Не хватка времени- это проблема современного человечества.
Я – учащийся 8 класса. Каждый день у меня по 7-8 уроков, внеурочные мероприятия, плюс занятия в спортивной школе. А еще надо приготовить домашние задания. Наиболее трудоемким для меня является геометрия. Решение задач требует много времени, поэтому эти сложности снижают мой интерес к предмету. Предо мной встал вопрос: Существует ли еще теоремы (не рассматриваемые в школьном курсе), помогающие решать задачи другими способами. Просматривая в Интернете разные источники по геометрии, мне встретилась теорема Вариньона, которая, на мой взгляд, может быть хорошим помощником при изучении темы «Четырехугольники».
Я предположил, что применение теоремы Вариньона позволит мне упростить процесс доказательства и уменьшить затраты времени при выполнение некоторых задач.
Изучению и применению этой теоремы, я решил посвятить свою исследовательскую работу.
Вложение | Размер |
---|---|
2019_proekt_avtosohranennyy.docx | 391.92 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутовская средняя общеобразовательная школа»
г.о. Серебряные Пруды
Исследовательская работа по математике
«Теорема Вариньона
как альтернативный способ решения
геометрических задач»
Выполнил: Горностаев Алексей
ученик 8 класса
Руководитель:
Кочеткова Елена Николаевна
учитель математики
2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………… ... ....3
1. Основные теоретические сведения……………………………………….........5
1.1. Определение…………………………………………………………………. 6
1.2. Теорема Вариньона………………………………………………………….. 6
1.3. Следствия из теоремы Вариньона………………………………………….. 8
1.3.1. Следствие 1………………………………………………………………… 7
1.3.2. Следствие 2………………………………………………………………… 12
1.3.3. Теорема Эйлера……………………………………………………………. 13
1.3.4. Теорема о бабочках………………………………………………………... 14
2. Применение теоремы Вариньона……………………………………………… 15
2.1.Задачи из школьного курса геометрии……………………………………… 15
2.2. Конкурсные задачи…………………………………………………………... 22
3. Заключение…………………………………………………………………....... 30
4. Список литературы…..............……….....…....................................................... 32
Приложения
Не хватка времени- это проблема современного человечества.
Я – учащийся 8 класса. Каждый день у меня по 7-8 уроков, внеурочные мероприятия, плюс занятия в спортивной школе. А еще надо приготовить домашние задания. Наиболее трудоемким для меня является геометрия. Решение задач требует много времени, поэтому эти сложности снижают мой интерес к предмету. Предо мной встал вопрос: Существует ли еще теоремы (не рассматриваемые в школьном курсе), помогающие решать задачи другими способами. Просматривая в Интернете разные источники по геометрии, мне встретилась теорема Вариньона, которая, на мой взгляд, может быть хорошим помощником при изучении темы «Четырехугольники».
Я предположил, что применение теоремы Вариньона позволит мне упростить процесс доказательства и уменьшить затраты времени при выполнение некоторых задач.
Изучению и применению этой теоремы, я решил посвятить свою исследовательскую работу.
Объект: параллелограмм Вариньона, бимедианы четырехугольника, теорема Вариньона и следствия из нее
Предмет: планиметрические задачи
Гипотеза: параллелограмм Вариньона – надёжный помощник в решении планиметрических задач.
Цель работы: изучить теорему Вариньона и научиться применять ее на практике с наименьшими временными затратами.
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации о параллелограмме Вариньона, выполнение чертежей к задачам, осмысление собранной информации.
Актуальность темы:
1. Данная тема является дополнением изученных в курсе геометрии свойств.
2. Применение опыта решения планиметрических задач с использованием теоремы Вариньона и следствий из нее помогает повысить уровень математической культуры.
3. Изучение данной темы поможет подготовиться к успешному участию в математических конкурсах и олимпиадах и при подготовке к Основному Государственному Экзамену
Глава 1. Основные теоретические сведения
Вариньон Пьер (1654–1722)
французский математик, член Парижской Академии наук, профессор
Пьер Вариньон родился во Франции в 1654 году. Обучался в иезуитском коллеже и университете в Кане, где стал магистром в 1682 году. Вариньон готовился к религиозной деятельности, но, изучая сочинения Эвклида и Декарта, увлекся математикой и механикой. С 1688 года - профессор математики Колледжа Мазарини, с 1704 – года – в Колледже де Франс.
