Практическая часть работы может использоваться для изучения адаптации обучающихся 10 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stressa_na_organizm.docx | 101.84 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4»
Исследовательская работа по теме
«Влияние стресса на организм человека»
Работу выполнила
ученица 10 класса МБОУ «ЦО №4»
Алексеева Карина Михайловна
Руководитель-
Учитель биологии
Вересова Татьяна Николаевна
Тульская обл., г. Донской, 2021г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………..3
2.Основная часть «Влияние стресса на организм человека»
2.1 История развития представлений о явлении стресса……...4
2.2 Разновидности стресса………………………………………5
2.3Причины возникновения стресса……………………………6
2.4Системы органов, на которые влияет стресс………………..7
3.Стресс у школьников
3.1Симптомы стресса у школьников…………………………….7
3.2Стрессоры………………………………………………………8
3.3Последствия стресса…………………………………………..8
3.4Болезни, вызванные стрессом………………………………….9
4.Практическая часть
4.1 Результаты тестирования……………………………………...9
4.2Дыхательные упражнения…………………………….……….10
5.Заключение………………………………………………………..10
6.Литература………………………………………………………..12
7.Приложение……………………………………………………….13
1.Введение
Вся наша жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. И каждый из нас реагирует на них по-разному, в зависимости от потребностей и знаний ситуации. Но если знаний недостаточно, то человек может попасть в стрессовое состояние. Стрессу подвержены люди разных возрастов, в современных условиях каждый человек под его влиянием. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, падении интереса к жизни, апатии, агрессии. До 40% всех факторов, которые ухудшают состояние и здоровье детей сосредоточены в школе. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность, агрессия. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности очень важно. Именно поэтому моя работа актуальна сейчас.
Цель моей работы:
выяснить как стресс влияет на жизнь человека, и дать рекомендации по снятию нервного напряжения.
Задачи:
2.Влияние стресса на организм человека.
2.1История развития представлений о явлении стресса
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Позже он написал, что Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.[2]
В 8 классе нам дается определение стресса, как перенапряжение всех сил организма.[1]
Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. У его крыс появлялось «значительное увеличение коры надпочечников; уменьшение или атрофия тимуса (вилочковой железы), селезенки, лимфатических узлов и других лимфатических структур; появлялись кровоточащие язвочки в желудке и двенадцатиперстной кишке». [ 4]
Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека
2.2 Разновидности стресса
По мнению Е.Б.Бабского стрессы делятся на:
Физиологический
связан с прямыми воздействиями на организм, болью от различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки). Сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, мышцы напрягаются и работают более интенсивно, запасы энергии в организме заканчиваются.
Психологический
Вызывают факторы, действующие как сигнал: обман, обида, угроза, опасность. Формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания.
Информационный
Возникает при большом количестве информации за маленький промежуток времени, задач, которые нужно выполнить, когда человек, не успевает принимать верные решения, когда от него это требуют. Появляются негативные эмоции, развитие чувства тревоги.
Эмоциональный положительный стресс (эустресс)
появляется при радостных событиях, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, повышают устойчивость организма к заболеваниям. чаще всего после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.
Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)
появляется из-за угрозы безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни. Возникает Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.
Острый (кратковременный)
происходит быстро и неожиданно, не причиняет вред, крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта. Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство.
Долговременный
появляется из-за незначительных, но часто повторяющихся факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.) Возникает боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение, аутоиммунные заболевания.
2.3 Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.
Итак, выделим источники стресса:
1. Психологическая травма или кризисная ситуация;
2. Мелкие ежедневные неурядицы;
3. Конфликты, либо общение с неприятными людьми;
4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;
5. Ощущение постоянного давления;
6. Шум;
7. Монотонная работа;
8. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;
9. Напряжённая работа;
10. Финансовые трудности;
11. Сильные позитивные эмоции;
2.4 Системы органов, на которые влияет стресс
1.Система кровообращения. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее чем обычно и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.
