О Почетном граждане г. Нижнекамска
Вложение | Размер |
---|---|
kokshova_aleksandra_perferevna.docx | 56.47 КБ |
Рецензия
на исследовательскую работу
ученицы 9а класса Якуповой Эльвины на тему:
«Кокшова Александра Перфирьевна – Почетный гражданин Нижнекамска»
МБОУ «СОШ №1» имени Максимова Н.М. г.Нижнекамск
Для работы была выбрана тема «Кокшова Александра Перфирьевна – Почетный гражданин Нижнекамска». Тема рецензируемой работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку знать историю своего города, историю своей школы, судьбы замечательных людей живших до недавного времени, творивших и создававших историю нужно всем.
Как известно историю делают люди, так и история любого города неразрывно связана с жизнью тех людей, которые в нем живут. Судьба учителя школы №1 Кокшовой Александры Перфирьевны - яркая страница в летописи не только школы, но и нашего города.
Исследовательская работа структурно выстроена правильно, логична, четко сформулированы цель и задачи, присутствуют моменты исследования научного характера и заключение по работе. Учеником исследован материал выходящий за рамки школьной программы, сопровождается самостоятельно найденными выкладками иллюстративного характера. Содержание отвечает выбранной теме, которая раскрыта достаточно, учитывая возраст автора работы.
Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью.
Работа отвечает выбранной теме, может использоваться в качестве обзорного факультативного материала на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной и основной школе.
В работе ученица проявила исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированной источников информации, компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.
Руководитель: Д.С.Набиуллина
Тезис работы
Якуповой Эльвины на тему:
«Кокшова Александра Перфирьевна – Почетный гражданин Нижнекамска»
9а класс, МБОУ «СОШ №1» имени Максимова Н.М. Г.Нижнекамск
Научный руководитель: Набиуллина Дильбар Салимовна
учитель родного языка
I квалификационной категории
Тема. Кокшова Александра Перфирьевна – Почетный гражданин Нижнекамска
Цель.
Изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя начальных классов Кокшовой Александры Перфирьевны. Определить какое значение ее деятельность сыграла в судьбе становления города Нижнекамска.
Задачи.
1.Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Кокшовой Александры Перфирьевны.
2.Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов.
3.Оформить собранный материал.
Актуальность.
Человек незнающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Поэтому знать историю своего города, историю своей школы, судьбы замечательных людей живших до недавного времени, творивших и создававших историю нужно всем.
Как известно историю делают люди, так и история любого города неразрывно связана с жизнью тех людей, которые в нем живут.
Меня интересует прошлое и настоящее моего родного города и родной школы, люди, которые оставили след в истории города.
Новизна данного исследования, собрать материал о Кокшовой Александре Перфирьевне и довести его до широкого круга общественности.
Методы исследований.
Работа со школьными и личными архивами - изучение фотографий, наград, приказы. Встречи с выпускниками, учителями, родными. Изучение и исследование литературы, материалов периодической печати. Обобщение полученных данных.
Объект исследования является история жизни и педагогической деятельности Кокшовой Александры Перфирьевны и становления города Нижнекамска от ее истоков до современности.
Предмет исследования.
Исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя.
Источники.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» имени Максимова Н.М.
VII Республиканская конференция исследовательских краеведческих работ
«Жить, помня о корнях своих…»
Тема работы: «Кокшова Александра Перфирьевна – Почетный гражданин Нижнекамска»
Подготовила:
Якупова Эльвина Ниязовна
9а класс, МБОУ «СОШ №1», Строителей,9
e-mail elmira.yakupova.2016@mail.ru
Руководители:
Набиуллина Дильбар Салимовна
Учитель родного языка, МБОУ «СОШ №1»,
г.Нижнекамск, 2019г.
Содержание
I.Введение……………………………………………………………………..
Актуальность темы………………………………………………………….
Цель работы………………………………………………………….………
II.Основная часть работы.
III. Заключение……………………………………………………..….
Список используемых источников…………………….…………………..
Приложения…………………………………………
I.Введение
История моего города складывается из истории жизни каждого человека живущего в нем.
Нижнекамск – самый юный город в России. Построенный полвека назад, со временем он стал настоящей жемчужиной Поволжья. Город очень удобно расположен на изломе живописной реки Кама. Похожий на большой корабль цивилизации, вставший на якорь в сосновом бору, этот город просто великолепен. Лесная зона окружает Нижнекамск со всех сторон. Город трудовой славы, он стал известен благодаря тяжелой промышленности, развивающейся стремительными темпами.
