Индивидуальный проет учащегося 9 класса, занявшего 2 место на научной конференции школьников в рамках Всероссийского научно-практического форума "Проблемы гуманитарных наук и образования в современно России", проведенного в Воронежском государственном педагогическом университете.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект | 38.96 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №5 Г. ВОРОНЕЖ
Индивидуальный итоговый проект
на тему
«Сопоставительный анализ маленьких повестей из народной жизни
Л.А. Морева и рассказов В.М. Шукшина»
Выполнил:
Яковлев Александр Сергеевич,
ученик 9 «В» класса
МБОУ Лицей №5
г. Воронежа
Руководитель проекта:
Шапинская Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лицей №5
г. Воронежа
г. Воронеж,
2020 г.
Содержание
Введение...................................................................................................................................3
Актуальность темы проекта...................................................................................................4
Методы выполнения работы..................................................................................................5
В. М. Шукшин и его творчество............................................................................................6
Знакомство с Л. А. Моревым..................................................................................................7
Сопоставительный анализ.......................................................................................................8
Вывод......................................................................................................................................12
Список использованной литературы....................................................................................13
Введение
Многие из нас знают известного русского писателя и режиссёра Василия Макаровича Шукшина. Будучи выходцем из деревни, Шукшин в своих произведениях описывал жизнь и быт обычных людей, чаще всего жителей деревень и сёл. Критики даже выделили их как отдельный тип - «чудики», что вполне справедливо, ведь попадая в различные жизненные ситуации, они всегда находят необычный, но оригинальный выход, который выходит за рамки заурядного представления о жизни.
Также нас заинтересовали произведения современного писателя Л.А. Морева, а именно его маленькие повести из народной жизни «Как Митроша хозяина угомонил. Митроша-1» (Маленькая повесть из народной жизни) и «Летательный исход. Митроша-2» (Вторая и последняя повесть про Митрошу). В данных повестях рассказывается о жизни Митроши, обычного деревенского жителя. Потеряв семью, главный герой переполнен жаждой мести, но в то же время хочет тихой и спокойной жизни.
Герои Шукшина – это простые люди, которым важны не материальные блага, а свой внутренний мир. Герои думают, пытаются осознать смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя. Внимание Шукшина сфокусировано, по нашему мнению, на сложных психологических ситуациях, в которых оказываются его герои. Структура рассказов чаще основана на противопоставлении бытового (внешнего) и внутреннего (духовного, психологического) восприятия жизни.
Герой Л. А. Морева Митроша, во многом похож на персонажей Шукшина. Трагизм в его жизни это не только потеря семьи, которая понимала его, но некая чудаковатость, из-за которой окружающие не могут полностью понять переживания и чувства героя. Эта деталь также является главной особенностью персонажей данных авторов.
Язык шукшинских героев изобилует просторечными выражениями. Особенность: авторская речь тесно сплетается с речью персонажей. Язык произведений Л. Морева также полон различных диалектизмов и просторечных выражений, к примеру: «…Разве только уж совсем старичье дряхлое да младенцы малые, за немощью, по домам оставались» или «…Хлопоча, именуя воротившегося скитальца "бедненький ты наш" и "солдатик", спорое бабье в одночасье вымело избу, распугав пауков да крыс».
Во время прочтения данных произведений было найдено много общих черт. Во-первых, Л. Мореву, как и В. Шукшину, тема деревни была близка, ведь сам автор родился в одном из сёл близ Задонска. Во-вторых, большинство героев их произведений ожидала трагическая судьба, непонимание со стороны окружающих и одиночество. В-третьих, все события рассказов и повестей происходят в деревне, но в разные временные рамки, при этом этот никак не сказывается на образах и характерах персонажей.
Для проведения более полного сопоставительного анализа мы решили связаться с Л. А. Моревым с целью изучения его биографии и узнать больше сведений о его жизни и творчестве, но, к сожалению, он нам не ответил, поэтому у нас появилось много вопросов, требовавших ответа: почему в творчестве совершенно разных авторов так много общего, а главное, так ли на самом деле похожи герои их произведений, как нам кажется? Именно в этом мы и решили разобраться.
Целью проекта является сопоставительный анализ героев рассказов В.М. Шукшина и «Повестей о Митроше» Л.А. Морева.
Задачами проекта являются:
Актуальность темы проекта
Проанализировав характеры героев произведений, можно составить их психологический портрет; понять, какие чувства, мысли, мечты были присущи им; выявить сходства и различия в образах героев.
