В проекте проводятся работы по изучению и оценке экологического состояния кабинета биологии, как грамотно произвести озеленение комнатными растениями кабинета биологии,создать благоприятный микроклимат; отвечает ли кабинет биологии современным требованиям санитарно — гигиенических норм.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_proekt.ppt | 2.88 МБ |
Слайд 1
Санитарно – гигиеническая оценка кабинета биологии Выполнила ученица 11 класса Лунёва Татьяна Сергеевна МКОУ «Орловская СОШ» Новоусманский муниципальный районСлайд 2
Актуальность проекта Создание благоприятного микроклимата в учебных кабинетах необходимо, поскольку в классе мы проводим основную массу учебного времени. Экологическое состояние кабинета, в котором проводятся занятия, влияет на работоспособность, концентрацию внимания, самочувствие, эффективность выполнения заданий, здоровье. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Слайд 3
Цель исследования Цель : комплексная оценка основных параметров и оборудования кабинета биологии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды.
Слайд 4
Задачи исследования сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; оценить основные параметры интерьера классной комнаты и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам; определить наличие всех необходимых функциональных зон в учебном помещении; определить основные параметры микроклимата в классном помещении и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам; определить коэффициент аэрации классного помещения, режим проветривания и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам; рассчитать световой коэффициент и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству кабинета биологии.
Слайд 5
Рабочая гипотеза : - хорошее экологическое состояние учебного помещения благоприятно влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Объект исследования : - кабинет биологии. Предмет исследования : - влияние экологического состояния кабинета на состояние здоровья учеников. Практическая значимость : - результаты проведенного исследования могут быть использованы как на факультативных занятиях, так и на уроках биологии.
Слайд 6
Методы исследования 1. Изучение научно-методической литературы по санитарно – гигиеническим нормам помещения. 2. Проведение практикума. 3.Анализ, сравнение полученных данных. Изучение литературы позволило создать представление о сущности проблемы исследования. Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы подтвердили актуальность избранной мной темы и позволили сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
Слайд 7
Визуальная среда школьника Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение - все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду. Параметры микроклимата помещения - тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха.
Слайд 8
Валеологические параметры кабинета Условия, обеспечивающие работоспособность учащихся, комфортность учебной среды Требования к средствам и оборудованию кабинета Валеологические параметры кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации пространства жизнедеятельности человека, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса.
Слайд 9
Оценка интерьера классной комнаты Постоянная визуальная среда - ее видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. Гомогенная видимая среда - это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. Агрессивная видимая среда - окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов.
Слайд 10
Характеристика основных рабочих зон классной комнаты Образовательная деятельность предполагает выполнение разных видов работ как учащимися, так и учителем. Разумная и гигиенически обоснованная организация рабочего пространства в любой классной комнате предполагает наличие некоторых обязательных зон. К специализированным кабинетам (лабораториям и т.п.) предъявляются особые требования. В кабинете биологии обязательно наличие лаборантской.
Слайд 11
Оценка параметров микроклимата Основные составляющие микроклимата - температура, влажность и движение воздуха - активно воздействуют на тепловой обмен организма. Низкие параметры факторов микроклимата (при повышенной скорости движения воздуха) стимулируют теплообразование в организме, увеличивая энергозатраты на поддержание температуры тела в нормальных пределах. При длительном негативном средовом воздействии адаптационные возможности организма испытывают определенное напряжение, вплоть до стрессового.
Слайд 12
Проветривание помещений Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся и снижает утомляемость. Естественная вентиляция производится не только через форточки, двери, но и через стены за счет воздухопроницаемости стройматериалов. При этом важную роль играет материал, из которого построено здание. Оптимальная вентиляция характерна для кирпичных стен, а не бетонных, из стеклопакетов, блочных и т.п. При благоприятных условиях естественная вентиляция достигает 1,5-кратного обмена воздуха в час.
Слайд 13
Естественная освещённость класса Световой коэффициент характеризует гигиенические условия помещения по естественному освещению. Данный показатель не дает оснований говорить о достаточной освещённости каждого рабочего места, особенно в осенне-зимний период. Тем не менее естественный дневной свет является важным экологическим фактором, поддерживающим иммунитет человека и бактерицидную обстановку в помещении, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться. Расчет светового коэффициента имеет определенный смысл лишь в том случае, если выполняются другие гигиенические нормы и требования. Например, на окнах отсутствуют тюлевые или капроновые занавески, которые не раздвигаются, а также комнатные растения; систематически поддерживается чистота стекол; соответствует гигиеническим требованиям окраска пола, потолка, стен и мебели.
Слайд 14
Растения в кабинете биологии Растения не должны затенять естественное освещение. Любой растительный организм в процессе своей деятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний. К таким веществам относятся фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. Фитонциды защищают человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и неприхотливость к условиям содержания.
