Цель работы: изучить историю жизни семьи Болдаевых: Дмитрия Николаевича, участника Великой Отечественной войны и Татьяны Фёдоровны, участницы трудового фронта. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- посетить родственников и знакомых семьи Болдаевых с целью сбора информации;
- на основе воспоминаний и рассказов проследить их жизненный путь;
- в результате исследований помочь подрастающему поколению проникнуться патриотизмом и чувством гордости за наших односельчан, вставших на защиту Родины;
- формировать опыт исследовательской деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_konferentsiya_istoriya_strany_v_istorii_odnoy_semi.doc | 86.5 КБ |
Районная краеведческая конференция учащихся
Секция: Военная история
Тема: «История страны в истории одной семьи»
Подхоженская средняя школа
Автор:
Карпухина Карина,
9 класс
Руководитель:
Кибикина Елена Валентиновна,
учитель географии Подхоженской СОШ,
контактный телефон: 3-51-14 (раб.)
2012 год
Оглавление
Не все домой вернулись с поля боя,
Но выиграли страшную войну,
Достоин каждый звания Героя,
Не за награды в бой шли, за страну.
Промчались годы мирные мгновенно,
Проходит в жизни быстро всё, как дым,
Но память о героях незабвенна:
Поклонимся и мёртвым, и живым!
Великая Отечественная война нашего народа с гитлеровской ордой была самой грандиозной из войн, когда - либо потрясавших нашу планету.
Защищая свою отчизну, русский народ показал такую сплоченность, такое мужество, такую отвагу, что мир был поражен. Более шестидесяти семи лет прошло после великой победы. Ежегодно мы возвращаемся к великим и трагическим страницам военной летописи, стремясь осмыслить уроки истории. Прошлое точно вплетается в ткань настоящего и будущего. Всякий раз, отмечая очередную годовщину победы или памятную военную дату, мы вновь обращаемся к событиям прошлого, стремимся глубже понять их значение.
В настоящее время много надуманных и навязанных мнений относительно роли России в Великой Отечественной войне. И это вдвойне обязывает нас знать и беречь правду об участниках этой войны. Это дань уважения современного поколения ветеранам войны, тем людям, которые своим неимоверным подвигом спасли нашу родную землю, дань уважения нашим землякам, любившим свою отчизну больше жизни, тем, кто ради мира на земле сложил на полях сражений свои головы. Жизненный путь этих людей - это частица нашей истории, поэтому есть что вспомнить, и на что оглянуться.
Об этих людях должно знать подрастающее поколение. Это важно для наших потомков, пусть современная молодёжь знает, какими были их деды и прадеды. Воспоминания о суровых и тревожных днях войны не только дань героическому прошлому. Рассказ о подвиге людей поколения войны остро перекликается с делами, чаяниями современного человека. Он зовет каждого к вдохновенному труду, к новым свершениям. Мы, подрастающее поколение, обязаны знать и помнить об этих событиях, чтобы они не повторились никогда. Один философ научился абсолютно точно предсказывать войны. Он говорил, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. В этом актуальность данной исследовательской работы.
В нашей стране немало сделано для увековечивания подвига героев минувшей войны. Мы знаем общенациональных героев, но мало обращаем внимание на тех, кто своими подвигами прославил нашу малую Родину – село Подхожее. С каждым годом ветеранов становиться все меньше. С ними исчезают и воспоминания, дающие нам возможность лучше понять ту войну. Очень важно сохранить память о каждом ветеране.
Цель работы: изучить историю жизни семьи Болдаевых: Дмитрия Николаевича, участника Великой Отечественной войны и Татьяны Фёдоровны, участницы трудового фронта. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- посетить родственников и знакомых семьи Болдаевых с целью сбора информации;
- на основе воспоминаний и рассказов проследить их жизненный путь;
- в результате исследований помочь подрастающему поколению проникнуться патриотизмом и чувством гордости за наших односельчан, вставших на защиту Родины;
- формировать опыт исследовательской деятельности.
