"Каков человек, такова и его речь", - считал Сократ. Благодаря общению мы познаем и узнаем окружающих нас людей, создаем атмосферу взаимопонимания, выражаем свое мнение по самым различным вопросам. Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Кроме того, речь - это и показатель принадлежности человека к какой-либо социальной или профессиональной группе.
Наша работа направлена на изучение речевого портрета врача и учителя на примере рассказов русской литературы. Цель работы: определить, какие особенности речевого поведения объединяют представителей профессий типа "Человек - человек", а именно врачей и учителей.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа обучающегося "Речевой портрет в профессии" | 207 КБ |
Межрайонный конкурс
проектных и исследовательских работ учащихся
«ОТКРЫТИЕ»
Секция: Филология
Тема: Речевой портрет представителей профессий типа «человек-человек» (на примере художественных произведений
Автор работы: Барабанова Ульяна Николаевна,
ученица 5 класс
МОУ «Ушаковская СОШ»
Руководитель: Краюшкина Ольга Владимировна,
педагог-психолог,
Новичкова Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Ушаковская СОШ»
2018
Аннотация
"Каков человек, такова и его речь", - считал Сократ. Благодаря общению мы познаем и узнаем окружающих нас людей, создаем атмосферу взаимопонимания, выражаем свое мнение по самым различным вопросам. Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Кроме того, речь - это и показатель принадлежности человека к какой-либо социальной или профессиональной группе.
Наша работа направлена на изучение речевого портрета врача и учителя на примере рассказов русской литературы. Цель работы: определить, какие особенности речевого поведения объединяют представителей профессий типа "Человек - человек", а именно врачей и учителей.
Методы исследования были выбраны следующие:
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. В мире профессий
Глава 2. Особенности речевого поведения врача и учителя в рассказах А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г.Распутина
2.1. Профессии ВРАЧ и УЧИТЕЛЬ в художественной литературе……...11
2.2. Особенности речевого поведения персонажей рассказов А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г.Распутина.
2.2.1. Речевой портрет - это……………………………………………………14
2.2.2. Речевой портрет персонажей рассказов А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г.Распутина……………………………………………..16
Заключение …………………………………………………………………….21
Список литературы и интернет-источников……………………………..22
Приложение……………………………………………………………………..23
Введение
"Каков человек, такова и его речь", - считал Сократ. В свое время великий древний ученый, обращаясь к своим ученикам, произносил: "Заговори, чтобы я тебя увидел". Мудрый и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению мы познаем и узнаем окружающих нас людей, создаем атмосферу взаимопонимания, выражаем свое мнение по самым различным вопросам.
Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Кроме того, речь - это и показатель принадлежности человека к какой-либо социальной или профессиональной группе.
Наша работа направлена на изучение речевого портрета врача и учителя на примере рассказов русской литературы.
Актуальность исследования. Сделать выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Поэтому к выбору профессии необходимо подходить очень серьезно, и кроме востребованности и престижности руководствоваться более важным фактором - профессиональным устремлением личности. Задумываться о своей судьбе, предназначении нужно с детства. Ушаковская средняя общеобразовательная школа является экспериментальной площадкой психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся в системе образования Федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования (ФИРО)". Руководителем пилотной площадки является Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организации методической поддержки программы.
Гипотеза исследования: речь представителей определенного типа профессии имеет ряд схожих черт и особенностей, отличающий ее от речи других людей.
Объектом исследования являются научные работы по данной теме, классификация типов профессий, анкеты учащихся.
Предмет исследования: речь персонажей художественных произведений А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г. Распутина.
Цель работы: определить, какие особенности речевого поведения объединяют представителей профессий типа "Человек - человек", а именно врачей и учителей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В соответствии с поставленными задачами были выбраны методы исследования:
Глава 1. В мире профессий.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает свое будущее.
Чтобы сделать свой выбор правильным, ученик должен определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; изучить содержание и условия труда в рамках интересующей профессии.
