Исследовательская работа учащейся 11 класса о семье как социальном институте, а также об отношении молодежи нашегои поселка к институту семьи и брака
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа о семье Шелковниковой О | 53.99 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
671624 Республика Бурятия, Баргузинский район, п.Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24
Тел/факс (30131) 91331, тел. (30131) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru
Научно - исследовательская работа на тему:
Взгляды на семейно - брачные отношения в молодежной среде
(на примере п. Усть - Баргузин)
Выполнила: ученица 11 класса
Шелковникова Оля
Научный руководитель: Лахтюк Н. Н.
учитель истории и обществознания
2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………1- 2 стр.
1. Семья и брак как социальные институты.
1.1. Семья как социальный институт и малая социальная группа ……..2-5 стр.
1.2. Брак, виды брака …………………………………………………….5-7 стр.
2. Отношение к семье и браку в молодежной среде п. Усть - Баргузин.
2.1. Анкетирование учащейся молодежи, проведение исследования
и анализ данных …………………………………………………………….7-10 стр.
2.2. Интервью с протоиреем Вадимом Волковым - настоятелем церкви Ивана Предтечи п. Усть - Баргузин …………………………………………….10-13 стр.
2.3. Интервьюирование семей Толстихиных и Ситниковых ……….13- 15 стр.
Заключение ……………………………………………………………….15-16 стр.
Литература ……………………………………………………………………17 стр.
Введение.
Актуальность. Здоровая и крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества. Разрушение культурных традиций и морально-этических норм брачных отношений весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института.
Семья всегда находилась в центре внимания, именно в традиционной семье, скрепленной официальными или традиционными узами, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Из средств массовой информации мы знаем, что исследования, которые проводятся среди молодежи на протяжении последних лет показывают, что семья и брак остаются основной ценностью, но характер восприятия семейных - брачных отношений меняется.
Также из личных бесед с моими одноклассниками, у меня также складывается впечатление, что для нас, современной молодежи характерно ослабление чувств семейного долга, семейных традиций.
Поэтому, важность изучения отношения молодежи к семье и браку заключается в том, что именно мы, старшеклассники – основатели будущих семей, именно от наших взглядов и мнений зависит дальнейшая тенденция семейных отношений.
Цель моего исследования: выявить взгляды и установки на брак и семью среди учащейся молодежи нашего поселка
Задачи:
- изучить материал о семье и браке как об основных социальных институтах;
- провести анкетирование среди учащейся молодежи нашего поселка;
- провести сравнительный анализ собранного материала;
- выявить основные приоритеты учащейся молодежи нашего поселка в отношении семьи и брака;
- определить план дальнейших исследований и рекомендаций;
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов и студенты Байкальского техникума туризма и сервиса п. Усть - Баргузин
Предмет исследования: взгляды и установки учащейся молодежи п. Усть - Баргузин на брак и семью
Методы исследования: анкетный опрос, сравнительный анализ, интервью
Научная новизна исследования состоит в том, что представления старшеклассников о семье и браке в рамках нашего поселка впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема и до меня подобные исследования не проводились.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты моей работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
1. Семья и брак как социальные институты.
1.1. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важнейший социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.
Семья является важнейшим элементом общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно - семейным законодательством, так и морально - нравственными нормами, обычаями, традициями.
Как малая группа, семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации людей, деятельность корой направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей.
Одной из таких потребностей является - биологическое воспроизводство населения - на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Это главная функция семьи т. е. репродуктивная.
Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:
По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).
По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.
К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).
В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций (например, досуговая), перераспределения семейных ролей. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.
Кроме того, социологи выделяют и другие тенденции развития современной семьи:
В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи. Особую роль в развитии семейных отношений играет государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.
Таким образом, семья как институт, как малая социальная группа на современном этапе общественного развития, претерпевает большие изменения, что неизбежно сказывается и на тех функциях, которые она выполняет. Эти изменения обусловлены социально - экономическими особенностями современного общества.
