Продуктом данного проекта стала модель эукариотической клетки, видеоролик по созданию модели, а также сказка о строении клетки.
Вложение | Размер |
---|---|
kletka_-_zhizni_vsey_osnova_yakusheva.doc | 156.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Итоговый индивидуальный проект по биологии
«Клетка-жизни всей основа»
Автор: обучающаяся 6 класса
Якушева Анна Дмитриевна
Руководитель: Сюрина Галина Анатольевна,
учитель биологии и географии
д. Относово
2018 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Клетка – жизни всей основа |
Руководитель проекта | Сюрина Галина Анатольевна |
Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа | Биология |
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета | Химия, экология |
Автор проекта | Якушева Анна |
Тип проекта | Творческий |
Цель проекта | Изучить подробно строение клетки |
Задачи проекта | Создать продукт, который заинтересует других учеников более подробно изучить строение растительной клетки |
Оценочный лист исследовательской деятельности.
№ |
Критерии | |||||||
1 | Актуальность темы | 5 | ||||||
2 | Новизна решаемой задачи | 5 | ||||||
3 | Оригинальность методов решения задачи, исследования | 5 | ||||||
4 | Научное и практическое значение результатов темы | 5 | ||||||
5 | Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области | 5 | ||||||
6 | Участие в дискуссии | 4 | ||||||
7 | Культура оформления работы | 5 | ||||||
Общий бал | 34 |
Члены жюри: __________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
Информационная карта проекта
Объект исследования: растительная клетка.
Цель проекта: изучить строение растительной клетки.
Цель и этапы проекта:
Ведущая деятельность:
творческая
исследовательская
Предметная область:
Биология
Форма продуктов проектной деятельности:
видеоролик.
Ожидаемые результаты:
Получение данных о строении прокариотической и эукариотической клетки.
Продолжительность проекта:
Третий триместр 2016-2017 и второй триместр 2017-18 учебного года
Автор проекта:
Якушева Анна, обучающаяся 6 класса
Руководитель проекта:
Сюрина Галина Анатольевна, учитель биологии и географии школы
Площадка проекта:
МБОУ Относовская СОШ, кабинет биологии
СОДЕРЖАНИЕ:
а) строение клетки
б) безъядерные клетки – прокариоты;
в) ядерные клетки – эукариоты;
г) функции отдельных клеток у растений.
Введение.
На заре развития жизни на Земле все клеточные формы были представлены бактериями. Они всасывали органические вещества, растворённые в первичном океане, через поверхность тела. Со временем некоторые бактерии приспособились производить органические вещества из неорганических. Для этого они использовали энергию солнечного света. Возникла первая экологическая система, в которой эти организмы были производителями. В результате этого в атмосфере Земли появился кислород, выделяемый этими организмами. С его помощью можно из той же самой пищи получить гораздо больше энергии, а добавочную энергию использовать на усложнение строения тела: разделение тела на части. Одно из важных достижений жизни — разделение ядра и цитоплазмы. В ядре находится наследственная информация. Специальная мембрана вокруг ядра позволила защитить от случайных повреждений. По мере необходимости цитоплазма получает из ядра команды, направляющие жизнедеятельность и развитие клетки. Организмы, у которых ядро отделено от цитоплазмы, образовали надцарство ядерных (к ним относятся — растения, грибы, животные).
Таким образом, клетка — основа организации растений и животных — возникла и развилась в ходе биологической эволюции. Даже не вооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов, в том числе и растительных.
Жизнь растения осуществляется соединённой деятельностью его клеток, создающих единое целое. При многоклеточности частей растения существует физиологическое разграничение их функций, специализация различных клеток в зависимости от местоположения их в теле растения.
Растительная клетка отличается от животной тем, что имеет плотную оболочку, покрывающую внутреннее содержимое со всех сторон. Клетка не является плоской (как её принято изображать), она скорей всего похожа на очень маленький пузырёк, наполненный слизистым содержимым.
Основная часть
В природе все мудро продумано и устроено,
всяк должен заниматься своим делом,
и в этой мудрости —
высшая справедливость жизни.
(Леонардо да Винчи )
Зачем человеку нужны знания? Биология - это наука, изучающая основы жизнедеятельности и взаимодействия живых организмов. Изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. С помощью этой науки человек узнает больше о живой природе вокруг себя. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.