Психологическая классификация профессий (специальностей)
Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».
Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация.
Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова:
Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
Профессии этой группы: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод.
Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Профессии этой группы; инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др..
Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с животными и растениями. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.
Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор.
Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Профессии этой группы: экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед.
Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Профессии этой группы: художник, писатель, актер, режиссер, музыкант.
Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.
для выявления склонностей к определенным типам профессий.
Мы провели исследование в 5 классе МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» на предмет изучения, сколько человек уже выбрали свою будущую профессию, типа своей будущей профессии, насколько важна и интересна выбранная профессия и может ли она пригодится для развития Лотошинского муниципального района Московской области.
Всего в исследовании приняли участие 16 учащихся 5 класса.
Под руководством педагога-психолога и классного руководителя нами были составлены анкеты для изучения определения выбора профессии в классе, представляемого интереса, важности и необходимости для развития района. (см. приложение 1.)
На вопрос выбрали ли вы профессию положительно ответили 15 человек. Не выбрал 1 ученик.
Учащиеся указали, что в будущем хотят стать художником (1 человек), воспитателем (1 человек), учителем (2 человека), доктором (5 человек), фармацевтом (1 человек), спортсменом (1 человек), поваром (1 человек), химиком (1 человек), летчиком (1 человек), военным (1 человек), кинологом (1 человек), ядерщиком (1 человек).
Самая престижная профессия по мнению пятиклассников – певец, полицейский, военный, учитель, врач, химик.
Самая нужная профессия – врач, воспитатель, учитель, строитель, повар, ядерщик.
Профессии, которые принесут пользу в развитии Лотошинского района: врач, повар, спортсмен, воспитатель, художник, кинолог, механизатор, агроном, водитель, ветеринар, животновод, электрик, сварщик, парикмахер, продавец.
Вот выдержки из анкет, проведенных в 5 классе. «В будущем я буду лечить людей»; «Я смогу научить школьников красиво рисовать»; «Я буду воспитывать детей, заботиться о них»; «Я открою свой ресторан»; «Я буду защищать Родину».
Благодаря опроснику «Или-или» (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной) учащиеся получили начальное представление о классификации профессий и выявили свое отношение к пяти группам профессий. (см. приложение 2.)
Приведем результаты диагностики по методике «Или-или» в таблице. (У некоторых учащихся определился не один, а два профессиональных типа.)
Таблица «Результаты диагностики предпочтений профессионального типа учащимися 5 класса»
Типы профессий (По Е. А. Климову) | Количество выборов учащимися |
Человек – человек | 8 |
Человек – техника | 6 |
Человек – природа | 7 |
Человек – знак | 3 |
Человек – искусство | 6 |
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся сделали выбор всех пяти типов профессий. Однако предпочтение в классе отдано профессиям типа человек – человек и человек – природа.
Глава 2. Особенности речевого поведения врача и учителя в рассказах А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г.Распутина.
2.1. Профессии ВРАЧ и УЧИТЕЛЬ в художественной литературе.
Литература, как один из важнейших видов искусства, выступает своеобразной формой отражения жизни, чутко реагирует на изменения действительности. В произведениях русских писателей зачастую ярко представлены определенные профессиональные типы, содержащие в себе как субъективные, так и объективные характеристики профессии. Образы представителей самых гуманитарных профессий: врача и учителя - создали в своих произведениях многие русские писатели.
Образ профессии врача — один из наиболее часто встречаемых в русской литературе, при этом показаны разные типы этой профессии, что отражало социальную действительность и показывало значимость данной профессии. Персонажей-врачей создали на страницах своих произведений такие писатели, как А.П.Чехов, М.А.Булгаков, В.В.Вересаев и другие.
