Эссе на тему "Что я знаю об истории правозащитного движения в России"
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ya_znayu_ob_istorii_pravozashchitnogo_dvizheniya.docx | 35.26 КБ |
Администрация Городецкого муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №19
с углубленным изучением отдельных предметов
Эссе на тему:
«Что я знаю об истории правозащитного движения ребенка в России»
Выполнили: учащиеся 7 «В» МБОУ СШ №19 с УИОП
Елопоф Фёдор (14 лет) и Голубев Прохор (13 лет)
Руководитель:
Сидорова Елена Васильевна
Учитель русского языка и литературы – классный руководитель
г.Заволжье
2020
Содержание
1. Введение 3
2. Первые законодательные документы о правах ребенка на Руси 3
3. Эпоха Петра I 6
4. Правозащитное движение в наше время 7
5. Отцы и дети (правозащитная ассоциация) 8
6. Конвенция о правах ребёнка 9
7. Заключение 9
8. Источники и литература 11
Введение
Очень долгое время дети были практически бесправны. И родители могли делать со своим ребенком все, что угодно, не получая никакого наказания за свои действия.
Многие считали и считают, что каждый ребенок должен иметь свои права, потому что ребенок – это уже личность, хотя и маленькая. Мы согласны с данным утверждением. Эта тема показалась нам довольно интересной, мы решили провести небольшое исследование и проследить, как изменялись права детей в процессе развития общества.
Первые законодательные документы о правах ребенка на Руси
Положение ребенка в семье и обществе нашло отражение в летописях, Кормчих книгах, Поучениях князей, среди которых особенное место занимает «Поучение Владимира Мономаха». В.Мономах учил детей, как вести себя в обществе, относиться к старшим и больным, защищать сироту: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите, снабдите сироту».
С XI в. на мировоззрение русских людей сильно влияла переводная литература. Самыми ранними переводами были греческие сборники двустиший, в которых были изречения, несущие нравственные поучения. Это были изречения авторитетных философов и знаменитых писателей, а также влиятельных христианских авторов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Сборники изречений, такие как «Изборник» 1076 г., «Слово о Хмеле», «Пчела», «Мерило Праведное» стали важными учебными пособиями того времени. По ним учились грамматике и основам логического суждения.
«Изборник» 1076 г. – одна из старейших древнерусских рукописных книг. В нем собраны нравоучительные тексты, которые представлены в виде беседы умудренного человека с сыном.
На Руси одним из первых законодательных уставов был «Домострой».
«Домострой» 1547 (полное название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»). Этот свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., в том числе и отношения между родителями и детьми, подготовил сподвижник Ивана Грозного священник Сильвестр.
В толковом словаре дается следующее толкование понятия «домострой»:
ДОМОСТРО́Й, -я, муж.
1. Патриархально-суровый и косный семейный быт [по назв. старинного русского свода житейских правил].
2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своём доме (стар.).
| жен. домостройка, -и (ко 2 знач.).
| прил. домостроевский, -ая, -ое (к 1 знач.). Домостроевские нравы.[1]
«Домострой» состоит из трех частей:
1. Об отношении русского человека к Церкви и царской власти;
2. О внутрисемейном устроении;
3. Об организации и ведении домашнего хозяйства.
Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», целиком подчиняясь ей. В отношениях с домочадцами Домострой рекомендовал хозяину быть «грозою» для жены и детей и строго наказывать их за провинности, вплоть до «сокрушения ребер», либо «плетью постегать по вине смотря». Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домостроем, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа.
Советы о том, как воспитывать детей, приведены в "Домострое" сразу же после духовных наставлений. Это говорит о том, что уже тогда к этому вопросу относились ответственно.
Советы объединены в четыре главы и учат "Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем" (гл. 15); "Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать" (гл.16); "Как детей учить и страхом спасать" (гл. 17); "Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем" (гл. 18).
В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним». (гл. 17)
В противном же случае, «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка…» и «если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. - то есть наказание постигнет и детей, и родителей. (гл.15)
«Домострой» учит родителей обязательной заботе о чадах своих, - заботе как материальной, так и духовной: «Пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке…» Отцу и матери надлежит « учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». А кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей - к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» обращает внимание на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».
Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Так складывается, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: «Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. (гл. 15)
В середине XVII века появляется «Соборное Уложение 1649 г.»
Глава XXII, «Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание», а в ней 26 статей, гласит:
«…3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити…»
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Эпоха Петра I
Указом Петра I от 23 марта 1714 года «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» царь узаконил право на недвижимое имущество одного из дворянских детей.
Было положено начало новому этапу в развитии отношений родители – дети.
Родители обязаны были не только воспитывать своих детей, определять сыновей на службу, а дочерей – замуж, но и предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями. При этом было подтверждено право родителей отдавать непокорных детей в смирительные дома, приносить на них жалобы в суд.
В годы правления Петра I осуществляется контроль действий опекунов и попечителей.
Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия.
Опекун распоряжался всем имуществом (движимым и недвижимым) опекаемых. Для недорослей в возрасте от семнадцати до двадцати одного года могло устанавливаться попечительство.
В период царствования Елизаветы Петровны 23 августа 1742 года Сенат издал Указ, согласно которому лица до 17 лет признавались малолетними и не могли подвергаться тем же наказаниям, что и взрослые преступники.
В царствование Екатерины II по инициативе И.И.Бецкого в Москве 1763г. (в Петербурге в1770г.) были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей. Всем детям планировалось давать в их стенах образование и профессию.
Но положение детей в семье по-прежнему оставалось бесправным, родители имели право отдавать своих непослушных детей, «или ни к чему доброму не склонных», в смирительные дома.
Правозащитное движение в наше время
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята «Всеобщая декларация прав человека». В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.
Над текстом Декларации работали специалисты в области права, представлявшие все регионы планеты. Осознав, к каким трагедиям мирового масштаба приводит пренебрежительное отношение к правам человека, представители разных стран закрепили в данном документе перечень основных прав, которыми обладают все без исключения люди, и которые должны быть защищены на уровне каждого государства.
Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году «Декларация прав ребенка», в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
Отцы и дети (правозащитная ассоциация)
В 1990 году в СССР появляется первая российская официальная правозащитная организация «Отцы и дети» (РПА). РПА была Зарегистрирована министерством юстиции РФ 8 июля 1991 года под № 201 как общероссийская независимая общественная организация. Её президентом с момента создания является почётный адвокат России Тюрин Георгий Васильевич. Деятельность РПА направлена на оказание правовой защиты отцам и детям. Специалисты ассоциации ведут уголовные, гражданские и арбитражные дела, оказывают срочную юридическую помощь детям и отцам, занимаются просветительской деятельностью. Ассоциация требует приведения законодательства России в соответствие с Женевской декларацией прав ребёнка, Декларацией прав ребёнка ООН, Конвенцией ООН по правам ребёнка, Всемирной декларацией ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституцией Российской Федерации.
Конвенция о правах ребёнка
К 20-летию принятия «Декларации прав ребёнка», ООН провозгласила 1979 год Международным годом детей. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект «Конвенции о правах ребёнка». Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка. Конвенция принята 20 ноября 1989 г., вступает в силу для СССР 15 сентября 1990г.
Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Заключение
Мы изучили, как изменялись права детей, начиная с древности и заканчивая современностью. Пришли к выводу, что в настоящее время правам ребенка уделяется все больше и больше внимания.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации принято несколько сотен законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативных правовых актов субъектов РФ, обеспечивающих права детей в Российской Федерации. Эти правовые документы содержат конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей на современном этапе развития нашего государства.
Но, хотя 96% детей в мире сегодня проживает в государствах, связанных юридическим обязательством защищать их права, вопрос защиты прав ребенка требует большого внимания и постоянного контроля.
Интернет ресурсы
1. Городской методический центр/ История разработки документов о правах ребенка, https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/normativnye-dokumenty/konventsiya-o-pravakh-rebenka.html
2. Портал История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/domostroi)
3. «Соборное Уложение 1649 г.», http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/22.htm
4. Ювенальное право (Толстой В.С., 2015), https://be5.biz/pravo/u029/3.html
[1] Источник информации: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Груз обид
На берегу Байкала
Почему люди кричат, когда ссорятся?