Научно-исследовательская работа «Употребление сленга в нашей школе» включает в себя теоретическую часть (рассмотрено, что такое сленг, как разновидность разговорного языка, подробно рассмотрен школьный молодёжный сленг, способы и причины образования сленговых слов и выражений) и практическую (исследование проходило в 3 этапа: составлены вопросы для анкетирования, проведено анкетирования в средних и старших классах на предмет того, используют ли ученики нашей школы сленговые слова и выражения, какие именно и по какой причине; данные анкетирования представлены в Приложении № 2 в виде диаграмм, также проанализированы тексты современной литературы с целью выявления сленговых слов и выражений в них (в работе это представлено на примере одного текста)).
Вложение | Размер |
---|---|
Работа | 31.8 КБ |
pril.1.docx | 12.25 КБ |
diagr.1.docx | 21.19 КБ |
prilozhenie_3.docx | 13.02 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Научно-практической конференции «Шаг в будущее – 2016»
Научное направление: наука, техника, искусство: взгляд в будущее
по учебному предмету русский язык – область - языкознание
Тема: Употребление сленга в нашей школе
Выполнила: ученица 10 «А» класса
Смирнова Елена Евгеньевна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шишмарёва Анастасия Васильевна
с. Газимурский Завод, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3нн 3 |
Часть 1 | |
Параграф 1. Общая характеристика сленга и его виды. | 4 |
1.1. Понятие сленг и его виды. | 5 |
1.2. Молодёжный сленг. | 5 |
1.3.Источники пополнения речи школьников сленгом. | 6 |
1.4. Причины употребления. | 7 |
Часть 2. Практическая. Параграф 1. Описание исследования. | 7 |
Параграф 2. Способы образования школьного сленга в наши дни. | 8 |
2.1. Имя существительное | 8 |
2.2. Глагол. | 9 |
2.3 Имя прилагательное. | 9 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Главное в науке – найти ответ на вопрос почему?
Язык, удивительнейшее создание человека,
стоит того, чтобы мы о нем думали,
были «почемучками» в языкознании.
(Л.В. Сахарный)
В этом году ученикам старшей школы было предложено количество разнообразных тем для написания исследовательских работ. Нас заинтересовало направление языкознание, а в нём такое понятие как сленг, и мы хотели выяснить, какое место данная форма существования русского языка занимает в речи учащихся нашей школы.
Такое исследование, во-первых, во многом поможет самовоспитанию, а также самообразованию в аспектах данной темы, во-вторых, способствует развитию мышления и внимания.
Объект исследования – сленг в речи учащихся нашей школы .
Предметом – речь школьников.
Цель: какое место занимает сленг в речи учащихся нашей школы.
Задачи:
Методы исследования:
3) Анкетирование;
4) Метод систематизации, обобщения и моделирования.
Актуальность исследования:
Наш русский язык очень красив и разнообразен. С самого первого дня мы слышим его; с малых лет учимся произносить слова на русском языке, подрастая, идём в школу и изучаем его до малейших деталей. Я считаю верными слова известного писателя Александра Ивановича Куприна: «Язык-это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением, а насущной необходимостью». Но в современном мире состояние русской речи становится всё более плохим. Всё больше и больше в нашу речь проникают слова паразиты, сленги, жаргоны. Сначала эта лексика проникла в устно-разговорную разновидность речи, затем в язык массовой информации, а потом хлынула в публицистику, в публичные выступления политиков, журналистов, депутатов и даже писателей. Всё это вызывает интерес к состоянию русского языка. Школьная речь всегда отличалась сленговым разнообразием, и с течением времени, особенно в настоящее время, через интернет-общение и общения со сверстниками сленговые слова и выражения всё больше и больше вытесняют нормативную лексику, чего нужно избегать.
Часть 1. Теоретическая. Параграф 1. Общая характеристика сленга и его виды.
1.1. Понятие сленг и его виды.
Что же такое сленг? Мы смотрели значение этого слова в различных словарях, энциклопедиях, в интернете. Сленг - это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной нормы; это набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.) Главным образом сленг распространён среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. [1]
Многие слова и обороты, начавшие своё существование, как сленговые, в настоящее время прочно вошли в литературный язык. Например, «провалиться» (потерпеть неудачу).
В отличии от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой профессии или профессиональной группы.
Лексика молодежного сленга тесно смыкается с просторечием, характерным для непринужденной речи, не связанной строгими нормами. Она и проникает иногда в литературный язык через просторечие.
Виды сленгов: армейский, журналистский, компьютерный, игровой, сетевой. И общеизвестным видом является молодежный сленг.[3]
1.2. Молодёжный сленг.
Молодежный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. Молодежный сленг возникает из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской:
- На тусовке было отстойно!
- Клевый у тебя сегодня прикид!