Слайд 15
ПРАКТИКУМ №1. Оценка интерьера кабинета биологии Цель: оценить интерьер кабинета биологии по основным параметрам и соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Объект изучения: Элементы интерьера кабинета биологии. Выполнение работы 1.Дать характеристику интерьера кабинета биологии в виде таблицы. 2.Обратить внимание на то, соответствуют ли цветовые гаммы разных элементов интерьера. 3.Выявить наличие агрессивных, гомогенных видимых полей. 4.Изучить расстановку комнатных растений в классе.
Слайд 16
Гигиенические характеристики внутренней отделки классной комнаты Элемент интерьера Гигиенические рекомендации Полученные результаты Отделка стен Гладкие, матовые, допускающие уборку влажным способом Гладкие, матовые, допускающие уборку влажным способом Цвет стен При южной ориентации помещений желательны более холодные тона окраски стен, при северной -более теплые. Используются материалы с отражающей способностью 50-60% (приложение 1) Южная ориентация, кремовый цвет, отражающая способность 50% Чистота стен Чисто вымытые Чисто вымытые
Слайд 17
Покрытие пола Без щелей; дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе. Без щелей, линолеум на утеплённой основе Потолок Белого цвета (коэффициент отражения 70-80%) Белого цвета (коэффициент отражения 70-80%) Двери и оконные рамы Белого цвета Двери под дерево, окна белого цвета Жалюзи или тканевые шторы Светлых тонов, сочетающиеся с цветом стен и мебели Светлых тонов, сочетаются со стенами и мебелью Парты, столы, шкафы Цвета натурального дерева или светло-зеленые Цвета натурального дерева Облицовочные материалы Запрещена отделка внутри помещения полимерными материалами или синтетическими ковровыми покрытиями Нет отделки полимерными материалами или синтетическими ковровыми покрытиями
Слайд 18
Вывод: Гигиенические характеристики кабинета биологии соответствуют установленным нормам. Большинство элементов интерьера соответствуют друг другу. Явных гомогенных и агрессивных видимых полей не обнаружено. Растения расположены в высоких переносных цветниках и кашпо, расставленных между элементами мебели и на стенах. Таким образом, кабинет биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд 19
ПРАКТИКУМ №2. Характеристика основных рабочих зон кабинета биологии Цель: определить наличие всех необходимых функциональных зон в кабинете биологии. Объект изучения: кабинет биологии. Выполнение работы 1.Определить наличие в классной комнате всех рекомендуемых функциональных зон.
Слайд 20
Основные функциональные зоны классной комнаты Зона комнаты Наличие данной зоны в кабинете биологии Рабочая зона учащихся (в ней расположены рабочие столы) Имеется Рабочая зона учителя Имеется Дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий Имеется Зона для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности Имеется
Слайд 21
Рассчитать площадь пола и кубатуру помещения. Определить площадь и кубатуру помещения в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест. Длина класса = 8,6м. Ширина класса = 6м. Высота = 3м. Количество посадочных мест = 24. Площадь = (6*8,6) /24=2,15 м 2 . Кубатура = (6*8,6*3) / 24=6,45м 3 . Школьное помещение Площадь, м 2 Кубатура, м 3 Санитарно-гигиеническая норма Полученный результат Санитарно-гигиеническая норма Полученный результат Учебные кабинеты (классы) 2,5 2,15 4-5 6,45 Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на одного учащегося
Слайд 22
Вывод: Полученные результаты практически соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Площадь помещения используется рационально, так как мебель и элементы интерьера располагаются равномерно по всей площади кабинета, нет захламлённых мест или, наоборот, пустых.
Слайд 23
ПРАКТИКУМ №3. Изучение естественной освещённости кабинета биологии Цель: рассчитать световой коэффициент, его соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Объект изучения: естественная освещенность кабинета биологии.
Слайд 24
Выполнение работы 1.Измерить высоту и ширину окон. 2.Рассчитать общую площадь окон. 3.Рассчитать площадь застекленной части окон (10% общей поверхности окон приходится на переплеты). 4.Рассчитать площадь пола. 5.Определить световой коэффициент по формуле: S K св = ― , S 1 где S - площадь застекленной части окон; S 1 - площадь пола. Количество окон = 3. S=3*2,3*2*0,9=12,42 м 2 Ширина окна = 2м. Высота окна = 2,3м. S 1 =8,6*6=51,6 м 2 Длина класса = 8,6м. Ширина класса = 6м. К св =12,42 / 51,6=1 /4.
Слайд 25
Характеристика естественной освещенности класса Вывод: Световой коэффициент в кабинете биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Помещение Световой коэффициент Результат Санитарно-гигиеническая норма Кабинет биологии 1 ― 4 1 1 ― - ― 4 6
Слайд 26
ПРАКТИКУМ №4. Измерение и оценка параметров микроклимата Цель: определить основные параметры микроклимата в кабинете биологии и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Объект изучения: микроклимат кабинета биологии.