Мною были использованы следующие формы исследовательской работы: встречи с родственниками и знакомыми семьи Болдаевых, интервью, поиск фотографий, документов, запись воспоминаний, сделаны фотоснимки. Это был первый этап работы. На втором этапе была проведена обработка, систематизация всех собранных материалов. На основе результатов первых двух этапов была выполнена третья, теоретическая часть работы - ее написание.
Собранные сведения помогли пополнить экспозицию школьного зала Боевой славы. Работа используется классными руководителями при проведении внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.
2. Основная часть
2.1. Предвоенные и военные годы
Дмитрий Николаевич и Татьяна Фёдоровна встретились и поженились после войны, поэтому предвоенная и военная история у каждого своя.
В известной песне поётся: «С чего начинается Родина? С окошек горящих вдали, со старой отцовской буденовки, что где-то в шкафу мы нашли. А может она начинается со стука вагонных колес и с клятвы, которую в юности ты в своем сердце произнес».
Из воспоминаний ветерана, участника Великой Отечественной войны, Дмитрия Николаевича Болдаева: «Для каждого Родина начинается с чего-то своего. Для меня, например, она начинается со старинного села Подхожее, в котором жили мои предки, где я родился и живу по сей день». В селе прошли его детские и юношеские годы, отсюда, в неполные восемнадцать лет, перешагнув порог родительского дома, ушел на фронт и сюда победителем вернулся после войны. Разлука с родными местами продолжалась недолго. Но и в годы военного лихолетья родное село всегда было в сердце.
Шла осень 1941 года, фашисты рвались к Москве, заняли близлежащие районы, города Михайлов, Венев. 24 ноября оккупировали село Подхожее, а он большеголовый, тощий мальчишка, стоя на телеге с кнутовищем в руке, глазами провожал стаю журавлей. Дмитрий, уже переживший не одну предвоенную зиму, сердцем чувствовал, как будет трудна и эта. Отца нет, он на фронте, мать осталась с шестью детьми. Ему же шел семнадцатый год.
Это были грозные дни... С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных оперативных направлениях, ведущих к Москве. Утром 6 декабря 1941 года войска Западного фронта севернее и южнее столицы начали контрнаступление. Фашистские дивизии, оставляя на поле боя технику и вооружение, начали поспешно откатываться на Венев. 8 декабря было освобождено и село Подхожее.
О войне в те дни в деревне говорили много, но больше всего о горестях и невзгодах. Все чаще и чаще получали похоронки.
Трудно, холодно, голодно было зимой. Дмитрий с утра и до темноты работал в колхозе. Делал все, что делали деревенские мальчишки его лет. За зиму он немного подрос и чуть раздался в плечах. Но куда больше изменился внутренне: детство, отрочество, ушли как-то сразу, уступив место юности, тревожной и беспокойной.
Весной 1942 года комсомолец Дмитрий Болдаев в составе тридцати таких же юношей-призывников Серебряно-Прудского района был призван на Балтийский флот.
Здесь, под Ленинградом, были сформированы морские бригады и под покровом ночи через Ладогу на морском транспорте переброшены в Ленинград. В то время он был в блокадном кольце.
Корабли с войсками и техникой входили в Ленинград после наступления темноты, возвращались перед рассветом. Когда выгрузились на берег, Дмитрий долго смотрел на опаленную войной Ленинградскую землю. Истерзанная, она лежала у его ног, и, казалось, каждый ком взывал к мести. Под солдатскими сапогами хрустели осколки стекла, и они как будто вонзались не в землю, а в самое сердце краснофлотца.
Разместившись в Рузовских казармах, молодое пополнение, не теряя времени, напряженно, без устали, днем и ночью училось осуществлять прорыв заблаговременно подготовленной обороны гитлеровцев. Любознательный и сметливый парень схватывал все то, чему обучали командиры. Здесь же Болдаев освоил пулемет Дегтярева и стал первым номером расчета. Вторым номером был его земляк и боевой товарищ Василий Павлович Штарев.
