В проекте проводятся работы по изучению и оценке экологического состояния кабинета биологии, как грамотно произвести озеленение комнатными растениями кабинета биологии,создать благоприятный микроклимат; отвечает ли кабинет биологии современным требованиям санитарно — гигиенических норм.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya_2016.doc | 224 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
Тема проекта:
Санитарно – гигиеническая оценка кабинета биологии
Выполнила
ученица 11 класса Лунёва Татьяна Сергеевна
Руководитель
учитель Лунёва Елена Валерьевна
2016г
г. Воронеж
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Визуальная среда школьника____________________________________5
1.2. Валеологические параметры кабинета___________________________6
1.3. Оценка интерьера классной комнаты ___________________________7
1.4. Характеристика основных рабочих зон классной комнаты __________9
1.5. Оценка параметров микроклимата_____________________________10
1.6. Проветривание помещений __________________________________11
1.7. Естественная освещенность класса ____________________________13
1.8. Растения в кабинете биологии ________________________________13
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования__________________________________14
2.2. Методы исследования_______________________________________16
2.3. Организация исследования___________________________________16
2.3.1. Практикум №1. «Оценка интерьера кабинета биологии»___________16
2.3.2. Практикум №2. «Характеристика основных рабочих зон кабинета биологии»_______________________________________________________18
2.3.3. Практикум №3. «Изучение естественной освещённости кабинета биологии» _______________________________________________________19
2.3.4. Практикум №4. «Измерение и оценка параметров микроклимата»___20
2.3.5. Практикум №5. «Определение коэффициента аэрации и изучение режима проветривания кабинета биологии»___________________________22
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Критерии оценки кабинета биологии __________________________23
3.2. Разработка рекомендаций____________________________________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________27
ВВЕДЕНИЕ
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
С. Маршак
Актуальность проекта
Формирование ответственного отношения к окружающей среде - одна из ведущих задач экологического образования в настоящее время. Для ее решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Школьные кабинеты сейчас бывают разные: от оборудованных современной техникой до традиционных классных комнат с набором старых таблиц, муляжей и коллекций. За последние десятилетия учебный предметный кабинет превращается в пространство, обеспечивающее разнообразную деятельность детей, различные формы взаимодействия в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Разнообразие кабинетов в современном школьном образовательном процессе перестало отражать только предметные особенности учебного процесса. Все чаще кабинеты отражают дидактические «пристрастия» учителя.
Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие ребят в работе по изучению и оценке экологического состояния, а также осознанное и грамотное озеленение комнатными растениями кабинета биологии в школе. Создание благоприятного микроклимата в учебных кабинетах актуально, поскольку в классе мы проводим основную массу учебного времени. Передо мной встал вопрос, отвечает ли кабинет биологии современным требованиям санитарно — гигиенических норм.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Визуальная среда школьника
Классная комната - одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день.
Их самочувствие, работоспособность, здоровье зависят от качества среды в учебных помещениях. Попадая впервые в новое помещение, человек оценивает его по ряду параметров. Одним из первых экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда, которая может поддаваться как оценке, так и корректировке. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение - все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду.
Спустя некоторое время субъективной оценке подвергаются параметры микроклимата помещения - тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Благоприятный микроклимат - это одно из необходимых условий комфортного самочувствия и эффективной работы.
Качество воздуха в рабочем помещении влияет прежде всего на работу мозга и зависит от концентрации разнообразных химических веществ и частиц, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате деструкции натуральных и синтетических материалов или попадают в помещение с улицы. В любом учебном помещении должны быть устройства для его проветривания.
Большинство школьных зданий построены по проектам, учитывающим санитарно-гигиенические нормы площади, объема помещений, размеров и расположения окон и т.п. Однако не все школы расположены в современных приспособленных зданиях, ряд школьных помещений перестраивается, изменяется количество учащихся, работающих в классных комнатах, осуществляется разный уход за помещениями.
Получение сведений о своей рабочей среде - необходимое условие ее изменения, улучшения.
