Исследовательская работа по теме "Железная дорога как знак судьбы в произведениях А.П.Чехова, А.А.Блока, В.Ерофеева" .
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 55.53 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 146»
Первомайского района
Секция: литературоведение
Пышкина Дарья Ивановна
11 А класс
Железная дорога как знак судьбы в произведениях А.П. Чехова, А.А. Блока, В. Ерофеева
Научный руководитель
Паршикова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Контактный телефон 337-19-81
Город Новосибирск, 2020
Оглавление
1. Введение. Цели и задачи работы……………………………………………с.2
2. Открытие железной дороги в России……………….…………………с.3- 4
3.Железная дорога как комплекс мотивов в русской литературе……. с.4 - 8
4.Сцены в вагоне как концентрация жизни героев А.П. Чехова……….с.8 - 9
5.Образ поезда как проходящей мимо жизни в стихотворении «На железной дороге» А.А. Блока………………………………………………………….с.10
6. Электричка как замкнутый круг жизни Венички Ерофеева………с. 10 - 13
7. Заключение. Многогранность образа дороги……………………………с.14
8. Список источников…………………………………………………………с.15
1. 179 лет назад, 11 ноября 1837 года, открылась первая в России и шестая в мире железная дорога.
С этого момента она стала не только фактом русской жизни и экономики, но и сквозной темой русской литературы. От классики до рок- поэзии. Трудно назвать писателя XIX и ХХ века, поэта или прозаика, в чьем творчестве так или иначе не отразилась бы железная дорога. Не говоря уже о том, что главный мировой роман, написанный русским писателем Львом Толстым, без железной дороги утратил бы всякий смысл…Начиная с "Попутной песни" (1839 год) Нестора Кукольника, в которой "православный веселится наш народ" по поводу открытия этой самой первой российской железной дороги Петербург-Павловск, произведения о "чугунке" составили целый пласт и русской, и советской литературы».1
Но, тем не менее, серьёзно художественный образ железной дороги в литературоведении не исследован.
Цель данного исследования – рассмотреть, как образ железной дороги в концентрированном виде отражает судьбу героев.
Задачи исследования:
1.Знакомство с литературоведческой, художественной и справочной литературой по проблеме.
2.Железная дорога как начало и конец важного жизненного этапа героев.
3 Железная дорога как жизнь, проходящая мимо героев.
4. Железная дорога как возврат героя к исходной точке.
Методы исследования: биографический, культурно – исторический, теоретический анализ.
Актуальность работы: возможность проследить, как достижения цивилизации входят в жизнь людей, становясь литературным образом -символом ; образ железной дороги позволяет глубже понять идею и проблематику произведения .
2. Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году — между Стоктоном и Дарлингтоном- и была протяжностью 40 километров (26 миль). Первая железная дорога между относительно крупными городами была открыта в 1830 году и соединила промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль (56 км). На линии также использовались паровозы Стефенсона. К 1840 году протяжённость железных дорог в Великобритании составила 2390 км.
История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, целью которого является финансирование строительства железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок от Большого Кузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года.
Официальное торжественное открытие первой в России железной дороги общественного пользования: С-Петербург — Царское село состоялось 30 октября по старому стилю (11 ноября — по новому) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов, стал сам Герстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд плавно отошёл от перрона. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село. Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
Активное формирование сети железных дорог Российской империи происходило во 2-й половине XIX века; до этого была построена ещё только казённая Николаевская железная дорога. Развитие сети дорог было обусловлено как потребностями экономики, так и военными интересами государства. В качестве одной из главных причин поражения России в Крымской войне 1850-х годов указывается отсутствие сети железных дорог, позволявшей оперативно перебрасывать вооружённые силы по территории страны. В. А. Кокорев в статье «Экономические провалы» указывал:
Если бы дорога от Москвы к Черному морю была начата постройкою в 1841 году, то Россия не почувствовала бы невозможности с миллионом лучшего в мире своего войска отразить высадившегося около Севастополя неприятеля в количестве 70 тыс. Впрочем, и самой высадки не могло бы быть, когда бы Европа знала, что наши войска по железной дороге, без всякого утомления, могут через несколько дней явиться на берегах Черного моря.