В январе 1943 года из личного состава морского экипажа были сформированы 35-я и 36-я штурмовые морские бригады и направлены в Ленинград в поселок Морозовка для подготовки к прорыву блокады.
Из воспоминаний Дмитрия Николаевича: «Было морозное январское утро, двенадцатое число,- хорошо помню. Советская артиллерия открыла огонь по укреплениям противника. Началась артподготовка. Через головы наших пехотинцев по гитлеровцам, засевшим на левом берегу, били пулеметы. По сигналу ракеты моряки под кинжальным огнем форсировали реку. Однако не все огневые точки противника были подавлены. Поднимаясь в атаку, бойцы-моряки сбрасывали с себя маскхалаты, оставшись в том, что смогли сохранить от матросской формы: бушлаты, тельняшки, ремни, бескозырки. Достигнув левого берега, воины бросали на колючую проволоку бушлаты, шинели, преодолевали заграждения и врывались во вражеские траншеи, завязывая рукопашный бой.
В рукопашной схватке, показывая пример, отважно и мужественно действовал комбат Зверев. Командир роты Бойко не раз сам становился к пулемету, становился не в силу своего пылкого темперамента - он был человеком хладнокровным а потому, что бывали такие моменты, когда рядом некому было заменить павших моряков. Грохот орудий, разрывы мин и снарядов слились в непрерывный гул. Раненые, истекающие кровью моряки, в пехотных, защитного цвета пилотках, обвитых морскими лентами бескозырках, ложились на берег и клятвенно целовали песок. Они были готовы умереть здесь рядом с друзьями, оставшимися непобежденными до последнего вздоха. Моральные испытания, которым подвергались краснофлотцы и офицеры, достигали высших пределов человеческих возможностей...»
Статистика не располагает сведениями о возрастном составе участников Великой Отечественной войны. Но одно совершенно очевидно, что удар фашизма в равной мере приняло на себя и молодое поколение. У них, как и у всей страны, было все в жизни первым - НЭП, индустриализация, ликвидация кулачества, коллективизация сельского хозяйства, ударничество, школы, ФЗУ, рабфаки.
Фашистское нашествие было для молодых людей покушением на Родину, которая была их собственной плотью и кровью. Они дрались по зову своего сердца.
18 января воины Ленинградского и Волховского фронтов прорвали кольцо вражеской блокады. Это событие стало переломным моментом в великой битве за Ленинград. Боевая инициатива перешла к советским воинам. При штурме Шлиссельбургской крепости стрелковая рота Дмитрия Болдаева была остановлена шквальным огнем противника. Они залегли на открытом месте. Положение создалось критическое. Перед ними проходили сильно укрепленные позиции врага. Д.Н.Болдаеву, как старшему пулеметного расчета, была поставлена задача: во что бы то ни стало овладеть промежуточной фланговой высотой и заблокировать немецкие огневые точки, чтобы дать возможность морским пехотинцам взломать его укрепления.