1.2. Брак, виды брака.
Брак - это регулируемая обществом и государством, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу. Традиционно брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной.
В настоящее время также как и семья, институт брака тоже претерпевает изменения. Наряду с традиционными видами брака: юридический, фактический, церковный, появляются новые и занимают достаточно активные позиции. Например, фиктивный брак – это юридическое оформление брака без намеренного создания семьи. Он заключается для необходимого получения связанных с социальным статусом преимуществ от государства.
Имеет место в нашем мире и групповой брак - это совместное проживание нескольких женщин и мужчин вместе (иногда такой вид брака называют «шведская семья»), а также однополые браки (в некоторых странах Западной Европы, США такие браки узаконены).
Различают следующие основные виды брака: гражданский, фактический и церковный.
Церковный брак - это брак, освященный какой-либо определенной церковью. В большинстве стран он имеет юридическую силу, а в некоторых - служит единственной законной формой. В Российской Федерации этот вид брака не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического права).
Гражданский брак – это союз мужчины и женщины. Добровольный союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. Это тот брак, который оформлен в органах ЗАГСа.
Часто, в быту люди называют гражданским браком простое сожительство. На самом деле, это неверно, так как совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы в государственных органах, правильно назвать - фактическим браком т. е. брак по факту совместного проживания. На юридическом языке подобный союз называется сожительством. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определенный объем прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) могут по закону наследовать имущество друг друга.
Подмена этих двух понятий - гражданский и фактический браки, произошла в начале XX века. Само определение «гражданский брак» появилось очень давно, еще в те времена, когда оформлялся брак исключительно по церковным правилам, то есть до 1917 года. Тогда только заключенный в церкви брак являлся законным, и расторгнуть его было нельзя. Позже, когда церковь отделилась от государственной власти, и законодательство стало регламентировать полностью отношения супругов, то появилась возможность заключать гражданский союз в соответствующих органах. И когда люди в то время жили вместе, не совершив обряда венчания, а только расписавшись, то называли такой брак гражданским.
Таким образом, несмотря на то, что появляются новые виды брака, традиционными остаются гражданский, фактический и церковный. Проблема лишь заключатся в том, что в разговорной речи люди гражданский брак т.е. официальный часто путают с фактическим т.е. неофициальный.
2. Отношение к семье и браку в молодежной среде п. Усть - Баргузин
2.1. Анкетирование учащейся молодежи, проведение исследования и анализ данных.
В результате анкетирования было опрошено 127 человек, из них 86 учащихся 9,10,11 классов нашей школы и 41 студент Байкальского техникума туризма и сервиса п. Усть - Баргузин. (Приложение №2)
Прежде всего, мы выяснили правовые знания о браке среди учащихся и студентов. Большинство - 123 опрошенных знают, что по законодательству Российской Федерации заключать брак можно с 18 лет и с 16 лет при определенных обстоятельствах. (Приложение № 3) Но понятие «гражданский брак» как официально - зарегистрированный знают не все: часть учащихся и студентов рассматривают его как совместное проживание без официальной регистрации - 64 человека. При этом большая часть из них - 39 это студенты техникума. (Приложение №4)
На втором этапе исследования, мы выяснили отношение учащейся молодежи нашего поселка к семье и браку и сравнили их с официальными данными отдела ЗАГСа Баргузинского района и мирового суда п. Усть - Баргузин.
Из общего числа респондентов лишь 9 в будущем не хотят иметь семьи. (Приложение №5) При этом очень интересен тот факт, что в личных беседах с моими одноклассниками, большая часть из них высказывалась всегда против брака как такового вообще. Возможно, на окончательный их выбор повлиял пример их родителей. Из 127 опрошенных 106 проживают в семьях, где родители находятся в браке, лишь 13 - в неполной семье, где родители в разводе и 8 человек - не ответили на вопрос, возможно, находятся под опекой или сироты. (Приложение №6)
Наиболее приемлемый возраст для заключения брака молодыми людьми был назван от 18 до 25 лет - 75 опрошенных, что составило 47 респондентов готовы создать семью и заключить брак после 25 лет (Приложение № 7).