Для ускорения строительства и привлечения капитала было основано «Главное общество российских железных дорог». Железные дороги должны были простираться: от Санкт-Петербурга до Варшавы и до прусской границы на Кенигсберг, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск и низовье Днепра до Феодосии, и от Курска или Орла через Динабург до Либавы, и таким образом непрерывным, через двадцать шесть губерний железным путём соединить три столицы, главные судоходные реки и два порта на Чёрном и Балтийском морях.
Кроме казённых и находящихся в концессии дорог (Николаевская, Московско-Нижегородская, Петербурго-Варшавская, Вологдо-Вятская, Самаро-Златоустовская и др.) были построены также многочисленные частные системы (Рязано-Уральская железная дорога, Московско-Ярославская, Киево-Брестская и др.). Преимущественно в это же время были созданы все существующие ныне вокзалы крупных городов.
В начале XX века была построена наиболее грандиозная дорога — Транссиб, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком. Ещё одна стратегическая дорога — КВЖД — была построена на территории соседнего Китая.5
3. Издательский дом "Железнодорожное дело" в 2012 году выпустил антологию поэзии и прозы "Железная дорога в русской литературе". Ее составитель историк литературы и культуры Сергей Дмитренко в предисловии подчеркивает: у издания есть один предшественник. В 1939 году московский Трансжелдориздат выпустил увесистый иллюстрированный том "Железнодорожный транспорт в художественной литературе". Здесь были собраны произведения не только русских, но и зарубежных писателей. Немалое место отводилось и писателям советским, воспевавшим железнодорожные успехи большевиков под водительством тогдашнего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича. Цель той книги была обозначена в соответствии с тогдашними приоритетами: "показать, как отразилась в художественной литературе жизнь, труд и борьба железнодорожников в прошлом и настоящем".
Наиболее полно об образе железной дороги говорит Н. А. Непомнящих в статье «Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике» и А.И. Иванов в научной работе «Железная дорога в русской художественной культуре XIX-XX вв».
Тема железной дороги была также представлена статьей Якуба Садовски «Железная дорога в русской рок-поэзии перестройки и постсоветского
времени». Автор пишет: «В своей работе ключом для анализа тенденций в русских парапоэтических текстах, созданных с 1985 года по сегодняшний день, я предлагаю избрать (столь важный в эпоху перемен и несбывающихся надежд) мотив дороги, в особенности же - железной дороги. Этот мотив в мировой культуре архетипичен сам по себе. Однако в стране, на территории которой имеется самая длинная железнодорожная магистраль мира, ёмкость “путевых” метафор просто гарантирована. Тем более что культура российской державы породила многочисленные свидетельства “культа пространства”, с “Путешествием из Петербурга в Москву” во главе, а также с более современным вариантом этого произведения - с “Москвой - Петушками”. Культурное наследие русской нации монументально именно в связи с “пространственностью” культурных кодов, и уж хотя бы поэтому в русскоязычной рок-поэзии возникают темы монументальные и... железнодорожные».
Н. А. Непомнящих в статье «Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике» отмечает следующие мотивы:
Своеобразным эталоном, представляющим данный вариант мотива в наиболее «чистом» виде, может послужить стихотворение Я.П. Полонского «На железной дороге» (1868). Стихотворение выстроено таким образом, что перед лирическим героем, находящимся в вагоне поезда, проносятся различные картины, вызывающие грусть, нежность, сожаление:
Вон и родина! Вон в стороне
Тесом крытая кровля встает.