Попробовать представить жизнь деревни и ее жителей. Возможно, ответить на актуальный вопрос современности: почему жители деревни покидают свои родные места?
Методы выполнения работы
Во время работы над проектом использовались следующие методы:
В.М. Шукшин и его творчество
Василий Макарович Шукшин – советский кинорежиссёр, актёр и писатель. Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки. После школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но так и не окончил его. Свою литературную деятельность начал в армии, где впервые пытался писать маленькие рассказы. Вернувшись в родное село работал учителем русского языка и словесности. Вскоре он поступил в ВГИК и вынужден был уехать в Москву, где становится известным в качестве режиссёра, актёра и сценариста, но при этом он начинает рассылать свои рассказы в столичные издательства. Настоящую известность Шукшин получил после публикации сборника рассказов «Сельские жители». Многие критики высоко оценили мастерство писателя, сказав, что «…писатель словно растворён в своих героях, смотрит их глазами…».
Первая половина 1970-х годов была плодотворна для В. Шукшина: вышел новый сборник его рассказов «Характеры», была поставлена пьеса «Энергичные люди», написанная им самим, а также на экранах появился фильм «Калина красная».
Затрагивая тему творчества, можно выделить особенности, характерные для всех произведений писателя. Так, герои рассказов – обычные жители русской деревни, смекалистые и острые на язык («Живёт такой парень»), нередко среди них встречаются и «чудики» («Чудик»), и прошедшие тяжёлые жизненные испытания («Калина красная»). В. М. Шукшин, создавая своих героев, выделяет такие качества национального русского характера, как доброта, способность к сопереживанию, жалостливость, твердость, порой даже жестокость, мудрость и простодушие и в то же время хитрость и напор, смелость, мужество. Также можно отметить, что в своих произведениях Шукшин даёт лаконичное и ёмкое описание деревни, использует в своём творчестве глубокое знание языка и быта, а на первый план выносит нравственные проблемы, русские и общечеловеческие ценности.
Читатели и критики не раз обращали внимание на необычность героев В. Шукшина: поведение героев не совпадает с общепринятыми нормами. Один из таких «чудиков» - герой рассказа «Чудик», который постоянно хочет помочь людям, сделать что-то хорошее, но в силу своего детского взгляда на жизнь, мешает окружающим.
Чудачества героев кажутся странными на фоне однообразно повторяемых будничных ситуаций. Но именно в необычном поведении героев проявляются человечность, сострадание, доброта.
В поздних рассказах В. Шукшина появляются герои-философы. Так, герой рассказа «Микроскоп» мечтает спасти все человечество,
По мнению В. М. Шукшина, русскому человеку свойственно простодушие, медлительность, некая основательность, а также смекалка, напор, смелость и мужество. Но самое главное, на наш взгляд, что характеризует героев автора, - это доброта, которая позволяет жить в гармонии с окружающим миром.
Знакомство с Л. А. Моревым
Леонид Алексеевич Морев – российский писатель, краевед, журналист. Родился 19 августа 1961 года в одном из сёл близ Задонска. После школы поступил на исторический факультет ВГУ и успешно закончил его. С 1983 года работал научным сотрудником государственного архива Новгородской области, а с 1985 года – ответственный секретарь газеты «Задонская правда». В настоящее время занимается изучением истории города Задонска, монастырей Задонска и Ельца, исследует биографии святителя Тихона Задонского и его сподвижников, участвует в подготовке статей для московской «Православной энциклопедии». Также является автором более 15 книг, в основном документального характера.
Свои «Повести о Митроше» автор опубликовал на российском литературном портале Проза.ру в 2008 году («Летательный исход. Митроша-2. Вторая и последняя повесть про Митрошу», 1988г., «Как Митроша хозяина угомонил. Митроша-1. Маленькая повесть из народной жизни», 1993 г.). Повести рассказывают о жизни Митроши, сельского жителя, потерявшего свою семью, и стремящегося отомстить за гибель своих близких. Во многом атмосфера и композиция данных произведений схожи с рассказами В. Шукшина: все события разворачиваются в деревне, на первый план автор выносит нравственные проблемы и общечеловеческие ценности, также тщательное внимание уделяется описанию жизни и быта героев.
Проанализировав эти детали, можно предположить, что, возможно, Л. Морев был вдохновлён творчеством В. М. Шукшина, поэтому в их произведениях так много общего, но это лишь предположения, основанные на наших суждениях и сведениях из исследованных источников.
