Работа была представлена в 2018 г на городской научно-практической конференции "Старт в науку" и была улостоена 2 места
Вложение | Размер |
---|---|
volontery_rabota.docx | 47.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №14»
Исследовательская работа
Гуманитарное направление
Тема: «Спешите делать добро. Волонтёрское движение: вчера, сегодня, завтра.»
Автор работы: Бакуменко Злата ,
ученица 9 класса.
Руководитель:Мачнева А.С.,
учитель истории и обществознания.
Г. Прокопьевск
2018 г.
Оглавление
Ведение
Глава I. Активная социальная позиция подрастающего поколения.
Глава 2. Исследование социальной активности школьников
2.1 Анализ социальной активности школьников…………...
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности школьников …
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Так пусть же все усилья окупятся с лихвой,
Пусть сделанное благо приносит в дом покой,
И радость рядом будет от вашей доброты,
Улыбки благодарности смеются, как цветы
Подрастающее поколение – это молодёжь. Молодежь – это, пожалуй, одна из важнейших социально-демографических групп, ведь именно на эту социальную группу возлагаются большие надежды, от молодых зависит будущее страны. Как следствие, любые воздействия на молодежь, особенно в Российской Федерации, требуют пристального наблюдения, подробного анализа и кропотливой работы по прогнозированию того, что из молодежи может получиться под влиянием информационной, культурной и прочих сред.
2018 год – является годом волонтёра. На сегодняшний день актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтёрство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2014 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2025 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Вместе с тем, показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 15%, хотя в обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения.
Актуальность настоящего исследования, таким образом, определяется наличием противоречия между необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью основ волонтёрского движения в школе.
В связи с этим, проблема исследования социальной активности в волонтерской деятельности требует своего решения.
Целью исследования является рассмотрение способа формирования социальной активной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из вида социальной активности.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Дать характеристику терминам «социальная активность и активная позиция» и изучить их роли в обществе;
2) Определить разновидности социальной активности;
3) Раскрыть активную позицию молодежи через волонтерскую деятельность;
4) Рассмотреть волонтерскую деятельность как условие формирование социальной активной позиции.
Объектом исследования является социальная активность подрастающего поколения.
В процессе исследования были использованы общие теории о социальной активности, теоретические основы понимания социальной активности молодёжи, ресурсы сети Интернет, материалы по проблемам социальной активности молодёжи.
Этапы исследования:
На первом этапе определяются концепции и методы исследования, на втором – изучаются и раскрываются понятия.
Для исследования будут использованы такие общенаучные методы исследования как:
Общелогические: анализ, синтез, дедукция
Теоретические: литературный, гипотетический, обобщение, метод системного анализа.
Эмпирические: описание, сравнение. И специальные методы исследования, такие как: Опрос и анкетирование.
Теоретическая значимость исследования такова: Выявлена и систематизирована информация о социальной активности подрастающего поколения.
Практическая значимость: Результаты исследования могут стать частью практических пособий и могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социологии культуры, социологии молодежи и молодежных объединений.
Работа структурирована и содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.
Социальная активность – сложное состояние и одновременно свойство человека (социальной группы) к интенсивному, осознанному взаимодействию с социальной средой, детерминированная преимущественно им самим и осуществляющаяся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Формой проявления социальной активности, связующим звеном между человеком и средой является социальная деятельность, т.е. осознанный, целенаправленный тип человеческой активности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития, реализующийся в действиях и поступках.
Социальная активность подрастающего поколения – особая активность, в которую вовлечена молодёжь, по собственной воле и без принуждения, дающая блага нуждающимся в помощи, т.е. молодёжь совершает полезные поступки с точки зрения общества.
Глава I. Активная социальная позиция подрастающего поколения.
1.1. История формирования волонтерской деятельности.
Волонтерское движение зародилось в США, где добровольцы обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. В России речь добровольчество проявлялось в традициях взаимопомощи, поддержки наиболее неимущих слоёв населения, безвозмездном оказании каких-либо услуг. Опираясь на федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», можно сказать, что доброволец – это человек, занимающийся на безвозмездной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально-значимых проблем.