Темный садик, скирды на гумне,
Там старушка одна, чай, по мне
Изнывает, родимого ждет…
Но слишком быстро несется «железный конек». Лирический герой видит «красну девицу», «может быть, золотая душа, может быть - красота из красот», а поезд все так же быстро мчится, и «железная тянется нить». Далее он видит острог, где давно томится друг, но навестить друга нет времени, поезд бежит дальше. Финальные строки подводят печальный итог:
И сквозь сон мне железный конек
Говорит: «Ты за делом дружок,
Так что нежность ты к черту пошли!»
Высокая скорость перемещения по жизни диктует отказ от общечеловеческих ценностей, требует механистичности, автоматизма, нацеленной прагматичности, разобщает людей. Здесь работает метафора «железный - бездушный», а также «железная дорога - общество», что уже не раз было подмечено исследователями. Именно эти смысловые аспекты важны для мотива железной дороги в произведениях Л.Н. Толстого, А. Блока, Л.М. Леонова.
Столь негативное восприятие связано с тем, что железная дорога становится одним из символов самонадеянности человека и шире - гибельности избранного пути технического прогресса в противовес нравственному развитию. В сюжете как лирическом, так и эпическом этот смысловой аспект реализуется в мыслях о воображаемой катастрофе (П. Вяземский, Н. Рубцов) или буквально в ситуации аварии, происходящей на железной дороге (Л.М. Леонов «Дорога на Океан», «Русский лес»). В стихотворении Вяземского «Ночью на железной дороге между Прагою и Веною» (1853) аллюзивно обыгрываются мотивы «Людмилы» В. Жуковского, однако оно выходит за рамки литературной игры. Строки «вечной страстью он разжен», относящиеся к человеку вообще, уже содержат в себе зерно будущих конфликтов героев Толстого:
Силой дерзкой и крамольной
Человек вооружен:
Ненасытной, своевольной
Страстью вечно он разжен.
<…>
Но безделка ль подвернется,
Но хоть на волос один
С колеи своей собьется
Наш могучий исполин, -
Весь расчет, вся мудрость века -
Нуль да нуль, все тот же нуль,
И ничтожность человека
В прах летит с своих ходуль.
И от гордых снов науки
Пробужденный, как ни жаль,
Он, безногий иль безрукий,
Поплетется в госпиталь.
В стихотворении Н. Рубцова «Поезд» (1966-1969) повторяется одна и та же строка:
…Перед самым, может быть, крушеньем
Посреди миров несокрушимых.
Поезд мчался с прежним напряженьем
Где-то в самых дебрях мирозданья,
Перед самым, может быть, крушеньем,
Посреди явлений без названья <…>
Структурирующим лейтмотивом становится ожидание катастрофы. Описываемая ситуация напрямую соотносится с человеком вообще, а не с каким-то отдельным героем. Последнее четверостишие не оставляет сомнений в том, что поезд - это метафора планеты Земля, а катастрофическим может стать путь самого человечества:
…Но довольно! Быстрое движенье
Все смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?
С другой стороны, уже в романе «Вор» железная дорога обретает метафорическое значение утопического пути: «Поезда, поезда, человеческой тоской гонимое железо! С грохотом проносилось оно мимо в бесплодной попытке достигнуть края земли и мечты. Все отодвигался горизонт, но не уставал и веселый машинист…». В романе «Дорога на Океан» (1933) строительство нового общества осмыслено через метафору «эпопеи о мировом железнодорожном деле, богато иллюстрированной вставными историями Спиридонов Маточкиных всех времен и народов» . В истории о Спиридоне Маточкине и бунте на строительстве Волго-Ревизанской железной дороги прослеживаются как аллюзии некрасовского текста , так и параллель современной роману стройке Беломорканала. Начинается роман с железнодорожной катастрофы на магистрали, начальником которой поставлен главный герой. Для него воображаемая дорога к Океану - это нечто вроде воплощенной утопии. В романе несколько железнодорожных катастроф. Еще одна авария происходит с паровозом из-за оплошности молодого комсомольца, татарина Сайфуллы. Метафорическое значение случившейся катастрофы близко смыслу тех образов, которые появятся в последнем романе писателя «Пирамиде» (1994): порыв человечества «вперед и выше!», «к звездам» оборван на самом разгоне из-за несовершенства самой человеческой природы.