Сопоставительный анализ
Для анализа и сопоставления была составлена следующая таблица, включающая в себя сравнительные характеристики героев:
Митроша («Повести о Митроше») | Семён («Мастер») | Глеб («Срезал») | Дмитрий («Упорный») | Анисим («Земляки») | Иван («Волки») | |
Место проживания | Село Приваловка | Село Чебровка | Деревня Новая | __________ | __________ | _______ |
Возраст | Около 40 лет (1 повесть); около 45 лет (2 повесть) | Около 45 лет | 40 лет | 26 лет | 60-65 лет | 35-40 лет |
Род деятельности | Партизан (прош.); безработный (наст.) | Столяр | Работник пилорамы | Сельский шофёр | Объездной колхоза (прош.); безработный (наст.) | Заготовщик леса |
Отношение героев к семье | Скорбящее, любящее | Заботливое | __________ | Любящее | Уважительное и внимательное | Любящее, хотя нередки ссоры |
Особенности личной жизни героев | Потерял жену и ребёнка | Не смог полноценно реализоваться | Отсутствие возможности реализовать свои знания и показать себя | Сирота | Потерял на войне всю семью | Плохие отношения с некоторыми членами семьи |
Отношение окружающих к героям | Люди уважают и в то же время жалеют и сочувствуют | Люди восхищаются его талантом, но не понимают, почему герой его не реализует себя | Уважают за ум и смекалку, но не любят за излишнюю жестокость к людям | Считают упрямым, но также хорошим человеком и другом | Не так часто общается с односельчанами | Напряжённые отношения с семьёй |
Как мы видим, в ходе работы были выявлены критерии для сравнения, по которым можно максимально чётко и правильно сопоставить героев произведений. Среди характеристик находятся как и вполне типичные (возраст, характер, род деятельности), так и индивидуальные (особенности личной жизни, отношение героев к семье).
1)Место проживания
Подавляющее большинство героев рассказов В. М. Шушкина – это жители деревень и сёл, со своим мыслями, чувствами и проблемами, ведь тема деревни для Шукшина была основной. Хотя на первый план своих произведений автор выносит нравственные и общечеловеческие ценности, но особое внимание уделяется описанию быта и природы населённого пункта, которые отражают характер главного героя или детализируют его. Так, в рассказе «Земляки» природа деревенских окрестностей олицетворяет характер старика Анисима: картины природы отличаются спокойствием, радостью и гармонией: «… в шалаше теплый резкий дух вялой травы. Звенит где-то крохотная пронзительная мушка; горячую тишину наполняет неутомимый, ровный, сухой стрекот кузнечиков. Да с неба еще льются и скользят серебряные жаворонки – свёрлышки».
Л. А. Морев тоже уделяет внимание пейзажу, ведь с помощью это художественного приёма можно полно отразить характер героя и акцентировать внимание читателя на эмоциональном состоянии: «…река взъерошилась под залпами шквального ветра, что гнул прибрежный ивняк, полоскал в воде полегшую осоку. Вспенилась белыми бурунчиками. И только поверхность стоячего омута в излучине противоположного берега была почти спокойна. Окружен он был непролазным и даже для ветра непродуваемым кустарником…». Данное описание природы является кульминационным, так как показывает волнение и страх перед неопределённостью, которые наполняют сердце Митроши.
Таким образом, можно сказать, что описание места проживания героев оттеняет их образ и в какой-то степени раскрывает характер. Так,
2)Возраст
Согласно исследованиям средний возраст героев составляет от 30 до 45 лет, хотя встречаются и исключения, когда персонаж либо очень стар (Анисим – 60 лет, «Земляки»), либо очень молод (Дмитрий – 26 лет, «Упорный»).
Данный возрастной период характеризуется тем, что человек к этому времени уже является практически сформированной личностью, преодолевшей множество жизненных испытаний и накопившей достаточно жизненного опыта. В этом возрасте люди обычно отличаются спокойствием, благоразумием, рассудительностью и точностью в своих действиях. Таким качествами обладают многие герои рассказов В. Шукшина, к примеру Иван из рассказа «Волки»: оказавшись в окружении стаи волков, он смог продумать, каким образом можно было бы убежать от зверей, более того он не запаниковал, а сумел дать решительный отпор волкам и избежать гибели, проявив изобретательность, смекалку, мужество и молодецкую удаль; именно эти черты свойственны многим деревенским жителям.