Эти результаты анкетирования не совпадают с официальным данным отдела ЗАГСа Баргузинского района: в период 2011 -2015 год было заключено 640 браков (Приложение № 8), из них лишь 13 - до 18 лет (по решению администрации Баргузинского района). Основным брачным возрастом является - от 25 до 32 лет. Именно на этот возраст приходится наибольшее количество браков - 488.[1] Из этих же данных интересен тот факт, что количество браков уменьшается (Приложение № 9).
При выборе вида брака, за гражданский высказалось большая часть респондентов - 96 (Приложение № 10). Вероятно всего, на этот выбор повлиял и тот факт, что 75 родителей из 106 опрошенных учащихся и студентов, находятся в гражданском браке, в фактическом и церковном 17 и 14 соответственно (Приложение № 11). При этом основными причинами своего выбора они обозначили правовой аспект этого брака «надежный в правовом отношении» - 68 человек, далее следует позиция «гражданский брак - как абсолютное доверие к партнеру» - 19. Остальные позиции «штамп в паспорте - единственная возможность удержать партнера» и «важность общественного мнения» выбрали лишь 9 из 96 опрошенных (Приложение №12).
За фактический брак т.е. незарегистрированный, по факту совместного проживания высказалось 15 опрошенных (Приложение №10). При этом из них данный вид брака привлекает наибольшее количество учащейся молодежи мужского пола: из 15 - 11 юношей сделали именно такой выбор. Основными причинами были названы как «возможность просто узнать своего партнера» - 9 и «доверие к партнеру и без штампа в паспорте» - 4, «отсутствие обязательств» выбрали 2 респондента (Приложение № 13).
За церковный брак высказались 7 респондентов назвав при этом причину своего выбора как, прежде всего «проявление истинности чувств» (Приложение №10).
На вопрос «Как вы думаете, стоит ли сохранять брак и бороться за него, если в семье уже изначально не складываются отношения (частые ссоры, измена и т.д.)?» большая часть учащихся и студентов высказалась за разрыв таких семейных отношений - 82. При этом наибольшее количество голосов приходится на девушек: из 82 респондентов их составило 66 (Приложение № 14)
Из причин, которые могут привести к разводу, выбор был в пользу пьянства, именно эту причину выбрали наибольшее количество молодых людей - 72 это «не сошлись характером», «измена» - указали 21 и 27 респондент, 7 - от ответа уклонились (Приложение № 15).
Эти результаты мы сравнили с данными мирового суда п. Усть - Баргузин. За период 2011 -2015 г. количество разводов по п. Усть - Баргузин составило 133. При этом их количество уменьшается (Приложение № 16). Стоит отметить и тот факт, что по Баргузинскому району за 2011 - 2015 г. количество разводов также уменьшается. Однако если сравнивать с числом зарегистрированных за этот же период браков, то ситуация сложная: практически распадется 2 из 5 браков (Приложение № 8). Основными причинами семейных разводов, в отличие от результатов анкетирования, по официальным данным это - «не сошлись характером» - 41 и «скандалы» - 22 (Приложение №16). Возраст, на который приходится наибольшее количество разводов это от 25 до 32 лет. Кроме того, чаще разводятся после 10 -20 лет брака[2] (Приложение № 16).
И последним заданием в нашем анкетировании мы попросили учащихся и студентов техникума расставить в порядке значимости, те качества, которые необходимы для семейных отношений. В результате наиболее значимыми, по мнению нашей учащейся молодежи, является любовь - выбор 64 респондентов, доверие -27, 22 опрошенных на третье место поставили - верность, и далее по значимости следует терпение и доброта - 10 и 4 соответственно (Приложение № 17).
