Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.
В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М. Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон».
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 76 КБ |
Приложение | 448.5 КБ |
demon.ppt | 1.46 МБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятии
Бичурское управление образования
МОУ Мало - Куналейская средняя общеобразовательная школа
Образ демона в произведениях М.А. Врубеля
и М.Ю. Лермонтова
(доклад по МХК)
Выполнила: Борисова Валерия,
ученица 9 класса МОУ МКСШ
Научный руководитель:
Собашникова Татьяна Илларионовна
учитель ИЗО и черчения
2012
Содержание
Введение………………..………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения образа демона…………………………………….4
Глава 2. Образ демона в произведениях М. Лермонтова и М. Врубеля…………..6
2.1 Демон в произведении М. Лермонтова «Демон»………………………………6
2.2 Демон в картинах М. Врубеля……………………………………………………7
2.3 Сравнительный анализ образа демона в произведениях М.Лермонтова и
М. Врубеля…………………………………………………………………………….8
Заключение …………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………….………….11
Приложение
Введение
Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета – литературу и изобразительное искусство, так как это единое культурное пространство. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств.
Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.
В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М. Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение истории происхождении образа «демона»;
- изучение творчества М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте заявленной темы;
- выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;
- определение особенностей творческого метода в работе над «Демоном» М. Врубеля и М. Лермонтова;
- сравнительный анализ образа «Демона» в творчестве М.Лермонтова и М. Врубеля.
Объект исследования – образ «Демона»;
Предмет исследования – произведения М.Лермонтова и М.Врубеля;
Выполняя данную работу, мною были использованы такие методы, как сравнения, анализа, наглядности и поиска.
Глава 1. История возникновения образа «Демона»
Демоны (др.-греч. «божество») в мифологии так называют различных сверхъестественных существ, полубогов, духов, занимающих нишу в иерархии между людьми и богами. В более ранних, старинных рукописях практически не заметно различие между понятиями " демоны " и "боги". В то же самое время, раньше существа под названием " демоны " не причислялись ни к темным, ни к светлым. В равной степени демоны могли творить как добрые, так и злые дела. Со временем, термин демоны претерпел некоторое изменение, и уже в христианстве, равно как и в иудаизме, демоны стали причисляться к существам всей языческой традиции и противопоставлялись единому Богу. К демонам отнесли также всех злых духов. А те духи, что были близки к Богу, стали называться ангелами. Поэтому демоны перешли в категорию падших ангелов, утративших покровительство Бога.[8]
Демоны по своей природе очень многообразны, и в различных культурных традициях нет единого их описания, поэтому существует очень много различных классификаций и описаний демонов. Уже в эпоху становления Древней Греции изначальное практическое единые демоны и боги начинают между собой разделяться.
В диалоге "Эпиномис" (984-985 гг.) Платоном демоны причислены к разновидности воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвертый ранги, и занимающих свое место после звезд и богов. По мнению Платона, демоны третьего ранга являются чем-то вроде посредников, посему их обязательно нужно почитать в своих молитвах. Такие демоны в христианстве стали называться ангелами. Демоны четвертого ранга состоят только из воздуха и эфира, и поэтому "как бы близко от нас они не находились, они остаются неразличимыми", то есть эти демоны обитают в более высоких слоях астрального мира.
Из вышесказанного становится понятно, что демоны могут быть божествами многочисленных культов, сект и прочих околорелигиозных организаций.
В талмуде сказано о том, что демоны были созданы Богом в сумерки после первой субботы. Он не успел доделать их, т.к. наступила ночь, и поэтому демонам не досталось тел. Демоны занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, обитают в воздухе между землей и луной, имея склонность к нечистым и пустынным местам. Христианство причисляет демонов к злым слугам Сатаны, живущим в аду, но имеющим возможность ходить по миру, добывая грешные души.
в эзотерике существует представление, по которому демоны - это все существа, обитающие в среднем астрале. Астрал разделяется на три уровня - нижний, средний и верхний. Если нижний астрал населен преимущественно бесами - сущностями, не имеющими разума, то средний уровень населяют демоны, обладающие интеллектом. В таком разделении демоны - это не только духи никогда не воплощенные на земле, но и души людей, которые при жизни были сильными энергетическими вампирами, и после смерти начинали творить то же самое, подселяясь к людям, имевшим несчастье впустить их в себя.[5]
Образ Демона впервые возникает в русском искусстве у Пушкина в стихотворении «Демон». Недаром великий Гёте называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века».