То же самое можно сказать о Митроше из «Повестей…» Л. Морева. Во время битвы с гигантским сомом герой показывает свойственные его опыту сноровку и находчивость, в чём не уступает героям В. М. Шукшина: «…половчее поправил динамитные шашки. Порывшись в кармане шинели, достал оттуда небольшую круглую гранату… Привязал к чеке конец кордовой бечевки, а гранату на самое дно мешка, под динамит, упрятал. Бечевку, однако, наружу вытравил, натуго перед тем стянув мешочную горловину…». Этот пример наглядно показывает такие черты героя, как смекалку и изобретательность.
Наверняка, авторы неслучайно указали такой возраст своих героев. Этим они хотели показать их самостоятельность, способность решать проблемы, полагаясь на свои силы и ум, но даже при таких достоинствах этим персонажам свойственно некое чудачество, которое характеризуется новаторским подходом к проблеме и необычности её решения. Поэтому не только проявление смекалки и сообразительности помогает героям найти выход из положения, но и их «чудаковатость», повсеместно помогающая им в жизни, хотя и портящая отношения с окружающими.
Самое главное, что они пытаются что-то сделать ради блага других: избавить людей от микробов («Микроскоп»), «угомонить хозяина» («Повести о Митроше»); эти герои готовы жертвовать собой на благо других людей, не замечая собственных проблем.
3)Род деятельности
Для героев данных произведений свойственны вполне обычные профессии, например, шофёр, столяр, заготовщик леса и т. д. На первый взгляд ничего странного, но вскоре можно обнаружить одну интересную деталь: профессии, которые выбрали персонажи, служат им только как средство заработка, не приносят никакого удовольствия и не позволяет им реализоваться. А это, на наш взгляд, одна из главных проблем жизни в деревне – обыденность и отсутствие возможности реализовать свой потенциал.
Так, Семён из рассказа «Мастер» работает столяром, хотя способен на большее, о чём ему неоднократно говорят окружающие, восхищаясь его талантом: «…у тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то…». Но Семён пьёт лишь потому, что работа не приносит ему радость, а алкоголь, по его мнению, единственный путь забыть про повседневные проблемы и посмотреть на мир другими глазами, о чём он сам говорит: «..затем, что так – хоть какой-то смысл есть, Я вот нарежусь, так? И неделю хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас... Тьфу! И потом: я же не валяюсь каждый день под бочкой...»
В «Повестях…» о роде деятельности Митроши конкретно не говорится, можно лишь предполагать, но из текста становится понятно, что Митроша покинул село Приваловка и после принимал участие в Гражданской войне. Причина его ухода была проста: потеряв семью, он пытался залечить свою душевную рану и найти новый смысл жизни.
С одной стороны, этим и отличается Митроша от героев В. Шукшина: в поисках нового герой стремился обрести покой и вернуться к нормальной жизни. Но с другой стороны, стремление найти свой путь в жизни, оставшись в одиночестве в этом мире, сближает Митрошу с героями В. Шукшина, для которых самореализация – главное условие существования.
4) Отношение героев к семье
Для В. М. Шукшина семья была превыше всего, поэтому многие герои его произведений – это люди семейный, готовые на любой поступок ради своих близких. Именно таким мы видим Анисима из рассказа «Земляки». Во время войны он потерял всю семью, но до сих пор продолжает бережно хранить память о близких, надеясь, что хоть кто-то выжил. После такого трагического случая, Анисим направил все свои усилия на то, чтобы его дети жили намного лучше, чем он сам. О его безграничной любви к семье свидетельствует тот факт, что, когда его уведомили о смерти брата, которого он не узнал, герой долго винил себя в этом и раскаивался, что, возможно, его оплошность повлекла за собой такие последствия.
Любовь к семье свойственна и Митроше. После гибели семьи, причиной которой стал гигантский сом, много лет терроризировавший село, он покинул родной дом и добровольцем ушёл на Гражданскую войну, надеясь, что это поможет ему начать жизнь с чистого листа, но память о семье не покидала героя. Таким образом, Митроша решил «угомонить хозяина» (гигантского сома), но сделал он это, на наш взгляд, и ради односельчан. Конечно, многие могут посчитать это неоправданным и опасным поступком, но всё, что происходило, Митроша делал от безграничной любви к семье, потеря которой не давала ему покой много лет, и к людям, жителям родной деревни. Это ли не есть поступок человека, истинного любящего своих родных и близких и готовый на всё ради них?