А далее было так. По занесенной снегом канаве Болдаеву и второму номеру расчета Штареву удалось подобраться почти вплотную к вражеским позициям. Вся рота следила за их смелыми действиями. По характеру стрельбы юный балтфлотец пытался определить - держатся наши или все еще отходят? Внимание его привлек шум справа. Оглянулся - и похолодел: низко пригнувшись, подобрав полы шинелей, на их позицию бежали гитлеровцы. Значит, заметили. Навалившись на пулемет, прицелился по поясам и нажал на спусковой крючок. Площадка мгновенно опустела. Очухавшись, фашисты открыли ураганную стрельбу. Прибывшее подкрепление немцев, не разобравшись, в чем дело открыло стрельбу из автоматов. На близком расстоянии хорошо было заметно животное выражение ужаса в глазах врагов. Боец почувствовал себя в эту минуту уверенным, сильным. Теперь, давая короткие очереди из автомата, он целился тщательно, бил в упор па выбор. И вдруг, нажав на спусковой крючок, похолодел - выстрела не последовало. Понял - кончились патроны! Что-то теплое потекло по кисти правой руки. Посмотрел - кровь. Видимо в горячке с такой силой нажал на спусковой крючок, что содрал с пальца кожу. Однако нет, рука не повиновалась. И тут же острая боль пронзила полость живота. Еще одна пуля прошила его насквозь. Немцы, догадавшись в чем дело, один за другим стали подниматься с земли. Уже не таясь, быстро приближались. Достав гранату, Дмитрий крикнул второму номеру расчета: «Василий, отползай, отходи! Взрываюсь!» Но его земляк, Штарев Василий Павлович, был уже мертв. И в это мгновенье морозный воздух потрясли крики «ура!» Моряки лавиной шли в атаку.
Словами трудно передать состояние, в котором пребывал боец последующие часы. Он не то, чтобы потерял сознание, но нельзя было и сказать, что находился в полной памяти. С поля боя его вывезла по снегу на рыбацкой лодке девушка- санинструктор.
Из воспоминаний Дмитрия Николаевича: «Находясь на излечении в Ленинградском госпитале, я вспомнил все, что мы пережили за эти страшные месяцы, которые бросили нас в пропасть, полную неизвестности и кровавых испытаний. Давно ли был тот веселый, счастливый день, который обещал доброе лето, отдых и новые впечатления. Но 22 июня, как черной молнией, ударило в наш календарь».
И вновь, после выздоровления, Дмитрий Николаевич попадает на курсы в учебную минометную роту сержантского состава, которую затем вводят во 2-ю Ударную армию Ленинградского фронта. Войска 2-й Ударной армии развивали наступление в направлении Кингисепп - Нарва. В одном из боев за эстонский хутор, поднявшись в атаку, Дмитрий Николаевич почувствовал, как в его ноги мгновенно впились сотни раскаленных гвоздей. Боль пронеслась по ногам, по туловищу, ударила в голову. «Да что же это такое?» Попытался встать... и упал, как подкошенный - сразила адская боль в обеих ногах. Стал опять подниматься - будто кто-то клещами рванул за колени и держит. И тут вспомнил все: вызванный шоком провал в памяти исчез. Глянул в сторону ног - и невольно запричитал. От душевной и физической боли одновременно. Увидел раздробленный от разрывного снаряда окровавленный голеностопный сустав левой ноги. «Так, значит, оторвало», - подумал уже спокойно. Пододвинул, дотянувшись до голенища, поближе, осмотрел ее. От вида сине-белого среза голени к горлу подступила тошнота. Перевел глаза на правую ногу. Она оказалась тоже простреленой. Не торопясь, развернул лохмотья брюк и кальсон. Нога была усеяна ромбиками осколков - будто сотни лесных клещей впились в нее. Машинально попробовал их вытаскивать — не получилось. Накрепко засело в теле каленое железо. С поля боя его вытащил боец-татарин, затем однополчане на плечах по глубокому снегу доставили до ближайшего хутора. Это были молодые воины: казахи, туркмены, татары, юноши других национальностей. К этому времени из тех, с кем он начинал войну, никого не осталось, сменилось уже несколько пополнений. Санчасть отставала от стремительного наступления войск, поэтому фронтовые друзья приказали местному эстонцу на конных санях везти раненого в тыл, дав при этом Болдаеву пистолет для конвоя эстонца: мог же и не довести куда надо. Весь этот путь Болдаев, боясь потерять сознание, держал своего извозчика на прицеле. И опять госпитали, ампутация левой ноги. Снова начинал учиться ходить. За мужество и отвагу старший сержант Болдаев был награжден многими боевыми орденами и медалям: «Орден Отечественной войны I степени», медаль «За отвагу», медаль «За оборону Ленинграда», медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «50 лет Вооруженным силам СССР». Так окончился ратный путь молодого бойца.
