На современном этапе акутуальной проблемой здоровья подростков и младших школьников стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела.
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный проект | 187 КБ |
МБОУ Поздеевская ОШ
Социальный проект
«Правильная осанка – здоровый школьник»
Выполнили:
Обучающиеся 4 класса
Царегородцева Варвара
Смирнов Алексей
Руководитель:
Золотова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
2018-2019 уч.г.
«Правильная осанка – здоровый школьник»
Цель:
Показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его внутренних органов.
Задачи:
На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя. В 6-9 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника?
В борьбе за правильную осанку важно сделать ребенка нашим союзником. Давайте поможем ему захотеть быть стройным. Только никаких лекций! Они нам вряд ли помогут. Лучше подведем к этой мысли ребенка самостоятельно.
Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.
Многие наши одноклассники занимаются физкультурой только на уроках в школе и совсем не занимаются спортом во внеурочное время. Они очень много времени уделяют просмотру телевизионных передач и работе с компьютером. При этом у них возникают головные боли, теряется тонус спины, развивается сутулость, происходит нарушение осанки.
Строение скелета человека
Скелет человека включает более 200 костей. Вместе с мышечной системой и суставами скелет образует опорно-двигательный аппарат человека. Он выполняет опорную функцию, заключает в себе костный мозг, служит хранилищем важнейших минералов, защищает внутренние органы от механических повреждений.При движении скелет выполняет лишь пассивную роль, тогда как активная роль осуществляется мышцами, прикрепленными двумя концами к разным костям. Масса скелета составляет в среднем 1/5-1/7 массы тела.
Выделяют осевой скелет, в который входит череп, позвоночный столб, кости грудной клетки и добавочный скелет, объединяющий кости верхних и нижних конечностей.
Позвоночный столб формируется в процессе эмбрионального развития вокруг спинного мозга: образуется костный канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночный столб выполняет одновременно несколько функций: он защищает спинной мозг, является опорой для мышц, органов и тканей туловища, поддерживает голову, участвует в образовании стенок грудной и брюшной области таза.
Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков. Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков. Сросшиеся крестцовые и копчиковые позвонки образуют соответственно крестец и копчик. Размеры и масса позвонков увеличивается сверху вниз в связи с возрастающей на них нагрузкой
Появление изгибов позвоночника
Позвоночный столб у новорожденного почти прямой. В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы (выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.
Появление изгибов связано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам, которые связаны с силой земного тяготения. Ребенок пытается поднять голову - появляется шейный лордоз. Это первая антигравитационная реакция организма, она наблюдается в начальные три месяца жизни. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз, вторая антигравитационная реакция, которая формируется в шесть месяцев. Ребенок делает попытки ходить - возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам.
Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность. Соединение позвонков представлено межпозвоночными суставами, дисками, связками. Суставы образованы суставными отростками, диски залегают между телами позвонков и состоят из пружинящего студенистого ядра и замыкающего фиброзного кольца. Две продольные связки проходят по передней и задней поверхности тел всех позвонков. Такая конструкция придает позвоночнику прочность и одновременно гибкость, а также подвижность при малой амплитуде движения каждой пары позвонков.
Причины нарушения правильной осанки тела
Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы.
В школьный период меняется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения его ждет сидение долгими часами в вынужденной позе. Ко всему этому еще присоединяется и умственная работа. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.
Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.
Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.
Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани.
Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени школьник проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы, а так как скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Происходит снижение материальной насыщенности костной ткани, наблюдается отрицательный кальциевый баланс, задерживается развитие и формирование организма. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.
Виды искривлений позвоночника.
Клиника течения заболеваний.
Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками:
При отклонении от этих характеристик, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника.
Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена.
Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.
Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Условный рефлекс у учеников повторяется, поза становится привычной. При сколиозах возникают утомления спины, головокружения, происходят боковые защемления органов дыхания, затрудняются акты вдоха и выдоха, появляются сердечно-сосудистые заболевания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца.
нормальное сколиоз нормальное лордоз кифоз
положение положение
Искривление позвоночника
Методика проведения исследований.
Данные исследований
Обследование проводилось группой ребят. Ребята следили за развитием и состоянием опорно-двигательного аппарата учеников 2008-2011 годов рождения. Всего обследовали 9 учеников.
Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника.
Определение лордозов.
Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.
Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника.
Определение кифозов.
Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.