Добровольческое движение – это множество общественных организаций, осуществляющих не только благотворительную деятельность, но и более широкую общественно полезную деятельность на безвозмездной основе. Волонтёрство позволяет достичь нескольких важных результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплочённого общества, а с другой стороны – дополняет услуги, которые предоставляет государство. Волонтёрство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.
В деле социальных инициатив принимают участие различные категории населении: дети, молодежь, семьи, пожилые люди. Мы рассмотрим активную деятельность в данной области с участием молодежи. Молодёжь – это традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая, как правило, инициирует волонтёрское движение. Во всём мире молодёжное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне.
В России же, кроме собственно практической добровольческой деятельности общественные организации активно развивают механизмы поддержки молодёжной добровольческой деятельности. Разрабатываются и создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организации, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентации достижений молодёжных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.
Для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтёрской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно-насыщенные формы работы. Среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтёрскую деятельность, выделяют: желание помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; сострадание нуждающимся; желание узнать о проблемах других людей; приобретение нового опыта; получение признания в обществе.
В последние годы происходит расширение самого понятия «добровольческая деятельность». Это уже не просто оказание помощи одними гражданами другим, а изменение ценностной ориентации, в частности переход к принципу «активной жизненной позиции в обществе». Если раньше волонтёрская работа рассматривалась как проявление социальной активности и ответственности незначительной группы сознательных граждан, то сейчас многие расценивают её как неотъемлемую часть своей жизни. Такое понимание помогает вовлекать в работу не только молодёжь, но и людей среднего, старшего возрастов. Если сначала она превалировала в системе социального обеспечения, то теперь охватывает почти все сферы жизнедеятельности человека. Пиком развития волонтерского движения в России стала Олимпиада 2014 года в Сочи.
Добровольческое движение обладает потенциалом, способным помочь созданию партнерских отношений в обществе. Базовый принцип добровольческого движения – это некоммерческий характер. Каждый доброволец занимается работой без давления и принуждения, ради обеспечения блага своего сообщества или общества в целом. Исключается приобретение с её помощью власти или завоевание личного авторитета. При этом за добровольческой работой закрепляется главная роль среди различных видов социальной активности.
Ею занимаются различные благотворительные, неправительственные, некоммерческие организации, а также профсоюзы, политические партии, религиозные объединения и, конечно, отдельные граждане, которые и делают её социально значимой в обществе. Для повышения эффективности волонтёрской деятельности молодежи необходимо создание системы добровольческих центров – региональных и муниципальных, которые являются посредниками, которые связывают людей друг с другом и предоставляют им возможность заняться добровольческой деятельностью: одни занимаются любым видом волонтёрской работы, другие специализируются в определённой сфере, например, здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, экологии.
1.2. Активная позиция молодежи в волонтерской деятельности
Характеристика социальной активности и активной позиции молодежи.
Молодёжь — это такая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе, характеризуемым как: переход от детства и юности к социальной ответственности. Молодёжь характеризуется как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Молодёжь, представляя особую возрастную и социальную группу, всегда воспринимала по-своему культурные ценности, в разные времена это порождало эпатирующие формы субкультуры и особый молодёжный сленг. Все мы знаем их представителей: битники, стиляги, хиппи, ставшие в СССР и постсоветском пространстве неформалами.
Сегодня молодёжь РФ — это 49,7 миллионов молодых граждан, это около 34 % от общей численности населения страны.
Результаты социологических исследований показывают, что важным фактором, влияющим на уровень социальной активности молодежи, является степень их информированности о различных явлениях общественной жизни, вариантах общественно-полезной деятельности, структурах гражданского общества. Поэтому немаловажным представляется имеющиеся источники и каналы коммуникации между молодыми гражданами и структурами гражданского общества, их распространенности, популярности среди молодежи.
Добровольчество и другие формы социальной активности рождается из молодежной инициативы, стремления к самостоятельному участию в жизни государства и общества, к реализации и удовлетворению её различных социальных потребностей и интересов. В связи с тем, что молодежь как демографическая группа не стабильна: материальные трудности, трудности в самореализации, трудности в общении и т. д., молодежи нужно найти свою нишу в обществе и волонтерская деятельность подходит для этого идеально. Волонтеры (добровольцы) определены законом как «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».