Таким образом, наше анкетирование и исследование показало, что большая часть нашей молодежи т.е. учащиеся и студенты в будущем готовы создать семью и заключить официальный брак. Предпочтение отдано именно этому виду брака так как, по их мнению, он более надежно защищает их в правовом плане. Наиболее приемлемым возрастом для заключения брака был назван от 18 до 25 лет, что не соответствует официальным данным ЗАГСа, который отмечает активный брачный возраст от 25 до 32 лет. При этом за развод высказалось большая часть респондентов, указав основную причину - пьянство, что опять же не соответствует данным мирового суда - «не сошлись характером». Основные качества, которые являются основанием для крепкой семьи наша учащаяся молодежь назвала любовь, верность и доверие.
2.2. Интервью с протоиреем Вадимом Власовым - настоятелем храма Рождества Ивана Предтечи п. Усть - Баргузин.
В своих дальнейших исследованиях, я решила узнать мнение церкви о современных семейно - брачных отношениях.
1. Батюшка Вадим, как Русская Православная церковь относится к тому, что сейчас многие семейные пары проживают без официальной регистрации, т.е. в браке, который в народе называют еще «гражданским»?
Сначала необходимо объяснить, что такое на самом деле «гражданский брак». Это как раз тот брак, который является официальным, зарегистрированный в государственных органах, по гражданским законам - в ЗАГСе. Поэтому люди неверно понимают это понятие. А когда пары проживают без регистрации - это называется сожительство. И для церкви такие отношения между мужчиной и женщиной являются блудом или любодеянием. Священное Писание относит блуд к наиболее тяжёлым грехам. А на грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Такой союз только для греховного плотского наслаждения и безответственности, он не даёт человеку настоящего счастья. Потому что брак – это ведь не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие к любимому человеку.
И мне очень жаль, что сейчас очень многие молодые люди, не хранят себя до брака, соединяются для совместного проживания, думая, что это лишь временно. Такой своего рода промежуточный акт перед настоящим браком, чтобы «получше узнать друг друга, притереться, присмотреться». Это не так. Грех не может лежать в фундаменте семейного здания, ничего хорошего ожидать не приходиться, вот почему так непрочны современные браки.
Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, неважно гражданский это или церковный, т.е. венчание. Главное, что люди дают другу перед Богом и всеми людьми обеты любви, верности и взаимной ответственности.
2. А что означает венчание?
Это богослужение, во время которого совершается таинство - Таинство Брака, благословляется Господом супружеский союз. Во время венчания любящая пара, жених и невеста получают особую благодать Божию для своей дальнейшей супружеской жизни, для рождения и воспитания будущих детей в христианской морали. Благодать Божия поможет им строить свой союз в единомыслии и любви, быть едиными душой и телом.
Венчание - это союз навсегда!. И как бы не сложились в дальнейшем отношения между супругами (ведь мы все разные, кто - то капризный, кто - то грубый и т.д.), но такой союз все - равно будет крепким. Потому что, муж - жене, жена - мужу даны Богом навсегда, на всю оставшуюся жизнь, а значит необходимо терпеть и уважать друг друга, какой бы он или она не были. А на терпении и уважении, и строится настоящая, крепкая семья.
3. Что необходимо для венчания?
Обязательными условиями являются: оба супруга должны быть крещенными и перед венчанием нужно исповедаться. Это делается для того, чтобы перед вступлением в новую жизнь очиститься от грехов, внутренне обновиться.
Кроме того, свой союз пара должна зарегистрировать сначала в органах ЗАГСа. Без свидетельства о браке, венчания быть не может. Хоть Святая церковь и считает божественный брак превыше всего, но живем в государстве, и поэтому должны тоже соблюдать определенные правила. Но самое главное: решение венчаться должно быть взаимным. Супружеская пара должна быть уверена в прочности своих отношений, ведь это серьезный шаг и придти в церковь, только тогда, когда почувствует необходимость в Божественном благословении своего семейного союза.
4. А много ли венчаний проходит в нашей церкви?
За время моего служения, а в нашей церкви я веду службы уже с 2013 г. года венчаний было -2
Спасибо большое!