Одним из известных русских писателей-медиков второй половины 19 века, отразивших профессию врача в своем литературном творчестве был Антон Павлович Чехов. Благодаря своему собственному опыту уездного врача он впервые в русской литературе полно раскрыл образ медика, его подвижничество, его трагизм. Об этом нам рассказывают его произведения: "Попрыгунья", "Палата № 6", "Неприятность", "Хирургия". Именно последний упомянутый рассказ и был выбран нами для исследования. Главный герой рассказа " фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности". Несмотря на то, что Курятин не является врачом как таковым, этот персонаж все-таки интересен для нашего исследования, так как принадлежит к типу профессий "Человек - человек". Рассказ юмористический, и ситуация, описанная в нем, вызывает улыбку у читателя. Курятин, не знает толком, что и как делать с зубом дьячка Вонмигласова. Пытаясь удалить зуб, фельдшер делает все непрофессионально, при этом ведет заумные разговоры о хирурги, не имея представления, о чем говорит. Чехов высмеивает непрофессионализм главного героя, умело используя диалог персонажей.
Профессия врача широко отражена у такого замечательного писателя 20 века, как Михаил Афанасьевич Булгаков. Его литературная карьера началась в 1919 году, когда он отказался от места земского врача и полностью посвятил себя творчеству. Однако именно благодаря опыту, приобретенному в прифронтовых госпиталях, а затем в сельской больнице и сформировался Булгаков-писатель. Сборник рассказов "Записки юного врача" стал неким переходом от медицины к литературе. В сборник включены рассказы: "Морфий", "Вьюга", "Полотенце с петухом", "Тьма египетская", "Стальное горло" и другие. Главный герой - молодой врач, недавно еще студент, отправленные работать в деревню, где ему пришлось взять на себя руководство участком и всю ответственность за больных. Сначала, по причине отсутствия опыта, он страшно боится и переживает, затем он пересиливает свой страх, удачно проводит сложные операции. В рассказе "Стальное горло", взятом нами для исследовательской работы, врач делает трахеотомию маленькой девочке, больной дифтеритом. Главный герой решился на очень ответственный шаг - спасти пациента, проведя операцию, которую раньше никогда не делал. После успешной операции и выздоровления пациентки Лидки по деревням пошли слухи о том, что молодой доктор вместо настоящего горла вставил ей стальное.
Немало произведений русской литературы посвящено профессии "учитель". А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, А.П.Платонов, В.Г.Распутин и В.П.Астафьев, А.Алексин и другие. В своих произведениях писатели отвечают на вопросы: "Каким должен быть учитель, каково его предназначение?" Это человек, формирующий у детей социальную, нравственную готовность к жизни в обществе и профессиональной деятельности. Учительская профессия - одна из самых ответственных и благородных. В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика.
В рассказе Валентина Григорьевича Распутина учительница Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она сумела помочь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще на гроши, Лидия Михайловна стала всячески ему помогать. Она "присылала" ему продукты, и даже стала играть с учеником на деньги. После того как о поступке учительницы узнал директор, она повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав возможность мальчику учиться дальше. Лидия Михайловна - воплощение доброй, отзывчивой и благородной учительницы.
Таким образом, русская литература, безусловно, является одним из важных источников в изучении истории профессии. Литература создает одну из значимых сторон профессии, ее психологический образ, благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова.
2.2. Особенности речевого поведения персонажей рассказов А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г.Распутина.
2.2.1. Речевой портрет - это…
Каждое высказывание характеризует человека, мгновенно раскрывает его ум, характер, чувства, опыт.
Речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность, как считает С.В.Леорда.
Речевой портрет - набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для реализации определенных намерений и способов воздействия на слушающего.
Речевой портрет может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальный речевой портрет дает возможность судить о речевых характеристиках той или иной социальной группы. Коллективный речевой портрет позволяет обобщить явления, присущие определенному кругу людей, объединенных в национальном, возрастном, социальном, профессиональном плане. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа.
Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. При этом возможно описание не всех слоев языка, а какого-то отдельного уровня, в устной речи это чаще всего особенности фонетики и словоупотребления. В нашей работе исследуются, в первую очередь, лексика, употребляемая персонажами, так как в центре внимания художественное произведение.
Одним параметров описания речевого портрета является лексикон языковой личности - уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретный человек. При описании речевого портрета делается акцент на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Этикетные формулы, употребляемые человеком (персонажем), также являются важной частью речевого портрета, их знание означает высокую степень владения языком, является показателем культуры человека, а значит помогает определить принадлежность человека к той или иной социальной группе или профессии.
Речевой портрет персонажа
Большая роль в создании образа персонажа принадлежит речевому портрету, который характеризует речевую манеру персонажа. В речевой портрет входит манера речи, ее стилистическая окрашенность, характер лексики, построения предложений и т.п.
Любимые словечки персонажа, диалектизмы, жаргонизмы, особенность строений предложений, произношение создают яркий речевой портрет. Таким образом, речевой портрет может отражать эпоху, происхождение персонажа, его социальный статус, уровень интеллектуального развития, возраст, чувства, эмоциональное состояние и т.п.
2.2.2. Речевой портрет персонажей рассказов А.П.Чехова, М.А.Булгакова, В.Г.Распутина.
Фельдшер Курятин из рассказа Антона Павловича Чехова "Хирургия".
В основе сюжета - юмористическая ситуация: ввиду отсутствия врача, больной зуб пациента-дьячка пытается удалить неопытный фельдшер. Герои рассказа - фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Так как рассказ представляет собой небольшую бытовую сценку, одним из главных средств характеристики героев является их речь. Она говорит об их профессии, образовании, характере. Для нашего исследования, в первую очередь, интерес представляет то, что фельдшер Курятин относится к типу профессий "Человек - человек". Курятин необразован, он, скорее всего, копирует речевое поведение врача, который отсутствует в данное время. Фельдшер, как и все врачи на приеме обращается к пациенту: "С чем пожаловали?", "Садитесь… Раскройте рот!". Он также вводит в свою речь медицинские термины: "Хирургия…", "Тракцию сделать по вертикальной оси…", "…зубы разные бывают…". Но, тем не менее, автор показывает, что фельдшер только изображает из себя опытного врача, в медицине Курятин совершенно не разбирается. "Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки...", "Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как". Герой смешивает различные речевые стили (просторечие, литературный язык и профессионализмы). Среди частей речи наиболее употребительными являются существительные (медицинские термины) и глаголы (раскройте, рвать).
Молодой врач из рассказа Михаила Афанасьевича Булгакова "Стальное горло".
На прием к доктору попадает девочка Лидка, больная дифтерией. Врачу предстоит впервые сделать трахеотомию, которую он, неопытный, все же проводит успешно. Перед нами персонаж, являющийся настоящим врачом, получившим специальное медицинское образование. Медицинские термины он вводит уместно ситуации. При постановке диагноза: "Дифтерийный круп", "Камфару впрысните", " Стерилизуйте немедленно нож, ножницы, крючки, зонд!", "…операция", "В операционную их не пускать".
В речи доктора не слышится особая вежливость по отношению к пациентам, т.е. к родственникам больной девочки. Свой разговор врач начинает не с приветствия, а сразу с вопроса: "Сколько дней девочка больна?". Это объясняется тем, что врач сразу увидел и оценил состояние девочки, понял, что она может умереть, нельзя терять ни минуты, именно поэтому он сразу приступил к опросу. Это характеризует персонажа как наблюдательного и достаточно опытного доктора.
К особенностям речи данного персонажа можно отнести и своеобразие синтаксиса. Предложения короткие, часто нераспространенные, неполные.