Труды Вариньона посвящены теоретической механике, анализу бесконечно малых, геометрии, гидромеханике и физике. В геометрии Пьер Вариньон изучал различные специальные линии, написал учебник по элементарной геометрии ( издан в 1731).
Вариньон был другом Ньютона, Лейбница и Бернулли.
Главные заслуги его были представлены в Парижскую Академию наук в работе «Проект новой механики…», где Вариньон дал точную формулировку закона параллелограмма сил. Развил понятие момента сил и вывел очень важную теорему, позволяющую решать сложные геометрические задачи более простыми методами, так называемая теорема Вариньона. Он первым обратил внимание на, казалось бы, довольно очевидный факт: середины сторон произвольного четырехугольника являются вершинами параллелограмма. В дальнейшем полученный параллелограмм назвали параллелограммом Вариньона.
Бимедианы четырехугольника – это отрезки, соединяющие середины противоположных сторон.
1.2.Теорема Вариньона.
Четырехугольник, образованный путем последовательного соединения середин сторон выпуклого четырехугольника, является параллелограммом, и его площадь равна половине площади данного четырехугольника.
Дано: ABCD – выпуклый четырехугольник AK=KB; BL=LC; CM=MD; AN=ND Доказать: 1) KLMN – параллелограмм; 2) SKLMN= SABCD |
Доказательство:
Следовательно, KL ║NM и KL= MN= AC.
Таким образом,, KLMN - параллелограмм.
Этот параллелограмм называется параллелограммом Вариньона данного четырехугольника ABCD.
SKBL = SABC, SMDN= ADС. Следовательно, S1+S3= SABCD. Аналогично, S2+S4= SABCD. Следовательно, S1+S3 + S2+S4 = SABCD + SABCD = SABCD.
Поэтому площадь параллелограмма KLMN составляет половину площади четырехугольника ABCD.
Теорема доказана.
1.3. Следствия из теоремы.
1.3.1. Следствие 1.
Параллелограмм Вариньона является ромбом тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике:
а) диагонали равны;
б) бимедианы перпендикулярны.
а) Прямая теорема: если в четырёхугольнике диагонали равны, то параллелограмм Вариньона является ромбом.
Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – параллелограмм Вариньона; AC=BD Доказать: KLMN – ромб |
Доказательство:
Так как AC=BD (диагонали исходного четырехугольника равны по условию), то стороны параллелограмма Вариньона будут равны KL=LM=MN=NK (используя свойство средних линий треугольников, образованных при пересечении диагоналей исходного четырехугольника). Параллелограмм c равными сторонами является ромбом.
Обратная теорема: если параллелограмм Вариньона является ромбом, то диагонали исходного четырёхугольника равны.
б) Прямая теорема: если в четырёхугольнике бимедианы перпендикулярны, то параллелограмм Вариньона является ромбом.
Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – параллелограмм Вариньона; KM и LN перпендикулярны Доказать: KLMN – ромб |
Доказательство:
Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм является ромбом (по признаку ромба).
Что и требовалось доказать.
Обратная теорема: если параллелограмм Вариньона является ромбом, то бимедианы исходного четырёхугольника перпендикулярны.
Следствие 2.
Параллелограмм Вариньона является прямоугольником тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике:
а) диагонали перпендикулярны
б) бимедианы равны
а) Прямая теорема: если в четырёхугольнике диагонали перпендикулярны,
то параллелограмм Вариньона является прямоугольником.
Дано: четырехугольник ABCD; KLMN – параллелограмм Вариньона; диагонали AC и BD – перпендикулярны Доказать: KLMN – прямоугольник |
Доказательство:
Так как диагонали AC и BD – перпендикулярны, то стороны параллелограмма Вариньона будут перпендикулярны. Следовательно, параллелограмм Вариньона является прямоугольником. Что и требовалось доказать.
Обратная теорема: если параллелограмм Вариньона является прямоугольником, то диагонали исходного четырёхугольника перпендикулярны.
б) Прямая теорема: если в четырёхугольнике бимедианы равны, то параллелограмм Вариньона является прямоугольником.
Дано: четырехугольник ABCD; KLMN – параллелограмм Вариньона; бимедианы KM и LN – равны Доказать: KLMN – прямоугольник |
Доказательство:
Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм является прямоугольником (по признаку прямоугольника).
