Цель: используя исследование, определить, являются ли леворукие люди более способными, чем праворукие.
Гипотеза: леворукие люди талантливее, чем праворукие?
Для достижения поставленной цели и подтверждения приведённой гипотезы возникает необходимость в решении следующих взаимосвязанных задач:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 39.45 КБ |
ПРОЕКТ: Левша-человек загадка
Направление: психология
Название работы: «Левша-человек загадка»
Автор работы: Хугаева Валерия Альбертовна
Место выполнения: МБОУ- лицей , 4 «В» класс
Научный руководитель: Гиоева Залина Ахсаровна
Должность: учитель начальных классов
Место работы : МБОУ-лицей
Владикавказ 2019
Оглавление
Введение
I. Кто такой левша.
II. Организация экспериментального исследования.
2.1 Первое исследование. Количество левшей и правшей обучающихся в
третьих классах МБОУ-лицея.
2.2 Второе исследование. Успеваемость по классам среди третьих
классов.
2.3. Третье исследование. Развитие творческих способностей у детей
2.4 Определения ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри.
Заключение
Литература.
Приложение.
Ребенок должен развиваться таким,
каким его создала природа...
Введение
Наверняка у каждого из вас, как и у меня, есть друзья или знакомые – левши. Моей двоюродной сестре Веронике, всего два года. Играя с ней, я заметила, что она рисует и лепит левой рукой, а кушает правой. Родители мне объяснили, что в этом возрасте еще нельзя точно определить, правша она или левша. Меня заинтересовало, отчего это зависит? Почему у одних людей основная рука правая, а у других - левая. Может это особенные, талантливые люди? Именно поэтому, я решила провести исследовательскую работу на эту тему.
Цель: используя исследование, определить, являются ли леворукие люди более способными, чем праворукие.
Гипотеза: леворукие люди талантливее, чем праворукие?
Для достижения поставленной цели и подтверждения приведённой гипотезы возникает необходимость в решении следующих взаимосвязанных задач:
Методы исследования:
- Анализ теоретического материала.
- Анкетирование.
- Анализ результатов исследования.
Выводы.
Глава I. Кто такой левша
1.1. Откуда появились леворукие
Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Леворукие, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что часто они обладали необычными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшей приравнивали к уголовным преступникам, не пуская их в церковь. Им было так же запрещено давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой. Левшам некоторых африканских племен категорически запрещается готовить еду и приближаться к готовящейся пище. Местные племена верят, что леворукие люди могут испортить кушанье или того хуже – отравить его. А эскимосы считают, что каждый левша обладает задатками колдуна. Японец, обнаруживший, что его жена больше склонна действовать левой рукой, мог развестись с ней, как если бы у нее обнаружился какой-нибудь физический изъян. Такое отношение к левшам сохранилось в Японии и по сей день: если родители или педагоги замечают, что ребенок орудует левой рукой, а не правой, его тут же бросаются переучивать. К счастью, времена изменились, и всем давно известно, что колдовство здесь не причем.
Левшой человек рождается. Левшами были многие легендарные личности. (Леонардо да Винчи, Моцарт, Наполеон Бонапарт) и многие другие. В нашей стране тоже очень долгое время левшей переучивали. Спустя годы наблюдений такое вот переучивание показало негативные последствия. Оно привело к ухудшению зрения, нарушениям сна и даже заиканиям. Те, кого переучивали на праворукотсть, плохо учились в школе, а затем и в институтах. Именно поэтому в 1986 году было отменено решение о необходимости переучивания левшей.
1.2. Кого больше: леворуких или праворуких
На сегодняшний день ученные не могут дать точный ответ, объясняющий причину преобладания праворуких людей. Существует очень интересная теория (1980г) английского ученого Майка Корбаллиса. По его мнению, в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. В бесконечных войнах тех времен гибли в основном леворукие, поскольку держали меч в левой руке, а щит — в правой и область сердца у них оказывалась менее защищенной.
Левшами являются примерно около 15% людей на земле. (слайд 1) Остальные 85%-правши. Этот процент быстро растет. Это связано не только с тем, что теория «щит и меч» уже не актуальна. В первую очередь с отменой переучивания левшей.
Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. (слайд 2) Природа создала нас ассиметричными. Левая половина отвечает за операции с цифрами, решение математических задач. Запомнить стихотворение, четко говорить, способность понимать речь, умение читать и писать - все заслуга левой сферы мозга. Благодаря правому полушарию люди могут воспринимать музыку, живопись. Оно отвечает, за умение петь, танцевать, творить. Если у человека не будет работать правое полушарие мозга, он не сможет ориентироваться даже в собственной квартире. Правому полушарию мы обязаны также способностью различать сложные изображения, запоминать зрительные образы. Воспоминания о прошлом также осуществляются им. Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, то есть правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой - правое.
Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.
1.3. Причины происхождения леворукости.
С 1992 года у левшей есть даже свой собственный праздник. Ежегодно 13 августа отмечается Всемирный день левши. Многие страны стараются привлечь внимание производителей, для того что бы создать условия для их нормальной жизни. Я раньше никогда не обращала внимания, а ведь в повседневной жизни очень много вещей, которые не приспособлены для левшей (компьютерная мышка, джойстик для игр, ножницы, швейная машинка, инструменты, автомобиль). (слайд 4) Казалось бы, мелочь, однако изобретение таких вещей под левшей существенно облегчит им работу.