История Нижнекамска насчитывает всего несколько десятилетий. Однако и этого небольшого периода времени было вполне достаточно для того, чтобы в городе успело произойти огромное количество важных событий.
Именно строительство Нижнекамска вдохновило выдающегося поэта Н. Добронравова и композитора А. Пахмутову на создание песни «Смелость города берёт», посвящённой строителям новых городов Советского Союза.
Может кто-то на Нижней Каме
Вспомнит как-нибудь стариков,
Кто закладывал первый камень
Нестареющих городов.
Город нас переживет.
Городам не страшны года.
Смелость города берет,
Смелость города берет,
Смелость строит города.
19 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета Татарской АССР зарегистрирован вновь возникший населенный пункт Афанасьевского сельсовета Челнинского района ТАССР с присвоением ему наименования Нижнекамский. Его население составляло около 500 человек.
Я знаю: город будет.
Я знаю: саду цвесть,
Когда такие люди
На земле нижнекамской есть.
В развитии и стоновлении
Судьба учителя школы №1 Кокшовой Александры Перфирьевны - яркая страница в летописи не только школы, но и нашего города.
Учитель.… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет…Вот почему и охватывает волнение всякий раз, когда речь идет об учителе. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе… Первый учитель! Он учит читать, писать и считать, дружить, любить Родину, природу, уважать старших… Он радуется успехам, волнуется и переживает, а иногда и сердится. Иногда кажется, что он особенно строг, придирчив и требователен. Это первый урок, первая парта, первый друг, первые учебники, первая награда и первая двойка… Так много всего первого связано с первым учителем!
Кокшова Александра Перфирьевна была той самой первой учительницей на Нижнекамской земле. Она работала в школе №1 с июля 1961 по 1984 г.г. Александра Перфирьевна за свою педагогическую деятельность получила высокое звание «Заслуженный учитель школы ТАССР», «Отличник народного просвещения».
Постановлением бюро Нижнекамского горкома КПСС и исполкома городского Совета народных депутатов №398 от 18 сентября 1981 года за большой личный вклад в развитие системы образования и активное участие в общественной жизни Нижнекамска Кокшовой Александре Перфирьевне присвоено звание «Почетный гражданин города Нижнекамска».
II.Основная часть
Кокшова Александра Перфирьевна – родилась 20 апреля 1930 года в деревне Сидоровка Челнинского района ТАССР. В 1950 году окончила Елабужское педагогическое училище. Номер диплома № 60. Она - учитель начальных классов. После окончания педагогического училища Александра Перфирьевна по направлению поехала в Улан-Удэ. Но ее всегда тянуло к себе - на малую родину, поэтому через несколько лет вернулась в родное село. По приезду заведовала Ильинской начальной школой. Вышла замуж. Родился старший сын Сергей. Муж Михаил работал каменщиком.
Вспоминает Фадеева Тамара Егоровна – учительница начальных классов, ветеран педагогического труда: «В 1959 году мой брат Михаил женился на Сашеньке. Ей тогда было 26, а ему 18 лет. Александра была очень спокойная, верная жена для мужа и добрая, заботливая, трудолюбивая мама для своих детей. Мы жили очень дружно, Вместе работали в огороде, сажали картошку, праздники проводили вместе. Она всегда почтительно относилась свекрови Вере Спиридоновне. Александра в жизни никому не поднимала даже голоса, ни с кем не ссорилась, примерная, уважительная была женщина. Мы ее любили».
В 1960 году началась грандиозная всесоюзная стройка на берегу реки Камы. Тогда еще города не было, на его месте велись земляные работы. Уже в 1961 году под руководством Максимова Николая Максимовича в поселке Строителей открыли 8-летнюю школу. В школу первым был принят Максимов Николай Максимович, второй - Максимова Галина Николаевна, третьим - Ибаев Петр Ионович, четвертой была принята Кокшова Александра Перфирьевна.
Из воспоминаний Александры Перфирьевны:
«1 июля получила назначение в школу, приехав, удивилась, где же та школа, в которой я буду учить своих учеников. Был небольшой рабочий поселок в четыре деревянных бараках, в которых жили строители, молодые ребята и девчата. Нашей семье дали комнату в бараке. Сначала надо мною смеялась молодежь, говорили: «Иди работать на стройку или в пошивочную мастерскую, какая тебе школа, видишь - жилья нет». Да, школы действительно не было. Строители заложили фундамент в конце июля 1961 года. Люди жили в вагончиках, на складах, где хранили стройматериалы, в землянках. Живу, надеюсь, что школа будет. И вот приезжает директор школы Максимов Николай Максимович. Смешно, правда, школы еще нет, а уже директор и учительница есть. Он находит меня, говорит мне: «Сказали в Челнинском Райпо, что есть уже в Нижнекамском поселке учительница с приказом в школу №1».