1.2. Валеологические параметры кабинета
Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинете отражают практически все аспекты модернизации образования. Так, валеологические параметры кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации пространства жизнедеятельности человека, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса. Перечни оборудования, рекомендованного для школьных кабинетов, включают все больше медиасредств, предлагая учителю на выбор — традиционные таблицы и другие демонстрационные материалы или то же самое, но на электронных носителях.
Даже при таком беглом взгляде на динамику изменений в требованиях к кабинетам можно уловить две тенденции. Первая касается условий, обеспечивающих работоспособность учащихся, комфортность учебной среды - и здесь изменения происходят в сторону конкретизации и уточнения этих условий. Для учителя, отвечающего за предметный кабинет, эти требования представляют составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведении внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов.
Вторая тенденция характерна для требований к средствам и оборудованию кабинета, и здесь вместо конкретизации и уточнения в документах все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, прописанных в Образовательных Стандартах основного общего и полного образования.
1.3. Оценка интерьера классной комнаты
Характер внутреннего оборудования помещения зависит от его предназначения. Если речь идет о рабочем помещении, его обустройство должно основываться на санитарно-гигиенических нормах. Интерьер имеет не только функциональное назначение, но и служит художественной организации помещения, целенаправленному воздействию на эмоциональное и душевное состояние человека.
Постоянная визуальная среда - ее видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию.
Сформировалось новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, - видеоэкология.
В настоящее время до 80% увеличилась доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы.
Следует отметить особенности визуальной среды, в том числе и образовательной, которые отрицательно влияют на состояние здоровья человека.
Гомогенная видимая среда - это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. Глаз человека работает в автоматическом режиме, постоянно совершая многочисленные движения, сканируя окружающее пространство. Глаз ясно видит окружающие предметы очень малым участком своей светочувствительной зоны - сетчатки - участком в 1,5-2°. Ширина же поля зрения достигает 180°. Подробно сканировать образ встречного человека подвижные глаза могут с расстояния до 5 м, а при нарушении их подвижности - только с 48 см. Длительная работа глаза в таком режиме приводит к дискомфорту, а затем и к нарушению его автоматической работы.
В гомогенной зрительной среде нарушается согласованная работа двух глаз, т.е. не может полноценно работать бинокулярное зрение. При переводе взгляда с голой стены на четкий объект может возникнуть двоение изображения. Длительное пребывание человека в гомогенной среде ведет к ощущению «зрительного голода» и выраженному психологическому дискомфорту. Таким образом, глаз имеет острую необходимость в фиксации на видимых деталях, которая отсутствует при рассматривании гомогенных полей. К сожалению, городской житель встречается с гомогенными полями очень часто. Их создают торцы зданий, построенных из панелей большого размера, фасады зданий из стекла, асфальтовые покрытия. Гомогенная визуальная среда часто формируется в квартирах, производственных помещениях, образовательных учреждениях.
Кроме огромных однотонно окрашенных поверхностей стен гомогенную визуальную среду в школах могут создавать облицовка стен однотонными, в том числе и полированными плитами, кафельные покрытия, особенно белого цвета, сливающиеся с потолком, полированные стенки и т.п. Гомогенизации среды способствует также плохая освещенность.
Агрессивная видимая среда - окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов. Такое видимое поле является мощным механизмом зрительных раздражителей, дезориентирующим все зрительные функции, и приводит к большой нагрузке на нервную систему. В агрессивных средах человеку трудно отделить один зрительный элемент от другого. Возникает эффект «ряби в глазах».
Огромные по своим масштабам агрессивные поля в видимой среде города создает современная архитектура многоэтажных зданий спальных районов, производственные корпуса, где на огромных стенах расположено большое число окон, заборы, решетки, сетки, некоторые виды кладки кирпича, гофрированный алюминий и т.п. Еще более сильное отрицательное воздействие на зрение и нервную систему горожан оказывают динамические агрессивные поля, возникающие для пассажиров движущегося транспорта.
Таким образом, уже по дороге в школу многие учащиеся и учителя сталкиваются с агрессивной визуальной средой. К сожалению, подобная среда создается и в некоторых школах. Созданию агрессивных визуальных полей внутри помещений могут служить следующие формы отделки: кирпичная кладка с четко обозначенным швом (или подобные обои); дырчатые плиты; кафельная и другие отделочные плитки, деревянная рейка; жалюзи; обои и занавески с рисунком, создающим агрессивные поля. Агрессивное визуальное поле может создавать неудачно подобранная одежда учителя (в контрастную полоску, в горошек и т.п.).
