Гиподинамия болезнь нашего времени. меры профилактики
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gipodinamiya.doc | 611.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Энгельсский политехникум»
Исследовательский проект
на тему: «ГИПОДИНАМИЯ – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Выполнила:
студентка ПКД-311/17
Ладонькина Виктория
Руководитель:
Дьякова Кристина Игоревна
г. Энгельс, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1.Гиподинамия. Что это такое?.......................................................................4
1.2.Изменения в организме, которые вызывает гиподинамия……………….5
2.Практическая часть……………………………………………………………..8
2.1. Определение состояния здоровья студентов……………………………..8
2.2. Анкетирование……………………………………………………………...9
3. Выводы и рекомендации............................................……………………...…14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….........................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...........................................18
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гиподинамии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей. Гиподинамия – весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют так же гипокинезией. В разные времена многие ученые задумывались о том, каким образом человек может получать жизненную энергию и как эффективнее ее усваивать.
Данный проект нацелен на поиск нужной информации и путей решения, позволяет развивать мотивацию и возможности студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом, ведению здорового образа жизни.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
- оценить степень физической активности обучающихся «Энгельсского политехникума»;
- освоить различные способы получения информации;
- сформировать навыки глубокого и осмысленного восприятия полученной информации о важности ведения активного образа жизни;
- разработать рекомендации и создать буклет для родителей и обучающихся.
Методы проектной деятельности: поисковый, исследовательский, аналитический, творческий.
«Ни что так не истощает и не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие». (Аристотель)
Гиподинамия (пониженная подвижность) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда.
Медики называют синдром гиподинамии болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Современные грузоподъемные механизмы дают возможность человеку поднимать гигантский вес простым нажатием нужной кнопки. Удобства, которые предоставляет человеку совершенная техника, трудно переоценить, но нет плюсов без минусов. Гиподинамия – это болезнь цивилизации. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда.
Из-за отсутствия необходимых нагрузок человека все больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. У многих из нас вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля или общественного транспорта. Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя.
Одной из причин проявления гиподинамии будет являться урбанизация населения. Урбанизация населения – довольно долгий процесс. Давным-давно было много-много деревень. Люди жили на свежем воздухе, питались исключительно продуктами собственного хозяйства и дарами леса, вследствие этого много двигались (пахали землю, охотились, занимались животноводством). А затем переехали в города, в уютные квартиры и дома с паровым отоплением и подачей воды. За последние десятилетия в жизни взрослого населения планеты резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в быту. Водопровод, центральное отопление, канализация, общественный и личный транспорт — все новейшие достижения цивилизации резко снизили двигательную активность мышц человека. Учеными Великобритании отмечено, что для детей 3-х лет уже характерен малоподвижный образ жизни. Из рекомендуемых 60 мин. активности, дети двигаются в среднем только 20 мин. Основное занятие малышей – телевизор, видео и компьютер. Даже на улице дети менее активны, чем должны быть. Их чаще возят на автомобилях, носят на руках даже в тех случаях, когда они могли бы вполне пройтись пешком.
1.2. Изменения в организме, которые вызывает гиподинамия.
Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. В состоянии покоя около 40% крови не циркулирует по организму, находится в «депо». Следовательно, ткани и органы хуже снабжаются кислородом.
Гиподинамия приводит и к преждевременному старению организма человека: атрофируются мышцы, резко снижается жизненный тонус, падает работоспособность, появляются ранние морщины, ухудшается память, преследуют мрачные мысли. Поэтому долголетие невозможно без активного образа жизни. Учеными опубликовано множество работ, в которых указывается, что малоподвижный образ жизни способствует развитию опухолевых заболеваний. Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей: как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма.
Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. Так же замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело.
Отрицательные последствие гиподинамии проявляется так же сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
Гиподинамия отрицательно сказывается на работе как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, обменных процессов. В результате, о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. Еще Сеченов указывал на значение мышечного движения человека для развития деятельности его мозга. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга», которую Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли», Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». «Мышечной радостью» называл Павлов ощущение удовлетворенности, бодрости, которое он испытывал в результате физического труда.
Гиподинамия не остается безучастной и в отношении желудочно-кишечного тракта. В этом случае данный синдром провоцирует задержку пищи в области желудка, а также усиливает процессы гниения и нарушает функционирование кишечника. Все эти состояния неминуемо ведут к развитию запоров либо частым изменениям стула.
2.1. Определение состояния здоровья студентов.