Слайд 27
Выполнение работы I. Измерение температуры воздуха Снять показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трех точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливается на 15 минут в каждой точке, измерение повторяется три раза и выводится средняя величина. Номер опыта 0,2 м от наружной стены В центре 0,25 м от внутреннего угла комнаты Температура, ºС 1 18,8 19 18,8 2 19,1 19,2 19 3 19,2 19 19,1
Слайд 28
t ср = (18,8+19+18,8+19,1+19,2+19+19,2+19+19,1) /9 =19ºС. По результатам исследования, средняя температура воздуха в помещении равна 19ºС. Вывод: Температурный режим в помещении соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд 29
II. Измерение относительной влажности воздуха Температура в помещении измеряется с помощью обычного ртутного термометра и записывается. Затем головку термометра необходимо плотно обернуть мокрой марлей или ватой и спустя 10 минут еще раз измерить температуру. Теперь из температуры «сухого» термометра вычесть температуру «влажного», а по разнице температур с помощью специальной таблицы (приложение 2) определить влажность воздуха в помещении.
Слайд 30
Термометр t, ºC Разница температур Относительная влажность воздуха «Сухой» 19 5 58% «Влажный» 14 Вывод: Относительная влажность воздуха в кабинете биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд 31
Показатели микроклимата помещения Вывод: По результатам измерения основных параметров микроклимата в кабинете биологии выявилось, что они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Следовательно, кабинет биологии пригоден для обучения в нём. Температура, º С Относительная влажность, % Полученный результат Санитарно-гигиеническая норма Полученный результат Санитарно-гигиеническая норма 19 19-22 58 60-40
Слайд 32
ПРАКТИКУМ №5. Определение коэффициента аэрации и изучение режима проветривания кабинета биологии Цель: определить коэффициент аэрации кабинета биологии, режим проветривания и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Объект изучения: вентиляционный режим кабинета биологии.
Слайд 33
Выполнение работы Определить общую площадь всех форточек. Они должны функционировать в любое время года. Рассчитать коэффициент аэрации (К А ) по формуле: S 1 К А = ― , S где S 1 - площадь всех форточек; S - площадь пола. Длина форточки = 0,65м. S 1 = 3*0,45*0,65 = 0,8775 м 2 Высота форточки = 0,45м. Количество форточек = 3. S = 6*8,6 =51,6 м 2 Длина класса = 8,6м. Ширина класса = 6м. К А = 0,8775/51,6=1/59
Слайд 34
Коэффициент аэрации школьных помещений Вывод: Коэффициент аэрации кабинета биологии ненамного отстаёт от санитарно-гигиенических норм. Для поддержания благоприятной обстановки школьное помещение необходимо чаще проветривать. Помещение к А Полученный результат Санитарно-гигиеническая норма Учебное 1 / 5 9 1/50
Слайд 35
Критерии оценки кабинета биологии Кабинет биологии по количеству и расстановке мебели, освещенности, расположению учебно-наглядных пособий и т. д. должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, которые предъявляются к учебным кабинетам образовательных учреждений и могут быть сформулированы следующим образом:
Слайд 36
Наличие паспорта и графика работы кабинета; Наличие расписания работы; Наличие планов развития и эвакуации кабинета; Наличие инструкций по охране труда; Наличие и заполнение журналов регистрации инструктажей по охране труда; Укомплектованность медицинской аптечки; Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете; Соблюдение нормы освещенности в кабинете; Наличие в кабинете технических и электронных средств обучения;
Слайд 37
Наличие средств пожаротушения; Наличие и состояние средств индивидуальной защиты; Наличие, хранение и использование муляжей, гербариев, моделей и т. д.; Наличие необходимых для работы стендов и таблиц; Организация рабочего места учителя; Особенности размещения оборудования; Библиотека кабинета: подбор литературы по предмету, актуальность, современность литературы; Чистота и озеленение учебного кабинета.
Слайд 38
Рекомендации Экологическая обстановка в кабинете зависит не только от элементов интерьера и характеристик кабинета; важна также поддержка существующих условий. Вот несколько рекомендаций: Не захламлять помещение кабинета. Проводить ежедневную влажную уборку кабинета. Проводить ежедневное проветривание кабинета (несколько раз в день). Ежедневно протирать пыль на подоконниках, партах, стульях, тумбочках, в шкафах. Еженедельно мыть комнатные растения. Два раза в месяц протирать окна.
Слайд 39
Рекомендации Стараться поддерживать микроклимат в помещении. Стараться убрать все возможные обстоятельства, которые являются причиной загрязнения воздуха. Стараться соответствовать гигиеническим требованиям при покраске стен, потолка и т.д. Ежедневно отмечать температурный режим, влажность воздуха. Не расставлять цветы на подоконниках. Соблюдая их, вы сможете поддержать в своём кабинете оптимальную экологическую обстановку.
Слайд 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экологическое состояние учебного помещения влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Исходя из исследовательских данных, выяснили, что исследуемый кабинет биологии в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают среду обитания. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.
Слайд 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ После окончания всех исследований на основании полученных результатов был составлен паспорт кабинета, в который внесли все полученные результаты и общую оценку экологического состояния кабинета. Опыт проведения практических работ показал, что подобная форма деятельности вызывает большой интерес к проблемам экологического характера, способствует формированию навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике.
Рисуем зимние домики
Дерево в снегу
Бабочка
Рисуем весеннюю вербу гуашью
За еду птицы готовы собирать мусор