исследовательская работа напрвалена на изучение качества сна учащихся начальной школы и влияние сна на физическое и эмоциональное здоровье младших школьников
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_szhataya_zip-papka.zip | 2.82 МБ |
Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя образовательная школа №1»
Исследовательская работа
«Спать, или не спать? Вот в чём вопрос!»
Выполнила:
ученица 2б класса
Харченко Милана
Руководитель:
Монастырева Светлана Григорьевна
2021год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.1. Сон и здоровье ……………………………………………………………………….4
1.2. Сновидения……………………………………………………………………………5
2. Практическая часть……………………………………………………………………..7
2.1.Эксперимент………………………………………………………………………..7
2.2.Анкетирование учащихся……………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………...10
Список литературы…………………………………………………………………………..11
Приложение…………………………………………………………………………………12
Введение
С наступлением вечера всё вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываться спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?
Я заметила, что по утрам могу быть бодрой, а иногда и - вялой, даже если не болею. От чего это зависит? Может от того, как я спала?
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования: «Спать, или не спать? Вот в чем вопрос».
Актуальность темы для меня заключается в необходимости знаний о том, как сон влияет на наше самочувствие. И использовать эти знания для осознанной организации своего режима дня.
Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на наше самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтобы быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:
Объект исследования: сон человека.
Предмет исследования: условия полноценного сна школьника.
Цель: изучить роль сна в сохранение здоровья человека.
Задачи:
- исследовать сон, как процесс;
-выявить связь сна и здоровья;
- изучить особенности организации сна учащихся 2-3 классов нашей школы;
- разобрать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.
Гипотеза исследования: Сон - это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства моей гипотезы, я изучила теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнала много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих учёных, среди которых всемирно известные - Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.
Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза («спячки» у животных), гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.
Я решила найти ответ на следующий интересующий меня вопрос: Что происходит в организме, когда мы спим?
- во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов .
- наш организм во время сна запасается энергией;
- синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма;
- происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
-во время сна я расту;
- в это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность.
Когда мы спим, мозг не бездействует. Ни одна минута сна не проходит даром, каждая стадия сна необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.
Итак, определим главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь.
Что же это такое это интересное явление сна – сновидения?
Сновидение — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Например:
- Д. И. Менделеев никак не мог окончательно выстроить таблицу химических элементов. Лишь во сне элементы встали в стройном порядке. Дмитрий Иванович проснулся, записал увиденное, и таблица принесла ему мировую славу;
- химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время;
- скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ;
- известно, что Пушкину часто снились стихи. Он говорил друзьям, что два лучших стихотворения были им написаны во сне;
- композитор Бетховен во сне сочинил пьесу «Сон в летнюю ночь»;
- поэт Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог»
Из этого следует, что во время сна я могу запомнить то, что не могла запомнить днем, если взрослые буду это нашептывать мне.
Я узнала, что во время сна наши глаза движутся быстрее, чем днем –мы так смотрим сны. Сны бывают цветные. По цвету сна можно определить в каком состоянии находится здоровье человека:
- сон синий или фиолетовый -человек здоров;
- сон красного цвета –в организме воспалительный процесс;
- коричневый сон –проблемы с желудочно-кишечным трактом;
- сон черно-белый –у человека стресс или психические расстройства.
Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения. Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.
В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили. Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.
Я сделала вывод: сон может предупредить человека, что организм сигналит о проблемах. Нужно прислушаться к нему и возможно обратиться к врачу.
Сколько же должны спать наши второклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
-с 7 до 8 лет – до 11 часов в сутки;
-с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки;
- с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00.
Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме
происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует
ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать
умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные
клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Чтоб проанализировать, правильно ли я организовываю свой сон, я провела такой эксперимент на себе во время каникул.
В течение 5 дней я меняла время сна и условия засыпания. Вот что получилось.
День 1.
Время сна – 8 часов. Перед сном посмотрела мультфильм. Спала с открытым окном на проветривание. Съела перед сном немного овощей.
Спала спокойно. Утром – встала нормально, но хотелось спать. Во время занятий дома не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение нормальное, но ждала отдыха.
День 2.
Время сна – 9 часов. Перед сном смотрела мультфильм и играла активно с котенком. Комнату проветривала. Перед сном съела яблоко.
Долго не могла уснуть, но зато утром встала хорошо, с хорошим настроением. Чувствовала себя бодро, но к середине дня уже устала.
День 3.
Время сна – 9 часов. Перед сном почитала книгу. Комнату проветрила. Выпила стакан кефира перед сном.
Уснула быстро. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Проснулась утром легко. Чувствовал себя бодро. Выполняя внеурочные занятия не испытывала трудностей и все получалось. Настроение хорошее весь день.
День 4.