Один из разделов биологии изучает клетку. Тела живых организмов состоят из миллионов мелких частиц — клеток. Каждая клетка — это маленький живой организм: она питается, размножается и взаимодействует с другими клетками.
Клетки…. Шарообразные, яйцевидные, имеющие форму параллелепипеда, куба подковы, звезды, ветвящиеся, извилистые…
Клетки являются живыми кирпичиками, из которых состоит тело человека. Клетки, соединяясь одна с другой, образуют стенки органов или кожный покров. Вытянутые, с удлиненными окончаниями, они представляют собой "электрические провода", по которым передаются нервные импульсы. Наконец, они служат "живыми транспортными средствами", имея форму шариков, циркулирующих в кровотоке.
Рассмотрим клетку как структурно-функциональную единицу организма. Снаружи клетка покрыта плотной клеточной стенкой, в которой имеются более тонкие участки — поры. Под ней находится очень тонкая плёнка — мембрана, покрывающая содержимое клетки — цитоплазму. В цитоплазме есть полости — вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной стенки расположено плотное тельце — ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме распределены мелкие тельца — пластиды.
Первые клеточные, прокариоты, возникли на Земле более 3 миллиардов лет тому назад. Это было величайшим скачком в развитии жизни. Прокариоты представляют собой бактерии. Строение у них относительно простое. Наследственная информация, ДНК, находится у них в примитивной, содержащей мало белка кольцевидной хромосоме. Она располагается в особом участке цитоплазмы, нуклеоиде, не отделенном от остальной клетки мембраной. Основное, чем отличаются прокариоты и эукариоты друг от друга, это то, что в клетках первого типа настоящее ядро отсутствует.
Цитоплазма предъядерных клеток имеет намного меньше клеточных структур. Из них известны рибосомы, более мелкие по сравнению с рибосомами эукариоидных клеток. Роль митохондрий в прокариотах принадлежит простым мембранным структурам. Отсутствует в них и хлоропласт. Прокариоты имеют плазматическую мембрану, над которой находится клеточная оболочка. Они отличаются от эукариот значительно меньшими размерами.В некоторых случаях в прокариотах могут быть так называемые плазмиды – небольшие, в виде кольца.
Все ядерные клетки отличаются общим планом строения и общим происхождением.
Они возникли из предъядерных клеток 1,2 млрд. лет назад. Строение их значительно сложнее. И прокариоты, и эукариоты имеют клеточную мембрану. Но в остальном их структурные и биохимические особенности во многом отличаются.
Самое главное отличие – то, что в ядерных клетках имеется истинное ядро, в котором хранится их генетическая информация. Ядро отграничено от цитоплазмы специальной мембраной, состоящей из наружного и внутреннего слоев. Она похожа на плазматическую мембрану, но содержит поры. Благодаря им осуществляется обмен между цитоплазмой и ядром.
Геном клетки состоит из целого набора хромосом, этим прокариоты и эукариоты также отличаются друг от друга. ДНК в хромосомах эукариот связана с белками-гистонами. В ядре клеток находятся ядрышки, в которых образуются рибосомы. Бесструктурная масса, кариоплазма, окружает хромосомы и ядрышки. Каждому виду животных и растений свойственен свой, строго определенный набор хромосом. При делении клеток они удваиваются и затем распределяются по дочерним клеткам
Если рассматривать прокариоты и эукариоты, различия у них видны и в цитоплазме клеток. Для клеток растений свойственно наличие крупной центральной вакуоли и пластид. Эта вакуоль может отодвигать ядро к периферии клетки. Питательный резервный углевод растительной клетки – крахмал. Снаружи растительные клетки покрыты клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы.
В клеточном центре нет центриоли, которую можно увидеть только у водорослей. Животные клетки не имеют центральной вакуоли, пластид и плотной клеточной оболочки.
В центре клетки имеется центриоль. Резервный углевод в животных клетках – гликоген. У клеток грибов центриоль бывает не всегда. Стенка клеток состоит из хитина, в цитоплазме пластидов нет, но в центре клетки центральная вакуоль имеется. Резерв углеводов у них тоже гликоген.