Для решения этой задачи мы использовали методику определения состояния здоровья по изменению кровяного давления до физической нагрузки и после неё. Перед занятием физкультуры давление обучающихся соответствовало норме. Это говорит о том, что умственный труд является обычной нагрузкой для организма учащихся. После физкультуры у обучающихся кровяное давление резко повышается и это нормально, т.к. при повышении активности мышечной деятельности, мышцы человека нуждаются в большом количестве питания и кислорода, и в ответ на это кровоснабжение мышц увеличивается. Это влечет за собой учащение сердцебиения и увеличение давления в кровеносных сосудах. Через 2 часа после эксперимента выделилось три группы обучающихся (см.таблица 1).
№ п/п | Ф.И. обучающихся | Показатель АД | ||
До нагрузки | После нагрузки | Спустя 2 часа | ||
1 | Куницын Дмитрий | 118/68 | 125/70 | 120/69 |
2 | Шабазов Рамзан | 110/65 | 115/68 | 100/67 |
3 | Гутьяр Даниил | 120/70 | 125/72 | 117/70 |
4 | Иванова Алена | 120/70 | 127/72 | 120/70 |
5 | Мауленова Оксана | 110/68 | 117/70 | 115/70 |
6 | Горбашова Мария | 120/70 | 127/70 | 120/70 |
7 | Гончаров Дмитрий | 119/67 | 126/69 | 120/70 |
8 | Кащеева Юлия | 120/70 | 127/70 | 120/70 |
9 | Зубехин Дмитрий | 115\67 | 125/68 | 120/68 |
10 | Игнатенко Александра | 120/70 | 128\70 | 120\70 |
11 | Киреева Майра | 120/72 | 129\74 | 118/70 |
12 | Кучмий Дмитрий | 120/72 | 127\75 | 123\75 |
13 | Хачатуров Сергей | 120/70 | 128/70 | 120\70 |
У первой группы давление понизилось (3 человека), у второй – нормализовалось (5 человек), у третей – повысилось (5 человек). Тот факт, что у большинства учащихся кровяное давление отклонилось от нормы, объясняется тем, что они имеют ослабленные адаптивные способности к физическим нагрузкам, проблемы сердечно-сосудистой системы, пониженный уровень здоровья (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1
В процессе анкетирования эти обучающиеся признались, что они часто болеют ОРЗ и имеют проблемы с состоянием здоровья. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что у 70% учащихся адаптивные способности понижены.
2.2. Анкетирование
Нами было проведено анкетирование 1 и 2 курсов с целью определения количества студентов:
• которые выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику;
• у которых ночной сон приближается к норме;
• которые активно проводят выходные и занимаются в кружках и секциях дополнительного образования;
• которые соблюдают гигиенические требования при занятиях на компьютере.
В анкетирование приняло участие 1 курс – 64 человек, 2 курс –70 человек. Чтобы ответы на вопросы были правдоподобны, студентам было разрешено отвечать анонимно.
На 1 вопрос «Делаешь ли ты зарядку?» 27 человек из 1 курса (42%) и 24 человека со 2 курса (34%) ответили положительно (см. диаграмма 2).
Диаграмма 2 «Делаешь ли ты зарядку?»
Вывод: с увеличением возраста обучающихся снижается количество человек, которые выполняют утреннюю гимнастику.
На 2 вопрос «Сколько длится твой ночной сон?» 38% (1 курс) и 23% (2 курс) ответили 9-10 часов, что соответствует норме (см. диаграмма 3).
Диаграмма 3 «Сколько длится твой ночной сон?»
Вывод: 3% обучающихся 1 курса и 14% обучающихся 2 курса грубо нарушают режим дня – спят менее 6 часов в сутки. Именно этот процент обучающихся опаздывают утром на занятия.
На 3 вопрос «Посещаешь ли ты кружок или спортивную секцию?» отрицательно ответили 33% обучающихся 1 курса и 40% учащихся 2 курса (см. диаграмма 4).
Диаграмма 4 «Посещаешь ли ты кружок или спортивную секцию?»
Вывод: с увеличением возраста обучающихся значительно возрастает количество студентов, которые не посещают кружки и секции дополнительного образования. Эти дети предоставлены сами себе или улице.
На 4 вопрос «Как ты проводишь выходные?» только 39% обучающихся 1 курса и 26% обучающихся 2 курса ответили, что проводят эти дни активно, посещая кружки и спортивные секции. Большинство детей проводят эти дни, проводя много времени за компьютером или просмотром телепередач(см. диаграмма 5).
Диаграмма 5 «Как ты проводишь выходные?»