Так же образ демона мы наблюдаем в произведениях искусства М. Лермонтова повести «Демон» и М.Врубеля в картинах «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Демон летящий». Об этом мы хотим раскрыть и во втором разделе
Глава 2. Образ демона в произведениях М. Лермонтова и М. Врубеля
2.1 Демон в произведении Лермонтова
Поэма Лермонтова «Демон» не была опубликована при его жизни, но ее читали в рукописи даже при дворе. Известных светских дам увлекал Демон, хотя им следовало бояться его. С тех пор Демон - один из самых интимно близких для юношества образов, таинственный, всесильный и одинокий. Чем же он привлекателен? Конечно, не как «богоборец», не как Дух отрицания, не как «искуситель», не как злое начало. Да и какое зло он творил с начала мира? Зло творили сами люди. Да и зло давно наскучило ему.
Да и кто этот Демон? Падший ангел? Двойник Онегина или Печорина, в которых проступает демоническое как отличительная черта самодовлеющей личности, что находили и у Леонардо да Винчи? В поэме образ Демона обрисован как бы изнутри, от него исходит сияние.[11]
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..
Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, еще одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает у него одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а сам Демон страдает. Дьявол воплощает мир буденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона становится побежденным красотой. Читатель верит в искренности раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду:
И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..
Читатель верит в глубину чувств Демона к юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:
И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора….
О! выслушай — из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность».
2.2 Демон в произведении Врубеля
Иллюстрации и картины Михаила Врубеля проливают свет, и мы воочию видим Демона и верим, таким он был и есть. «Демона сидящего» сам художник описывает в письме к сестре от 22 мая 1890 года так: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».[1]
Сохранилось свидетельство о том, как Врубель говорил о Демоне: он «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Врубель вообще связывал своего Демона с даймоном Сократа, правда, почему-то воспринимая понятие слова «демон» как «душа». Впрочем, Душа у неоплатоников активное начало Мира. Стало быть, художник отходит от образа Демона у Пушкина и Лермонтова; у них Демон однозначно отпавший от Бога ангел, то есть Люцифер, «первенец творенья», «светоносный», «злобный гений». В представлении художника Демон скорее Фауст, которому служит Мефистофель как его «душа». Или Люцифер, который вочеловечился, и не находящий ответа своим сомнениям ни на земле, ни на небе.[2]
Врубель выделяет «демоническое» в человеческом облике от «монументального Демона», от ангела, отпавшего от Бога, то есть Люцифера. Это ценное свидетельство, и оно соответствует проявлениям «демонического» начала в человеческой природе. Это «демоническое» присутствует в Гамлете и в Печорине в иллюстрациях Врубеля. Можно сказать, оно проступает во многих картинах и портретах художника, поскольку «демоническое» находилось в его личности как дар гения, как эманация творческой энергии, ставшей однажды неуправляемой.[4]
Таким образом, Демон у Врубеля - это идеал и образ человека с его наивысшими устремлениями, что особенно ярко проявляется в эпоху Возрождения в явлении плеяды гениальных поэтов, мыслителей и художников, что мы наблюдаем и в России. Демон - это воплощение ренессансной личности с ее устремлениями к высшему развитию сущностных сил человека, когда он может уподобиться ангелам и даже Богу, о чем мечтал особенно пылко Пико делла Мирандола, чтобы вскоре впасть в раскаянье, как Сандро Боттичелли, а в России Гоголь и Лев Толстой, выступивший к концу XIX века против искусства, представили то же явление обращения и раскаянья, отказа от высших достижений мысли и искусства эпохи Возрождения как в Италии, так и в России.
2.3 Сравнительная характеристика Демона в произведенииях
М. Врубеля и М.Лермонтова
Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеля принадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи. [9]
«Демон» - шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия.[13]
Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет В.Г. Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».(См. Таблица 1 )
Таблица 1
Сравнительный анализ образа «Демона» в произведениях
М. Лермонтова и М. Врубеля
М.Ю.Лермонтов | М.А.Врубель |
Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему | Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный |
«Царь познанья и свободы» | Не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия |
Демон – «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Он не связан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия.