Что и требовалось доказать.
Обратная теорема: если параллелограмм Вариньона является прямоугольником, то бимедианы исходного четырёхугольника равны.
Следствие 3.
Параллелограмм Вариньона является квадратом тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике:
а) диагонали равны и перпендикулярны;
б) бимедианы равны и перпендикулярны.
а) Прямая теорема: если в четырёхугольнике диагонали равны и перпендикулярны, то параллелограмм Вариньона является квадратом.
Дано: четырехугольник ABCD; KLMN – параллелограмм Вариньона; диагонали AC и BD – перпендикулярны; AC=BD Доказать: KLMN – квадрат |
Доказательство:
Так как диагонали исходного четырехугольника AC и BD равны и перпендикулярны, то стороны параллелограмма Вариньона будут равны и перпендикулярны. Следовательно, параллелограмм Вариньона является квадратом.
Обратная теорема: если параллелограмм Вариньона является квадратом, то диагонали исходного четырёхугольника равны и перпендикулярны.
б) Прямая теорема: если в четырёхугольнике бимедианы равны и перпендикулярны, то параллелограмм Вариньона является квадратом.
Дано: четырехугольник ABCD; KLMN – параллелограмм Вариньона; бимедианы KM и LN – перпендикулярны; KM=LN Доказать: KLMN – квадрат |
Доказательство:
Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм является квадратом (по признаку квадрата).
Что и требовалось доказать.
Обратная теорема: если параллелограмм Вариньона является квадратом, то бимедианы исходного четырёхугольника равны и перпендикулярны.
1.3.2. Следствие 2.
Бимедианы четырехугольника и отрезок, соединяющий середины диагоналей, пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.
Доказательство:
Пусть KM и LN – бимедианы ABCD, PQ – отрезок, соединяющий середины диагоналей АС и BD.
То, что бимедианы KM и LN точкой пересечения делятся пополам, следует из того, что эти отрезки являются диагоналями параллелограмма Вариньона. Поэтому достаточно доказать, что отрезки PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам.
Используя теорему о средней линии треугольника для соответствующих треугольников, имеем: LQ║ CD║ PN и PL║ AB║ NQ.
Тем самым, PLQN – параллелограмм. По свойству параллелограмма следует, что отрезки PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам.
Что и требовалось доказать.
1.3.3. Следствие 3. (теорема Эйлера).
Для четырехугольника сумма квадратов всех сторон равна сумме квадратов диагоналей плюс учетверённый квадрат отрезка, соединяющего середины диагоналей, то есть.
Доказательство:
Уже было отмечено что LPNQ – параллелограмм (см. доказательство следствия 2)
Поэтому по свойству параллелограмма Вариньона
1) ;
В последнем равенстве мы дважды воспользовались теоремой о средней линии треугольника (LP= АВ, как средняя линия треугольника АВС, LQ= CD, как средняя линия треугольника ВDC)
Аналогично для параллелограмма KPMQ имеем:
.
Кроме того, по свойству параллелограмма Вариньона,
Складывая первые два равенства и, учитывая последнее, получаем соотношение Эйлера:
│∙2
Что и требовалось доказать.
1.3.4. Следствие 4. (Теорема о бабочках).
Суммы площадей накрест лежащих четырехугольников, образованных пересечением бимедиан LN и KM выпуклого четырехугольника ABCD равны.
Доказательство.
1) ∆KBL ~ ∆ABC (по двум сторонам и углу между ними) ⇒
2) Аналогично: ∆DNM ~ ∆DAC
3)
4) ∙, ∙ , т.к. KO=OM
5) Аналогично:
6) Сложим получившиеся равенства, получаем:
Что и требовалось доказать.
Справедливость теоремы Вариньона не зависит от выпуклости четырёхугольника. Теорема Вариньона и следствие из неё остаются верными и для невыпуклого четырехугольника, и для самопересекающейся четырехугольной замкнутой ломаной.
2. Применение теоремы Вариньона.
2.1.Задачи из школьного курса геометрии
Я рассмотрел задачи, которые встречаются в школьном курсе геометрии. Решил их двумя способами: традиционным, опираясь на теоремы и следствия, изученные в разделе «Четырехугольники» нашего учебника и опираясь на рассмотренную теорему Вариньона и ее следствия.