В поэзии более современных авторов традиции отчасти сохраняются. Стихотворение И. Фаликова «Железнодорожная баллада» (2005) строится как ряд неприглядных картин из окна вагона, а заканчивается словами: «Родина не виновата. Ты ее всю проспал». Наиболее известная песня Б. Гребенщикова «Этот поезд в огне», особенно популярная в перестройку и постперестроечное время, интерпретируется как метафора находящегося в кризисе общества. В «Великой железнодорожной симфонии» поезд уподоблен некому духовному проводнику. У других авторов железная дорога и поезд зачастую становятся либо поездом и дорогой в никуда, либо, напротив, мыслятся спасительными, уводящими из ложного мира в мир истинный. Квинтэссенцией этого собирательного образа можно назвать поезд из романа «ЖД» Д. Быкова. Лирическое отступление о поезде представляет собой страницу чрезвычайно плотной по степени литературных ассоциаций ритмизированной прозы:
«Если сесть на этот поезд, можно ехать вдоль окраин, мимо школ и поликлиник, гаражей и огородов, мимо фабрик и заводов, мимо свалок и отходов, медленно переходящих в состояние природы; если сесть на этот поезд, можно ехать вдоль природы, пригородов, полустанков, семафоров, элеваторов, заборов, рек под хлипкими мостами, текстов с темными местами, грядок, гравийных карьеров, недокрашенных сараев, перекрашенных бараков, перекошенных подъездов, недокошенных оврагов, недокушанных объедков, недостреленных субъектов, многих слов с приставкой «недо-» и других, с приставкой «пере-», - а меж ними только поезд, золотая середина» .
Сначала создается иллюзия, что поезд одновременно сосуществует и передвигается в двух пространствах: реальном и литературном. Однако литературное настолько всеобъемлюще, что в финале лирического отступления и поезд, и герой им поглощены:
«Вскочишь в темный куб вагона, проползешь по гулким рельсам, выйдешь из повествованья - и вернешься в эпилоге» .6
4. В рассказе А.П. Чехова «О любви» (1898 год) описание железной дороги занимает всего два абзаца, но насколько значим этот образ!
Главными героями рассказа «О любви» являются двое влюблённых: Павел Константинович Алёхин и Луганович Анна Алексеевна, которые не могут признаться друг другу в любви (Анна Алексеевна была замужем за другим мужчиной). Герои решились признаться в своих чувствах только перед расставанием после мучительных лет тщательно скрываемого от посторонних глаз чувства. В купе поезда они отгородились от окружающего их мира и, наконец, смогли открыться друг другу.
«Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».8
Купе - то крошечное пространство между миром прошлого и миром будущего, в котором несколько мгновений герои могли быть сами собой и принадлежать друг другу. Поезд в этом произведении символизирует жизненные пути главных героев.
Алёхин является слабым человеком, так как после того, как он признался, и стена между ним и Анной пала, он не решился рискнуть и поехать вместе с ней туда, где они, возможно, будут счастливы. Но вместо этого он уходит в соседнее купе, тем самым, снова строя между ними стену. В итоге, он сходит с поезда и пешком возвращается в Софьино, где его жизнь останавливается на одном месте, так как он не смог сесть на другой поезд в счастливое будущее.
«Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком…»8
В рассказе «Анна на шее» (1895 год) железная дорога символизирует будущую жизнь главной героини Анны после свадьбы. На перроне, перед тем как отправиться со своим мужем в монастырь, она через окошко прощается со своим отцом, оставляя его в старой жизни. После того как поезд тронулся, Пётр Леонтьич ещё некоторое время бежит за ним, но в скором времени отстаёт, оставаясь позади. Этот момент символизирует то, что отец Анны остался в прошлом, а в её будущей жизни ему нет места.