Стали мы составлять списки будущих учеников новой школы. Нужно было не менее 80 учащихся, чтобы открыть восьмилетнюю школу, а где их найти. Каждый день, начиная с 15 июля, ходила по стройке, искала учеников, и так уже 20, 30, 40, 50, 60 учащихся, но только на бумаге. Они живут в разных городах и селах, а привезут их тогда, когда будет жилье, когда родители получат квартиру. Успокаиваю, что видите бараки, как быстро строят, скоро и школу построят, фундамент есть. Люди верят, и мы верим в это.
Первые всегда испытывают большие трудности. У меня уже есть помощники, помогают мне находить все новых и новых учеников (Леночка Николаева, братья Ковалевы, Каримовы тоже два брата, их родители – первые строители). Сейчас это уже взрослые люди и имеют своих
детей, как они радовались, что наш список пополнялся все новыми и новыми фамилиями. Всегда ждали меня на промбазе и мы отправлялись на поиски. Школа в это время строилась. Работали на строительстве в три смены. Стали приезжать новые учителя: Ибаев Петр Ионович, Егорова Мария Михайловна, Кузьмина Тамара Гавриловна, Биктимиров Киям Закирович и другие.
Наступило 1 сентября 1961 года, первый учебный год. Школа барачного типа. Два барака соединены теплым коридором. Пришли наши первые ученики, будущие жители молодого города Нижнекамска. День был солнечный, яркий, букеты полевых цветов, радостные лица детей и родителей. Поздравили учащихся с новым учебным годом директор школы, учителя и родители. Дети были подтянуты, серьезны. Вот прозвенел первый школьный звонок. Мы сели за новые парты, я вела первый класс. 1А – в классе было 25 учеников.
В 1962 году всем классом перешли в новую школу в городе Нижнекамске, города еще не было, была школа – первое здание в городе, да несколько коробок недостроенных домов. Ходили в школу из поселка в дождь, пургу, слякоть.
Интересно было проводить уроки, кругом было пшеничное поле, картофельное. Мы выходили на поле и рассматривали колоски хлебных растений, видели, как хлеб убирают, как засевают поля. Проводили осенью экскурсию на колхозный огород, нас колхозники встретили радушно, угостили свежей картошкой с огурцами и красными помидорами».
Вот они первые учителя: Максимов Н.М, Максимова Г.Н., Кокшова А.П., Кузьмина Т.Г., Ибаев П.И., Егорова М.М..Биктимиров К.З..Козлов П.Н., Козлова Т.В., Миндрюков Е.С., Сазонов Н.М., Сазонова Р.А.,Вершенин Г.С., Вершенина М.М., Воробьева Л.И., Насихова К.М., Сурнова Е.П., Скачкова Л.В., Татаринова К., Гришина Е.Я.
Из воспоминаний Кузьминой Тамары Гавриловны, учителя начальных классов, «Отличника народного просвещения»: «Я приехала в город одновременно со своими подругами – тоже комсомолками Марией Егоровой и Сашей Кокшовой. Все трое - учительствовать. Все трое - всерьез и навсегда. Люди прибывали на стройку, многие семьями. Поэтому 1- сентября, как по всей стране, нужно было начинать занятия в школе. 1 августа до начала занятий начали строить школу: это были 2 барака, соединенные теплым коридором. Учителя вели учет детей школьного возраста, а люди жили в вагончиках, будках, землянках, бараках, в ближайших деревнях. Кроме этого закупали необходимую мебель в Елабуге, Чистополе, в Казани. Готовили учебно-наглядные материалы. Учителя работали сами, чтобы 1 сентября можно было всех детей посадить за парты. Со временем не считались и в 1961 году 1 сентября за парты сели 273 учащихся из 244 областей, краев и республик. Классным руководителем первого класса стала Александра Перфирьевна, а второй класс дали мне. В классе сидело по 47 учеников. Люди из разных уголков нашей страны все прибывали и прибывали. Учителя жили в одном из бараков. На одной половине барака жили учителя, на другой - врачи. Мы долго жили одной семьей и вовсе не интересовались, где свое, а где чужое. Работали очень дружно, старались дать знания детям».