5)Особенности личной жизни
Мастерство В. Шукшина проявляется в его умении создавать персонажей, непохожих друг на друга, которые будут индивидуальны и по-своему уникальны. У каждого из них будут характерные привычки, черты, но общего у них больше, чем кажется на первый взгляд. В основном их объединяют особенности личной жизни, которые не позволяют им полноценно жить, развиваться, работать, и делают их несчастными. К примеру, Глеб из рассказа «Срезал» имеет незаурядный для деревенского жителя интеллект, он является сообразительным и начитанным человеком, может вступать в дискуссии с различными людьми. Но из-за того, что он живёт в деревне, он не может реализовать свои знания и умения, поэтому, когда деревню посещает кто-то из образованных земляков, живущих теперь в городе, Глеб не упускает шанс блеснуть знаниями перед гостем и показать свою превосходство в чём-либо.
Особенность личной жизни Митроши заключается в том, что он потерял семью. Он стремится обрести покой и начать жизнь с чистого листа. Память о родных не отпускает героя, из-за этого он не может обустроить свою личную жизнь. Последняя вещь, напоминающая ему о близких – дом, был разрушен, поэтому Митроша покинул село навсегда и стал скитаться в поисках смысла жизни: «…И вот, как-то по утру, вслед за петушиными голосами, разнесся по Приваловке странный скрипучий звук. Те, кто спросоня повыскакивал из домов своих, божились потом, что видели как оседлал Митроша крылатую свою телегу, как оттолкнулся слегой, как пошла она под раскат к самому обрыву над рекой и, достигнув края, не рухнула вниз, а подпрыгнула, нырнула на воздушном ухабе, да и понеслась ввысь, подхваченная свежим весенним ветерком.
Долго еще щурились с петухами разбуженные селяне, вперив глаза в густую синь заозерную, настоенную на ароматах богатых ягодой болот, пока не растворилась где-то там, за урезом земным, последняя видимость Митрошина. С тех пор в Приваловке о Митроше не слыхали…»
6) Отношение окружающих к героям
Отношение окружающих к героям неоднозначное: кого-то уважают, кого-то считают «чудиками», а некоторых недолюбливают. Наблюдать это можно на примере Глеба из рассказа «Срезал»: люди восхищаются его умом и кругозором, но недолюбливают его за жестокость по отношению к известным землякам, которых он нередко унижает, показывая своё интеллектуальное превосходство. В качестве примера можно также привести Дмитрия из рассказа «Упорный». Для многих жителей деревни он является хорошим другом, но его считают «чудаком» и упрямцем, потому что Дмитрий пытается воплотить в жизнь трудные или совсем нереальные вещи и делает это с большим усердием.
Похожее отношение можно наблюдать к Митроше из «Повестей…» Л. Морева. После случившейся трагедии всё село сочувствует ему и пытается оказать посильную поддержку. Даже когда он вернулся после нескольких лет отсутствия, все были ему рады и помогали заново обустроиться. Такие действия со стороны окружающих помогают понять Митроше, что не всё в его жизни потеряно, и всегда найдутся люди, готовые помочь в трудную минуту.
Вывод
Проведя сопоставительный анализ героев произведений можно выделить следующее:
1)Герои данных произведений похожи по многим критериям. Следовательно, созданием этих персонажей писатели хотели показать русский национальный характер, обладающий такими качествами, как ум, смекалка, храбрость, изобретательность, доброта, усердие, любовь к миру и стремление к самореализации.
2)Авторы доказывают читателю, что русская деревня – кладезь талантливых и умных людей. Люди, проживающие в деревне, способны развиваться и стремиться к большему, самореализовываться на протяжении всей жизни. Хотя, на наш взгляд, обыденность – это основное условие жизни в деревне, которое толкает большинство жителей на беспробудное пьянство.
3)Авторы хотели показать, что отток жителей из деревни происходит из-за однообразия быта и невозможности саморазвития, поэтому в таких суровых условиях остаются наиболее приспособленные люди, но это идёт им только на пользу, так как это закаляет их характер и делает сильнее морально.
В заключение можно сказать, что для В. М. Шукшина и Л, А. Морева тема деревни была очень близка. Своими произведениями они хотели показать, что деревня – это исток русской нации, хранительница традиций народа, колыбель и родной дом талантливых и способных людей. Выставляя на первый план нравственные и человеческие проблемы, писатели предостерегают людей: деревня не должна быть поглощена городом, ведь это зеркало, отражающее русский национальный характер, да и всего русского человека в целом.
Список литературы
1)www.lib.ru
2)www.lipezkaygazeta.ru
3)www.proza.ru
4)www.stixi.ru
5)www.wikipedia.ru
Рукавичка
Прекрасное далёко
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое