах семейских мастеров переплетаются элементы русских и бурятских орнаментов, мотивов и цветовых гамм.
Необходимо отметить, что культура семейских яркая и многообразная формировалась под влиянием других этносов – бурятов, китайцев, украинцев, и очень многое переняла от разных культур. Таким образом, сталкиваясь с другими культурами, осваивает некоторые ее достижения. Это межэтническая, межкультурная коммуникация, в результате которой происходит обмен материальной, духовной продукции их культурной деятельности. Сталкиваясь с другой культурой, культура старообрядцев вбирает в себя элементы нового, этим обогащаясь и осваивая некоторые ее достижения. Русская, бурятская культуры имеют совершенно разные истоки и свой путь формирования. В формировании русской культуры главную роль сыграло христианство. Бурятская культура бурят свое начало в буддизме. Шаманизм у бурят сыграл наиважнейшую роль, так как являлся традиционным верованием в культуре.[5]
Необходимо сделать вывод, что на искусство семейских Забайкалья оказали большое влияние различные культуры, в особенности бурятская культура. Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Таким образом, можно сделать вывод, что в росписях по их символичному значению есть как сходство, так и отличие. Сравнительный анализ росписи семейских Забайкалья и орнамента бурят мы даем в приложении. (Приложение 2)
Сходство мы находим в символике цвета, в обоих культурах значимым является белый цвет, и символизирует о святости, благополучии, счастье. Так же синий и голубой – небо. Нашли похожесть в трактовке геометрических орнаментах, что символизирует о вечном движении и вечной жизни., в растительном - символ материнства и плодородия, в природных – символ женского и мужского начала. Круг в культурах – символ солнца.
Но кроме этого есть различия в символике. Например красный цвет у семейских –плодородие, а у бурят – красоты и девственности. У семейских звери – охранители, а у бурят – благоденствие, процвитания и плодородия. Птицы у семейских - добрые вестники, а у бурят птица – символ мага.(Приложение 3)
Заключение
Рассматривая элементы, сюжетные мотивы, можно составить представление о ценностях, ментальности данной этно-группы. Росписи семейских выступают как семиотическая система, с определенной знаковостью, что позволяет исследованию, развитию богатейших традиций семейских и бурят.
Живописные и графические росписи не утратили свою самобытность и прямые символы, помогающие глубоко проникнуть в культуру семейских Забайкалья и бурят.
Изучая символику двух культур, мы пришли к своей цели - выявить семантический аспект в росписи семейских Забайкалья и бурят, осуществить описание их отдельных фрагментов, имеющих социокультурное значение в культурологическом аспекте. Нами выявлены сходства и различия символики росписи у семейских и бурят.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о значительности и своеобразии художественной культуры семейских Забайкалья и бурят.
Данное исследование может быть использовано учителями МХК, ИЗО на уроках, а так же студентами культурологами.
Список использованной литературы
Слайд 1
Выполнила: Пальшина Таня Ученица 8 класса МБОУ Мало – Куналейская средняя общеобразовательная школа Научный руководитель: Собашникова Т.И. учитель ИЗО и черченияСлайд 2
Мезенская роспись древних славян
Слайд 4
Роспись у семейских
Слайд 8
Орнамент у бурят
Слайд 10
Сравнительный анализ Цветосемантика
Слайд 12
Семантика узоров
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Новый снимок Юпитера
Ласточка
Рисуют дети водопад
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Карандаши в пакете