В цитоплазме эукариот имеются митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, эндоплазматическая сеть, органоиды движения. Рибосомы у них значительно крупнее, чем рибосомы прокариот.
Цитоплазма клетки разделена на отдельные отсеки, компартменты, при помощи специальных оболочек, состоящих из липидов.
Ткань - это группа клеток, имеющих одинаковое происхождение, однородное строение и выполняющих одну и ту же функцию.
Выделяют 6 типов тканей:
Название ткани | Строение | Местонахождение | Функции |
Образовательная: 1. Верхушечная | Молодые тонкостенные клетки с крупным ядром и густой цитоплазмой, делятся путем митоза | Почки побегов, кончики корней (конусы нарастания) | Рост органов в длину, образование тканей корня, стебля, листьев, цветков |
2. Боковая (камбий) | Между древесиной и лубом стеблей и корней | Рост корня и стебля в толщину; камбий внутрь откладывает клетки древесины, наружу — клетки луба | |
Покровная: 1. Кожица (эпидерма) | Плотно сомкнутые живые клетки с утолщенной наружной стенкой и устьицами | Покрывает листья, зеленые стебли, все части цветка | Защита органов от высыхания, колебаний температуры, повреждений |
2. Пробка | Мертвые клетки, стенки пропитаны жироподобным веществом суберином | Покрывает зимующие стебли, клубни, корневища, корни | |
3. Корка (покровный комплекс) | Много слоев пробки и других мертвых тканей | Покрывает нижнюю часть стволов деревьев | |
Проводящая: 1. Сосуды | Полые трубки с одревесневающими стенками и отмершим содержимым | Древесина (ксилема), проходящая вдоль корня, стебля, жилок листьев | Проведение воды и минеральных веществ из почвы в корень, стебель, листья, цветки |
2. Ситовидные трубки | Вертикальный ряд живых клеток с ситовидными поперечными перегородками | Луб (флоэма), расположенный вдоль корня, стебля, жилок листьев | Проведение органических веществ из листьев в стебель, корень, цветки |
3. Проводящие сосудисто-волокнистые пучки | Комплекс из древесины и луба в виде отдельных тяжей у трав и сплошного массива у деревьев | Центральный цилиндр корня и стебля; жилки листьев и цветков | Проведение по древесине воды и минеральных веществ; по лубу — органических веществ; укрепление органов, связь их в единое целое |
Механическая (волокна) | Длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым | Вокруг проводящих сосудисто-волокнистых пучков | Укрепление органов растения благодаря образованию каркаса |
Основная: 1.Ассимиляционная | Столбчатая и губчатая ткань с большим количеством хлоропластов | Мякоть листа, зеленые стебли | Фотосинтез, газообмен |
2. Запасающая | Однородные тонкостенные клетки, заполненные зернами крахмала, белка, каплями масла, вакуолями с клеточным соком | Корнеплоды, клубни, луковицы, плоды, семена | Отложение в запас белков, жиров, углеводов (крахмал, сахар, глюкоза, фруктоза) |
Заключение.
СКАЗКА О КЛЕТКЕ
Эту сказку я сочинила тогда, когда изучила строение клетки…
На одном маленьком листочке жила-была одна свободная клетка-простушка. Она была пуста и одинока. Но однажды к ней подошла тетушка-оболочка со своими племянниками – порами и сказала:
- Здравствуй! Тебе не одиноко одной? Давай вместе жить!
Клетка ничего не ответила. А оболочка поняла, что молчание – знак согласия и заняла эту свободную клетку.
Стала она жить-поживать в клетке, придала ей красивую форму и стала защищать от всего вредного.
Как-то мимо проходила красавица-цитоплазма. Увидела красивый домик – клеточку и спросила:
- А кто же в этом красивом домике живет?
Тетушка-оболочка ответила:
- Я! Может, в гости зайдешь?
- С удовольствием,- ответила красавица, и зашла.
Домик ей очень понравился. Она связала все части клетки, превратив их в уютные комнаты.
Когда мимо катилось веселое и круглое ядро с ядрышком, оно воскликнуло:
- Как давно я мечтал о таком уютном гнездышке! Эй, ребята, возьмите меня, я вам буду помогать!