Эти социально-философские произведения смело ставят сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни.
Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей. [11]
Демон Лермонтова и Демон Врубеля – романтические произведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции.
Заключение
На страницах доклада раскрыта история происхождения образа демона. Помимо историй возникновения демонов раскрытых в первой главе, существует еще превеликое множество других. Мы рассматривали происхождение демона в мифологии и в Библии, но еще существует много других, у каждого народа своя история. Сколько людей, столько и мнений!
Цели и задачи, поставленные в начале доклада, были выполнены. Проанализировано достаточно источников литературы, в которых мы выявили многое интересное о происхождении Демонов.
В ходе исследования мы выяснили черты сходства и различия образа демона в произведениях Врубеля и Лермонтова. Очень интересно и оригинально передают образ каждый в своем произведении. Как Лермонтов описал в своем произведении образ демона, так чтобы у читателей он представлялся, так как хотел автор. Так же и у Врубеля, только он рисовал его портреты, и в них передавай его характер, душу и мысли.
Данный доклад может быть в дальнейшем использован в работе учителей МХК, литературы, изобразительного искусства.
Список литературы
Приложение
Картина М.Врубеля «Демон сидящий»
Картина М.Врубеля «Демон поверженный»
Картина М.Врубеля «Демон и Тамара»
Слайд 1
в творчестве М. А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова" Выполнил: ученица 9 класса Борисова Лера Научный руководитель: Собашникова Т.И.Слайд 2
Цель: изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М. Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон». Объект: образ «Демона»; Предмет: произведения М.Лермонтова и М.Врубеля ;
Слайд 3
Демон не чёрт, который понимается, как рогатая нечистая сила Демон не дьявол, который понимается, как клевещущий Демон – понятие человеческой мечущейся, ищущей свою дорогу, души.
Слайд 4
Демонизм — общее поэтическое настроение, слагающееся из гнева и презрения; чем зрелее становится талант поэта, тем реальнее выражается это настроение и аккорд разлагается на более частные, но зато и более определённые мотивы. Михаил Юрьевич Лермонтов- русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
Слайд 5
Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет, И, ангел радостный, он в первый раз Взглянул на будущность. И сколько лет, И сколько тысяч лет с тех пор прошло! И он уже не тот. Его чело Померкло… он один , один… один… Враг счастья и порока властелин. Михаил Юрьевич Лермонтов из поэмы «Демон»
Слайд 6
«Увы! злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник. Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.»… «Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела.»… «В пространстве синего эфира Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих.»…
Слайд 7
«То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка;» «В последний раз она плясала, Её, наследницу ГудалаСвободы резвую дитя, судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне И незнакомая семья…»
Слайд 8
«Упала на постель свою, Рыдает бедная Тамара; Слеза катится за слезой, Грудь высоко и трудно дышит; И вот она как будто слышит Волшебный голос над собой: «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!».. «Я опущусь на дно морское. Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня! И он слегка коснулся жаркими устами К её трепещущим губам…»
Слайд 9
Воплощая, по словам художника, терзания «мятущегося человеческого духа», этот цикл связан с наследием М. Ю. Лермонтова. Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 в.
Слайд 10
«Когда сквозь вечные туманы, Познаний жадный он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много …и всего Припомнить не имел он силы!»
Слайд 11
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой;
Слайд 12
«И кости злого человека Вновь упокоилися там; И превратилася в кладбище Скала, родная облакам: Как будто ближе к небесам Теплей посмертное жилище?..»
Слайд 13
"Демон поверженный"
Слайд 14
М.Ю.Лермонтов М.А.Врубель Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный «Царь познанья и свободы» Не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия Сравнительный анализ образа « Демона » в произведениях М. Лермонтова и М. Врубеля
Слайд 15
"Демон сидящий"
Каргопольская игрушка
Карты планет и спутников Солнечной системы
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Нарисуем попугая цветными карандашами
Мальчик и колокольчики ландышей