Исследовательская работа
Сколько должен весить ранец младшего школьника
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Сколько должен весить ранец младшего школьника | 39.18 КБ |
Презентация | 2.77 МБ |
18 республиканская юношеская
научно-исследовательская конференции
имени С.С. Молодцова
Секция _____Психология и валеология__________
Исследовательская работа
Сколько должен весить ранец младшего школьника
Клюсов Игорь
4Б класс, МБОУ «СОШ №7» НМР РТ
Научный руководитель:
Валиуллина Лилия Канифовна,
Учитель начальных классов
Нижнекамск, 2020 г
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1 Теоретические основы изучения ранца | 4 |
1.1 История возникновения рюкзака. | 4 |
1.2 Нормы СанПина | 5 |
1.3 Как правильно выбрать рюкзак? | 7 |
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению веса ранца | 8 |
2.1 Вес ранца моих одноклассников | 8 |
Заключение | 9 |
Список использованных источников | 10 |
Введение
Готовя ребенка к школе, родители задают себе вопрос: что лучше приобрести - ранец или портфель? Ответ на этот вопрос прост: все зависит от возраста ученика. Младшему школьнику и ученику среднего школьного возраста лучше купить ранец, а ученику старших классов можно купить и портфель. Несколько учебников, несколько тетрадей, дневник, альбом для рисования, пенал, коробка с карандашами и прочие школьные принадлежности, необходимые для одного дня занятий, весят 4-5кг. Дети довольно часто стремятся взять в школу свои любимые игрушки - показать друзьям, поиграть на перемене (а иной раз и на уроке). Все лишнее, конечно же, следует оставить дома. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса. Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Каким должен быть школьный ранец? Желательно, чтобы он был красивым, удобным и вместительным.
В данной работе показано, что правильная осанка играет большую роль в здоровье человека. Плакат «Сиди правильно», который есть в каждом классе начальной школы, показывает правильную позу ученика за партой во время чтения и письма. Физкультминутки в течение урока дают детям возможность поменять статическую позу ученика, расслабиться.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Цель: выяснить - безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников.
Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить весовые нормы учебников НОО;
- провести взвешивание учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
- описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка.
Объект исследования: ученик четвертого класса.
Предмет: школьный ранец как фактор школьного риска.
Гипотеза: предположим, что существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем школьника. Если вес школьного портфеля будет соответствовать весу ученика, и правильно подобран технически, то портфель не будет являться фактором школьного риска.
Исследовательская работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы изучения ранца
Портфель — узкая сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции (пластрон), для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой.
Школьный ранец — портфель с лямками для ношения за спиной.
Рюкза́к — специализированная сумка для длительной переноски на спине различных грузов. Снабжён двумя (реже — одной) косыми (идут от области шеи в бока) лямками, надеваемыми на плечи, а также, в большинстве случаев, ручкой с верхней стороны, стабилизирующими и разгрузочными ремнями, и дополнительными элементами для навесного закрепления предметов экипировки и амуниции, в зависимости от области его применения.
Рюкзак свою историю ведёт ещё с древних времён, практически со становления самого человечества. А доказательство этому находка 1991 года. В Альпах были обнаружены останки человека, а рядом с ним рюкзак. Останкам более 5 тыс. лет, рюкзак предоставляет прототип современного каркасного рюкзака, рама, состоящая из прута орешника и двух досок, на котором крепился кожаный мешок.
Историю создания такого мешка на лямках, можно объяснить тем, что древние люди отправлялись на охоту на несколько дней, а то недель. А это значит, что необходимо взять с собой вещи, продукты и при этом крепко держать в руках оружие, чтобы самому не стать добычей зверей.
Со временем разные народы по-своему модернизировали рюкзаки, но главное предназначение оставалось прежним, это перенос груза на далёкие расстояния, и при этом руки остаются свободны.
В Германии использовался рюкзак в качестве переноса воды, сена дров. И даже существует памятник посвящённые носильщикам, который наглядно демонстрирует рюкзак той эпохи.