2.Мышцы и кости. В результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.
3.Желудочно-кишечная система. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ, вследствие чего ворсинки для всасывания питательных веществ изнашиваются.
4.Иммунная система. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ.
3.Стресс у школьников
3.1Симптомы стресса у школьников
Причины стресса в школе:
Это, прежде всего, трудности с адаптацией. на протяжении учебы ребенок переживает, три кризисных периода, связанных с проблемами адаптации: поступление в 1 класс, переход в основное звено школы (5 класс) и переход в старшее звено (10 класс).
Тревожной тенденцией, влияющей на здоровье детей, является усложнение образовательного процесса. Вследствие этого появляется состояние усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает сигналы для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В результате чего появляется школьная дезадаптация не только у детей, имеющих минимальные неврологические отклонения, но и у неврологически и соматически здоровых детей.
К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть различные проверочные контрольные работы и экзамены. Как точно заметил французский писатель Андре Моруа: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение».
Конкуренция, не обошла стороной и школу. Отсюда ещё один фактор детского стресса – «школьное соревнование». Из-за него появляется стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учёба дается ребёнку легко, и он учится с интересом. Но некоторым она дается ценой огромного напряжения сил. А в иных случаях – это интриги и откровенная травля.
В период обучения в школе дети переживают еще один из сложнейших жизненных этапов – подростковый кризис. Зачастую он охватывает несколько лет школьной жизни ребёнка. В это время все обыкновенные школьные трудности ощущаются им особенно остро.
3.2 Стрессоры
Школьные:
адаптационные трудности в 1-м, 5-м, 10-м классах и в случае перехода в новую школу;
перегруженность школьных программ;
нехватка времени;
«школьное соревнование»;
ситуации проверки знаний, в т.ч. Экзамены.
Внешкольные:
страх не соответствовать амбициям родителей;
соперничество с другими детьми;
перегрузку внешкольными занятиями;
страх перед будущим.
3.3 Последствия стресса
Психологи говорят, что в последствие стресс подросток подавлен. Напряжен. Раздражителен. Не уверен в себе. Переутомлен. Непоседлив и невнимателен. Любимое его занятие – сидеть перед телевизором, за компьютером или телефоном.
Избыток стрессовых ситуаций, с которыми приходится сталкиваться подросткам-старшеклассникам, вряд ли можно сравнить с своеобразной тренировкой, которая поможет им бороться против стресса во взрослой жизни. стресс разрушает детскую психику и делает ее уязвимой к любым воздействиям во взрослой жизни.
Без помощи и поддержки взрослых при стрессе и нервных напряжениях подросток скорее всего сформирует неэффективные стратегии поведения в стрессовой ситуации. Он станет излишне робким, пугливым, застенчивым или, наоборот, агрессивным, бесчувственным к чужим переживаниям и боли. В конце концов он, долго пребывающий в стрессе, в прямом смысле теряет иммунитет и начинает болеть. Так что утверждение «пусть привыкает к стрессу – это хорошая закалка на будущее» и похожие на него, скорее всего, являются ошибкой.
3.4 Болезни, вызванные стрессом
Если школьник постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни. Стресс может очень сильно повлиять на развитие практически любого заболевания, от бессонницы до рака.
Болезни сердца - самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются за секунду, они развиваются годами. Причиной сердечных приступов, учащенного сердцебиения часто бывает именно стресс.
Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Люди, которые часто переживают стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом.
Стресс может также стать причиной кожных болезней.
4. Практическая часть
4.1 Результаты тестирования
Я провела тестирование «Диагностика адаптации учащихся 10-х классов» по методике Л.Тихомировой. Оно основано на опроснике Ч.Д.Спилберга, направленно на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Вариант этого тестирования дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения). В тесте 40 вопросов, которые отвечают за 4 состояния: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность и гнев. В опросе участвовали 12 обучающихся 10 класса. Посчитав результаты, можно сделать несколько заключений.