Интервью с протоиреем, показало, что церковь отрицательно относиться к фактическому браку, называя его «греховным блудом», и выступает за крепкий союз между мужчиной и женщиной, скрепленный силой государства (гражданский брак) или Бога (церковный брак).
2.3. Интервьюирование семей Толстихиных, Ситниковых, Баранцевых.
Интервью семьи Толстихиных: Владимир Иванович (1939 г.р.) и Раиса Трофимовна (1939 г.р.), состоят в гражданском браке 53 года.
1. В каком году Вы вступили в брак, сколько лет вы уже вместе?
Поженились мы 2 октября 1962 г. и вместе мы уже 53 года. В 2012 г. мы праздновали «золотую свадьбу»! У нас 3 детей: дочь и два сына, 6 внуков, 2 правнучки.
2. Как же Вам удалось прожить вместе столько лет, сохранить свой брак!?
Наверное, когда поженились, были абсолютно равные. Это сейчас молодежь выбирает себе пару «по деньгам», а мы то - как говориться с «одним мешком» за плечами сошлись. Я только - что отслужил армию - солдат, Рая еще училась в медицинском училище. Все зарабатывали своим трудом, вместе. Трудились много, некогда было развлекаться, детей растили. Трудности были, и денег не хватало как у всех тогда. Но терпение, уважение, умение уступать друг другу - вот, что было самое главное, что позволило нам подняться, вырастить детей, дать им всем образование, дожить и радоваться внукам и правнукам вместе!
3. А ваши дети, каким браком живут?
Все в официальном, другого и быть не может!. Дочь замужем уже 33 года, сыновья - свыше 20 лет, у всех дети, у дочери уже внучки.
4. Что бы Вы пожелали молодым супружеским парам?
Любовь, прежде всего, а не деньги - это «дело» наживное. Уважение, уметь уступать друг другу, находить компромисс, и заботиться друг о друге - это самое главное. Все остальное приложиться и наживется!
Большое спасибо!
Интервью семьи Ситниковых: Евгений Александрович (1975 г.р.) и Анна Михайловна (1979 г.р.), в гражданском браке 19 лет, церковный 3 года.
1. Как пришла мысль о венчании, ведь в браке Вы уже, кажется давно? Зачем это нужно было?
В браке мы с 1997 г., вместе уже 19 лет, 4 детей. Мысль о венчании пришла не сразу. Наверное, потому, что мы верующие: оба крещенные, и детей своих всех крестили, чтобы была защита со стороны Бога! Чтобы мы и дети наши всегда чувствовали божественную силу, которая каждого из нас, прежде всего, убережет от дурных поступков, и даст каждому душевное спокойствие и согласие с самим собой. А уже потом, пришла мысль: мало того что укрепить наш брак, наши с мужем чувства, но еще и, усилить защиту для всей семьи в целом. Т.е. венчанием мы создали такой своеобразный «кокон» божественной защиты для нашей семьи.
И, кроме того, после венчания мы с мужем теперь равные пред Богом! А это значит, что мы всегда будем вместе: вместе здесь, на земле и вместе «там»!
2. А ваши родители, Анна Михайловна, венчаны?
Нет, ни мои родители, ни мужа. Все в официальном браке, уже прожили вместе по 30 -40 лет, но вот венчаться даже мысли не было у них. Так и мы - то пришли к этому не сразу, осознано, после 15 лет брака!
Нас батюшка, когда повенчал, сказал: «Ждите теперь подарок от Бога!», через год у нас родилась дочь!
3. А какой брак Вы бы желали для своих детей?
Официально - зарегистрированный, это однозначно! А вот венчание - как они пожелают, когда они сами почувствуют в этом необходимость. Я знаю только одно, что акт бракосочетания и венчание путать нельзя.