У ацтеков рюкзак представлял собой деревянную основу с одной лямкой, надеваемой на лоб.
Римские легионеры в военных походах использовали, щит, на котором крепились вещи первой необходимости.
Появление название рюкзака, сравнено недавно и позаимствовано из немецкой речи. Дословно Sack — мешок с лямками, который носится на спине Rücken, отсюда и Rucksack.
Конечно, рюкзак прошёл большой путь эволюции с начала времён до наших дней. Со временем кожаный мешок заменили парусиной. А деревянный каркас был заменён на стальную основу. Следующий этап позволил создать более лёгкий и прочный вариант, заменив капроном и алюминием, основные детали. На европейский континент первый рюкзак прибыл из Америки, и использовался как военный атрибут, для переноса личных вещей и суп пайка. А уже в дальнейшем рюкзаки стали использовать для экспедиций и походов.
Именно это и сыграло важную роль в модернизации рюкзаков. Ранцы стали использоваться в повседневной жизни, и подразделяться в зависимости от предназначения.
1.2 Нормы СанПина
Портфель снабжён ручкой на одной из торцевых поверхностей. Закрывается одной или двумя, чаще традиционными «портфельными», застёжками, или молнией. Изготовляется из кожи или пластмассы. Может также иметь ремень для ношения через плечо. Деловые портфели делаются из мягкой или твердой кожи, могут иметь металлические ножки для придания устойчивости. Также портфели используются для транспортировки ноутбуков. Иногда, из-за схожести дизайна и использования, унаследованных от традиционных школьных портфелей советского времени, портфелем называют школьный ранец.
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Специалисты педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие от 10 до 20% веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 2,5 килограмм. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.
Исходя из особенностей конструкции, все ранцы школьные можно условно разделить на две категории: каркасные и бескаркасные. Модели первой группы внешне напоминают портфель, они устойчивы, вместительны и хорошо держат форму. Некоторые школьные сумки (из разряда дорогих) могут быть оснащены колесиками и выдвижной ручкой. Однако и в этой бочке меда есть ложка дегтя: модели с жестким каркасом — не самые легкие ранцы для первоклассников. Именно поэтому, если вы не планируете сопровождать ребенка в школу, лучше остановиться на бескаркасной (мягкой) сумке, похожей на рюкзак. К ее плюсам можно отнести меньшую стоимость, к минусам – незащищенное дно и бесформенность, затрудняющую процесс складывания вещей. Школьные ранцы различаются формой. Модели, которые шире по горизонтали, подходят малышам ростом до 120 см. Рослому ребенку будет удобнее носить ранец вертикальной формы. Закрываются школьные сумки также по-разному. Одни ранцы оснащены молниями, другие – защелками. Естественно, второй вариант прослужит дольше, особенно если замки изготовлены не из пластика, а из железа. Среди всего ассортимента школьных ранцев выделяют модели с мягкой, уплотненной и ортопедической спинкой.
Нужен ли специальный ранец для первоклассника?
От изобилия школьных сумок, представленных в магазинах, у родителей и детей подчас разбегаются глаза. Все эти модели различаются цветами, материалами, принтами и, прежде всего, фасоном. Например, традиционной ученической сумкой считается портфель, не имеющий плечевых ремней. Более молодежно и современно смотрится рюкзак на шнуровке, напоминающий вещмешок. Среди девочек популярны модные женские сумки: тоут, почтальонка, сэтчел. И тут возникает вопрос: нужен ли первокласснику ранец или вместо него можно приобрести другую модель – более стильную, оригинальную, «взрослую»? Для начала необходимо выяснить, что такое ученический ранец. Согласно российскому ГОСТу (28455-90), называться так может только «кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Именно такая сумка считается наиболее подходящей для детей 1-4 классов. Портфель для первоклассника не подходит, так как вся тяжесть содержимого в нем приходится на одну из рук. Это способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника. Выбирая же для первоклассника ранец или рюкзак, стоит учитывать, что последний не имеет жесткого корпуса, защищающего как ребенка, так и содержимое сумки. Таким образом, рюкзак или женская сумочка – оптимальный вариант для учащихся старших классов, портфель – для детей среднего школьного возраста, легкий ранец – для первоклассника.