1.4. Характеристика основных рабочих зон классной комнаты
Образовательная деятельность предполагает выполнение разных видов работ как учащимися, так и учителем. Разумная и гигиенически обоснованная организация рабочего пространства в любой классной комнате предполагает наличие некоторых обязательных зон. К специализированным кабинетам (лабораториям и т.п.) предъявляются особые требования. В кабинете биологии обязательно наличие лаборантской.
1.5. Оценка параметров микроклимата
Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный гомеостаз организма, его самочувствие, на функциональную активность органов и систем и, в конечном итоге, на работоспособность человека.
Основные составляющие микроклимата - температура, влажность и движение воздуха - активно воздействуют на тепловой обмен организма. Низкие параметры факторов микроклимата (при повышенной скорости движения воздуха) стимулируют теплообразование в организме, увеличивая энергозатраты на поддержание температуры тела в нормальных пределах.
При длительном негативном средовом воздействии адаптационные возможности организма испытывают определенное напряжение, вплоть до стрессового.
Оценить параметры микроклимата можно субъективно по тепловому самочувствию в данном помещении. Однако основной критерий, характеризующий параметры микроклимата, - это санитарно-гигиеническое нормирование.
Температура воздуха в помещении может быть измерена с помощью любого комнатного термометра, работающего в данном диапазоне температур.
Влажность - содержание водяных паров в воздухе, обладающих упругостью. Разновидности влажности воздуха: максимальная, абсолютная, относительная, физиологический дефицит насыщения.
Для хорошего самочувствия человека и нормального хода многих технологических процессов совершенно небезразлично, насколько водяной пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Если в воздухе содержится мало водяных паров, то это создает чувство сухости во рту, одежда «электризуется» и липнет к телу. Если же пар, содержащийся в воздухе, наоборот, почти насыщен, то при малейшем понижении температуры наступит конденсация пара и все предметы покроются капельками влаги (росы).
В санитарно-гигиенической практике чаще используется относительная влажность. Относительная влажность воздуха показывает выраженную в процентах долю, которую составляет плотность пара, содержащегося в данный момент в воздухе, от плотности насыщенного пара для этой же температуры. Для ее определения существует специальная аппаратура: гигрометры, гигрографы (работа этих приборов основана на изменении длины высушенного пучка волос при различной влажности), психрометры (определение проводится по разнице показаний ртутных термометров, один из которых регистрирует температуру сухого воздуха, другой - увлажненного).
Для определения скорости движения воздуха существует специальная аппаратура: анемометры ручные крыльчатые и чашечные (для открытых объектов, форточек, фрамуг). Кататермометр является классическим прибором для определения малых скоростей движения воздуха (0-2 м/с) в помещениях и представляет собой спиртовой термометр, имеющий шаровидный резервуар внизу.
Приборы для измерения параметров микроклимата разных конструкций и разных поколений широко распространены в образовательных учреждениях и предлагаются фирмами-производителями аппаратуры для экологических и санитарно-гигиенических исследований.
1.6. Проветривание помещений
Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся и снижает утомляемость.
Надо помнить, что естественная вентиляция производится не только через форточки, фрамуги (открытая верхняя часть окна), двери, но и через стены за счет воздухопроницаемости стройматериалов (разница температур наружного и внутреннего воздуха и температур наружной и внутренней поверхностей стен). При этом важную роль играет материал, из которого построено здание. Оптимальная вентиляция характерна для кирпичных стен, а не бетонных, из стеклопакетов, блочных и т.п. При благоприятных условиях естественная вентиляция достигает 1,5-кратного обмена воздуха в час.
Кратность обмена воздуха в помещении должна быть не менее 3-4 раз в час. Этот показатель считается наиболее важным в оценке эффективности искусственной вентиляции. Для обеспечения достаточного объема и чистоты воздуха для занимающегося при условии 3-4-кратной замены его в течение часа, важным показателем считается воздушный куб, т.е. объем воздушного пространства помещения на каждого занимающегося.