— Дифтерийный круп, — сквозь зубы сказал я фельдшеру…
— Помрет, — негромко и твердо сказал я…
— Вот что, — сказал я, удивляясь собственному спокойствию, — дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного, — операции…
— Крючки! — сипло бросил я…
— Будь поспокойнее. Жива. Будет, надеюсь, жива…
Речь героя немногословна, лаконична, каждое произнесенное слово - "по делу". Часто употребляет существительные (медицинские термины), глаголы. Употребление кратких прилагательных в речи персонажа говорит о его образованности и общей культуре.
Язык доктора понятен малограмотным матери девочки и бабки. Он доступно и убедительно объясняет им, что необходимо сделать для спасения Лидки. " Девочка задыхается, горло ей уже забило", "Нужно будет горло разрезать пониже и серебряную трубку вставить, дать девочке возможность дышать, тогда, может быть, спасем ее".
Врач пытается (вопреки своему внутреннему голосу), чувствуя свое истинное призвание, убедить родственников в необходимости операции. "Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют". Побудительные предложения в речи врача направлены на цель спасения пациента.
Лидия Михайловна, учительница французского языка из рассказа Валентина Григорьевича Распутина "Уроки французского".
Лидия Михайловна - одна из главных героинь рассказа, она является учительницей французского языка и классным руководителем главного героя. Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет, но и следит за жизнью своих учеников. Учительница на правах классного руководителя всегда интересовалась тем, что с ними происходит. Она пыталась помочь мальчику: сначала отправила ему посылку с макаронами и гематогеном, а потом, узнав, что ученик голодает и играет на деньги, чтобы купить молока, Лидия Михайловна хитрым способом придумала играть с ним на деньги. На выигранные у учительницы деньги мальчик мог снова покупать себе молоко.
Произносительная манера речи Лидии Михайловны направлена на поддержание диалога со своими учениками. " И что случилось?", "Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?", "Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?", "Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?". В ее речи много вопросительных предложений, она пытается выяснить все, что ее интересует, поэтому так обстоятельно расспрашивает. Это характеризует героиню как внимательного, ответственного и высокопрофессионального человека.
Именно учителя в речи Лидии Михайловны отличают такие слова: "Иди отвечать", "Придется с тобой заниматься отдельно", "После уроков останешься".
Речь Лидии Михайловны разнообразна, она использует слова всех частей речи, что свидетельствует о ее высоком уровне образования. Однако в общении с учениками учительница не использует заумных слов и выражений. Наоборот, в ее лексиконе присутствуют просторечные словечки: " Кто знал, что можно попасться на макаронах?", "Ем-то помаленьку", "Не считово", "Понарошке". Да и манера общения ее иронична, полусерьезна, полушутлива: " Сегодня среди нас есть раненые", " Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое, — не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия Михайловна. — Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать". Рассказывая мальчику о своей жизни, Лидия Михайловна простым и доступным языком доносит серьезные мысли: " Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. — Она встряхнулась и сразу повеселела. — А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком".
В каждой фразе этой героини чувствуется уважение к собеседнику, будь то ученик ("Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись") или директор ("Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда".)
Всех трех персонажей объединяет необходимость работать с людьми, налаживать с ними речевое общение. Врач должен интересоваться состоянием здоровья своих пациентов, учитель - жизнью учеников, поэтому в речи представителей этих профессий присутствуют вопросительные предложения. Побудительные предложения необходимы для выполнения своей профессиональной деятельности, ведь врач и учитель, в какой-то степени, руководят больными и учащимися. Речь учителя и врача чаще всего является образцом литературного языка (за исключением образа Курятина, который является антипримером). Речь учителя, как мы видим, богаче, ярче и разнообразней. Ведь учитель должен объяснять что-то ученику, а врач тратит драгоценное время на лечение пациента, а не на разговоры. Кроме того, представители профессии "врач" чаще используют профессионализмы, чем учитель.
Заключение
Проведя исследование, мы смогли сделать следующие выводы.
Выделено 5 типов профессий: ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК – ЗНАК, ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА, ЧЕЛОВЕК – ИСКУССТВО.