Основные требования к ранцу школьника
Наличие жесткой задней стенки, предотвращающей давление содержимого сумки на спину ребенка.
Небольшой вес. Согласно санитарным нормам, масса пустой сумки для ученика младшего школьного возраста должна составлять до 1000 г, с содержимым – до 2500 г. В среднем ранец для первоклассника ортопедический легкий весит в пределах 500-800 г. Компактность. Размер ранца для ученика должен соответствовать определенным стандартам. Его высота может варьировать в пределах 22-26 см, длина – 30-36 см, ширина – 6-10 см. Материал, из которого пошита сумка, должен быть синтетическим, легким и плотным, обладать водо- и грязеотталкивающими, морозоустойчивыми свойствами. Качественный ранец хорошо чистится и легко моется. Большое количество отделений в ученической сумке – залог порядка, поэтому выбирайте модели как минимум с 2 внутренними карманами и 3-4 внешними (для бутылочки с водой, карманных денег, ключей и т.д.). Правильные ранцы для первоклассников при укладывании школьных принадлежностей не должны деформироваться. С этой точки зрения хороши каркасные модели, в которых альбомы, книги и тетради не мнутся. Желательно, чтобы дно сумки было дополнительно защищено от повреждений, загрязнений и протираний прорезиненной основой и пластиковыми угловыми ножками. Лямки на ранце должны быть крепкими, эластичными и мягкими. Их ширина может составлять от 4 до 5 см: более узкие ремешки будут врезаться в плечи, более широкие – усложнят процесс снимания и надевания сумки. Лямки обязательно должны регулироваться по длине. Светоотражающие детали – важный элемент любого детского портфеля, позволяющий водителям заметить маленького пешехода на дороге в темное время суток. Надежные и долговечные замки позволят вашему ранцу прослужить 1-2 года. Важно также, чтобы при открывании и закрывании сумки молнии не заедали.
Приобрести лучший школьный ранец для вашего ребенка поможет наша пошаговая инструкция:
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению веса ранца
2.1 Вес ранца моих одноклассников
Что же происходит на деле?
Понедельник - родной язык (учебник, тетрадь); английский язык (учебник, тетрадь, словарь); математика (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); физическая культура (форма).
Вторник – русский язык (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); окружающий мир (учебник, рабочая тетрадь); литературное чтение (учебник); тетрадь по музыке.
Среда – родной язык (учебник, тетрадь); английский язык (учебник, тетрадь, словарь); математика (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); русский язык (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); технология.
Четверг – русский язык (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); математика (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); физическая культура (форма); литературное чтение (учебник); окружающий мир (учебник, рабочая тетрадь).
Пятница - русский язык (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); математика (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); литературное чтение (учебник); физическая культура (форма); родной язык (учебник, тетрадь).
Суббота - русский язык (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); математика (учебник, тетрадь, рабочая тетрадь); рисование (папка).
Кроме этого, в наших ранцах есть дневник, и набитый карандашами и ручками пенал.
Взглянув на всё это «богатство», мы поставили ранец на весы. Электроника тут же выдала:
Понедельник – 2200 г
Вторник – 2200 г
Среда – 2700 г
Четверг – 2700 г
Пятница – 2700 г
Суббота – 2100 г
По итогу взвешивания каждый день, весы выдали такой результат:
Самый легкий (пустой) ранец – 500 грамм; самый тяжелый (пустой) –1500 г.
Так же мне стало интересно, в какой день недели портфель самый тяжелый – среда, четверг, пятница.
Взвесив ранец всех своих одноклассников, я выяснил что портфель Софии самый тяжелый (пустой 1200 г, набитый учебными принадлежностями до 4000 г.)