В 1945 году Дмитрий Николаевич познакомился с будущей супругой Татьяной, предвоенная и военная жизнь которой тоже была не лёгкой. Родилась она в 1921 году в деревне Марьинка Епифаньского района Тульской области, в крестьянской семье.
Начала трудиться Татьяна раньше, чем овладела азбукой. И, возможно, поэтому очень рано считала себя уже взрослой. В играх всегда верховодила. Даже мальчишки - одноклассники подчинялись ей. По всеобщему мнению, она была человек «способный к педагогике», умела поладить с малышами и со сверстниками.
В мечтах она всегда видела себя учительницей. Часто их изба превращалась в класс. Детвора большого дома, а в семье двенадцать детей, прилежно исполняла роль учеников. Может, поэтому из шести ее сестёр четыре выбрали профессию учителя.
Закончив школу, Татьяна поступила в педагогический техникум на специальность учителя начальных классов, позже с отличием закончила заочно факультет истории. Затем работала преподавателем в Ефремовском районе, что на границе с Орловской областью.
Война ... Осенью 1941 года на их территории высадился фашистский десант, и началась спешная эвакуация. Они бежали (с подругой) от немцев, бежали со своей обжитой земли.
В октябре - ноябре 1941 года фашисты также оккупировали полностью и частично 17 районов Московской области.
Она жила так же, как и все её сверстники во время войны, - учила детей, с ними же работала на полях колхоза, радовалась, когда с фронта приходила весточка от братьев (их там было четверо), и горько плакала, когда пришло известие о гибели Михаила под Ленинградом, и младшенького, Ивана под Воронежем.
Из воспоминаний Татьяны Федоровны: «Наши отцы, наши братья и мы, подоспевшие к ним, насмерть стояли под Москвой, Одессой, Ленинградом, Сталинградом... Стояли за нашу великую Россию во всех её измерениях - и в географическом, и в социальном, и в политическом. Стояли по всей линии воюющего пространства - от ломаных зигзагов передовой и, как там в песне поется, «до самых до окраин». Каждый гектар был воюющим. Каждый завод был воюющим. Вся страна, все чувства были воюющими. И любовь. И вера. И надежда. Ненависть к врагу тем более. Во всем стояло великое напряжение. Всё работало на огонь, на наш карающий, праведный огонь Победы».
До конца оккупации Татьяна находилась в Тульской и Рязанской областях на трудовом фронте, зачастую под бомбежками копала противотанковые рвы, окопы.
Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Анатолий Болутенко
Из воспоминаний Татьяны Федоровны: «Помню, как после разгрома фашистов под Москвой, на фронт шли наши танки. Все сбежались к большаку: дети, женщины, старики - и выстраивались вдоль обочин, глотая чадную пыль. Ночь. Луна. И танки, танки... Железные, а до того родные, свои, что аж слёзы из глаз. И люди, не стыдясь, плакали: наше «железо» идет!»
Везде и всегда Татьяну отличали глубокая убежденность в правоте избранного пути, повседневная готовность жертвовать собой, если того требуют особые обстоятельства. [1]
2.2. Мирная жизнь
Война закончилась. Кругом разруха, голод. Но нужно было жить дальше, поднимать страну из руин. Именно в такое тяжёлое время началась история совместной семейной жизни Дмитрия Николаевича и Татьяны Фёдоровны.
В 1942 году по просьбе РОНО Татьяна Фёдоровна переехала в Серебряно-Прудский район - учителем в Подхоженскую школу. Весной 1943 года вернулся с фронта Дмитрий Николаевич. Пока шла война о личном было думать некогда. Но наступило мирное время и молодость взяла своё. Дмитрий Николаевич был хорошим гармонистом, а Татьяна Фёдоровна была ответственной за культурно-массовую работу. Так на танцах и познакомились. В 1946 году поженились.