Социальная активность (от лат. activus - деятельный) — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении.
Личность молодого активиста является важным аспектом исследования социальной активности молодежи. Инициативность выступает здесь интегральным качеством личности. В данном контексте говорят о молодых лидерах. Предположительно, особый лидерский склад личности лежит в основе любой социальной активности. Обучение и воспитание лидерских качеств, а также отбор и поддержка наиболее эффективных лидеров осуществляется через развитие социальной активности молодежи. Социально активного гражданина России, способного к инновационной деятельности позволяет формировать социальное образование.
Активная социальная позиция становится образом жизни для таких лидеров, которые ведут за собой и стимулируют других участвовать в социальной жизни. Выполняя поручения старшего поколения, такие лидеры не только делают то, что им сказали, но и идут дальше, подходя к своему заданию ответственно. Поощрение и особое внимание к таким подросткам - очень важно, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Активная социальная позиция рождается у подрастающего поколения не сама по себе, а с позиции окружающих взрослых, их одобрения и участия в социальной жизни.
Конечно же, подрастающее поколение не копирует полностью поведение старших, но всё же, пример поведения старшего поколения очень важен, так как он закладывает основы коллективной памяти и, соответственно, стереотипов поведения, в том числе и участия в социальной жизни общества.
В настоящий момент развитие общества в России характерно наличием широкого круга формальных возможностей для реализации человеком потенциала его гражданской активности, так же как и общественного участия. Трансформации двух последних десятилетий, в социально-политической сфере, закрепили существование самых разных институтов гражданского общества:
разноплановых общественных объединений и организаций, партий в рамках практически любых (за исключением экстремистского толка) идеологических платформ, церкви, органов местного самоуправления и т.п. То есть, молодёжь получилиа возможность для самореализации в разных сферах и областях жизни, для активной горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.
Специфика особенности молодежи заключается также в её социально-психологических свойствах, воспитании, культурных особенностях и так далее. Характерной чертой является то, что молодежь находится на стадии формирования жизненных интересов, поиска, ориентаций, овладения социальными ролями. Поэтому молодежь – это самая активная группа населения.Этот факт подтверждают и прошедшие выборы Президента. Если все предыдущие голосование показывали массовые участия старшего поколения в выборах, то сегодня свою политическую активность проявила молодёжь. Бесспорно, молодёжь играет очень важную общественную роль. Сегодняшняя молодежь призвана в дальнейшем решать основные проблемы российского общества во всех сферах его жизнедеятельности, являясь основным источником слоев общества.
На молодежь возлагается ответственность в сохранении и развитии страны и общества, в преемственности культуры и истории, в оберегании жизни старших и воспроизводство и воспитание последующих поколений. Ей определена особая роль в обществе, которую не заместить и не реализовать какой-либо другой социально-демографической группе. Важность ее социальной активности следует из особой значимости роли молодежи, потому как только осуществляя самостоятельную сознательную деятельность, обусловленную собственными потребностями, молодёжь может достичь высокого культурного и профессионального уровня, решить стоящие перед обществом задачи и обеспечить дальнейшее сохранение и эффективное развитие общества. Так же, стоит упомянуть, что социальная активность молодежи может быть не только позитивными переменами в обществе, но и стать фактором социальной нестабильности.
Высокий уровень социально-политической активности может быть охарактеризован следующим образом: подросток регулярно занимается общественно полезной деятельностью, состоит в общественных объединениях, систематически участвует в работе собраний. Положительно относится к социально- политической деятельности, осознает ее важность, разделяет цели объединений, в которых участвует. Часто проявляет инициативу. Социально-политической деятельности уделяет значительную часть времени.К такой социально-активной молодёжи я могу отнести себя. С раннего детства я принимала участие в благотворительных концертах для ветеранов Великой Отечественной Войны, для пожилых прокопчан, детей из больниц и детских домов. С 2017 года являюсь активисткой Всероссийского общественного движения «Молодая гвардия Единой России». Пела для приглашенных на благотворительный концерт, посвещеенный 75-летию кемеровской области, учавствовала в проекте «России важен каждый ребенок», в ходе которого воспитанникам детского дома №7 были вручены новогодние подарки совета народных депутатов Кемеровской области. Этой весной я была участницей молодежного студенческого форума «Строим будущее вместе».