-А что ты умеешь делать?
- Я буду управлять всем домом, могу построить еще много таких красивых домиков-клеток. А еще я умею хранить тайны в своем ядрышке.
- Ну, хорошо, иди к нам!
И ядро стало жить в клетке.
Но на этом история не закончилась. Через некоторое время красивый домик заметили друзья-приятели Оль-Вакуоль и Тиды-пластиды и тоже попросились в домик-клетку.
- А вы что умеете делать? – спросили их жильцы.
- Я могу вас соком напоить! – ответила Оль-вакуоль.
-А у нас столько родственников, они раскрасят наш домик во все цвета радуги! – ответили Тиды-Пластиды.
- Хлоропласты дадут зеленую окраску, хромопласты – все оттенки красного, желтого, оранжевого и даже сиреневого.
- Да! Это здорово! – согласились жильцы. – Идите к нам скорее, будем жить все вместе!
Так клетка-простушка перестала быть одинокой и пустой. Она превратилась в уютное и красивое произведение природы, которое можно встретить в каждом живом существе: в зеленых листьях, в красных лепестках розы, в оранжевой морковке, в пушистом зайчике, в нас с вами.
А вот такими стихами я хочу рассказать о том, как можно увидеть содержимое клетки под микроскопом.
С лука сняли кожицу – тонкую, бесцветную,
Положили кожицу на стекло предметное.
Микроскоп поставили, препарат – на столик,
Объектив направили – глядь, а лук из долек!
Эти дольки – клетки! Жизни всей основа!
Навсегда запомним эту мысль! И снова
Повторять мы будем: клетка – это жизнь!
Клетка – это орган! Клетка – организм!
Клетки по форме разные:
Круглые, овальные, квадратные.
И по размерам разные тоже,
Друг на друга совсем непохожи.
Но каждая клетка растения
Имеет внутреннее схожее строение.
Сверху – клеточная стенка.
Очень важный элемент!
Позволяет всем соседям
Пообщаться в сей момент.
Далее идет мембрана
Проницаема она
Лишь для тех, кто нужен клетке!
Для других - она глуха!
Цитоплазма вся в движенье,
Как по трассе, так по ней
Органоиды стремятся
Поскорей добраться в цель.
Вот ядро, и, несомненно,
В клетке всех главней оно!
Управляет ей бесменно
И командует давно.
Ядрышко, оно важнее
Для того, чтоб передать
С хромосомами законы,
Правила, что надо знать.
Вакуоли много сока
Очень вкусного хранят.
Нужен он всем для обмена-
С органоидами связь.
Хлоропласты все забиты
Зернами, в них – хлорофилл.
Фотосинтез здесь проходит,
Чтоб питанье каждый получил.
В общем, клетка – это чудо!
Только вот одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом!
А хотелось бы все сразу
Рассмотреть и разобрать,
Разложить, зарисовать!
Нет! Увы! И я решила: сделать клеточку-модель!
Вот на ней буду учиться разбирать и рисовать
И пятерки получать!
Список использованной литературы.
Детская энциклопедия Т.6 М., Академия педагогических наук, 1960г.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под ред. Р.Сопера.
– М.: Мир, 1993г.
Хрестоматия по ботанике – М.: Просвещение, 2012г.
Штрибанова С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. Москва, 1984г.
Энциклопедический словарь юного биолога – М., Педагогика, 1986г.
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Когда в 5 классе я начала изучать биологию, а именно тему «Клетка», меня поразило то, что все мы состоим из невидимых живых организмов, которые живут, можно сказать, сами по себе, имея свое строение и выполняющие очень сложную работу.
В результате такой огромной работы живые организмы не исчезают с нашей планеты, а, наоборот, успешно развиваются и усложняются в своем развитии.
Я решила более подробно изучить строение клетки и сделать по этой теме творческий проект.
Продуктом моего проекта стала довольно простая модель ядерной – эукариотической клетки, сказка про то, как такая клетка появилась и стихотворение о том, какую роль играют в клетке ее органоиды.
Все это я собрала воедино и свой материал представлю в виде ролика.
Две лягушки
Мастер-класс "Корзиночка"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сорняки
Заяц, косач, медведь и весна