Задача 1. (№ 55, стр. 90 из учебника А.В. Погорелова, М.: «Просвещение», 2014)
Докажите, что середины сторон четырехугольника являются вершинами параллелограмма.
Дано: ABCD – четырехугольник
AK=KB, BL=LC, CM=MD, AN=ND
Доказать:KLMN – параллелограмм
Доказательство:
1 способ
Проведем диагональ АС и рассмотрим треугольник АВС.
KL – средняя линия, следовательно KLIIAC, KL= AС.
Рассмотрим треугольник ADC, NM – средняя линия,
следовательно NMIIAC, NM = AC.
KLIIAC, NMIIAC, следовательно, KLIINM.
KL= AC, NM = AC, следовательно, KL=NM.
KLMN – параллелограмм (противоположные стороны равны и параллельны)
2 способ (с помощью параллелограмма Вариньона)
KLMN–параллелограмм Вариньона (по определению)
Что и требовалось доказать.
Задача 2. (№ 58, стр. 90 из учебника А.В. Погорелова, М.: «Просвещение», 2014)
Докажите, что
а) середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба. И наоборот, б) середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника.
Доказательство.
1 способ
AC – диагональ. EF - средняя линия треугольника ABC. KH – средняя линия треугольника ADC. Треугольники ABC и ADC равны по третьему признаку равенства треугольников (AB=DC, BC=DC, AC – общая сторона) => EF=KH. Также EF||KH (AC||EF, AC||KH) => EFKH- параллелограмм.
Аналогично EH=KF.
Так как ABCD – прямоугольник => AC=BD. => EF = KF = KH = EH => EFKH – ромб.
Что и требовалось доказать.
2 способ (с помощью параллелограмма Вариньона)
Диагонали прямоугольника равны, поэтому середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1.3.а);
Стороны прямоугольника перпендикулярны, поэтому бимедианы перпендикулярны, тогда середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1.3.б).
б) диагонали ромба перпендикулярны, поэтому середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника (см. следствие 1.2.а);
Стороны ромба равны, поэтому середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника (см. следствие 1.2.б).
Что и требовалось доказать.
Задача 3. (№ 57, стр. 90 из учебника А.В. Погорелова, М.: «Просвещение», 2014)
У четырехугольника диагонали равны a и b. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.
1способ
1) Т.к. AL =LB и AK =KD, LK – средняя линия ∆ABD
2) Т.к. BM=MC и DN =NC, NM – средняя линия ∆CBD
3) Т.к. AL =LB и BM=MC, ML – средняя линия ∆ABC
4) Т.к. DN=NC и AK =KD, KN – средняя линия ∆ADC
5) PKNML = KN + LM + KL +MN =
Ответ: a + b.
2 способ (с помощью параллелограмма Вариньона)
1) По теореме Вариньона KNML – параллелограмм.
2)KN= , KL=
3) PKNML = (KN + KL) ∙ 2 =
Ответ: a + b.
Задача 4. (№ 74, стр. 91 из учебника А.В. Погорелова, М.: «Просвещение», 2014)
1способ
Докажите, что любые две медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся в ней в отношении 2:1, считая от вершины.
Дано: ABC, AA1, BB1, СС1— медианы
Доказать:
Доказательство:
1) Пусть M — середина отрезка AO, N — середина BO
(то есть AM=OM, BN=ON).
2) Соединим точки M, N, A1 и B1 отрезками.
Тогда MN — средняя линия треугольника AOB и
3) Так как AA1 и BB1 — медианы треугольника ABC, точка A1- середина отрезка BC,
B1 — середина AC.
Следовательно, A 1B1 — средняя линия треугольника ABC и
4) Имеем:
Значит, четырёхугольник MNA1B1 — параллелограмм (по признаку).
По свойству диагоналей параллелограмма ON=OB1, OM=OA1
Таким образом,
из чего следует, что
2 способ (с помощью параллелограмма Вариньона)
Проведём две медианы AА1 и BВ1 треугольника ABC. Пусть О – точка их пересечения. Середины сторон невыпуклого четырехугольника АCBО – точки А1, В1, M и N– вершины параллелограмма, причем точкой пересечения его диагоналей А1M и В1N для этой конфигурации будет точка пересечения медиан – точка О. Итак, AM = MO = OА1 и BN = NO = OВ1, т.е. точка О делит каждую из медиан AА1 и BВ1 в отношении 2:1.
Аналогично доказывается для медианы, проведённой из вершины С.
Вывод:
Теорема Вариньона и следствия из нее позволяют решать задачи с наименьшими временными затратами.
На решение задачи традиционным способом затрачивается 15-20 минут, а зная теорему Вариньона и следствия из нее, доказательство сводится к одному-двум предложениям и занимает 1-2 минуты. При этом экономия времени на доказательство в среднем составляет 15 минут. Таким образом, освобождается время на выполнение домашнего задания по другим предметам. Кроме этого, повышается не только интерес к изучению данного предмета (геометрии), но и сам процесс работы приносит удовлетворение.
Я рассмотрел применение теоремы Вариньона и ее следствий к решению планиметрических задач повышенной трудности, взятых с различных математических конкурсов и олимпиад.
Задача 1.
Вершины четырехугольника являются серединами сторон ромба со стороной, равной 4, и углом . Определите вид четырехугольника и найдите его площадь.
Решение.
1)ABCD – ромб EFKH – прямоугольник (по следствию 2.а)
2)∙
3) ∙
Ответ: прямоугольник с площадью .
Задача 2.
Докажите, что площадь параллелограмма, образованного прямыми, проходящими через вершины выпуклого четырехугольника и параллельными его диагоналям, в два раза больше площади исходного четырехугольника.
Решение.
;
Так как AMOL, MONB, CKON, DKOL - параллелограммы, то
Отсюда получаем, что
что и требовалось доказать.
Задача 3.
Все стороны выпуклого четырехугольника площади 1 разделены на 2n равных частей, а затем точки деления на противоположных сторонах соединены так, чтобы получилась «косоугольная шахматная доска», состоящая из белых и черных «клеток» (см. рис. при n= 2). Доказать, что сумма площадей всех белых «клеток» равна сумме площадей всех черных «клеток».
Решение.
Из следствия 2 следует, что точки пересечения отрезков на этой доске делят каждый на равные части.
Тогда в любом «маленьком» четырехугольнике, куда входят ровно две белые и две черные клетки, выполняются условия теоремы о бабочках. Нужное равенство установлено.
что и требовалось доказать.
Задача 4. Докажите, что если диагонали четырехугольника равны, то его площадь равна произведению средних линий.
Дано: ABCD – четырехугольник; AC = BD Доказать: SABCD= KM*LN |
Доказательство:
Так как диагонали AC = BD, параллелограмм Вариньона KLMN является ромбом, площадь ромба равна половине произведения его диагоналей.
Что и требовалось доказать.
Задача 5. Докажите, что сумма квадратов диагоналей четырёхугольника в два раза больше суммы квадратов его средних линий.
Доказательство:
В параллелограмме Вариньона, как и в любом другом параллелограмме, сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон, т.е.
KM²+LN²=2(KL²+LM²)
Учитывая, что KL=AC и LM= BD
получим: KM2+LN2= (AC2+BD2).
Что и требовалось доказать.
Задача 6. Диагонали четырёхугольника ABCD равны d1 и d2, а средние линии равны между собой. Найдите площадь четырёхугольника.
Решение:
Из условия задачи следует, что в параллелограмме Вариньона диагонали KM и LN равны. Значит, KLMN – прямоугольник и SKLMN=d1d2, а с другой стороны, SKLMN=SABCD, следовательно, SABCD=d1d2.
Ответ: SABCD=d1d2.
Задача 7. Докажите, что площадь четырёхугольника равна произведению средней линии на одну из диагоналей и на синус угла между ними.
Доказательство:
необходимо доказать, что.
Треугольник KLN представляет собой половину параллелограмма Вариньона. (). Так как KL=1/2AC, то , значит, , а с другой стороны, (см. задачу 8), тогда .
Что и требовалось доказать.
Вывод: в математике самыми трудными являются геометрические задачи. Почти каждая из них нестандартна. Надо подумать, какие нужно сделать дополнительные построения, какими воспользоваться теоремами, при этом очень непросто из их огромного количества выбрать ту, которая наилучшим образом поможет в решении. Я убедился, что параллелограмм Вариньона – надёжный помощник в решении геометрических задач различной сложности,
Теорема Вариньона и ее следствия могут стать отличным помощником при решении задач на ОГЭ.