При указанных условиях содержание углекислого газа в воздухе не должно превышать 0,03-0,04% (допустимое значение 0,1%), а кислорода - 20,9%. Микробная и пылевая загрязненность также не должны превышать допустимые нормативы. Все это создает хорошие условия для оптимального функционирования кардиореспираторной системы человека и повышения его работоспособности.
Скорость движения воздуха в вентиляционных отверстиях (форточках, фрамугах) измеряется с помощью приборов анемометров. Достаточно надежными являются механические анемометры. Они бывают чашечными и крыльчатыми, в зависимости от ветроприемника (вертушка или легкая крыльчатка, насаженные на ось и соединенные со стрелками счетного механизма). Циферблаты счетного механизма имеют три шкалы: единицы, сотни, тысячи. На боковой панели находится рычажок (арретир), позволяющий включать и выключать счетный механизм. Крыльчатый анемометр требует осторожного обращения, его нельзя применять для измерения скорости движения воздуха более 5 м/с. Электронный анемометр представляет собой тахометр, измеряющий скорость вращения вертушки и отградуированный (обычно) в м/с. Разработаны и выпускаются также ряд моделей, где данные считываются с цифрового дисплея. Благодаря наличию выносного датчика они позволяют производить дистанционные измерения.
Следует знать о способе визуальных наблюдений, который, как правило, используется для определения скорости ветра на улице. Этот же способ можно использовать для ориентировочного определения небольших скоростей движения воздуха в помещении с целью правильного выбора специального прибора. В помещениях в качестве «индикатора» скорости движения воздуха можно использовать горящую свечку.
1.7. Естественная освещенность класса
Световой коэффициент, который будет рассчитан в данной работе, характеризует гигиенические условия помещения по естественному освещению. Данный показатель не дает оснований говорить о достаточной освещенности каждого рабочего места, особенно в осенне-зимний период. Тем не менее естественный дневной свет является важным экологическим фактором, поддерживающим иммунитет человека и бактерицидную обстановку в помещении, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться.
Расчет светового коэффициента имеет определенный смысл лишь в том случае, если выполняются другие гигиенические нормы и требования. Например, на окнах отсутствуют тюлевые или капроновые занавески, которые не раздвигаются, а также комнатные растения; систематически поддерживается чистота стекол; соответствует гигиеническим требованиям окраска пола, потолка, стен и мебели.
8. Растения в кабинете биологии
Растения в помещениях могут устанавливаться на подставках-цветочницах, на полу или подвешиваться на стенах, при этом не должны затенять естественное освещение.
Любой растительный организм в процессе своей деятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний.
К таким веществам относятся фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. По своей химической природе фитонциды чрезвычайно разнообразны: гликозиды, териеноиды, другие вторичные метаболиты.
Фитонциды защищают человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства. Большую роль в оформлении кабинета биологии играют растения. При подборе растений, прежде всего, следует исходить из возможности использования их на уроках и во внеклассной работе.
Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и неприхотливость к условиям содержания.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Цель: комплексная оценка основных параметров и оборудования кабинета биологии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды.
Задачи:
Рабочая гипотеза: - хорошее экологическое состояние учебного помещения благоприятно влияет как на здоровье, так и на психику школьников.
Объект исследования: - кабинет биологии.
Предмет исследования: - влияние экологического состояния кабинета на состояние здоровья учеников.
Практическая значимость: - результаты проведенного исследования могут быть использованы как на факультативных занятиях, так и на уроках биологии.
2.2. Методы исследования:
Для организации эксперимента и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:
1. изучение научно-методической литературы по санитарно – гигиеническим нормам помещения;
2. проведение практикума;
3.анализ, сравнение полученных данных.
В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена научно-методическая литература по проблеме влияния экологического состояния кабинета биологии на здоровье учеников и учителей. Изучение литературы позволило создать представление о сущности проблемы исследования. Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы подтвердили актуальность избранной мной темы и позволили сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в кабинете биологии.
ПРАКТИКУМ №1. «Оценка интерьера кабинета биологии»
Цель: оценить интерьер кабинета биологии по основным параметрам и соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Объект изучения: Элементы интерьера кабинета биологии.
Выполнение работы
1.Дать характеристику интерьера кабинета биологии в виде таблицы.
2.Обратить внимание на то, соответствуют ли цветовые гаммы разных элементов интерьера.
3.Выявить наличие агрессивных, гомогенных видимых полей.
4.Изучить расстановку комнатных растений в классе.
Гигиенические характеристики внутренней отделки классной комнаты
Элемент интерьера | Гигиенические рекомендации | Полученные результаты |
Отделка стен | Гладкие, матовые, допускающие уборку влажным способом | Гладкие, матовые, допускающие уборку влажным способом |
Цвет стен | При южной ориентации помещений желательны более холодные тона окраски стен, при северной -более теплые. Используются материалы с отражающей способностью 50-60% (приложение 1) | Южная ориентация, кремовый цвет, отражающая способность 50% |
Чистота стен | Чисто вымытые | Чисто вымытые |
Покрытие пола | Без щелей; дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе. | Без щелей, линолеум на утеплённой основе |
Потолок | Белого цвета (коэффициент отражения 70-80%) | Белого цвета (коэффициент отражения 70-80%) |
Двери и оконные рамы | Белого цвета | Двери под дерево, окна белого цвета |
Жалюзи или тканевые шторы | Светлых тонов, сочетающиеся с цветом стен и мебели | Светлых тонов, сочетаются со стенами и мебелью |
Парты, столы, шкафы | Цвета натурального дерева или светло-зеленые | Цвета натурального дерева |
Облицовочные материалы | Запрещена отделка внутри помещения полимерными материалами или синтетическими ковровыми покрытиями | Нет отделки полимерными материалами или синтетическими ковровыми покрытиями |
Вывод: Гигиенические характеристики кабинета биологии соответствуют установленным нормам. Большинство элементов интерьера соответствуют друг другу. Явных гомогенных и агрессивных видимых полей не обнаружено. Растения расположены в высоких переносных цветниках и кашпо, расставленных между элементами мебели и на стенах. Таким образом, кабинет биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
ПРАКТИКУМ №2. «Характеристика основных рабочих зон кабинета биологии»
Цель: определить наличие всех необходимых функциональных зон в кабинете биологии.
Объект изучения: кабинет биологии.
Выполнение работы
1.Определить наличие в классной комнате всех рекомендуемых функциональных зон.
Основные функциональные зоны классной комнаты
Зона комнаты | Наличие данной зоны в кабинете биологии |
Рабочая зона учащихся (в ней расположены рабочие столы) | Имеется |
Рабочая зона учителя | Имеется |
Дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий | Имеется |
Зона для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности | Имеется |
2.Рассчитать площадь пола и кубатуру помещения. Определить площадь и кубатуру помещения в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
Длина класса = 8,6м.
Ширина класса = 6м.
Высота = 3м.
Количество посадочных мест = 24.
Площадь = (6*8,6)/24=2,15м2.
Кубатура = (6*8,6*3)/24=6,45м3.
Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на одного учащегося
Школьное помещение | Площадь, м2 | Кубатура, м3 | ||
Санитарно-гигиеническая норма | Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | Полученный результат | |
Учебные кабинеты (классы) | 2,5 | 2,15 | 4-5 | 6,45 |
Вывод: Полученные результаты практически соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Площадь помещения используется рационально, так как мебель и элементы интерьера располагаются равномерно по всей площади кабинета, нет захламлённых мест или, наоборот, пустых.
ПРАКТИКУМ №3. «Изучение естественной освещённости кабинета биологии»
Цель: рассчитать световой коэффициент, его соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Объект изучения: естественная освещенность кабинета биологии.
Выполнение работы
1.Измерить высоту и ширину окон.
2.Рассчитать общую площадь окон.
3.Рассчитать площадь застекленной части окон (10% общей поверхности окон приходится на переплеты).
4.Рассчитать площадь пола.
5.Определить световой коэффициент по формуле:
S
Kсв = ― ,
S1
где S - площадь застекленной части окон; S1 - площадь пола.
Количество окон = 3. S=3*2,3*2*0,9=12,42м2
Ширина окна = 2м.