Полустанок, на котором остановился поезд, тоже имеет скрытый смысл. Он символизирует жизнь, которая ждёт Анну в будущем. Дорогая одежда, музыка, веселье, поклонники, в том числе будущий её спутник и компаньон в увеселительных предприятиях богач Артынов, - всё это будет её сопровождать в дальнейшей жизни: « Она вдруг почувствовала радость,
и, когда поезд тронулся и знакомые офицеры на прощанье сделали ей под козырек, она уже напевала польку, звуки которой посылал ей вдогонку военный оркестр, гремевший где-то там за деревьями; и вернулась она в свое купе с таким чувством, как будто на полустанке ее убедили, что она будет счастлива непременно, несмотря ни на что».8
И чопорный муж, сидящий в вагоне и раскладывающий вещи в безупречном порядке, уже уходит в сторону от жизни Анны.
5. Стихотворение «На железной дороге» Александр Блок написал в 1910 году.
В данном стихотворении железная дорога является символом движения в будущее и олицетворением новой жизни, к которой стремится девушка.
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…2
Она каждый день приходит на станцию в надежде, что однажды ее кто-нибудь заберёт и она сможет начать новую жизнь, но этого не происходит. Только однажды молодой гусар посмотрел на неё с нежной улыбкой, но поезд умчался дальше. Надежда, что её жизнь изменится и поезд увезёт её в светлое будущее, с каждым днём таяла. Героиня не выдержала и бросилась под поезд.
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.2
Эта девушка, несмотря на её красоту, является ненужным человеком в будущем России. Жизнь (поезд) отбросила её в сторону, оставляя во рву позади себя и движется дальше в светлое будущее.
6.Главный герой псевдоавтобиографической повести (или поэмы?) В. Ерофеева «Москва- Петушки» (1969 год) Веничка - откровенно люмпенизированный человек. « Его свобода от профессии, постоянного места жительства, быта, семьи - не только и не столько выпадение из социума, сколько стремление обрести экзистенциальную свободу в «неправильно устроенном мире», утверждение самодостаточности своего малого человеческого мира, который внутри себя создает и сохраняет свои цели и смыслы. Веничка для того, чтобы утвердить самодостаточность своего малого мира, должен оказаться за чертой социального бытия, быть маргиналом. Его нравственные ценности могут быть выражены, могут заявить о себе только в этом состоянии. Такой концептуальный подход становится оправданием жизненной позиции маргинального героя».9 Ерофеев дает своему «я» полную свободу действий: «Все идет как следует. Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево, я тебя не принуждаю ни к чему. Если хочешь идти направо - иди направо» [3, с. 4].
«Космос» главного героя крайне ограничен. Вся его частная Вселенная умещается между Москвой и Петушками («... А потом трезвонят на весь мир от Москвы до Петушков» [3, с. 22]).
Поэмное действие включает в себя путешествие героя (алкоголика Венички) из Москвы в маленький городок Владимирской области Петушки. Это райское место, где живет любимая им женщина и ребенок: «Петушки - это место, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветают жасмин. Первородный грех - может, он и был - там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…» [2, с. 46]. Таков масштаб мира Венички.
Он размышляет о том, какую роль играет в его жизни алкоголь, и приходит к выводу, что не по нему у него тоскует душа, он ему не нужен, но желанен. Пьянство Венички - это своего рода инструмент, посредством которого он достигает полной обособленности и самодостаточности своего маленького мира, «интимности», по собственному определению героя. Но именно из-за алкоголя Веничка не может преодолеть пространственно-временную замкнутость, достичь цели своего путешествия- доехать до заветных Петушков.