Время сна – 6 часов. Перед сном смотрела мультфильм. Комнату не проветривала. Плотно поела.
Уснула не сразу. Ночью часто просыпалась, было тревожно. Встала утром с трудом, постоянно хотелось спать. При занятиях быстро устала. Всё раздражает.
День 5.
Время сна – 10 часов. Перед сном поиграла на планшете, приняла душ. Комнату проветрила. Съела яблоко перед сном.
Заснула сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Встала утром легко. Выполняя внеурочную работу, справилась со всеми заданиями. Было хорошее настроение.
Вывод: Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я сплю. Чем раньше я ложусь спать и в более спокойной обстановке, тем быстрее засыпаю, крепче сплю и легче просыпаюсь утром.
Далее я решила узнать, как обстоят дела с организацией сна у других учеников начальной школы. На следующем этапе своей работы я провела социальный опрос, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов. Я предложила ученикам 2-3 классов заполнить анкету (Приложение 1). И получила следующие результаты:
Из 45 учащихся спят достаточное количество времени (10-11часов) 27 человек.
Из диаграммы видно, что наибольшее количество опрошенных (18человек- 40%) спят 10 часов в сутки. 10 учеников (22%) спят чуть больше- 11 часов. 9 часов сну уделяют 9 ребят (20%) .8 часов сну уделяют 6 ребят (13%) . И по одному ученику (2%) утверждают, что спят не более 7-6 часов в сутки.
При этом бодро по утрам чувствуют себя 32 учащихся.
А вот чем занимаются ученики перед сном:
6 учащихся- 14% за час до сна делают уроки, 12 (27%)- играют в игры на телефоне или планшете, еще 6 –смотрят телевизор, 11(25% ) учеников играют в игры с братьями /сестрами, остальные 9 опрошенных, а это 20% за час до сна занимаются чтением или рисованием.
Вот что мне удалось узнать о том, как просыпаются ребята утром:
30 учеников (67%) довольно легко просыпаются по утрам, 15-ти ребятам (33%) трудно встать утром.
Тем же 30- ти учащимся не хочется спать днем, а вот другие 15 не отказались бы вздремнуть после обеда.
Примечательно, что трудно проснуться и чувствовать себя бодро весь день тем же ребятам, которые спят меньше 10 часов в сутки и перед сном много времени уделяют телефону, планшету и урокам.
Вывод: Мое самочувствие и работоспособность (как и у других 45 учеников) зависят от того, как я спала и готовилась ко сну. Теперь можно рассказать об этом и раздать памятки с рекомендациями для ребят и их родителей (Приложение 2).
Заключение
Моя гипотеза, подтвердилась: проведённое мною исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление. А все это негативно влияет на здоровье.
Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
Теперь я понимаю, что не нужно спорить, когда меня укладывают спать. Ведь каждую ночь я расту, крепну, восстанавливаю потраченные за день силы.
Одноклассникам я рекомендую: отнеситесь к своему здоровью серьёзно и помогите себе уснуть, потому что сон — это жизнь.
Работа над проектом научила меня находить нужную информацию, отвечать на поставленные вопросы, любить себя и беречь свое здоровье. Во время работы над проектом я узнала много пословиц и поговорок о сне я собрала пословицы и поговорки о сне в буклет (приложение 3). В этом буклете ребята могут познакомиться с известными высказываниями про сон, а также раскрасить тематические картинки.
Список литературы:
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.
4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. • М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. •432 с.
5. https://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125
6. http://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml
Приложение 1
Анкета для учащихся
Приложение 2.
ПАМЯТКА ПЕРЕД СНОМ
1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.
2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.
4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.
5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.
Как спать:
6. Спи в тишине и полной темноте.
7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.
Приятных сновидений !
Приложение 3
Сборник пословиц, поговорок и высказываний о сне
Беспечальному сон сладок.
Больше спишь — меньше грешишь.
Во сне видел, да наяву прозевал.
Во сне не приснится.
Во сне проговорился — наяву поплатился.
Во сне хвори скорее проходят.
Все хороши пока спят.
Встал со сна не с той ноги.
Выспится — человек будет.
Горе — горевать сна не видать.
Долго спать — с долгом встать.
Заботливого сон укрепляет, а ленивого — расслабляет.
Как живется, таково и спится.
Кто пораньше встает, тому Бог подает.
Рано вставши, больше наработаешь.
Кто ленив, тот и сонлив
Сон лучше всякого лекарства.
После трудов сладок покой.
Лучший сон до полуночи.
Без сна и хлеб человеку не впрок.
От бессонницы трудом лечатся.
Ляг да усни; встань да будь здоров!
Сон дороже лекаря.
За еду птицы готовы собирать мусор
Никто меня не любит
Позвольте, я вам помогу
Рисуем лошадь акварелью
Новогодние гирлянды