Высота окна = 2,3м. S1=8,6*6=51,6м2
Длина класса = 8,6м.
Ширина класса = 6м.
Ксв =12,42/51,6=1/4.
Характеристика естественной освещенности класса
Помещение | Световой коэффициент | |
Результат | Санитарно-гигиеническая норма | |
Кабинет биологии | 1 ― 4 | 1 1 ― - ― 4 6 |
Вывод: Световой коэффициент в кабинете биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
ПРАКТИКУМ №4. «Измерение и оценка параметров микроклимата»
Цель: определить основные параметры микроклимата в кабинете биологии и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Объект изучения: микроклимат кабинета биологии.
Выполнение работы
I. Измерение температуры воздуха
Снять показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трех точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливается на 15 минут в каждой точке, измерение повторяется три раза и выводится средняя величина.
Номер опыта | 0,2 м от наружной стены | В центре | 0,25 м от внутреннего угла комнаты | |
Температура, ºС | 1 | 18,8 | 19 | 18,8 |
2 | 19,1 | 19,2 | 19 | |
3 | 19,2 | 19 | 19,1 |
tср = (18,8+19+18,8+19,1+19,2+19+19,2+19+19,1)/9=19ºС.
По результатам исследования, средняя температура воздуха в помещении равна 19ºС.
Вывод: Температурный режим в помещении соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
II. Измерение относительной влажности воздуха
Температура в помещении измеряется с помощью обычного ртутного термометра и записывается. Затем головку термометра необходимо плотно обернуть мокрой марлей или ватой и спустя 10 минут еще раз измерить температуру.
Теперь из температуры «сухого» термометра вычесть температуру «влажного», а по разнице температур с помощью специальной таблицы (приложение 2) определить влажность воздуха в помещении.
Термометр | t, ºC | Разница температур | Относительная влажность воздуха |
«Сухой» | 19 | 5 | 58% |
«Влажный» | 14 |
Вывод: Относительная влажность воздуха в кабинете биологии соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Показатели микроклимата помещения
Температура, °С | Относительная влажность, % | ||
Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма |
19 | 19-22 | 58 | 60-40 |
Вывод: По результатам измерения основных параметров микроклимата в кабинете биологии выявилось, что они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Следовательно, кабинет биологии пригоден для обучения в нём.
ПРАКТИКУМ №5. «Определение коэффициента аэрации и изучение режима проветривания кабинета биологии»
Цель: определить коэффициент аэрации кабинета биологии, режим проветривания и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Объект изучения: вентиляционный режим кабинета биологии.
Выполнение работы
Определить общую площадь всех форточек. Они должны функционировать в любое время года. Рассчитать коэффициент аэрации (КА) по формуле:
S1
КА = ― ,
S
где S1 - площадь всех форточек; S - площадь пола.
Длина форточки = 0,65м. S1 = 3*0,45*0,65 = 0,8775 м2
Высота форточки = 0,45м.
Количество форточек = 3. S = 6*8,6 =51,6 м2
Длина класса = 8,6м.
Ширина класса = 6м.
КА = 0,8775/51,6=1/59
Коэффициент аэрации школьных помещений
Помещение | кА | |
Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | |
Учебное | 1/59 | 1/50 |
Вывод: Коэффициент аэрации кабинета биологии ненамного отстаёт от санитарно-гигиенических норм. Для поддержания благоприятной обстановки школьное помещение необходимо чаще проветривать.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Критерии оценки кабинета биологии
Кабинет биологии по количеству и расстановке мебели, освещенности, расположению учебно-наглядных пособий и т. д. должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, которые предъявляются к учебным кабинетам образовательных учреждений и могут быть сформулированы следующим образом:
3.2. Рекомендации
Экологическая обстановка в кабинете зависит не только от элементов интерьера и характеристик кабинета; важна также поддержка существующих условий. Вот несколько рекомендаций:
Соблюдая их, можно поддержать в своём кабинете оптимальную экологическую обстановку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое состояние учебного помещения влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Исходя из исследовательских данных, выяснили, что исследуемый кабинет биологии в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают среду обитания. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов. С этой целью в кабинете биологии присутствует пеларгония зональная (герань), хлорофитум, папоротник Нефролепис, колеус, бегония и другие растения.