На 5 вопрос «Сколько ты часов в день ты сидишь за компьютером?» 5% обучающихся 1 курса и 6% обучающихся 2 курса ответили, что не сидят вообще, 31% (1 к.) и 26% (2 к.) - 1 час и меньше, 64% ( 1 к.) и 68% (2к.) – 2 и более часов.
Диаграмма 6 «Сколько ты часов в день ты сидишь за компьютером?»
Вывод: исследуя литературу по вопросу, влияния компьютера на здоровье мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической.
Анализ анкет подтвердил, что и обучающиеся нашего техникума много времени проводят за компьютером. Проблем со здоровьем становится всё больше. Решение может быть только одно: необходимо жестко ограничивать время пребывания ребенка за компьютером. Прекращать работать за компьютером нужно минимум за 2 часа до сна, даже если студент проводит время с пользой. Родители, зачастую умышленно отдают своих детей на «воспитание компьютеру». Ребенок сидит дома, никуда не отходит от компьютера, значит, на улице проблем не будет и переживать не о чем. Получается, что родители разменивают своё спокойствие на здоровье ребенка.
Очевидно, что найти компромисс довольно сложно, но его нужно искать ради того, чтобы дети выросли здоровыми и это должно быть первоочередной задачей родителей. В конце концов, узнать что-то новое можно всегда, было бы желание, а вот вернуть утраченное здоровье бывает невозможно.
Во всем цивилизованном мире движение за здоровый образ жизни развивается. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья человека.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых и организованная физическая деятельность. Профилактику гиподинамии следует проводить на различных этапах жизни человека. Соблюдение данных профилактических мер оказывает положительное влияние на процессы роста и развития детей даже первого года жизни. Установлено, что те дети, которые регулярно выполняют физические упражнения и проявляют достаточную двигательную активность, в среднем на 1-2 см выше других своих сверстников, имеют немного большую массу тела (примерно на 500 г). Физические упражнения также изменяют в лучшую сторону общее состояние здоровья людей. В частности, такие люди в 2-3 раза реже болеют простудными и инфекционными заболеваниями (см. таблицу 2).
Таблица 2 Гигиеническая норма суточной двигательной активности (по А. Г. Сухареву)
Возрастные группы, лет | Локомоции (число шагов), тыс. | Величина энергозатрат, ккал/сут | Продолжительность, ч |
17-25 юноши 17-25 девушки | 25-30 25-30 | 3500—4300 3000—4000 | 4,8—5,8 3,6—4,8 |
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям. У занимающихся физкультурой людей заметно укрепляется сердечно-сосудистая система. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех ее уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную систему, состоящую из симпатического и парасимпатического отделов. Эти отделы управляют деятельностью всех органов. В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма. Все виды мышечной активности - спортивные тренировки в школе, на стадионе, дома, уроки физкультуры, труда, туристические походы, работа в саду, в поле - повышают силу и выносливость скелетных мышц, делают их работу более экономичной. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.
Вот несколько рекомендаций, которые позволят обезопасить себя от гиподинамии и ее последствий:
1) рациональное питание, соблюдение режима дня, гигиенические процедуры, занятие физическими упражнениями и спортом, отказ от вредных привычек. Поверьте, даже 30 минут ежедневной физической нагрузки будут очень полезны для вас. А пешие прогулки на свежем воздухе вообще творят чудеса.
2) перестать пользоваться лифтом и подниматься на этаж пешком, делать каждое утро легкую зарядку.
3) врачи рекомендуют для профилактики гиподинамии пить как можно больше жидкости — чаи, компоты, соки. Вдвойне полезно пить фруктовые и овощные соки — они помогут укрепить иммунитет. Что касается питания, то оно должно быть сбалансированным — больше фруктов и овощей, полезен мед с лимоном. Очень важен и полноценный отдых — человек должен спать не менее восьми часов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня. Развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании. Частота, продолжительность и интенсивность физических нагрузок должны соответствовать возможностям человека, уровню его тренированности. Для практически здоровых малоактивных людей лучше начинать с одного или двух занятий в неделю продолжительностью 30-40 минут. Оптимальной считается физическая активность 5 раз в неделю. Продолжительность тренировки от 30 до 60 минут. Умеренной нагрузкой считается 30-минутная ходьба, медленная езда на велосипеде, медленные танцы, лыжные прогулки, 15-20-минутный бег трусцой, работы в саду, по дому. Интенсивная физическая нагрузка – быстрый бег, танцы, плавание, уборка снега, ремонт дома, – способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает тренированность, самооценку, способствует длительному сохранению физически активного образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Бабочка
Разноцветное дерево
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Золотая хохлома
Мороз Иванович