Глава 2. Исследование социальной активности школьников
2.1. Анализ социальной активности школьников
С целью изучения параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности молодежи было проведено исследование на тему «Волонтерство- социальный лифт?». В опросе приняли участие учащиеся нашей школы с 8 по 11 класс. Им были предложено ответить на следующие вопросы (да или нет):
По итогам опроса можно сделать вывод, что более половины опрошенных позитивно воспринимают перспективы волонтерской деятельности и готовы принять активное участие в благотворительных проектах. Нельзя не отметить, что никто из опрошенных не воспринимает волонтерство как способ заработка.
2.2. Рекомендации по развитию социальной активности школьников.
Несмотря на наличие высокого уровня информированности молодежи о самой терминологии добровольчества, достаточно высока степень неосведомленности молодых людей о добровольчестве как явлении, то есть молодые люди, возможно, и хотели бы вступить в добровольческие организации, но в связи со слабой информированностью они этого не делают, поэтому явление волонтерства следует широко освещать в средствах массовой информации. Именно путем продуктивного информирования можно вывести волонтерство в нашей стране на новый уровень развития. На сегодняшний день в России волонтерство в молодежной среде распространено в меньшей степени, нежели в развитых странах. И поэтому организациям, которые нуждаются в волонтерах, нужно уделить особое внимание проблеме мотивации молодежи. В связи с особыми социально-демографическими характеристиками молодежи приоритетные мотивы вступления в волонтерские организации будут немного отличаться по сравнению с другими возрастными группами.
Добровольчество — это близкая, понятная и притягательная для молодых людей форма проявления инициативы и деятельности в обществе. Потому, как добровольчество — это всегда поступки, конкретные и нужные дела, которые, как правило, выпадают из круга обыденной жизни, выходят за рамки условностей и стереотипов. Добровольчество — это творчество нуждающихся во благо природы, самой Жизни: детей, инвалидов, стариков. Это, прежде всего, красивые дела и поступки, а не красивые слова и фразы.
Формирование социальной активности у молодежи – это важная задача любого общества. Перед старшим поколением стоит задача не только в передачи знаний о мире, но и в направлении мыслей молодёжи в сторону социальной активности. Добровольные поступки старшего поколения служат хорошим примером для подражания.
Собственно добровольческая деятельность - это всегда сочетание, совокупность самых разных деятельностей по содержанию, характеру, функциям, объему и масштабам, продолжительности и способам реализации. Важно, что их всех отличает неформальный, ненормированный характер, живое деятельное участие, в котором нет места давлению со стороны формализуемой технологии, жесткой организационной структуры и норм профессиональной иерархии. Добровольческая деятельность выступает как полидеятельность и одновременно метадеятельность, т. е. она выстраивает некое пространство возможностей для посильных усилий и индивидуальных вложений всех желающих в дело помощи и заботы об окружающем мире и нуждающихся людях.
С ранних лет важно формировать положительное отношение у подрастающего поколения к добровольной деятельности и активно подталкивать детей к участию в разных общественных действиях.
Особое значение хотелось бы уделить государственной политике по поддержки и развитию волонтерского движения. Российская стратегия молодежной политики сводится к тому, что за 10 лет нужно осуществить несколько «проектов» федерально-регионального уровня, в том числе и проект «Доброволец России», основными целями проекта «Доброволец России» являются:
мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; формирование механизмов вовлечения молодых людейв многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Так же Минспорттуризмом России разработан механизм регистрации и учета молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в добровольческой (волонтерской) деятельности.