Методика определений бокового искривления позвоночника.
Определение сколиозов.
Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.
Итоги обследований учащихся МБОУ Поздеевская ОШ
Год рождения | Кол-во уч-ся | класс | Заболевания | |||
сколиоз | лордоз | кифоз |
всего | |||
2008-2009 | 2 | 4 | 1 | - | - | 1 |
2009-2010 | 3 | 3 | 1 | - | 1 | 2 |
2010-2011 | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 |
Итоги обследований опорно-двигательного аппарата у школьников показывают, что физическое состояние учащихся ухудшается из года в год.
Профилактика и лечение заболеваний позвоночника
Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением. Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения.
Для этого надо правильно научить его ползать, вовремя учить сидеть и ходить В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.
Постепенно с возрастом ученик должен самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, развивать свою мускулатуру и скелет. Для правильного формирования осанки и тела разработаны специальные упражнения, которые хорошо развивают опорно-двигательную систему. Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика, прогулка на свежем воздухе.
Необходимо следить за рационом питания подростка, у него должна быть в меру жесткая постель, удобная одежда и обувь. Необходимо правильно организовать рабочий уголок ученика, должно быть хорошее освещение комнаты, ученические парты должны быть удобными и соответствовать росту ребенка. Портфель ученика не должен быть перегружен.
Методы лечения позвоночника зависят от степени тяжести заболевания. Самые тяжелые формы искривлений позвоночника лечатся только с помощью хирургического вмешательства. Заболевание средней тяжести искривлений позвоночника можно вылечить при ношении определенных корригирующих корсетов, посещение физиолечений, электрофорезов, в завершении лечения врач назначает массажи, лечебную гимнастику. Такой процесс лечения затягивается на долгое время, поэтому иногда это проходит в специализированных школах – интернатах.
I-ую и II-ую степень заболевания позвоночника можно вылечить, если устранить неблагоприятные факторы в жизни ученика, которые способствуют возникновению неправильной осанки. Для этого необходимо правильно организовать двигательную активность, посещение уроков физического воспитания в школе, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой 2-3 раза в неделю в кабинетах лечебной физкультуры под руководством врача (комплекс упражнений по корригирующей гимнастике прилагается), специализированный массаж для позвоночника и мышц тела, разгрузить позвоночник от ношения тяжестей. Весь цикл повседневных нагрузок включает в себя шесть базовых движений - это правильно сидеть, стоять, опираться, подниматься, наклоняться и тянуться. Если точно выполнять эти движения, можно полностью избежать проблем с позвоночником.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА
1. Исходное положение, стоя на носках ,с поднятыми вверх и сцепленными в замок
руками; производят покачивания туловищем из стороны в сторону.
2. Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, затем то же в другую сторону.
3. Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.
4. Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч; поднимают вверх руки и одновременно, наклоняя туловище в противоположную сторону, другую руку заводят за спину; повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону,
5. Стоя боком к стене и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, производят усиленный наклон в бок.
6. Исходное положение, стоя на одном колене, руки на поясе; одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону.
7. Исходное положение, лежа на животе; разводят руки в сторону и одновременно прогибаются.
8. Исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед; приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног.
9. Лежа на животе, вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.
10. Исходное положение, стоя на четвереньках; поднимают одну руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение, повторят несколько раз, меняя положение рук и ног.
11. Исходное положение, сидя на подогнутых под себя ногах; поднимают вверх руку, прогибаясь, и одновременно выдвигают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение.
12. Исходное положение, стоя на четвереньках: поворачивают туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходное положение; повторяют
несколько раз в одну и другую стороны. 13-14, Стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед
руки, затем подтягивают их к коленям. 15. Асимметричный вис на стенке - одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута. 16-17. Ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая
одновременно ногу.
18. Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову.
19. Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению.
20.(3аключительное упражнение)- лежа на спине, вытягивают руки вдоль туловища.
Заключение
Красивая фигура и правильная осанка тела - это необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его систем органов.
Для того чтобы иметь красивую фигуру и правильную осанку тела, необходимо постоянно следить за формированием и развитием опорно-двигательного аппарата, а для этого необходимо заниматься спортом, посещать бассейн, уроки физкультуры, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.
Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе, он уверен в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы.
Список литературы
Сказка про Серого Зайку
Кто должен измениться?
Простые новогодние шары из бумаги
Зимняя сказка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде