Задачи исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
zabytyh_bogom_mest_ne_sushchestvuet.doc | 328 КБ |
Адашев Олег,
Федорова Валерия
Забытых Богом мест не существует
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы, Духовного краеведения Подмосковья
Калиненкова Татьяна Игоревна,
Россия, г. Наро-Фоминск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татищевская средняя общеобразовательная школа,
5, 6 классы
2021 год
Оглавление
Введение
Тема данной работы – «Забытых Богом мест не существует» - посвящена изучению наших духовных и исторических корней. Мы уверены, что это важно для каждого культурного человека.
Православные храмы удивляют своей красотой. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Актуальность исследования храмов обусловлена интересом к духовному наследию русского народа, возможностью глубже понять такое направление в архитектуре как православное зодчество, а также интересом к золотому сечению с точки зрения дальнейшей перспективы.
Русский художник, основатель международного движения в защиту культуры Н.К. Рерих писал: «Не знающий прошлого, не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатленную в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох».
Бывая в деревне Спасс-Косицы, мы не перестаем любоваться красотой и мощью храма Преображения Господня. Храм и колокольня являются памятником федерального значения. Но его вид наводит на раздумья: когда же наша церковь вернет все свое великолепие? Когда над полями и лесами раздастся колокольный звон, призывающий людей на службу в храм?
Цель данной работы – систематизировать, проанализировать и дополнить все материалы о ценнейшем памятнике архитектуры в нашем родном крае. Привлечь внимание к его восстановлению. Ведь мы должны помнить и чтить то, что создали наши предки.
Задачи исследования:
Написание учебно-исследовательской работы – процесс сложный. После отбора, поиска и изучения различных источников необходимо было их проанализировать, обработать, сравнить, описать с целью установления хронологической последовательности событий и фактов.
Для изучения темы нами было изучено много различных материалов, использовались несколько видов источников информации. Очень помогли материалы местного краеведческого кружка и школьного музея. Книги: Бурыкин В.М. «Быль и легенды земли Верейской», Комаровский Ю.Ф. «Верея. Люди, история, культура, экономика», Поспелов С.А. «Верея и её окрестности» и другие. Информацию об архитектурных особенностях храма мы нашли на интернет-порталах: www.temples.ru , www.sobory.ru , www.nataturka.ru. Беседы со старожилами также помогли восстановить некоторые факты новейшей истории храма.
История деревни Спасс-Косицы
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.
Храмы России… Хорошо ли знаем мы их? Какова была их судьба? Свидетелями каких событий они были? Благолепие или разорение, известность или забвение испытали они? Сколько человеческих душ нашли утешение под сводами великолепных соборов и пред ветхими деревенскими часовенками? Бог ведает... Люди забывают.
Лицо старой России определялось в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем ее просторам на возвышенных местах и которые определяли силуэт каждого города или села. Немалую долю в пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб.
На самом краю Наро-Фоминского района Московской области находится село Спасс-Косицы.
В начале XVII в. Спас-Косицы - присёлок Вышгорода с деревянной церковью. В 1676 г. "во дворцовой Вышегородской волости деревня что был приселок Спасской на речке Исме и на речке Ракитенке, а в ней место церковное за кладбищем". В 1693 г. на этом месте, в вотчине стольников Степана и Матвея Чемесовых, построена деревянная церковь Преображения Господня. В 1695 г. она освящена. В ней служил священник Иов Петров.
Интересно исследование этимологии топонима Спасс-Косицы. Первая половина названия «Спасс» произошла от просторечной формы «Спаситель». Вторая половина названия «Косицы» не имеет отношение к заплетенным волосам. По преданию, село названо в память немой девочки, косившей или жавшей здесь. Она нашла маленький образок с изображением Божией Матери. Поцеловав образок, девочка исцелилась от немоты. Образок был вделан в центр большой иконы и находился в местном храме вплоть до 60-х годов 20-го века, когда храм был разбит и разграблен.
Местечко Спасс-Косицы – это километры нетронутой природы, исконно русские пейзажи, достойные холста художника, это огромное пространство, заполненное тишиной и спокойствием, наполненное красотой.
Торжественно высится на берегу протекающей здесь небольшой речушки сказочно-величественная, многие года реставрируемая, церковь Спасса-Преображения. Бело-розовые стены, прозрачные купола на фоне голубого неба настолько потрясают, что невольно останавливаешься и любуешься меняющейся во времени картиной. Этот уникальный храмовый ансамбль, включающий церковь Преображения Господня и отдельно стоящую колокольню с церковью Дмитрия Ростовского, построен по заказу графа Александра Ивановича Шувалова.
В сборнике под названием "Материалы по истории русского искусства", изданном в 1928 году есть заметка А.И.Ильина о Преображенской церкви в селе Спасс-Косицы: « Спас-Косицы впервые упоминаются под 1676 годом. С конца XVII в. или с начала XVIII в. поместье находится во владении неких Меллеров, организовавших в соседней Калужской губ. Истицкие и Угодские железоделательные заводы. В середине века по указу Елизаветы село отбирается (без компенсации) и передается "за великие службы" А.И.Шувалову, возведшему в 1761 г. настоящий храм. В нем находится как погребение самого Шувалова с семьей, так и ряд весьма ценных икон (резная иконка XIII-XIV в.в., дарственная икона имп. Рудольфа Ивану Грозному и т.д.).
Храм и колокольня сохранились вполне удовлетворительно: лишь в последнее время заложены отверстия боковых световых куполов. Своими вытянутыми формами и обработкой они абсолютно не гармонируют с остальным храмом. Что касается самого храма, то он, принадлежа к барокко, несколько предвосхищает "пилястрный стиль". Планировка храма употребление пятиглавия связывается с Растрелли и его школой (см. напр., Преображенский собор Трезини-сына и т.д.) и в основном исходит из петербургских источников. Колокольня, имея нижнюю часть, обработанную аналогично с храмом, дает в своих верхних ярусах типичную обработку елизаветинского барокко. Ее легко связать с колокольней Ухтомского в Твери, которая имеет то же соотношение ярусов, но более изысканна и пропорциональна. Аналогичные колокольни можно встретить и в Москве (колокольня церкви на Пятницкой и др.). В данном памятнике мы находим, таким образом, влияния двух самостоятельных центров (Москва и Петербург)».
Граф А.И.Шувалов (1710–1771), фельдмаршал и кавалер ордена Андрея Первозванного, был старшим братом крупнейшего деятеля середины XVIII века, Петра Ивановича Шувалова. Он был не менее успешным царедворцем и политиком и получил свой графский титул одновременно с братом, в 1746 году. В царствование императрицы Елизаветы граф Александр Иванович Шувалов стал руководителем Тайной канцелярии – органа политического сыска. Будучи очень богатым человеком, он активно занимался предпринимательством и был владельцем крупных железоделательных и оружейных заводов. В 1751 году по именному указу императрицы Елизаветы Спасс-Косицы вместе с другими селами и деревнями Верейского уезда пожаловали графу А.И.Шувалову и, таким образом, село из дворцового села стало владельческим, помещичьим. На свои средства в начале царствования Петра III в 1760-1767 г.г. в пожалованных селениях Верейского уезда селах Вышгород, Косицы, Понизовье он возвел прекрасные каменные храмы, сохранившиеся до нашего времени.
История храма Преображения Господня
Строительство монументального храма в подмосковной усадьбе обычно датируется 1761 годом, когда Шувалов ушел в отставку. Но эта дата отмечает, скорее, начало постройки храма и усадьбы, что подтверждает и архитектура сохранившихся зданий. Строительство храма было закончено в 1767году.
Нет сомнения в том, что и храм и колокольня сооружены в 1760-е — 1770-е годы, когда в Москве развивалось «екатерининское барокко» — стиль, в котором преобладали сложные позднебарочные формы, но присутствовали и черты рококо и отдельные мотивы раннего классицизма. Одним из самых ярких памятников этого стиля оказывается и церковь в Спасc-Косицах, дающая, к тому же, единственный пример использования пятиглавой, «соборной» композиции в позднебарочном зодчестве Москвы и подмосковных усадеб [6].
Посвящена церковь одному из больших христианских праздников «Преображение Господа». Преображение или сошествие святого духа, как один из крупнейших праздников православной церкви, пришло на русскую землю вместе с христианством из Византии.
К сожалению, мы не можем определить авторство храма и колокольни в Спасс-Косицах. Здесь есть декоративные мотивы, схожие с мотивами на фасадах построек Карла Ивановича Бланка (1728-1793) – мастер зрелого барокко и раннего классицизма – один из лучших зодчих того времени по проектированию усадебных ансамблей в имениях по заказу хозяина поместья Александра Ивановича Шувалова..
Здание кирпичное. Сплетение стилей классицизма (разделение фасада пилястрами, строгость, симметрия) с барокко (декоративные детали) позволяет лучше понять начало появления классицизма в Подмосковье, что определяет большую значимость памятника для истории русской архитектуры. Памятников раннего классицизма, переходящего от барокко к классическому стилю, очень мало.
В Спасс-Косицах центрический четырехстолпный пятиглавый храм Преображения Господня имеет в плане правильный квадрат с восточным выступом. Своей планировкой и деталями убранств близок к кругу построек К. Бланка.
Некоторые специалисты полагают, что вызывающие некоторое чувство диспропорции сильно вытянутые вверх угловые барабаны, также украшенные пилястрами и имеющие большие арочные оконные проемы, говорят о том, что в ходе строительных работ в проект Бланка кем-то вносились изменения. И, тем не менее, Преображенский храм является, возможно, единственным дошедшим до нас примером применения «соборной» композиции в московском зодчестве позднего барокко [5]. Подобных памятников сейчас осталось очень мало, тем больше его значимость для истории русского архитектурного наследия.
Убранство церкви проработано тонким дробным рисунком. Декоративное убранство имеет плоскостный характер. Вместе с тем, членение фасадов пилястрами, придающими облику памятника не свойственную барокко строгость.
Внутреннее просторное помещение храма освещается арочными и овальными окнами. Несущие столбы украшены спаренными пилястрами с лепными капителями растительного рисунка. Когда-то интерьер храма Преображения Господня украшали многочисленные фрески, ныне, к сожалению, утраченные.
В храме пять престолов: главный – во имя Преображения Господня. Есть приделы – в честь святителя Алексия, митрополита Московского, великомученицы Екатерины, а также святителя Димитрия Ростовского и Иоанна Предтечи. Два последних устроены на первом ярусе отдельно стоящей колокольни, выстроенной также на средства А.И. Шувалова.
Несколько другой характер имеет колокольня, декор нижнего яруса которой еще вполне близок к декору храма, в то время как верхние ярусы, украшенные отделенными от стен колоннами и скруглениями углов, несут отпечаток барочной беспокойности и затейливости. Трёхъярусная колокольня в основании имеет четырёхгранник со скошенными углами, прорезанный овальными световыми проёмами, и украшенный пилястрами и нишами. Верхние ярусы, убывающие по высоте, значительно легче и грациознее [5]. Каждый ярус как ступенька увлекает взгляд зрителя вверх, очаровывая всё новыми архитектурными формами, деталями отделки.
Проект колокольни повторяет проект колокольни тверского Преображенского собора.
Созданный в стиле барокко ансамбль обладает рядом черт, позволяющих лучше понять подготовку появления классицизма в Подмосковье, что определяет большую значимость памятника для истории русской архитектуры. Храм и колокольня являются памятником архитектуры федерального значения.
По преданию, церковь построена вместо деревянной, которая находилась немного ближе к реке Исьме. В церкви были иконы, украшенные алмазами, рубинами, в окладах из червонного золота, переданные в церковь графиней Екатериной Александровной Головкиной – единственной дочерью графа А.И. Шувалова. Храм, имел приделы: главный в честь Преображения Господня; другие — во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, великомученицы Екатерины и святителя Димитрия Ростовского. В верхней части первого яруса колокольни располагался зимний, отапливаемый придел в честь Илии Пророка, а собственно храм, видимо, был летним.
Таких памятников по всей России очень мало – их можно пересчитать по пальцам. Монументальный комплекс стоит в центре села, как будто перенесённый какой-то неведомой силой из пригородов северной столицы в отдалённую волость Московской губернии.
Церковь прожила большую жизнь. Она видела многое: и счастье, и горе. Люди в ее стенах крестили детей, венчались, провожали своих родных и близких в последний путь.
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от Церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относится как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.
В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали.
Храм Преображения Господня – исторический памятник воинской славы
К началу Великой Отечественной войны храм в честь Преображения Господня в селе Спасс-Косицы остался единственным действующим храмом в Верейском районе.
У храма есть и военная история. По словам старожил, в 1942 году фашисты почти дотла сожгли село Спасс-Косицы, а всех жителей (около 700 человек) согнали в церковь и заперли там. Дети, женщины, старики томились без пищи, воды, без теплой одежды. Жители просили есть, пить, в ответ получили автоматную очередь. Ни лечь, ни сесть было негде. Упрашивали фашистов сжалиться. Кто-то принес несколько охапок сена. На него пытались посадить стариков и детей. Многие умирали от холода.
Получив данные, что немцы начали поджигать деревни Коровино, Алферово, командир дивизии Ф.М.Орлов приказал 1293-му полку перейти в наступление на Татищево и Устье. Внезапная атака сбила противника с рубежа реки Исьма, были освобождены Татищево, Спас-Косицы, Устье, Старые Глинки. Выбивая противника из Устья, воины полка с возмущением узнали о готовящейся расправе гитлеровцев с ни в чем неповинными жителями села Спас-Косицы, которых они держали в церкви и церковных постройках села. Об этом сообщил сержант Филиппов.
Будучи в разведке вместе с шестью красноармейцами, он наткнулся на фашистскую засаду в Спасс-Косице. Все семь разведчиков попали под пулеметный огонь немцев, когда пытались выяснить причину плача женщин и детей у церкви. Красноармейцев убили, а сержант, тяжело раненный, увидев подбегающих гитлеровцев, решил лежать, не шевелясь. Немцы сняли с разведчиков шинели и валенки. Немецкий офицер ударил сержанта сапогом и тот от боли пошевелился. Тогда офицер выстрелил из револьвера. Когда немцы ушли, сержант, превозмогая боль, пополз. Три километра сержант Филиппов истекая кровью, добирался в расположение своего полка, чтобы предупредить командование о грозящейся расправе над жителями села.
Для спасения мирного населения по приказу комдива Ф.М.Орлова была направлена рота автоматчиков на лыжах. Одетые в маскировочные халаты они подошли с тыла к Спас-Косице. Неожиданно автоматчики услышали стрельбу и взрывы гранат. Выяснив, что бой ведет отделение сержанта Бичука, они поддержали его огнем. Сержант Бичук, отправленный в разведку, узнал от жителей деревни Секирино, что фашисты почти дотла сожгли село Спас-Косицы, а население села и окрестных деревень, состоявшее в основном из стариков, женщин с детьми (всего около семисот человек), согнали в церковь и заперли.
Обреченные жители пятый день томились без пищи и воды в неотапливаемых зданиях. Стояли 20-тиградусныеморозы.
Гитлеровцы сняли с них теплую одежду, обувь. Дети умирали от голода и холода. Здесь же, около церкви, находилась фашистская засада с пулеметами и автоматами численностью свыше 30 человек.
По сигналу сержанта бесстрашные автоматчики стремительным броском достигли церкви, стреляя на ходу из автоматов и бросая гранаты. Вместе с подоспевшей ротой они уничтожили 34 немецких солдата во главе с офицером.
Находившиеся в других местах села фашисты, услышав шум боя, бежали из Спасс-Косицы. Разминировав церковь, автоматчики взломали двери и оттуда стали медленно выходить изможденные люди со слезами радости и благодарности в глубоко запавших глазах [4].
В память о том подвиге – мемориальная доска на стене церкви: «Здесь 17 января 1942 года автоматчиками сержанта Бичука 6-ой дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы были спасены от гибели 700 советских жителей». Младший сержант Бичук был представлен к ордену Красной Звезды.
Из рассказа местной жительницы: «Моей бабушке было 15 лет, когда она сидела с мамой и сестрами запертой в этой церкви. Людей согнали из Спасс-Косиц и Секирино, набили битком, кто умирал, оставались между живых. Церковь была заминирована, и немцы ждали приказа, чтобы подорвать ее. Бабуля говорит, что немцы ругались между собой, чтобы сделать это раньше, но какой-то офицер не давал. Это спасло сотни жизней. Когда наши отбили церковь, люди вышли и увидели, что их дома сожжены дотла. Были сильные морозы. Люди пошли по соседним деревням, побираться и просить приюта. Наш дом тоже сожгли, из 40 дворов деревни не осталось ни одного.
По рассказам старожилов, чуть позже государство выделило ссуду на постройку. Только одна семья решилась воспользоваться ей, страшно было брать займ в голодное время. Поэтому наш новый дом был больше похож на сарай с камышовой крышей. А потом приказом Сталина займы были прощены. А тот дом, построенный на ссуду, стоит до сих пор.
Сейчас в Секирино не больше 10 дворов, деревня так и не восстановилась. Бабуля и ее родная сестра, участники этой страшной истории, имеют статус узников ВОВ, им иногда дарят по коробке конфет на праздники и два раза брали интервью для местной газеты».
Ученица нашей школы, Семибратова Мария, написала стихотворение:
Январь, 42
Село Спасс-Косицы,
Верейский район,
Речушка Протва протекала неспешно.
Дорога пред ним,
Позади – темный бор,
Храм божий крестом упирается в небо.
Сюда и согнали детей, стариков,
Рыдающих баб подгоняли прикладом,
И выл на дворе январский мороз,
О близкой разлуки им всем обещая.
Продрогшая церковь, весь в инее пол,
Семьсот человек греют стены дыханьем,
И шепот детей: «Мама, скоро ль домой?»
«Терпи, мой хороший, да Бог будет с нами».
На пятые сутки в разбитые окна
Явилась со снегом в костлявых руках
Седая старуха и острой косою,
Без устали стала пред нами махать.
Упала Авдотья, за нею и Анна,
Старик Никоноров застыл как сидел,
Младенец замерз на руках у Татьяны,
Безумье оставив на свете взамен.
Но тут услыхали шум ближнего боя,
Завыли вдруг бабы, про смерть позабыв.
Как в сказке, раскрылись чужие ворота,
Для мира и жизни путь светлый открыв.
С тех пор лет минуло, поверьте, немало,
Немало воды на Протве утекло.
Осталась лишь вера и память людская
В солдата, отбившего наше село.
Церковный «сумрак»
А дальше... Время разрушало здание храма. Церковь ветшала с каждым годом. Ее мощь, красота – все это прошло и забылось. Былой шик угас, звон колоколов отзвенел.
В советские времена Церковь была разграблена. В полу Преображенской Церкви лазы, образовавшиеся в результате варварского разграбления усыпальницы рода Шуваловых.
В 1961 году, во время «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь, храм разграбили и разрушили, оставив умирать медленной смертью. Людей в округе почти не осталось, большинство жителей погибли в войну. Следы усадьбы исчезли давно, оставался только разрушенный храм с разоренной усыпальницей Шуваловых.
Разрушенный, разоренный, обветшалый, подобно нищему с улицы, он своим видом взывал о помощи, ведь только в памяти стен остались те счастливые дни, когда в церкви были иконы, украшенные алмазами, рубинами, в окладах из червонного золота, переданные в Церковь графиней Екатериной Александровной Головкиной – единственной дочерью графа А.И. Шувалова. Под звон колоколов люди стекались в Храм на молитву. Храм Преображения Господня – одинокий вестник того, что здесь когда-то была другая жизнь. Но та жизнь – уже история. Умер граф Шувалов, умерли его крестьяне, погибли в войну жители. Но на карте – деревня Спасс-Косицы, а там Храм. И это жизнь. Она вокруг – это природа и безмятежность… и хоровое пение, доносящееся из церкви.
Прошло время… Наступил XXI век. Сегодня Храм Преображения Господня наречен «памятником федерального значения». Но разве так должно выглядеть архитектурное наследие России?
. В 2000 году церковь начали восстанавливать.
Реставрация храма требует колоссальных затрат.
Долгие годы и по настоящий момент ведутся строительные работы по восстановлению духовного наследия. К храму проложена асфальтированная дорога, завершены работы по внешнему и внутреннему электроснабжению колокольни и уличному освещению. В церковные праздники проводится служба. Но когда смотришь на это грандиозное сооружение, ты не можешь даже представить, что весь комплекс когда-то может быть восстановлен
Работы ведутся на пожертвования прихожан и спонсоров. Конечно, средств недостаточно и приходу очень требуется помощь. Сейчас от деревни осталось лишь несколько старых домов. Однако верующие, местные и приезжающие в Спасс-Косицы из окрестных селений, надежды не теряют. И храм постепенно возрождается.
Слово настоятеля Преображенской церкви протоирея Александра Кирюхина: «На границе Московской и Калужской областей, где сейчас тишина и покой, и редкий дачник доберется сюда, чтобы провести пару дней вдали от суеты шумного города, несколько веков назад бурно кипела жизнь. Здесь была красивая усадьба графа Шувалова, здесь была обычная русская деревня, и как принято, ее центр – православный храм. И он уже, конечно, не прежний. Грустно видеть его таким разрушенным, но пути Господни неисповедимы, и в наших силах с Божьей помощью его восстановить.
Светлое событие Преображения Господня, в честь которого возведен храм, напоминает нам о долге преображения души, нашего общества, окружающего нас мира. Господь преобразился на горе Фавор, и перед лицом изумленных учеников открыл Свою славу, и славу Царствия Небесного. Мы не должны забывать, что наша земная жизнь перейдет в вечную, и в разрушенном сейчас Храме Преображения Господня мы будем молиться о спасении наших душ, о силе следовать Божьему закону, о достижении Царствия Небесного, о преображении человеческого общества, и о восстановлении Храма Преображения».
В 1914году при Храме была открыта церковно- приходская школа, попечительницей которой в селе была дочь коллежского асессора Софья Александровна Шлиппе. Наша Татищевская школа стала правопреемницей Спасской школы.
Заключение
Как же возродить забытое доброе прошлое? Для этого нужно помнить, что мы – русские люди. Родина у нас одна, и только нам завещано её воскрешать.
Работая над исследованием, мы писали о прошлом, а думали о будущем. Очень важно по-новому посмотреть на эти заброшенные храмы, расположенные на Наро-Фоминской земле. Здесь в первую очередь следует вспомнить об имеющихся достопримечательностях, памятных местах; может быть, организовать пешие и автобусные экскурсии к ним.
Интересны были бы паломнические туры по святым местам нашего края.
В связи с этим представляется актуальным посмотреть на перспективы развития Вереи и окрестностей в области туристической индустрии. Посещение мест великих событий – старинная культурная потребность. Слова "на этом самом месте" имеют особую власть над сознанием людей. Тематические экскурсии по местам исторических событий позволят воссоздать в образной форме события и атмосферу «былых времен».
Нам хочется верить, что Храм Преображения Господня восстановит свое былое великолепие и разольётся над подмосковной землёй величественный колокольный звон. Ведь восстанавливая утраченные шедевры русского зодчества, мы восстанавливаем храм в собственных душах.
Н.К. Рерих в статье «Восстановления» писал: «Пусть памятники стоят не страшными покойниками, точно иссохшие останки, никому не нужные, сваленные по углам соборных подземелий. Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь лучшие стороны прошлых эпох».
Литература:
Приложение
Храм Преображения Господня и колокольня – памятник федерального значения, январь 2021 года:
План церкви: Храм Преображения Господня и Колокольня в 2000-х годах:
Мемориальная доска на стене церкви:
Колокольня до начала реставрации:
Колокольня 2021 год:
Астрономический календарь. Март, 2019
Большое - маленькое
Рисуем подснежники гуашью
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Хрюк на ёлке