«Если вы уже забыли, как выглядит букварь, побывайте на уроке у первоклашек! Вы увидите, какое безмерное горе может доставить человеку даже одна-единственная забытая рифма. Вы увидите такой ослепительный блеск в глазах получившего пятерку, что вам покажется жалким любой наш успех.
В общем, это были самые обыкновенные, милые, как и в любом другом городе, как и на всей планете ребятишки. Но они были ровесниками Нижнекамска».
Так написал корреспондент журнала « Советская женщина», побывавший на уроке в 1966 году у Кузьминой Тамары Гавриловны.
Этим высказыванием дана высокая оценка всем учителям, которые сеяли разумное на нижнекамской земле.
Александра Перфирьевна свою педагогическую деятельность продолжила под руководством талантливого, энергичного организатора директора школы Максимова Николая Максимовича. Он был человек неординарного склада ума, требовательный к себе и людям, отдавший все силы делу просвещения. Максимов Н.М. был новатором многих начал в педагогике. Разработал единые требования для учителей, учащихся и родителей. Все выполняли и соблюдали эти требования.
Он сумел создать дружный, сплоченный коллектив учителей, которые под его руководством занимались творчеством. Они внесли очень много ценного в совершенствование форм и методов обучения и воспитания детей. Нижнекамская восьмилетняя школа сразу привлекла к себе внимание. Не случайно через полгода после открытия здесь был проведен районный семинар директоров школ. В этом большая заслуга всего коллектива, в том числе и Александры Перфирьевны.
В 1962 году в поле строители начали возводить здание школы №1, которая была первым зданием строящего города. Все учителя из поселковой школы, в том числе и Александра Перфирьевна перешли в новую школу. Школа стала настоящим учебным центром всего будущего города.
Когда построили дома по улице Строителей, в доме 13в в первом подъезде поселились учителя. Александра Перфирьевна со своими двумя сыновьями и мужем жила в квартире №15 на четвертом этаже».
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей! Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям, всего, без остатка…Проводит бессонные ночи над тетрадями, новыми конспектами, переживая, как сделать урок интересным, а материал - легкодоступным каждому ученику, переживает над неудачами своих воспитанников… Радуется учитель самому малому успеху ученика и старается создать ситуацию успеха каждому…
Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. И именно от учителя зависит, что прорастет и созреет из того маленького зернышка, которое он когда-то посеял.
Нелегкое дело – учить детей. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. С ним дети отважно открывают дорогу в мир знаний, который начинается с азбуки и букваря.
Любой из нас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ, первые школьные праздники, свой первый выпускной бал… И все это связано с прекрасным именем Первого учителя.
Вот что вспоминает о своей первой учительнице Гатупов Рифкат Рифович, врач аллерголог, психолог-психоаналитик: «Если честно, я не помню 1 сентября 1965 года, когда впервые переступил порог школы. Зато я хорошо помню свою первую учительницу Александру Перфирьевну Кокшову, и своих одноклассников, с некоторыми дружба прошла испытание временем. Со мной учились Михаил Глянц, Сергей Карнаухов, Ирма Васильева, Валентина Кирякина, Игорь Груднов. И нам есть чем гордиться за эти 50 лет,особенно тем, кем мы стали. Никто не подкачал- все мы личности. Назову только одного однаклассника:
Герой России - генерал Игорь Груднов, начавший свой школьный путь в 1в классе нашей школы.
Мы любили Александру Перфирьевну – как первую учительницу, как хорошего и доброжелательного человека. Мы скидывались на 8-е марта на то, чтобы купить и подарить её флакончик духов, возможно, что и «Красной Москвы», вот этого точно не помню – покупкой занимались связующие девочки, но дарили их с восторгом и обожанием. Она учила нас первым нехитрым подаркам нашим мамам – как делать бахрому по краям носовых платков, украшать их вышивкой, как рисовать подарочные открытки и как дарить их. А песня: навсегда запомнилось протяжное, над которым мы так тщательно работали всем классном, - «Э-э-эх, кровь на рукаве…» из песни про Щорса.
Александра Петровна (ее так называли и учители и ученики ) была в курсе всех семейных перипетий своих учеников, знакома со всеми родителями, учила нас от души и по желанию. И тем более шокирующим для нас, в конце первого класса, оказалось известие о том, что одного из учеников – Мубаракзянова, оставляют на второй год. Это был культурный шок! И это также способствовало хорошей учёбе, хотя бы с целью не опозорить свою семью.
С её подачи была создана литературная библиотека нашего класса, в которую каждый ученик внёс свою посильную лепту – хотя бы по одной книжке. Как сейчас помню, что Лена Михеева принесла книгу «Повесть о Манко - смелом», а Света Карманова – книгу писательских современных сказок, одна история из которых меня всегда восхищала. Это рассказ про «Котализатор», который на самом беле был катализатором – словом, непонятным для дворовых и домашних кошек, но заманивший их возможностью освобождения от необходимости ежедневно вылизывать свою собственную шерсть.
Были ещё другие поводы радоваться библиотеке класса. Во-первых, перед этим я перестал ходить в детскую библиотеку, что была в соседнем доме, потому что библиотекарша обвинила меня в желании присвоить книжку некого Успенского, которая называлась «Чебурашка и крокодил Гена», и которая мне безумно нравилась. А во-вторых, меня назначили библиотекарем класса, и все эти книги хранились у меня, я вёл их учёт и отвечал за сохранность. Потом, когда наш класс распался, библиотека из классных перешла в разряд дворовых, я отдал её в руки Ирины Васильевой и Люды Садыковой, и она бесследно растворилась среди ребят.
Под началом Александры Петровны мы шли на первомайской и октябрьской демонстрации в составе школьной колонны, а предварительно вырезали из салфеток разноцветные снежинки, которыми украшали палочки, которыми размахивали когда проходили мимо праздничной трибуны городских руководителей на проспекте Строителей, и громко кричали: Ура! – в ответ на призывы партии и правительства.
Никто в школе даже и не подозревал, что младшеклассники, организованные и дисциплинированные, на самом деле предоставлены самим себе, а их учительница в это время находится совсем не с ними, а на учёбе, очевидно, в Елабужском пединституте. Почти круговая порука! Но этому способствовало и то, что Александра Петровна Васильева, школьный фельдшер, и соседка нашей учительницы, контролировала наш учебный процесс. А дочка её, Ирина вкупе с Игорем Грудновым, будущим Героем России и генерал-лейтенантом, исполняли обязанности воспитателей. Ирина потом так и стала педагогом. Она сейчас живет в Воронеже, работает учителем русского языка и литературы. Так что, я считаю, в высшем образовании нашей первой учительницы была и наша доля».
Так и есть учитель начальных классов — особый педагог в учительской среде. Он занимается самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводит детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви и ее доброты зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
В «Ленинской правде» за 1978 год есть заметка Кокшовой Александры Перфирьевны под названием «Воспитай человека добрым». Она пишет: «Бесценное человеческое качество - доброта. За этим коротким словом - человечность и сочувствие, желание защищать слабого и готовность помочь человеку. Воспитание доброты - процесс очень разносторонний и совсем не простой. Заставить человека быть добрым невозможно. И нам взрослым, всегда нужно ценить эти чувства».
«Заслуженный учитель школы Республики Татарстан», Отличник народного просвещения Сухорукова Надежда Ивановна в 1982-1986 г.г. работала директором школы №1. Об Александре Перфирьевне она вот что говорит: «Немало опытных учителей работали в школе, для которых характерны трудолюбие, любознательность, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное - влюблённость в свою профессию, чувство ответственности к своей работе. Одним из таких учителей была Кокшова Александра Перфирьевна
Она любила своё дело, которому отдавала себя сполна. И эту любовь она всегда передавала и детям. На её уроках всегда было интересно и разнообразно. Педагог проявляла свою действительную любовь к детям, находила к каждому индивидуальный подход. Александра Перфирьевна создавала интересную и насыщенную жизнь ребят.
Педагог с большим опытом работы – Кокшова Александра Перфирьевна. Всегда улыбчивая и приветливая, беспокойная и неутомимая в работе, пользующаяся любовью учеников. Я считаю, что очень повезло тем детям, которые обучались в классе такого опытного и грамотного педагога, такого доброго и внимательного».
Портрет Кокшовой Александры Перфирьевны не сходил с Доски Почета гороно. О ее уроках говорили с восторгом. Своим опытом она щедро делилась. Всегда поможет, расскажет, покажет. Несколько лет вела курсы по новым программам для учителей города. Руководила секцией начальных классов при методическом кабинете гороно.