Задача 1.
Диагонали четырехугольника равны 4 и 5. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.
Решeние:
Стороны искомого четырехугольника являются сторонами параллелограмма Вариньона, периметр которого равен сумме диагоналей данного четырехугольника. Соответственно,
РKLMN = AC + BD = 4+5 = 9.
Ответ: 9.
Задача 2.
Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон выпуклого четырёхугольника, равны между собой. Найдите площадь четырёхугольника, если его диагонали равны 8 и 12.
Решение
Пусть K , L , M и N — середины сторон соответственно AD , BА , CВ и СD данного выпуклого четырёхугольника ABCD . Поскольку МL и КN — средние линии треугольников ABC и ADC , то МL || КN и МL = КN , значит, четырёхугольник KLMN — параллелограмм, а т.к. его диагонали KM и LN равны, то KLMN — прямоугольник. Стороны прямоугольника KLMN параллельны диагоналям AC и BD четырёхугольника
ABCD , поэтому диагонали четырёхугольника ABCD взаимно перпендикулярны. Следовательно,
S(ABCD) = AC· BD = · 8· 12 = 48.
Ответ: 48.
Задача 3.
Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон выпуклого четырёхугольника, взаимно перпендикулярны и равны 2 и 7. Найдите площадь четырёхугольника.
Решение
Пусть K , L , M и N — середины сторон соответственно AD , BА , CВ и СD данного выпуклого четырёхугольника ABCD . Значит, KLMN — параллелограмм (параллелограмм Вариньона), а т.к. его диагонали KM и LN перпендикулярны, то это ромб.
LN=2 , KM=7 .
Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей,
т.е. SKLMN= · 2· 7 = 7 .
Т.к. KLMN — параллелограмм Вариньона, то его площадь вдвое меньше площади четырехугольника ABCD.
SABCD=2SKLMN= 2· 7=14.
Ответ: 14.
Задача 4.
Диагонали равнобедренной трапеции взаимно перпендикулярны. Докажите, что средняя линия трапеции равна высоте.
Решение
Пусть M и N — середины оснований BC и AD равнобедренной трапеции ABCD , K и L — середины боковых сторон AB и CD. Тогда KMLN – параллелограмм.
Т.к. диагонали AC и BD перпендикулярны, то KMLN — прямоугольник. Значит, KL = MN, но KL — средняя линия трапеции, а MN — высота.
Что и требовалось доказать.
Заключение.
«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем», – сказал американский литератор Лоренс Питер.
Пьер Вариньон жил в 18 веке, но его теорема, позволяющая решать задачи быстро и красиво, актуальна в наши дни, так как позволяет рационально использовать время.
В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с
ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты:
Такие замечательные понятия, как бимедианы четырехугольника и теорема Вариньона не входят в программу по геометрии для средней школы. Однако при решении целого класса задач эти понятия позволяют легко получить решение, в то время когда традиционные подходы приводят к громоздким и утомительным преобразованиям.
Мне было интересно работать над данной темой, повысился мой интерес к предмету геометрия. Решение задач способствовало углублению и обогащению моих знаний по геометрии и развитию умений решать планиметрические задачи.
Я выступил со своей работой перед ребятами 8-11 классов нашей школы.
Мне хотелось, чтобы и они узнали об одной из красивейших задач геометрии – теореме Вариньона, которая помогает решить, что называется, в один присест, массу планиметрических задач, в том числе повышенной сложности и олимпиадных. Я увидел, что многим ребятам было интересно слушать меня.
Процесс работы по выбранной мною теме позволил заглянуть за пределы школьного учебника, провести поиск интересных задач. Данный материал можно использовать на уроках геометрии при повторении и обобщении материала в 9-х и 11-х классах, а так же на занятиях элективных курсов при подготовке к экзаменам.
. Цель работы считаю достигнутой.
На следующий год я поставил перед собой задачи найти теоремы, следствия, не рассматриваемые в учебниках, но помогающие рационально решать задачи, относящиеся к классу «Треугольники».
Список литературы:
Проказы старухи-зимы
Бабочка
Груз обид
Свадьба в Малиновке
Большое - маленькое