Регистрация в качестве волонтера осуществляется молодым гражданином самостоятельно в сети Интернет. По итогам регистрации каждому волонтеру присваивается личный идентификационный номер, на основании которого выдается «Личная книжка волонтера». Личная книжка волонтера служит для учета волонтерской деятельности, содержит сведения о трудовом стаже, выдается она органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Такого рода программы также могут выступить в качестве дополнительной мотивации молодежи, но на сегодняшний день российское законодательство в сфере молодежной политики и в частности в сфере волонтерских движений не достаточно развито, требуется совершенствовать законодательную базу, развивать волонтерские движения, стимулировать и поощрять добровольческий труд.
Ключевым контекстом общественной самоорганизации современных городских подростков является их активность и объединения в интернете. Сетевая активность опрошенных очень высока: полугодовая аудитория составляет 91% подростков, суточная – 68% опрошенных. Это означает, что больше половины подростков (68%) пользуется интернетом минимум один раз в день. Уровень проникновения в среду городских подростков существенно выше общероссийских показателей городской взрослой аудитории – суточная аудитория составляет всего 22%.
Данные исследования указывают на отсутствие серьезной опасности отдаления подростков в виртуальном пространстве от реальных взаимодействий с людьми. Так, более половины тинэйджеров имело опыт знакомства и общения со своими виртуальными друзьями в реальной жизни. Так ответило 53% опрошенных подростков.
Другими словами, интернет скорее запускает, стимулирует реальное общение подростков, предположительно, среди жителей одного города. Как и объединения в традиционном пространстве, общение пользователей интернета в первую очередь основано на общих интересах, увлечениях и хобби.
Среди социальных форм включенности в интернет монопольно лидирует увлечение социальными сетями (69% опрошенных). Действительно, можно назвать это поколение «поколением социальных сетей». Ресурс практически оптимально удовлетворяет потребность в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что ни в коем случае не следует воспринимать волонтерство как одностороннюю помощь, посредствам помощи другим людям, человек помогает в первую очередь себе «Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя самого» (Гете).
Молодежь по своей натуре стремится к справедливости и добру, стремление изменить мир сделать его лучше свойственно молодежи всего мира, и в первую очередь необходимо поддерживать их в этих начинаниях, благодаря этому взамен общество получит из подрастающего поколения настоящего гражданина достойного своей великой страны.
Студенческое движение оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны, высшая школа является важным институтом политической социализации. Процесс изменения социальной структуры студенчества, имеющий место в настоящее время, серьезно отражается и на политическом поведении молодого поколения. Наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы.
Для молодежи важна уверенность в эффективности общественной работы, она отличается большим рационализмом и избирательностью, т.е. для молодого поколения требуется обоснование социальной активности, в то время как для старших возрастных групп рационализация общественного участия не столь принципиальна, а социальная активность в большей степени обосновывается морально-нравственными или идеологическими ценностями.
Что касается «антистимулов» общественного участия молодежи, то они не отличаются от тех, которые выдвигаются и представителями старшего поколения: равнодушие, индивидуализм, неверие в возможность оказать влияние на решение социальных проблем.
Склонность молодежи к индивидуальным и нерегулярным формам общественного участия во многом затрудняет рост ее организованной гражданской активности. Вместе с тем во многом такие предпочтения общественного участия связаны с низким уровнем информированности молодежи об институализированных вариантах социальной активности, в том числе о некоммерческих организациях.
Привлечение молодежи к общественной деятельности не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных (гражданских) инициатив.
основным источником информации об общественных инициативах некоммерческих организаций на сегодняшний день являются неформальные связи с другими людьми («сарафанное радио»), в то время как средства массовой информации используются для этих целей недостаточно активно.
Слабо используется и потенциал Интернета, особенно для целевого обращения к молодежной аудитории, которая, по данным всех исследований, значительно чаще, чем представители старшего поколения, обращается к этому источнику получения информации. С помощью Интернета молодежь может регулярно получать информацию об общественных и социальных событиях, об акциях, мероприятиях и других общественных действиях.