После окончания всех исследований на основании полученных результатов был составлен паспорт кабинета, в который внесли все полученные результаты и общую оценку экологического состояния кабинета. Опыт проведения практических работ показал, что подобная форма деятельности вызывает большой интерес к проблемам экологического характера, способствует формированию навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Е.А. Формирование здоровьесберегающей среды // Биология. 2004. №25-26.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
Приложение
Приложение 1
Отражающая способность окрашенных поверхностей стен
Цвет поверхности | Отражающая способность, % |
Белый | 80 |
Светло-желтый | 60 |
Кремовый | 50 |
Светло-зеленый | 40 |
Светло-голубой | 30 |
Темно-зеленый | 12 |
Коричневый | 11 |
Темно-голубой | 6 |
Приложение 2
Психрометрическая таблица.
tсухого,0С | Разность показаний сухого и влажного термометров | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
5 | 100 | 86 | 72 | 58 | 45 | 32 | 19 | 6 |
|
|
|
|
6 | 100 | 86 | 73 | 60 | 47 | 35 | 23 | 10 |
|
|
|
|
7 | 100 | 87 | 74 | 61 | 49 | 37 | 26 | 14 |
|
|
|
|
8 | 100 | 87 | 75 | 63 | 51 | 40 | 28 | 18 |
|
|
|
|
9 | 100 | 88 | 76 | 64 | 53 | 42 | 31 | 21 |
|
|
|
|
10 | 100 | 88 | 76 | 65 | 54 | 44 | 34 | 24 | 14 | 4 |
|
|
11 | 100 | 88 | 77 | 66 | 56 | 46 | 36 | 26 | 17 | 8 |
|
|
12 | 100 | 89 | 78 | 68 | 57 | 48 | 38 | 29 | 20 | 11 |
|
|
13 | 100 | 89 | 79 | 69 | 59 | 49 | 40 | 31 | 23 | 14 | 6 |
|
14 | 100 | 90 | 79 | 70 | 60 | 51 | 42 | 33 | 25 | 17 | 9 |
|
15 | 100 | 90 | 80 | 71 | 61 | 52 | 44 | 36 | 27 | 20 | 12 | 5 |
16 | 100 | 90 | 81 | 71 | 62 | 54 | 45 | 37 | 30 | 22 | 15 | 8 |
17 | 100 | 90 | 81 | 72 | 64 | 55 | 47 | 39 | 32 | 24 | 17 | 10 |
18 | 100 | 91 | 82 | 73 | 64 | 56 | 48 | 41 | 34 | 26 | 20 | 13 |
19 | 100 | 91 | 82 | 74 | 65 | 58 | 50 | 43 | 35 | 29 | 22 | 15 |
20 | 100 | 91 | 83 | 74 | 66 | 59 | 51 | 44 | 37 | 30 | 24 | 18 |
21 | 100 | 91 | 83 | 75 | 67 | 60 | 52 | 46 | 39 | 32 | 26 | 20 |
22 | 100 | 92 | 83 | 76 | 68 | 61 | 54 | 47 | 40 | 34 | 28 | 22 |
23 | 100 | 92 | 84 | 76 | 69 | 61 | 55 | 48 | 42 | 36 | 30 | 24 |
24 | 100 | 92 | 84 | 77 | 69 | 62 | 56 | 49 | 43 | 37 | 31 | 26 |
25 | 100 | 92 | 84 | 77 | 70 | 63 | 57 | 50 | 44 | 38 | 33 | 27 |
26 | 100 | 92 | 85 | 78 | 71 | 64 | 58 | 51 | 45 | 40 | 34 | 29 |
27 | 100 | 92 | 85 | 78 | 71 | 65 | 59 | 52 | 47 | 41 | 36 | 30 |
28 | 100 | 93 | 85 | 78 | 72 | 65 | 59 | 53 | 48 | 42 | 37 | 32 |
Приложение 3
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания, мин | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Домик зимней ночью
Философские стихи Кристины Россетти
Привередница
Зимний лес в вашем доме
Сказка "Морозко"