Почему? Выяснилось, что София носит в портфеле лишние предметы. У нее в портфеле лежат краски, фломастеры, пластилин, которые можно оставлять в классе в шкафу, библиотечные книги. Носит каждый день все учебники, сотовый телефон, раскраски, журналы, старые тетради, подставки для книг, расчески, игрушки. Можно увидеть сменную обувь, кофту и штаны.
Заключение
В ходе исследования я убедился, что при выборе портфеля не все учащиеся класса задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель. Или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным.
Чтобы ещё и вес портфелей соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Выяснилось, что пустой ранец не должен весить больше 1го кг – мой весит 500 г. Так же, мы выяснили, что вес набитого портфеля не должен превышать 10-20 % веса ребенка.
В субботу мой ранец самый легкий – всего 2100 г, в четверг самый тяжелый – 2700г, что превышает норму.
Гипотеза подтверждена. Тяжелый ранец очень плохо влияет на наше здоровье. В раннем возрасте у нас портится осанка, происходит искривление позвоночника.
Я считаю, что цель, которую я поставил перед началом работы, достигнута и задачи выполнены. Эта работа может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год.
Известно точно, что учащиеся начальных классов должны носить ранцы.
Берегите свое здоровье!
Список использованных источников
1. М.В.Антропова «Здоровье младшего школьника», М. «Вентана- Граф» 2007
2. А. Бобырь. «Берегите спину.» Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17
3. А. Лопанин. «Тяжелая ноша.» Новости медицин - журнал. Выпуск № 4 2009г.
4. «Правда, о школьных портфелях.» Сайт «Здоровье»
5.Протасов Б.И. «Что такое осанка?» Сайт www.osanka.ru
6.Федотова В.А. «О школьном портфеле для младших школьников.» Сайт www.proshkolu.ru
7. Толковый словарь русского языка Ушакова
Слайд 1
Сколько должен весить ранец младшего школьника Выполнил ученик 4 класса, «СОШ №7» НМР РТ Клюсов Игорь ИгоревичСлайд 2
Объект исследования: ученик четвертого класса . Предмет: школьный ранец как фактор школьного риска
Слайд 3
Цель: выяснить - безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников . З адачи : - изучить весовые нормы учебников НОО; - провести взвешивание учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля; - описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка.
Слайд 4
Гипотеза: предположим, что существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем школьника. Если вес школьного портфеля будет соответствовать весу ученика, и правильно подобран технически, то портфель не будет являться фактором школьного риска.
Слайд 5
РЮКЗАК РАНЕЦ
Слайд 6
ПОРТФЕЛЬ
Слайд 8
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ По требованиям ГОСТа вес рюкзака с принадлежностями не должен превышать 10% массы тела ученика.
Слайд 9
Требования роспотребнадзора к весу ежедневного комплекта школьных учебников 1-2 классов – не более 1,5 кг. 3-4 классов – не более 2,5 кг. 5-6 классов – не более 3,5 кг.
Слайд 11
Мой ранец каждый день День недели Предметы Вес Понедельник Физ-ра , русский язык (учебник, тетрадь), ин.яз (учебник, тетрадь), литература (учебник) 2300 Вторник Родной язык (учебник, тетрадь), математика (учебник, тетрадь), русский язык (учебник, тетрадь), физ-ра , музыка 2400 Среда Родной язык (учебник, тетрадь), математика (учебник, тетрадь), ОРКСЭ (учебник), русский язык (учебник, тетрадь), ИЗО 2500 Четверг Русский язык (учебник, тетрадь), математика (учебник, тетрадь), литература (учебник), окружающий мир (учебник), труд 2700 Пятница Математика (учебник, тетрадь), ин.яз ( учебник, тетрадь), родной язык (учебник, тетрадь), физ-ра 2300 Суббота Русский (учебник, тетрадь), окружающий мир (учебник), литература (учебник) 2100
Слайд 13
Будьте здоровы!
На берегу Байкала
Нарисуем попугая цветными карандашами
Сказочные цветы за 15 минут
Без сердца что поймём?
Свадьба в Малиновке