С теплотой и нежностью отзывается о своей маме сын Александры Перфирьевны, Сергей Михайлович Кокшов. Ему 61 год, работает старшим оператором в ТАИФ НК: «Для меня первая школа была и детским садом и школой. То есть в школе при маме я находился практически всегда. В 1964 году поступил в первый класс. Моей первой учительницей была Кузьмина Тамара Гавриловна
Я знал практически всех маминых коллег еще до того, как сам стал школьником. Причем знал не формально: они же вместе собирались, отмечали праздники, приходили к нам в гости. Потом я вырос, пошел в школу и тут столкнулся с неким, как сейчас принято говорить, конфликтом интересов. Ведь одно дело, когда ты ребенком видишь учителей у себя дома, в теплой, дружеской обстановке, и совсем другое, когда сам становишься их учеником и они начинают с тебя что-то спрашивать, требовать. Я оказался именно в такой ситуации, и это поначалу было несколько непривычно. В школьные годы во мне боролись два человека. С одной стороны, как всех детей, тянуло к озорству, весной хотелось портфель подальше забросить и сбежать с уроков, но с другой стороны, было стыдно подвести и огорчить маму. Ведь о любой моей шалости в школе маме становилось известно практически сразу же, от нее как бы ждали соответствующей реакции, и она реагировала: принимала надлежащие меры по отношению ко мне.
А вообще, время учебы в школе я вспоминаю с теплотой. Это было чудесное время, время знакомства с миром, время искренней дружбы, счастливого детства и беззаботной юности».
У Александры Перфирьевны 2 внучки - Елена, Анастасия. Они закончили НХТИ, работают в «Нижнекамскнефтехим»е, в данное время воспитывают правнуков Александры Перфирьевны - Егора и Тимофея, им по 3 года. Есть и внучка Екатерина, ей 10 лет. К большому сожалению, Александра Перфирьевна их не смогла увидить их, внезапно скончалась в 1992 году.
Не все люди способны на подвиг, не все его совершают, но, если говорить откровенно, то подвиг ежедневного служения ничуть не слабее и не меньше, чем разовый геройский поступок. Служение на ниве народного просвещения – благородное дело, особенно, когда человек вкладывает в это дело всю свою душу, сердце и профессиональное умение. А мы, питомцы этого служения, так сказать, цветочки и ягодки – сильны тем, что мы знаем и помним, продолжаем и поддерживаем то, что в нас было вложено.
25 декабря 2017 года в городе открыли Доску почета «Почетные граждане города».
Строители, врачи, нефтехимики, учителя - 77 человек попали на Доску почета. Её открытие состоялось в Нижнекамске в знаковый для Нижнекамска день - 25 декабря 1960 года началось строительство города на Каме. И люди, внесшие неоценимый вклад в его развитие, стали почетными гражданами.
«На этой доске, что сегодня мы с вами открываем, изображены те личности, которые оказали влияние на ход истории нашего города. Они работали в разных отраслях. Сегодня, я считаю, историческая справедливость восстановлена. Нижнекамцы должны знать всех своих почетных граждан», - отметила заместитель главы НМР Эльвира Долотказина.
Мы, молодое поколение, горды тем, что на Доске почета наши учителя - Александра Перфирьевна Кокшова, Комиссарчик Роза Исламовна и Ахметшин Накий Шайхутдинович и выпускник нашей школы 1966г. Разил Исмагилевич Валеев.
III.Заключение
Школа живет своей жизнью. Она встречает детей утром, улыбаясь обновленным фасадом, она провожает их после уроков, устало напутствуя:
« Всего доброго». Все правильно. Так и должно быть. На том и стоим.
Учитель!Даже через много лет
Зажженный Вами не погаснет свет!
И он ещё поможет, и не раз,
Учитель мой, в делах продолжить Вас!
Огонёк, зажженный когда-то Александрой Перфирьевной, по-прежнему горит в наших сердцах - сердцах её учеников. А в памяти навсегда остался Светлый Образ дорого сердцу, любимого УЧИТЕЛЯ...
Использованная литература:
1.Официальный сайт Нижнекамского муниципального района
2.Журнал« Советская женщина», 1966 год
3.Школа первая моя. Воспоминания. Нижнекамск,1997год
4.Чтобы помнили потомки. Ибаев П,И.,г.Нижнекамск, 2001 год
5.« Нижнекамская правда» №64 2 сентября 2015 года
6.«Ленинская правда» №34 7 сентября 1980 года
Самодельный телефон
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Смекалка против Змея-Горыныча
Сказки пластилинового ослика
Мороз Иванович