Очень часто из уст своих одноклассников слышишь такие слова, как ништяк, офигеть, жесть, пена и многие другие. Эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь.
Молодежный сленг подобен его носителям. Он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а так же знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее состояние молодых людей ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Поколение молодых сменяется через пять-семь лет, а с ними меняется и сленг. Яркая особенность молодежного сленга – его быстрая обновляемость. Во времена молодости бабушек и дедушек деньги могли называться тугрики, во времена родителей – монеты, мани, а у нас в ходу бабки, баксы.
1.3. Источники пополнения речи школьников сленгом.
Мы дети, а дети, как известно, схватывают все на лету и быстро запоминают, впитывают в себя как губки и нужную, и ненужную информацию.
Большинство школьников с компьютером «на ты», значит, первым источником является развитие компьютерных технологий: интернет, игры, видео, мультфильмы.
Абсолютно все ребята слушают музыку, а современные музыкальные композиции насыщенны «яркими» словечками («Всё пучком, а у нас всё пучком…»- думаю, что всем приходилось слышать эту песню). Отсюда следует, что следующим источником является современная музыкальная культура.
Очень часто приходится слышать из уст сверстников блатные выражения: крышевать, побазарить, стрелка и др. Это слова из уголовного сленга.
Итак, сленг молодежи питает все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, телевидение, интернет-жаргон, просторечие, иностранные языки, воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня – из жаргона компьютерщиков, забить стрелку – из воровского). Впрочем, как раньше, так и сейчас источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово.
1.4. Причины употребления.
Почему же школьники употребляют слова молодежного сленга?
1) Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. ( Сравним два выражения. Ты хороший парень. Ты крутой чувак.)
2) Сленг отделяет «своих» от «чужих». Благодаря знанию такого специального языка подростки чувствуют себя членами некой замкнутой группы. Сленг помогает поддерживает хорошие отношения со сверстниками.
3) Не желание следовать правилам, придуманными взрослыми.
4) Сленг позволяет школьникам повысить свой статус в группе, в классе, утвердиться как среди сверстников, так и в своих глазах.
5) Подражание своему идеалу. Поэтому в речи ребят много фраз из телевизионных передач, фильмов и музыкальных композиций.
6) Стремление к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно!
Часть 2. Практическая. Параграф 1. Описание исследования.
Нами проводилось исследование по выявлению употребления сленговых слов и выражений в речи учащихся нашей школы. Первоначально мы наблюдали за речью учащихся. Потом провели анкетирование в отдельных классах (см. Приложение 1), результаты которого по отдельным вопросам представили в процентном соотношении в виде диаграмм (см. Приложении 2). Результаты анкетирования показали, что употребляют сленговые слова и выражения практически все школьники (см. Приложение 2, диаграмма 1). Также мы выяснили, что больше половины учеников старшей школы употребляют только иногда сленговые слова (см. Приложение 2, диаграмма 2). Результаты того, какие именно сленговые слова и выражения употребляют ученики нашей школы приведены в виде таблицы (см. Приложение 3). Ещё с помощью анкетирования мы выяснили причину использования сленговых слов и выражений в речи и пришли к выводу, что это делается из-за привычки и ради понимания в общении между сверстниками (см. Приложении 2, диаграмма 4). Такая работа помогла определить, что в каждой возрастной группе присутствуют сленговые слова и выражения (см. Приложение 2, диаграмма 5). Также мы определили отношение старшеклассников к употреблению сленговых выражений в СМИ. Анкетирование показало, что большинство опрошенных учащихся относятся к этому нейтрально (см. Приложение 2, диаграмма 6). Результаты анкетирования 5-7 классов (2ой этап исследования) позволили сделать вывод о том, что учащиеся 5-х – 6-х классов не используют сленг вообще, за исключением 2-3 человек из 19 опрошенных. 7-е классы включают в свою речь сленговые слова и выражения только по той причине, что чем-то недовольны, для того, чтобы не выглядеть «белыми воронами» среди сверстников.
Кроме того, исследуя данную тему, мы столкнулись с тем, что в современной русской литературе очень часто встречаются сленговые слова и выражения. Для примера проанализировали, прочитав, книгу «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер (3-й этап исследования) (см. Приложение № 4).
Параграф 2. Способы образования школьного сленга в наши дни.
2.1. Имя существительное.
Как же идёт образование сленгов? Ответ на этот вопрос мы нашли в работе Э. М. Береговской.
Береговская выделяет более 10 способов образования функциональных единиц.[2]
На первом месте, в большей части, англоязычные заимствования. Этот способ органично сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной форме. Например: Like (нравится) – лайкни.
Аффиксация как средство очень продуктивна, рассмотрим этот вид словообразования почастеречно.
Имя существительное:
-ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха.