Среди учащихся 5 класса МОУ «Ушаковская СОШ» наибольшее предпочтение отдается профессиям типа «Человек – человек» и «Человек – природа».
Гипотеза, заявленная в начале работы, частично доказана. Представителей профессий типа "Человек - человек" отличают некоторые речевые особенности.
Данная работа может быть использована на классных часах и занятиях по профессиональному самоопределению учащихся. Мы планируем продолжить составление речевых портретов представителей разных профессий не только персонажей художественной литературы, но и на примерах реальных людей.
Список литературы
Приложение 1
Анкета для учащихся «В мире профессий»
Уважаемые ученики! Просим Вас принять участие в анкетировании. Пожалуйста, ответьте на представленные вопросы и выполните задания.
____________________________________________________________
легкую, спокойную, но с небольшим заработком;
трудную, но с высоким заработком.
Отметьте верный, на ваш взгляд, ответ галочкой.
Методика «Незаконченные предложения
Уважаемые ученики! Пожалуйста, закончите предложения:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
потому что___________________________________________________
потому что___________________________________________________
Анкета для учащихся «Профессия, необходимая нашему району»
Уважаемые ученики! Просим Вас принять участие в анкетировании. Пожалуйста, ответьте на вопросы и выполните задания.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
«ИЛИ-ИЛИ» (модификация методики Е. А. Климова)
Инструкция
Прочитайте пары высказываний и выберите то, что вам больше нравится. В скобках указан его код. Найдите его в бланке и отметьте.
№ | Ч | Т | П | З | И |
1 | 1а | 2а | 2б | 1б | |
2 | 3а | 3б | 4а | 4б | |
3 | 5а | 5б | 6а | 6б | |
4 | 7а | 8а | 7б | 8б | |
5 | 9а | 10а | 9б | 10б | |
6 | 11а | 12а | 12б | 11б | |
7 | 13а | 13б | 14а | 14б | |
8 | 15а | 15б | 16а | 16б | |
9 | 17а | 18а | 18б | 17б | |
10 | 19а | 20а | 20б | 19б | |
1. Объяснять одноклассникам учебный материал (1а) или чертить схемы, таблицы (2б)
Ремонтировать машины (2а) или ухаживать за животными (2б)
2. Рекламировать товары (3а) или заниматься мелким домашним ремонтом (3б)
Следить за развитием растений (4а) или иллюстрировать книги (4б)
3. Воспитывать детей (5а) или дрессировать животных (5б)
Исправлять ошибки в текстах (6а) или писать отзыв о фильме, концерте (6б)
4. Обслуживать покупателей (7а) или просчитывать прибыльность бизнеса (7б)
Управлять транспортом (8а) или играть на музыкальных инструментах (8б)
5. Изучать устройство различных механизмов (9а) или переводить тексты с одного языка на другой (9б)
Лечить животных (10а) или сочинять рассказы о животных, рисовать их (10б)
6. Улаживать конфликты между людьми (11а) или приводить в порядок документацию (11б)
Конструировать машины (12а) или создавать новые сорта растений (12б)
7. Оказывать людям медицинскую помощь (13а) или проектировать медицинскую технику (13б)
Посещать зоопарки, ботанические сады (14а) или театры, музеи (14б)
8. Вести прием пациентов (15а) или проводить лабораторные исследования (15б)
Составлять отчеты (16а) или писать стихи, рассказы (16б)
9. Заниматься организацией мероприятий (17а) или выступать на сцене (17б)
Строить здания (18а) или разрабатывать его проект (18б)
10. Бывать на технических выставках (19а) или на художественных выставках (19б)
Изучать природные явления (20а) или составлять компьютерные программы (20б)
Обработка результатов
Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.
6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;
3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;
0-2 балла – слабый интерес к предмету труда.
Как я избавился от обидчивости
Прощание с летом
Валентин Берестов. Аист и соловей
Весёлые польки для детей
Марши для детей в классической музыке