Ученица рассматривает вопросы бытования суеверий у разных народов и о роли суеверий в жизни современных людей.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_horoshunovoy_2.doc | 51 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64» г.Улан-Удэ
Реферат на тему:
«Роль суеверий в жизни людей»
Выполнила:
ученица 8в класса
Хорошунова Валерия
г.Улан-Удэ
2019-2020 уч.г.
В XXI веке суеверий не стало меньше. За тысячелетия истории человечество накопило не только массу научных знаний, необходимых для прогресса общества, но и множество ложных представлений об окружающем мире. К числу таких представлений относятся – необоснованные приметы, различные гадания, вера в талисманы, цифровая мистика, гороскопы и так далее. Давно забыты причины, вызвавшие их к жизни, а суеверие все живо. Оно таится где-то в нашей памяти, рядом с огромным запасом полезных, нужных для жизни знаний, и выходят наружу помимо нашей воли.
Актуальность темы исследования возросла с появлением необъяснимых с точки зрения науки некоторых явлений. Особенный интерес проявляется в англоязычных странах, люди продолжают верить в такие явления как пятница 13-ое, в магические числа (число дьявола 999) и другие явления. Данный интерес фантастически возрос с появлением книги английской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер» и до сих пор не угасает.
Степень изученности проблемы: Актуальность суеверного мышления как явления, определила обращение к ней исследователей. Среди работ, посвященных данной проблематике - исследования таких отечественных и зарубежных психологов, как З. Фрейд, который считал суеверие результатом проекции, т. е. перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз и Э. Блейлер.
Методы исследования: при проведении исследования был избран междисциплинарный подход, сочетающий социологическое, психологическое знание, общую теорию религии и религиозных верований. В качестве теоретической основы исследования использованы работы отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейд, Л. Демоз, Э. Блейлер, Э. Берна, Э. Фромма, Б. Рассел, Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев, К. К. Платонов, Б. Ф. Поршнева, М. Мюллер, В. Я. Пропп. В качестве методов исследования использованы системный анализ и деятельностный подход; а также исторический подход, который позволяет рассматривать каждое явление в связи с конкретными условиями; принцип объективности, который рассматривает события в целом, опираясь на достоверные факты во всем многообразии, развитии, противоречивости и принцип всесторонности, который требует рассматривать все случаи во взаимосвязи.
Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. В общем можно сказать, что суеверие это вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). 1. Когнитивный подход. В этом случае суеверия анализируются как представления, как попытка понять необъяснимое и неизвестное. Данный подход рассматривает суеверия как негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной с умственным трудом. 2. Аффективно-мотивационный подход, с позиции которого суеверия рассматриваются как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем. По мнению некоторых авторов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях.
Само слово «суеверие», означает ложную веру во что-либо (от древнеславянского «суе», или «всуе» - напрасно, тщетно). В словаре Даля суть «суеверия» поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». Оксфордский толковый словарь говорит о суеверии, как о «чрезвычайно доверчивом веровании или почитании сверхъестественного». В происхождении английского слова “superstition” ученые сомневаются до сих пор, произошло ли оно от старо-французского или же имеет латинские корни. Оксфордский словарь дает толкование этого слова следующим образом: super-как понятие «сверх», и stition-от двух слов “tostand-стоять, поддерживать” и “stare – пристальный взгляд”.
Суеверие многолико и оно присутствует, практически, в культурном разрезе всех народов. Существует такой феномен, как «идентичные суеверия» - т.е. те, который имеют одни и те же последствия у разных народов. Например: рассыпать соль – поссориться; тринадцать – число роковое; левый глаз чешется – к слезам; брать что-то левой рукой – не пойдет в прок; масть домашней кошки должна соответствовать цвету волос хозяина дома; если в щи упадет таракан или муха - к свиданию….
Оказывается, та же самая черная кошка в некоторых странах не является носителем зла. Совсем наоборот! Если в России, Бельгии и Испании принято считать, что это зверь недобрый, то в Англии она якобы приносит счастье. В некоторых прибрежных районах жены рыбаков стараются заполучить в дом черную кошку, веря, что тогда их мужьям не страшен никакой шторм. Здесь стоит сказать, что Англия – самая суеверная страна. Такого «официально» зарегистрированных суеверий и примет, как на туманном Альбионе, больше нигде нет!
Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом, люди приветствуют пришествие Христа. В Скандинавии колокольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии – погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа.
• Много родинок между локтем и ладонью предсказывают неприятности в середине жизни, за которыми последуют достаток и уют (Уэллс);
• Паук в доме - добрая примета, знак процветания и счастья. Если он спустится или упадет на человека с крыши, этот человек скоро получит наследство или деньги из какого-нибудь другого источника (Южная Англия);
• 7 апреля — Благовещенье. Никому ничего не давать в этот день – иначе в дом придет бедность (Украина, Россия, Белоруссия, Сербия);
• Убить божью коровку - ужасная примета. В Ист-Англии, когда такое случается по нечаянности, насекомое тщательно закапывают в землю и три раза топают по тому месту ногой.
2.1 Приметы и суеверия учащихся Российской школы
Любой экзамен - это лотерея. Даже самый уверенный в себе отличник что-то знает лучше, что-то хуже. Иначе говоря, удача в таком деле не повредит никому. Чтобы привлечь удачу на свою сторону, школьники и студенты используют массу ухищрений. Экзамены – это чуть ли не самый богатый на суеверия период в жизни человека.
Самые известные приметы связаны, как ни странно, с личной гигиеной. Учащимся не рекомендуют мыться (особенно это касается волос), бриться, стричь ногти (и, опять же, волосы). У этой приметы есть и «научное» объяснение: преподаватель может не узнать вас в новом обличье и не поверит, что вы сидели на его лекциях.
Нельзя менять одежду (то есть считается, что если какая-то одежда принесла удачу на первом экзамене, надо одеваться так же на все последующие экзамены, и стирать костюм крайне не рекомендуется).
В ходе нашего исследования было опрошено 36 человек (школьников 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений), в исследовании принимало участие 18 девочек и 18 мальчиков от 14 до 18 лет; из всего количества респондентов только 22,2% знают, что такое суеверие, 63,8% уверено, что суеверие, это вера в сверхъестественные силы, управляющие нашим сознанием, а 13, 8% утверждают, что суеверие это вера в бога и божественное. Всего 22,2% верят во все суеверия, 11% не верят в суеверия вообще, а 66,6% школьников верят в них иногда, особенно перед экзаменом. При этом 8,3% школьников утверждают, что суеверие является неотъемлемой частью их жизни, 11,1% уверены, что суеверие порождает лишние страхи и «верить в приметы и всякие мистические штуки довольно глупо». 80,5% могут сказать, что иногда, они являются суеверными (зависит от конкретной ситуации).
Заключение
Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности в кризисных ситуациях усиливает потребность личности руководствоваться в своей повседневной жизни установленными вековыми традициями и ритуалами, к числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.
Следуя приметам, человек стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство психологов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.
Заяц-хваста
Можно от Солнца уйти...
Усатый нянь
В поисках капитана Гранта
О путнике