Венчание — это очень серьезно, даже серьезнее брака, и делать это надо, не потому что модно или так хочется, а когда вы обладаете твердой уверенностью, что с этим человеком вы проживете всю свою жизнь, и такое решение исходит из глубины вашего сердца. Надеюсь, что наши дети к этому когда - нибудь придут.
Большое спасибо!
Таким образом, из бесед с семьями Толстихиных и Ситниковых, которые находятся в гражданском и церковном браке, можно сделать вывод о том, что в основе брака лежит, по их мнению, любовь, уважение и терпение.
Заключение.
Семья и брак, являясь важнейшими элементами общества и выполняя различные функции на удовлетворение ряда человеческих потребностей, на современном этапе общественного развития, претерпевают большие изменения. В прошлое уходит традиционная, многопокаленная семья, где ведущую роль - роль главы семьи играл мужчина. На смену ей приходит демократическая, где предполагается равенство между мужчиной и женщиной.
Сменились и семейно - ролевые установки: женщины стали участвовать в экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Но самое главное, произошло разделение институтов семьи и брака, рост количества фактических «свободных» семейных союзов, появление новых видов: однополых браков, групповых семей и т.д. Из средств массой информации, из личных наблюдений мы знаем, что эта трансформация семьи и брака прежде всего характерна для молодежной среды.
Наши исследования, показали, что, что большая часть нашей молодежи т.е. учащиеся и студенты п. Усть - Баргузин в будущем готовы создать семью и заключить именно официальный брак. Предпочтение отдано именно этому виду брака так как, по их мнению, он более надежно защищает их в правовом плане. Наиболее приемлемым возрастом для заключения брака был назван от 18 до 25 лет. Основные качества, которые являются основанием для крепкой семьи, наша учащаяся молодежь назвала любовь, верность и доверие. Что практически совпадает с мнением членов семей Толстихиных, Ситниковых, которые прожили в браках уже 50 и 20 лет и церковью.
Но при этом за развод высказалось большая часть респондентов, т е. при определенных обстоятельствах (пьянство, несходство характером, ссоры), молодые люди не нацелены на сохранение семьи. Это подтвердили и официальные данные отдела ЗАГСа Баргузинского района.
В результате моих исследований я пришла к выводу, что:
1. у наших учащихся и студентов, в прочем, как и у большинства населения, неверно сформировано понятие «гражданский брак» (анкетирование показало, что они его рассматривают как свободный, незарегистрированный брак);
2. морально - нравственные семейные установки со временем ослабевают, многие молодые люди готовы вступить в официальный брак, только потому, что он надежен в правовом плане и разрывать семейные отношения при малейших трудностях;
Поэтому в дальнейшем в нашей школе и в техникуме будут проводиться правовые семинары по семейно - брачным отношениям (в рамках клуба «Патриот»), с приглашением представителей РПЦ, для формирования и укрепления у молодежи семейно - нравственных ценностей.
Свои исследования я продолжу в рамках изучения:
1. Национальных семейных традиций и установок. В нашем поселке Усть - Баргузин проживают армяне, белорусы, татары, украинцы и другие представители различных национальностей. Поэтому, очень интересно: смогли ли они сохранить брачно - семейные национальные правила и традиции и как это отражается на молодом поколении, которое выросло уже вдалеке от родины.
2. Неравных браков (неравенство по доходу, возрасту) и смешанных браков.
Список литературы:
1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права. - Самара: изд. СГЭА , 2003 - 157 с.
2. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 2006 - 23 с.
3. Данилова Е.А.,Кошарный В.П. Роль института семьи в процессе социализации современной молодежи. Известия высших учебных заведе- ний. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 3 (19). – С. 61–66.
4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М., 2000 - 352 с.
5. Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. - М.: Айрисс -пресс, 2010. - 488 с.
[1] Ответное письмо. Отдел ЗАГСа по Баргузинскому району (по официальному запросу)
[2]2 Ответное письмо. Мировой судья, участок №2 Баргузинского района (по официальному запросу)
Петушок из русских сказок
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Сила слова
Весёлая кукушка
Рисуем пшеничное поле гуашью