Средний уровень гнева среди мальчиков-12-18 баллов. Ни у кого из мальчиков моего класса норма гнева не превышена, это значит, что они эмоциональны на уроках, иногда появляется школьная тревожность, имеют позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения и позитивно относятся к учению.
Средний уровень гнева среди девочек-14-20 баллов. У половины девочек моего класса норма превышена, у второй же половины результат не превышает норму. Это значит, что они чрезмерно эмоциональны на уроках, что обуславливается неудовлетворением ведущих социогенных потребностей, иногда у них проявляется негативное эмоциональное отношение к окружающим вещам, так же проявляется школьная тревожность.
Средний уровень тревожности среди мальчиков-16-22. Большинство мальчиков моего класса имеют нижний уровень тревожности, но также есть и те, кто вошел в средний. Этот результат означает, что в основном у них продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению, но также редко проявляется негативное отношение к учебе.
Средний уровень тревожности среди девочек-17-24. У большинства девочек моего класса результат не превышает 24 баллов, что означает позитивное отношение к учебе, иногда школьную тревожность, опять же повышенную эмоциональность на уроке, которая обусловлена неудовлетворением социогенных потребностей.
Средний уровень познавательной активности среди мальчиков-21-29. Большинство мальчиков превысило норму, а это значит, что у них продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учебе, иногда диффузное эмоциональное отношение, они чрезмерно эмоциональны на уроках.
Средний уровень познавательной активности среди девочек-18-28. Большинство результатов девочек в среднем уровне, но есть и те, кто превысил норму. Значит мы можем снова сказать о их эмоциональности на уроках и наличие школьной тревожности.
Посмотрев результаты тестирования, можно сказать, что в основном, мои одноклассники эмоционально стабильны, но иногда проскальзывает школьная тревожность, которая может привести к стрессу.
Чтобы это не произошло, расскажу о дыхательных упражнениях, которые помогают прийти в спокойное состояние.
4.2Дыхательные упражнения
1.Сделайте очень глубокий и медленный выдох.
2.Затем медленно сделайте максимально глубокий вдох. При вдохе у вас должен выпятиться живот, а не грудная клетка
3.Теперь на четыре секунды задержите дыхание и снова медленно и глубоко выдохните.
Такое ритмичное чередование, выдох – вдох – задержка дыхания, нужно повторить пять – шесть раз. После этого вы обнаружите, что пульс у вас бьётся медленнее, и сами вы заметно успокоились
5. Заключение
Подводя итоги моей работы, можно сделать выводы о том, что в современной жизни невозможно избежать стрессовых ситуаций в школе, на работе, при общении с людьми. Следует сохранять психологическое здоровье свое и окружающих. Для этого можно придерживаться простых, но важных правил:
1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно.
2. Всегда относиться с позитивом ко всему происходящему и даже в негативных ситуациях находить выгоду для себя.
3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие от каждой приятной мелочи.
4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!
5. Избегать неприятных людей. А если это не получается, радуйтесь, что вы лучше их.
6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.
7. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.
Так что в завершении своей работы мне бы хотелось дать один большой совет всем: «Жизнь даётся лишь одна и прожить её нужно достойно!»
Литература
1.Колесов Д.В., Маш Р.Д. учебник «Биология. Человек» 8 класс, Москва, Дрофа 2020г
2.Селье Г. «Стресс жизни» М.: Прогресс, 1982г
3. Тихомирова Л. «Диагностика адаптации учащихся 10-х классов»
5.https://studbooks.net/1432767/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_istochniki_psihologicheskogo_stressa
Приложение 1. Диагностика адаптации учащихся 10 классов.
28. | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. | Мне скучно | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. | Я стараюсь не получить двойку | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. | Я уравновешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. | Я чувствую уныние и тоску | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
Снежная книга
Большое - маленькое
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сказка об одной Тайне
Северное сияние