Список использованной литературы
Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. Молодежь России: Социологический портрет. М., 2010, 591 с. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Дополнительное образование детей. - М., 2002. 308с.Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1989. 375с.С.А. Потапова, Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. СПб, Изд.«Инфо-да», 2005г.А.Н. Серегин, Методика исследования социальной активности студенческой молодежи [Электронный ресурс]. –http://www.isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf.Дворко, С. Б. (2005) Философия добровольчества [Электронный ресурс] // IVLIM.RU. URL: http://www.ivlim.ru/fox/showarticle.asp?id=2325.М.А. Зыскина, М.В.Мясоедов Профессиональная адаптация студентов 1 курса в процессе волонтерской практики. Е., 2006г -103с.Ю.Г. Волков, Социология молодежи: Учеб. Пособие / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.Савченко, B.A. Шаповалов /Под ред. Проф. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. –76с. Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. К.пед.н. Г.Г.Николаев; научн. Ред. К.пед.н. М.Е.Кульпединова. - M.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. – 9с. Б.А. Ручкин, Молодежь и становление новой России / Б.А.Ручкин // СОЦИС. - 2006. - № 2. - 56 с. В.Г. Мордкович, Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В.Г. Мордкович // Факторы социальной активности городского населения. - М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. – 37с. И.М. Ильинский, Молодежь как будущее России в категориях войны: докл. На науч.-практ. Конф. «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен» / И.М.Ильинский - М.: Изд-во МосГУ, 2005. – 46с. С.Н. Иконникова, Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / С.Н.Иконникова - М.: Академия, 2006. – 87с. В.А. Ситаров, Л.Е. Сикорская. Добровольческая деятельность, как школа нравственного становления молодёжи. Журнал «Проблемы педагогики и психологии» №1 – 2010г. – 161с. И. Кант, Соч. : в 6 т. М. : Мысль (Философ.наследие). Т. 4. Ч. I. 1965г. - 544 с. О.В. Решетников, «Организация добровольческой деятельности» : учебно-метод. пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI века. 2005г - 112 с. С.Л. Рубенштейн. Основы общей психологии. Спб. 2000г. – 325с.
[1] Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.
[2] Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.
[3] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: Социологический портрет. М., 2010, 591 с.
[4] Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов.энциклопедия. 1989. 375с.
[5] Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. 308с.
[6] Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002г.- 308 с.
[7] ПотаповаС.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. СПб, Изд.«Инфо-да», 2005г.
[8] Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. http://www.perspektivy.info/rus/demo/molodezh_novoiy_rossii_obraz_zhizni_i_cennostnye_prioritety__2009-3-30-24-13.htm [9] Студенческая солидарность. http://student.revkom.com/lenta/socpolit/fommol.htm [10] Дворко, С. Б. Философия добровольчества(2005г).
[11] О. В. Решетников, «Организация добровольческой деятельности» : учебно-метод. пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI века. 2005г - 112 с.
[12] Кант, И. (1965) Соч. : в 6 т. М. : Мысль (Философ.наследие). Т. 4. Ч. I. - 544 с.
[13] В.А. Ситаров, Л.Е. Сикорская. Добровольческая деятельность, как школа нравственного становления молодёжи. Журнал «Проблемы педагогики и психологии» №1 – 2010г.
[14] Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета. 2009г.
Список литературы 2
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/ molod/Yprav/1760.htm (дата обращения 12. 12. 2011).
2. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих.наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. - 192 c..
3. Бодренкова, Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet
4. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. – М.: Политиздат, 2010. – 74 с.
5. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
6. Дьячек, Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с .
7. Ершова, Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
8. Кудринская, Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г. с. 114
9. Кузьменко, И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. - №8. – С. 88-91.
10. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
11. Организация волонтерской работы в вузе: научно-популярное издание / Г.В. Гатальскаяи др.. – Гомель: БТЭУ, 2007. – 260 с.
12. Соколова, Н.А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополни- тельном образовании: монография. Челябинск, 2006.
13. Социальная активность молодёжи как условие развития со- временного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч. : Ч. 2. – 307 с.
14. Ожегов, С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
15. Философский словарь (под ред. Фролова). - 7-е издание, переработанное и дополненное.–2001
16. Харланова, Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект: учеб.пособие. Челябинск, 2009.
17. Хулин, А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
18. Циткилов, П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
19. Щелина, Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. – 2006. №7. С. 6-9.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Сверчок
Городецкая роспись
Сочинение
Снежная книга