Путешествие Ерофеева – это сложная смысловая картина человеческой жизни. Однако эта жизнь умещается на промежутке в 125 километров (протяжённость маршрута электрички – не поезда!) . Именно на этом пространстве существует настоящая жизнь героя, стремящаяся к идеалу, но коварная электричка возвращает Веничку к точке отсчёта, то есть к нулю. Там превращается в нуль жизнь героя – он умирает.
Если посмотреть топографически, то мы увидим, что путь электрички (а, значит, и главного героя), начинается с Курского вокзала.
По мнению Л. Фуксон: «Курский вокзал - место, открывающее не общенародную Историю, а множество раз-личных (то есть личных: различие здесь - разница лиц) маленьких историй. То, что герой (и одновременно рассказчик) не может увидеть Кремль и в поисках Кремля «неизменно» попадает на Курский вокзал, символически предопределяет его точку зрения - маленького человека на всё большое как чужое и недоступное, невидимое, трансцендентное, внеличностное <...> Кремль - полюс официального миропорядка. <...>[7, с. 261].
Глава «Москва - Серп и Молот» начинает в поэме каталог перегонов между остановками на железнодорожной ветке Москва – Петушки, которые и станут границами ка внутренней, так и внешней жизни Венички Ерофеева.«Где моя четвертинка российской? <.> Так. Значит, украли между Купчино и 43-м километром». [3, с. 145] Под Орехово- Зуево ему приходится играть роль «Шехерезады» перед старшим контролёром, чтобы не выгнали из поезда. И так, по станциям, можно проследить все жизненные события переживания героя, пока пустая электричка не увезёт совершенно пьяного, потерявшего границу между сном и реальностью героя обратно в Москву.
Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов.
Дорога-судьба, свободный путь, странничество, топографическая и любовная дороги составляют единое карнавальное пространство, в котором движутся чувства и эмоции лирических героев.
В современной русской литературе образ дороги предстает в различных вариантах, среди которых «человеческая жизнь», «путь к познанию себя и мира», «путь к Богу», «саморазрушение», непосредственно «путешествие», образ дороги может выступать как символ детства, символ единства мира и т.д. С мотивом пути в современной русской литературе по-прежнему тесно связан образ железной дороги. Железная дорога в России - не средство передвижения. Ее переживают как один из мистических символов страны. Это единое пространственно –временное понятие, которое даёт ключ к разгадке смыслового кода текста, причём неважно, какую часть объёма текста занимает образ железной дороги. Это может быть весь текст, как в повести (поэме?) «Москва- Петушки» В.Ерофеева, «На железной дороге» А.Блока. Это может быть часть текста, даже очень небольшая, в начале («Анна на шее» А.П. Чехова) или в конце («О любви» А.П. Чехова) произведения.
Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.
Список источников
1. П. Басинский. tp://www.rg.ru/2012/11/02/doroga.html
2. А.А. Блок. Стихотворения. Комсомольская правда- Амфора. Москва- Санкт- Петербург, 2011.
3. Ерофеев В. Москва-Петушки. М. : Азбука-Аттикус, 2012. 192 с.
4. А. И. Иванов. Железная дорога в русской художественной культуре xix-xx вв. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, 2012.
5. История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836 - 1917 гг. Санкт-Петербург - Москва. 1994 год.
6. Н. А. Непомнящих. Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике (обзор). Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы. - Новосибирск, 2012. - С. 92-105
7. Фуксон Л.Ю. «Все» и «1» в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки» // Критика и семиотика. 2009. № 13. С. 261.
8. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем. Т 9- 10.М., Наука,1985.
9. А. Е. Яблоков. От вокзала до вокзала, или Московская одиссея Венички Ерофеева. Литературный текст: проблемы и методы исследования. Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева (Сборник научных трудов) (fb2)
Юрий Алексеевич Гагарин
Есть в осени первоначальной...
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Пустой колос голову кверху носит
Машенька - ветреные косы