Так же суффикс используется как средство универбации, т.е. сокращение сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово – существительное: мокрое дело (убийство) – мокруха, бытовое преступление – бытовуха.
Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный – чернуха, веселый – веселуха.
-Аг(а) производит модификационные существительные, т.е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;
-ар(а) образует экспрессивные модификационные существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра.
Своеобразен –он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящихся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.
Производство имен лиц осуществляют многие суффиксы.
-л(а) производит от глагольных основ грубовато – уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);
-щик, -ник, -ач активны в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач;
-ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет или явление, по действию или признаку: наглость – нагляк, депрессия – депресняк, проходняк (произведение, которое может быть опубликовано или проходной балл в вузе).
Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:
-лк(а), с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);
-ота используется для производства существительных со значением собирательности: наркота (от наркотики);
-еж образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);
В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в литературном языке. Для производства существительных, обозначающих действия или результат действия, используются такие суффиксы:
-о: наезд, откат, навар;
-к(а):накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;
-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.
2.2. Глагол.
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.
Особенно активны производные с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играет префиксация, приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);
от- отвалить, откатиться, отгрести(лит. Отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.[4]
2.3. Имя прилагательное.
Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мне удалось провести достаточно интересное исследование. Я наблюдала за речью учеников своего класса, а также других сверстников, с целью выявления особенностей речевого общения школьников. Провела анкетирование в 8 А, 9 А, 10 А, 11 А классах (вопросы которого можно посмотреть в Приложении 1). Из собранных слов, я составила таблицу характерных и употребляемых сленгов. Такой анализ речи современных старшеклассников показал, что сленговые слова и выражения чаще встречаются в речи учащихся 8 и 9 классов, 11-ки редко используют подобные слова. Описание проводимого исследования мы подробно рассмотрели во 2 части. Это отражено в Приложении 2.
Благодаря проделанной работе, мы пришли к следующему мнению: речь является прямым отражением образа жизни и степени образованности ее носителей. Исследуя речь, мы можем составить портрет современного ученика. Это человек, который достаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, имеет отрывочные научные знания, мало читает книг, часто смотрит телевизор, активный компьютерный пользователь, остроумный, изобретательный, но несколько нагловатый, имеет привычку высказывать свои соображения людям в лицо. Речь засорена сленгами, просторечиями и словами собственного сочинения.
Молодежный сленг подобен его носителям. Он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а так же знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее состояние молодых людей ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Сленг очень сильно влияет на речь современного школьника. Из-за сленга подростка перестают понимать дома родители и вообще все взрослые люди, так же из-за сленга можно оказаться в неловкой ситуации, некрасиво высказавшись в приличном обществе.
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или нет? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие- появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг заменяет ученику нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно.
Мы считаем, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном речи, как с проявлением насилия на речевом уровне. Сленговая речь школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится. Но необходимо это делать постоянно ради того, чтобы сохранить чистоту нашего красивого и могучего русского языка.
Список используемой литературы
1. Баулина М. Великий и могучий сленг [текст] // Здоровье школьника, 2008, №
2.Береговая З.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование [текст] // Вопросы языкознания.- М.: 1996, №
3.Гальпирин И.Р. О термине сленг.[текст] // Вопросы языкознания.1956. № 6
4.Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.:2000г. [текст]
5.Малеева Д.А. Роль молодежного и компьютерного сленга в системе языка [текст] // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 9. 2011.
Приложение № 1
Анкетирование
_____________________________________________
____________________________________________
Приложение № 2
Приложение 3
Таблица сленгов, которые чаще всего употребляют в своей речи ученики нашей школы.
Сленговое выражение | Значение, норма |
Ништяк | Хорошо, замечательно |
Офигенно, классно | Удивление, хорошо |
Ботаник | Умный ребёнок |
Пара | Двойка |
Туса, пати | Вечеринка |
Комп | Компьютер |
Клава | Клавиатура |
Не отуплять | Не понимать |
Мобила, фага, теха, труба | Мобильный телефон |
Пену тянуть, вату катать | Шутить, смеяться над чем-то |
Корешь | Близкий человек |
Жбан | Голова |
Жесть | Сильно, грубо |
Закешь | Покажи |
Прокурить | Преподать урок |
Чирик | Десять рублей |
Касарь - штука | Тысяча |
Косяк | Проступок |
Врезать | Ударить |
Топить | Спать |
Жбан | Голова |
По сути | Правда |
Бесить | Раздражать |
По бороде | Что-то не получить |
Не вкусить | Не понять |
Пофиг, феолетово, по барабану, параллельно | Всё равно |
Прикинь | Представь себе |
По жизни | Обычно |
Почему Уран и Нептун разного цвета
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рисуем "Осенний дождь"
Калитка в сад
Как напиться обезьяне?