Спросите жителей села Подхожее: кто такой Дмитрий Николаевич? Люди старшего поколения сразу ответят: это тот мужественный человек, который, будучи инвалидом 2 группы, косил на конной косилке хлеб, траву по две нормы за смену. Это он организовал и возглавил в 1945 году звено из трех человек по уборке зерновых и убрал весь урожай, за что был отмечен правительственной медалью «За доблестный труд» и занесен на районную доску почета. После войны Дмитрий Николаевич работал продавцом в магазине. За добросовестный труд ему был вручен знак «Отличник советской торговли». [1]
За плечами Татьяны Фёдоровны сорок два года учительского стажа. Ученики запомнили её как доброго и справедливого учителя, односельчане - как умного, прямолинейного, жизнерадостного человека. Из беседы с сыном, Михаилом Дмитриевичем: «…Отец был сговорчивым человеком, а у мамы был твёрдый характер. Как она решит – так и будет…». Татьяна Фёдоровна имеет множество благодарностей и Почетных грамот Мособлоно за успехи в обучении и воспитании детей. Награждена правительственными медалями, в том числе - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью «В память 850-летия Москвы».
Болдаевы вырастила троих детей, все они достойные люди. Один из них, Михаил Дмитриевич, тоже учительствует. Окончив Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, он с 1975 года работает в Подхоженской школе. Внучка, Наталья, в 2004 году окончила Коломенский педагогический институт - исторический факультет.
Супруги Болдаевы прожили вместе 54 года. 19 августа 2000 года не стало Дмитрия Николаевича. 16 сентября 2012 года умерла Татьяна Фёдоровна. Но память об этих людях жива в наших сердцах.
Вряд ли какому поколению столько выпало на его долю. Это поколение восстанавливало промышленность, транспорт, создавало новые города и заводы, колхозы и совхозы, укладывало бетон в плотину Днепрогэса, показывало примеры трудового героизма на Урале и Донбассе. Никогда ещё ни одна человеческая жизнь не вмещала столько событий и впечатлений, никогда ещё не была так тесно связана с судьбой страны.
3. Результаты исследований
Итогом исследовательской работы является прослеженная линия судьбы семьи Болдаевых. Дмитрий Николаевич и Татьяна Фёдоровна прошли нелёгкий жизненный путь. Тяжелыми были и довоенное детство, и годы войны. Но они выжили в этой войне. А это уже большое счастье. В мирное время поднимали страну из руин.
Вся их жизнь - яркий нравственный урок гражданственности, честного и открытого служения стране и людям.
Их жизнь – это отражение непростых событий ХХ века в истории России. Она ярко показывает жизнь большинства советских граждан.
Я хочу сказать спасибо Дмитрию Николаевичу, Татьяне Фёдоровне и миллионам других людей, которые боролись за наше счастливое будущее.
4. Заключение
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. – один из самых героических периодов в истории нашей Родины. Она была не обычной войной, поскольку велась на уничтожение русского народа, России, славян. В памяти наших дорогих ветеранов навсегда останется тот день, когда в дыму пожаров над фашистским рейхстагом взвилось алое Знамя Победы, водруженное рукой советского солдата. Это был знак всему человечеству о том, что «Мир сильнее империализма и войны».
Но и мы будем всегда помнить о неисчислимой жертве русского народа, об его нескончаемом подвиге в смертельной схватке с озверевшим фашизмом, о героизме замечательных патриотов Родины, отстоявших её честь и независимость.
«Никто не забыт, ничто не забыто». В этих священных словах определяется наше отношение к героическому подвигу народа, отдавшего жизни своих сыновей и дочерей во имя мира и счастья.
5. Список литературы
1. М.И.Чекалин. Твои рядовые, Россия! Очерки о земляках. – Москва, 2005, 53 с.
Весенние чудеса
Пятёрки
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Рисуем пшеничное поле гуашью
Развешиваем детские рисунки дома