Однако, у левшей есть большие преимущества в спорте! Но только при условии соревнования один на один (бокс, теннис, фехтование, бейсбол). Для правшей часто «леворукость» противника оказывается сюрпризом, к которому они не готовы. Левша самый «не удобный» противник.
Глава II. Организация экспериментального исследования.
Прежде чем начать экспериментальную часть исследования, я изучила литературу, в которой были подробно описаны методы определения правосторонних и левосторонних предпочтений у человека. Оказывается следует различать понятие «Леворукость» и «Левшество». Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо. Левшество это более широкое понятие. Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой.
Я провела несколько экспериментов и опросов среди учителей и учащихся нашей школы.
2.1. Первое исследование. Количество левшей и правшей обучающихся в третьих классах МБОУ-лицея.
1. В нашей школе в младших классах обучаются 418 детей. Из них 32 левшей.
В 1 класса 7 левшей.
В 2 классах 8 левшей.
В 3 классах 9 левшей.
В 4 классах 8 левшей.
Таблица 1.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||
А | Б | В | А | Б | В | А | Б | В | А | Б | В | |
ЛЕВША | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 |
ПРАВША | 31 | 32 | 33 | 30 | 32 | 33 | 33 | 35 | 33 | 32 | 31 | 31 |
2.2. Второе исследование. Успеваемость по классам среди третьих классов
МБОУ-лицея.
Отличники_6__
Хорошисты_12__
Троечники_14_
Таблица 2.
3 «А» класс | 3 «Б» класс | 3 «В» класс | |||||||
«5» (отл) | «4» (хор) | «3» (удв) | «5» (отл) | «4» (хор) | «3» (удв) | «5» (отл) | «4» (хор) | «3» (удв) | |
ЛЕВША | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 |
ПРАВША | 2 | 17 | 7 | 1 | 18 | 9 | 2 | 16 | 10 |
2.3. Третье исследование. Развитие творческих способностей у детей
Кроме того:
1. Занимаются спортом – 22
2. Рисуют – 16
4. Пишут стихи – 3
5. Занимаются исследовательской работой- 3
Таблица 3.
Занимаются спортом | Рисуют | Поют | Пишут стихи | Занимаются исследовательской работой | |
ЛЕВША | 22 | 16 | 13 | 3 | 3 |
ПРАВША | 48 | 19 | 10 | 3 | 9 |
2. 4 Определения ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри.
Для этого я провела следующие опыты:
Результаты опыта показали, что среди испытуемых: чистых правшей _17___, чистых левшей 8 и частично владеющих обеими руками___7__
Результаты экспериментов. Приложение 2+диаграмма
На основе анкетных данных, я сделала вывод, что дети – левши, ничем не отличаются от детей правшей. Леворукость не влияет на качество обучения. Эти дети, хорошо рисуют, поют, занимаются спортом, исследованием, принимают участие в разных конкурсах, олимпиадах.
Заключение
По результатам проведенной исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Среди учащихся третьих классов __32___левшей, _386___ правшей.
2. Леворукие люди склонны к творчеству. Они увлекаются музыкой, литературой. Праворукие – любят точные науки, спорт.
3. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием.
Немало талантливых левшей среди писателей, художников, спортсменов и научных деятелей. Пушкин, Марк Твен, Ганс Христиан Андерсен, Лев Толстой, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Пикассо и Рубенс, Альберт Эйнштейн, Лионель Месси. Но и среди праворуких много известных и выдающихся людей. Следовательно, наша Гипотеза не подтвердилась. Люди равны между собой, а будущие успехи зависят не только от природных данных, но и от трудолюбия человека, стремления развивать себя и совершенствовать.
Еще в недавнем прошлом любая несхожесть ребенка на большинство его сверстников вызывала тревогу у родителей. Считалось, что все дети должны быть одинаковыми. Нужно воспринимать ребенка таким, каким его создала природа и тогда леворукость не станет проблемой.
Литература
Приложение №1
Анкета для учителей.
Класс __ «__»
1. Количество детей в классе ______ В том числе левшей _______
- 5_______ в том числе левшей _____
- 4_______ в том числе левшей _____
- 3_______ в том числе левшей _____
- 2 _______ в том числе левшей _____
3. Склонности к научной и творческой деятельности: (колич.чел.):
- к точным наукам ________ в том числе левшей _____
- музыка _________________ в том числе левшей _____
- спорт __________________ в том числе левшей _____
- творческая деятельность. (желание участвовать в
творческой жизни школы)____________ в том числе левшей _____
Приложение № 2
Анкета для учеников.
Ф.И. класс____________________
а) правша
б) леваша
а) папа
б) мама
в) нет
г) не знаю
а) правой
б) левой
в) обеими
а) правой
б) левой
в) обеими
а) правой
б) левой
в) обеими
Кто должен измениться?
Кактусы из сада камней
Рисуем зимние домики
Простые летающие модели из бумаги
Сверчок